Получи документы

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Вулканы»

Эльвира Назмиева
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Вулканы»

МБДОУ №1 «Олимпик»

Конспект НОД

по познавательно-исследовательской деятельности

в подготовительной группе

на тему «Вулканы».

Выполнила:

воспитатель

Назмиева Э. З.

Ульяновск 2024

Цель:

Познакомить детей с природным явлением – вулканом.

Задачи:

Обучающие:

познакомить детей с образованием гор и природным явлением - извержение вулканов; сформировать представления о типах вулканов;

Публикация «Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности „Вулканы“» размещена в разделах

– формировать у детей умение делать умозаключения и поощрять их за самостоятельное формулирование выводов по итогам беседы, эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;

– закладывать основы экологической культуры личности (поведение в природной среде).

Развивающие:

– развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества (целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность).

Словарная работа:

Вулкан;

• Кратер;

• Жерло;

• Магма;

• Лава;

• Пемза.

Материалы и оборудования:

Макет вулкана; картинки гор, вулканов; ноутбук (презентация, аудиозапись); пемза, камни; посылка.

Для опыта: пластиковые тарелки, пластиковые бутылочки, стаканчики с водой, заранее изготовленные картонные конусы, любая красная пищевая краска, сода, моющее средство, фартуки, нарукавники, салфетки, пипетки, ложки (на каждого ребенка и воспитателю, лимонная кислота (воспитателю).

Предварительная работа: изучение камней, чтение деткой энциклопедии «Почемучек», изготовление конуса из картона, изготовление макета вулкана, рассматривание картинок гор, повторение детьми техники безопасности при проведении опытов.

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я рада встрече с вами. Давайте улыбнё мся друг другу и проведем упражнение:

Собрались все дети в круг

Ты – мой друг и я твой друг!

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Стук в дверь. На пороге стоит почтальон (переодетый взрослый) и держит посылку.

Почтальон: Здравствуйте, это группа № 12? Вам посылка от Старика Хоттабыча.

Воспитатель: Спасибо. (Почтальон уходит)

Воспитатель: Ребята, а давайте посмотрим, что в посылке. Ой, в посылке письмо и какой-то предмет. Начнем с письма, прочтем его.

«Дорогие ребята 12 группы! Это пишет Вам Старик Хоттабыч. Я много знаю и много видел, летал за моря и леса. Мне поведали, что в группе номер 12 «Футбик» очень умные ребята. Хочу в этом убедиться и поэтому высылаю вам очень интересное задание, с котором, я уверен, вы справитесь. В посылке находится предмет: ваша задача узнать, что это за предмет, где и как его добывают. Так же высылаю вам подсказку: картинку, у которой с обратной стороны загадка. Ответ присылайте письмом, обратный адрес указал. Желаю Вам удачи! Ваш Старик Хоттабыч»

Воспитатель: Да, озадачил нас Хоттабыч, но я думаю, мы справимся с заданием и докажем, что мы сообразительные и умненькие ребята. Правда?

Дети: Да

Воспитатель: Вот и предмет, о котором говорит старик, похож на камень. Что-то он напоминает, но не могу вспомнить. Может, ребята, вы знаете? Может у кого-нибудь дома есть такой предмет? Для чего он нужен? (ответы, рассуждения детей).

Воспитатель: Да, ребята, совершенно верно, этот камень напоминает пемзу, которую мы традиционно используем в качестве терок для очищения кожи пяток и стоп. Вот и картинка. Ребята, что на ней изображено?

Дети: Горы.

Воспитатель: Так, а вот и загадка с обратной стороны. Давайте, отгадаем ее:

Ото сна гора проснулась,

Забурлила, закипела.

И из шапки вверх взметнулось,

Много дыма, сажи, пепла.

Лаву льёт, как мёд, густую.

Как назвать гору такую?

(Вулкан)

Воспитатель: Ничего не понимаю, причем здесь вулкан, гора и как он связан с нашим камнем-пемзой? (рассуждения детей). Мне кажется, мы только еще больше запутались. Я предлагаю, отправиться в поход-путешествие к горам и разузнать все. Вы со мной? (ответы детей)

Воспитатель: Ну что пошли! (Включается аудиозапись природы)

Физкультминутка:

Мы готовы для похода.

Поднимаем выше ноги.

По дороге мы идем.

Не спешим, не отстаем.

Руки за спину кладем

И по бревнышку идем.

Вот куда-то мы забрались

Где мы с вами оказались?

(Изображения гор на магнитной доске).

Воспитатель: Я предлагаю отдохнуть и устроить привал. Посмотрите, ребята, как вокруг красиво! Какие высокие, величественные горы. А что такое горы?

Дети: Горы - это высокие участки Земли.

Воспитатель: А из чего состоят горы?

Дети: Из камней.

Воспитатель: Вы уже знаете, что горы имеют свое строение. Как называется верх горы?

Дети: Вершина.

Воспитатель: Какие бывают вершины?

Дети: Острые, куполообразные.

Воспитатель: Молодцы! А еще у горы есть бок, который называется?

Дети: Склон.

Воспитатель: Еще что есть у горы?

Дети: Подножие основание.

Воспитатель: А что вы видите на вершинах гор?

Дети: Это снег!

Воспитатель: А почему на горах снег?

Дети: Потому что наверху очень холодно!

Воспитатель: Вы совершенно правы! Там, действительно, очень холодно. Какие горы бывают?

Дети: Горы высокие, низкие, средние, широкие, узкие. У одних верхушки острые, а у других как – будто срезанные, пологие, крутые, белоснежные.

Воспитатель: А кто-то знает, откуда горы взялись? Вспомните, как называется наружный слой земли.

Дети: Земная кора.

Воспитатель: Она никогда не бывает в покое: то вздрагивает, растрескивается, то опускается, то собирается складками. Это мы с вами попробуем показать. Для этого мы проведем практический эксперимент с ладошками.

Практический эксперимент:

Воспитатель: Представьте, что наши ладони, это каменные пласты, из которых состоит земля. Эти пласты постоянно двигаются, но очень медленно. Подвигаем ладонями, что происходит? А вот места, где большие плиты отходят друг с другом, что получилось – углубление, впадина, а вот одна плита находит на другую, на них ещё, ещё, что получилось? (Горы).

Вывод: горы образуются смещением плит.

На Земле, ребята, есть и необычные горы. Когда они спят, то почти ничем не отличаются от других гор. Но иногда эти горы «просыпаются».

Я черный страшный великан

Что делать мне - решаю сам

Могу я спать, могу рычать,

Огонь и пепел извергать,

А ну, попробуй угадать-

Как же меня звать?

(Вулкан)

Воспитатель: Я предлагаю продолжить наше путешествие, и отправится к вулкану, я думаю, там мы найдем ответ на наш вопрос. (Включается аудиозапись природы)

Физкультминутка.

По дорожке мы шагаем

И ворон мы не считаем,

Смело, мы идём вперёд,

Где вулкан уже нас ждёт.

Когда в гости мы пришли

Можно крикнуть 1, 2, 3.

Воспитатель: Вот мы и пришли в гости к вулкану. Устроим ещё один привал. (Дети садятся на стулья, напротив экрана).

(Презентация «Огнедышащие горы», просмотр слайдов сопровождается пояснением педагога)

Воспитатель: Вулкан на вид - обычная гора, с отверстием или трещиной, внутри которой есть очень горячая жидкость – магма, (слайд 1) пока магма живет в домике, вулкан считается спящим. (Слайд 2)

Посмотрите, какой формы вулкан, на что похож?

Дети: На конус, пирамиду.

Воспитатель: А на что похоже верхняя часть?

Дети: На большую яму, воронку.

Воспитатель: Она называется кратер. (Слайд 3)

Воспитатель: Ребята, а почему такие горы называют вулканами (рассуждения детей). В древности люди не знали, что происходит на самом деле и придумали легенду:

«Жил на свете бог по имени Вулкан и нравилось ему кузнечное дело – стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в печи. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. С тех пор люди все огнедышащие горы стали называть «вулканами». «Вулкан работает» – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места».

Воспитатель: (Слайд 4) А вот действующий вулкан, при извержении он окутывается дымом, звучат взрывы, а из кратера по склонам течет настоящий огненный поток – лава (слайд 5). Лава – это расплавленные, очень горячие камни. Она течет вниз по склону и вытекает очень- очень далеко от вулкана.

По пути она сжигает траву и деревья, уничтожает все живое и неживое, превращая в пепел (Слайд 6). Когда лава утечет далеко от вулкана, она застывает и превращается в камни. (Слайд 7) А уже из этого камня на специальных фабриках изготавливают вот такие маленькие аккуратненькие предметы-пемзы. (Слайд 8). Ребята, откуда появилась пемза?

Дети: Из вулканической лавы.

Воспитатель: (слайд 9) Благодаря вулканам образуются горные породы, из которых состоит земная кора. Вулканы, как лифты, поднимают на поверхность много полезных веществ. Из вулканической пыли делают лекарства, удобрения, очистители для воды. Из затвердевшей лавы строят дома. А еще вулканы доставляют нам из земных недр углерод, азот и другие газы, без которых жизнь на Земле невозможна.

В настоящее время ученые наблюдают за вулканами, и свои наблюдения снимают на видеокамеру.

Воспитатель: Теперь прошу подойти к макету вулкана в разрезе и посмотреть еще раз на кратер, который расположен сверху, жерло - внутри, магму – снизу.

(Включается аудиозапись извержения вулкана)

Воспитатель: Пора нам уходить. А чтобы ближе и безопасно посмотреть, как оживает спящий вулкан и начинает извергаться, мы продолжим наше путешествие в лабораторию.

Опыт:

Воспитатель: Перед тем, как мы приступим к опыту, нам необходимо повторить правила безопасности.

Дети:

1. Ничего не брать в рот

2. Использовать в работе салфетки

3. Работать в фартуке и нарукавниках

4. Выполнять все строго по инструкции воспитателя

Воспитатель: Нам для опыта понадобиться, заранее изготовленный вулканы, в которых пластиковая тарелочка – это Земная поверхность, пластиковый бутылочка - жерло вулкана, конус из картона - основание вулкана. Какой получился у нас вулкан? (Спящий). Так же вода, которая находится уже в жерле вулкана, пищевой краситель, сода, моющее средство, лимонная кислота, палочка для перемешивания, пипетка)

Воспитатель: Сейчас вы разбудите спящий вулкан. Смесь вы приготовите сами. (1 ч. л. пищевого красителя добавляем в воду (жерло, перемешиваем, затем добавляем пипеткой моющее средство, 2 ст. л. соды).

Дети проводят опыт по извержению вулкана.

Воспитатель добавляет лимонную кислоту в приготовленные смеси.

Воспитатель: посмотрите, наш вулкан оживает (аудиозапись извержения вулкана). Что произошло с нашим вулканом? Что вытекло из жерла вулкана?

Дети: извержение вулкана. Лава.

Воспитатель: Обратите внимание, «лава» спокойно изливается на поверхность, на воздухе она остывает и затвердевает. А как мы ранее обговаривали, из кусочков застывшей лавы получаются камни с «пузырьками», из которых потом изготавливают пемзу. (одно из применений)

Воспитатель: Почему в пемзе дырочки? Что в них содержится? Как они образовываются? Что легче: пемза или камень?

Дети: Содержится воздух. Лава бурлила и кипела и так застыла.

Воспитатель: А чтобы вам доказать, что в пузырьках содержится воздух и пемза легче, чем обычный камень, я погружу пемзу и камень в таз с водой. Что произошло, ребята?

Дети: камень утонул, а пемза всплыла.

Воспитатель: Я думаю, мы получили ответы на поставленные Стариком Хоттабычем вопросы, пора отправляться домой. И чтобы нам вернуться с путешествия побыстрее, полетим мы на самолете. Приготовились к полету.

Физкультминутка

В полет отправляют самолет,

Правое крыло – вперед,

Левое крыло – вперед,

Полетел наш самолет!

Воспитатель: Вот мы и группе. Где моя ручка и конверт. Будем писать письмо, где обязательно напишем все, что узнали сегодня: что такое вулкан? (ответы детей, как называется яма расположенная вместо вершины горы? Как называется огненная река, которая вытекает из кратера вулкана, и расскажем, как получается пемза и для чего она нужна, обязательно укажем пользу этого природного явления.

Воспитатель пишет под диктовку письмо и отправляет Хоттабычу.

Публикации по теме:

Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми 4–5 лет «Водяная мельница»Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми 4–5 лет «Водяная мельница» Цель: формирование у детей познавательной активности и исследовательских навыков, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие с профессором Любознайкиным»Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие с профессором Любознайкиным» Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие с профессором Любознайкиным»(старший дошкольный возраст 5-6 лет) Цель:.

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в младшей группе «Знакомство с воздухом»Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в младшей группе «Знакомство с воздухом» Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в младшей группе №1 «Солнышко» Тема: «Знакомство с воздухом» Цель: формировать.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Шпионские штучки»Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Шпионские штучки» .

Автор публикации:
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Вулканы»
Опубликовано: 18 марта 2024 в 21:00
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД