Светлана Воронцова
Конспект НОД по познавательному развитию с детьми старшей группы «Морское путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности (кружковая работа) с детьми общеразвивающей старшей группы «Морское путешествие»
Цель: развитие интеллектуальных и творческих способностей детей через игровую деятельность с использованием игр В. В. Воскобовича, логических Блоков Дьенеша, математического планшета «Школа интересных наук».
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию с детьми старшей группы „Морское путешествие“» размещена в разделах
1. В игре с корабликом «Плюх-плюх» продолжать формировать математические представления о высоте предметов, пространственных представлениях, количественном и порядковом счете.
2. Учить детей конструировать заданную форму, складывать забавные фигурки из игры В. Воскобовича «Волшебный квадрат».
3. Закрепить знание цифр, умение решать логические задачи, проблемные ситуации.
4. Продолжать учить «Читать» карточки – символы с отрицанием, подбирать в соответствии с ними фигуру. Обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем).
5. Упражнять детей в определении геометрических фигур на основе словесного и зрительного восприятия.
Развивающие :
1. Развивать психологические процессы: внимание, память, воображение, логическое мышление через игровую деятельность.
2. Развивать умения выявлять свойства предметов, называть их, обобщать объекты по их свойствам, обосновывать свои рассуждения.
3. Развивать умение анализировать, «читать схему», кодировать и декодировать информацию, по знакам, символам выбирать нужные блоки.
4. Развивать пространственную ориентацию на плоскости.
Воспитательные:
1. Воспитывать стремление к достижению поставленной цели, умение работать в коллективе.
2. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к персонажам, желание помочь попавшим в беду.
Предварительная работа:
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально - коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие.
1. Организационный этап.
Дети входят в группу, здороваются с гостями и друг другу улыбаются.
2. Мотивационный этап. Чтение письма от Малыша Гео.
3. Практический этап.
• Игровое упражнение «Построй лодочку»;
• Игровое упражнение: «Волшебный мешочек»;
• Физ. минутка «Море»;
• Игровое упражнение «Спасение морских обитателей»;
• Игровое упражнение: «Изобрази геометрические фигуры»;
• Игровое упражнение «Очисть море от мусора»;
4. Рефлексивный этап. Итог НОД.
Пособия и материалы: мультимедиа презентация, показ иллюстративного материала (письмо Малыша Гео, «Квадрат Воскобовича», «Кораблик Плюх-Плюх», «Логические Блоки Дьенеша», математический планшет «Школа интересных наук», «Волшебная восьмерка», карта-таблица для классификации блоков с условными обозначениями, персонажи «Малыш Гео», «Незримка Всюсь», «Гусь-капитан и Лягушки моряки».
Ход занятия:
Приветствие: Ребята, сегодня у нас гости. Давайте с ними поздороваемся.
Здравствуй солнце золотое!
Здравствуй, море голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, милый тополёк.
Воспитатель:
Ребята, сегодня я получила странное послание. Предлагаю вам посмотреть, может, вы догадаетесь, от кого оно и что значит? (Предлагаю вниманию детей конверт, в который вложена фотография Малыша Гео на острове в открытом море. С обратной стороны – письмо.).
Дети: рассматривают изображение, высказывают свои предположения.
Воспитатель: (читает) «Дорогие друзья! Я живу в Фиолетовом лесу. Мы с моими друзьями помогаем ребятам получать новые знания с помощью Большого Плода Знаний. Но вчера на наш лес налетел ураган, сорвал все лепестки с Большого Плода Знаний и разметал их по всей округе. Ребята, помо
гите, пожалуйста, собрать потерянные лепестки и принести их в Фиолетовый лес. Но будьте осторожны, на пути вам могут повстречаться очень трудные испытания. Чтобы вы не заблудились в пути, посылаю вам карту. Ещё даю одну чешуйку Знаний. Жду вас в Фиолетовом лесу!»
Ребята, поможем Малышу Гео и его друзьям собрать золотые чешуйки Большого Плода Знаний?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда отправляемся в путь! Давайте в дорогу возьмём Волшебный квадрат, ведь он умеет превращаться в разные полезные вещи. А это нам пригодится в пути. Посмотрим на карту, что у нас впереди?
Дети: Море.
Воспитатель: Как же мы сможем добраться до Малыша Гео?
Дети: Дети: на корабле, на лодке, на яхте….
Воспитатель: Отличная идея! Отправимся в путешествие на лодке. Но для этого нам нужно ее смастерить. Возьмите волшебные квадраты, поверните ромбом. Теперь загните с левой и правой стороны углы. Сложите квадраты пополам. Что у нас получилось? (Показ схемы)
Дети конструируют лодочку (самостоятельно или по схеме).
Воспитатель: Молодцы. Все справились с заданием. Теперь необходимо подготовить корабль к отплытию. Упражнение «Заправка топливом». Счет в прямом порядке. «Проверяем баки с топливом». (Проверим бак, который находится между 2 и 4; 3 и 5; 5 и 7).
Воспитатель: Все в порядке. Прошу вас пройти на борт корабля. (Дети садятся на корабль, построенный из стульев).
Воспитатель: До отправления осталось 10 минут. Начинаем обратный отсчет. Счет в обратном порядке.
Муз. сопровождение «Море, море…» Ю. Антонов
Чтобы нам не было скучно во время путешествия, предлагаю вам разминку для ума.
«Реши задачку». 1. Жил в реке один налим.
Два ерша дружили с ним.
Прилетали к ним три утки по четыре раза в сутки. И учили их считать 1,2,3,4,5.
2. Сеть тяну, рыбу ловлю. Попало немало: два окунька, три карася, один ершок и того в горшок. Уху свар., всех угощу. Сколько рыб я сварю?
3. Море широкое, а ручей –
4. Восемь храбрых малышей переходят вброд ручей.
Один отстал: «Домой хочу». Сколько их пришло к ручью?
Воспитатель: Гусь –капитан и его команда лягушки –матросы помогут нам добраться до острова.
Отважный кораблик
Плывет в океан.
Лягушки-матросы,
А Гусь-капитан.
Лягушки забыв
Про усталость и скуку,
В пути изучают
Морскую науку…
-Мачты по высоте называют так: низкая, высокая, средняя, ниже средней, выше средней. Сколько всего мачт? (дети считают, 5)
Гусь-капитан дает команду
-Сколько всего мачт на кораблике?
-Сколько всего флажков на самой высокой мачте?
-Флажков какого цвета больше всего? какого цвета - меньше всего?
-Покажите самую высокую мачту, самую низкую?
Молодцы! Справились со всеми заданиями.
-Лево руля! (Поверните рули (руки) налево (направо) от себя)
-Мы плывем все дальше и дальше, навстречу новым приключениям. Молодцы!
Физкультурная минутка: "Море"
Море очень широко,
(Дети широко разводят руки в сторону.)
Море очень глубоко.
(Приседают, коснувшись руками пола.)
Рыбки там живут, друзья,
(Выполняют движение «Рыбка».)
А вот воду пить - нельзя.
(Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)
К морю быстро мы спустились.
Наклонились и умылись.
А потом поплыли дружно:
Обеими руками – РАЗ! Это – брасс!
Одной рукой. Потом другой. Это – кроль!
Все как один!
Плывем мы как дельфин!
Звучит музыка дельфинов.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, прямо по курсу что-то виднеется. Что это?
Дети: Остров.
Воспитатель: Это же «Остров спасения».
На слайде - Перед островом появляется китёнок.
Китенок: Здравствуйте, ребята! Меня зовут китёнок. Я живу в этом море и охраняю «Остров спасения морских обитателей». А что привело вас сюда?
Дети: Здравствуй, китенок! Мы спешим на помощь Малышу Гео. Нам надо помочь ему собрать недостающие чешуйки Большого Плода Знаний. Их всюду разметал ураган.
Китенок: У меня есть одна из чешуек Большого Плода Знаний, но я отдам её вам, если вы справитесь с моими заданиями. Не боитесь трудностей?
Дети: Нет!
Звуки дельфинов (аудио)
Воспитатель: Эти звуки просьбы о помощи. Как вы думаете, что произошло с морскими обитателями?
Дети: Ответы детей. Воспитатель: Ребята, вы правы. Моря загрязнены. Морским обитателям грозит опасность. Предлагаю убрать мусор. Перед вами два утилизатора - синий и желтый, положите в синий утилизатор все большие фигуры, а в желтый - все красные фигуры, но не забывайте, что у двух утилизаторов есть пересечение. Скажите, какой мусор мы положим в их пересечение.
Дети: в пересечение мы положим большие красные фигуры (блоки Дьенеша)
Игровое упражнение «Очистить море» (с блоками Дьенеша)
Китенок: Молодцы, ребята! Все справились с моими заданиями. Вы действительно заслужили золотую чешуйку Большого Плода Знаний, и я с удовольствием отдаю её вам. Сейчас мне пора уплывать, до свидания, ребята. Буду рад видеть вас на острове снова!
Дети: До свидания, китенок!
Дети садятся на стульчики в «корабле» и плывут дальше.
Воспитатель: Ребята, дельфины и морские обитатели очень рады, что вы поняли их зов и пришли на помощь. Ну что ж, нам пора продолжать свой путь.
Воспитатель: Прямо по курсу еще один остров.
(На экране появляется Паук Юк).
Паук Юк: Здравствуйте, вы сможете пройти дальше только, распутав мою паутину. В ней вплетены геометрические фигуры. Найдите их и изобразите на Математическом планшете. Тогда я вас пропущу.
Воспитатель предлагает детям перейти за столы с планшетами.
Воспитатель: Давайте внимательно рассмотрим паутину. Какие фигуры вы видите? Возьмите волшебные резиночки и математические планшеты. Вспомните правила безопасности. С помощью резинки и гвоздиков изобразите те фигуры, которые вы увидели. Все справились? Сейчас проверим, поднимите планшеты. Молодцы, вы очень внимательны.
Паук Юк: Можете проходить дальше. Вот вам еще одна чешуйка Плода Знаний.
Воспитатель: Смотрите, а вот и наш Малыш Гео. Мы его нашли.
Малыш Гео: Здравствуйте, ребята! Как я рад вас видеть!
Воспитатель: Здравствуй, Малыш Гео! Мы с ребятами получили твоё письмо, прошли все испытания и собрали недостающие чешуйки Большого Плода Знаний. Только мы не знаем, все ли чешуйки мы нашли?
Малыш Гео: Спасибо вам, ребята, за помощь. Сегодня вы показали, что вы умные, смелые ребята, которые всегда могут прийти на помощь. Какие вы молодцы, ребята! Давайте вернём чешуйки на Большой Плод Знаний и увидим, все ли они на месте!
(Каждый ребёнок крепит одну чешуйку на Плод, видят, что все на месте)
Малыш Гео: Как здорово, что все чешуйки нашлись!
Ребята, раз вы смогли собрать все-все чешуйки, значит вы много знаете и умеете. А какие же задания вам пришлось преодолеть?
Что особенно понравилось?
Какие задания были самыми сложными?
Дети: рассказывают о выполненных заданиях и о встрече с героями.
Малыш Гео: Молодцы!
Воспитатель: Ну что ж, вот и закончилось наше морское путешествие и нам с ребятами пора возвращаться в группу. До свидания!
Малыш Гео: Спасибо большое вам, ребята! Приходите к нам в гости в Фиолетовый лес! До новых встреч! А чтобы вы быстрее оказались в детском саду, я применю волшебную силу: «Эники, бэники, бум, вокруг себя обернись и в детском саду очутись!»
Воспитатель: Вот мы снова в нашей группе. Молодцы, ребята, преодолели все препятствия, закрасьте чешуйки на Плоде Знаний