МААМ-картинки

Конспект НОД по познавательному развитию «Необыкновенные секреты обыкновенной бумаги»

Ирина Беляева
Конспект НОД по познавательному развитию «Необыкновенные секреты обыкновенной бумаги»

Конспект НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

ТЕМА: НЕОБЫКНОВЕННЫЕ СЕКРЕТЫ ОБЫКНОВЕНОЙ БУМАГИ

Цель: расширение представлений детей о бумаги, ее свойствах, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания

Программные задачи:

Образовательные:

развивать умение обследовать предмет и устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы на основе эксперимента

Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Необыкновенные секреты обыкновенной бумаги“» размещена в разделах

познакомить детей со способом производства бумаги

• Формировать представления дошкольников о свойствах бумаги на основе проведения опытов.

• Формировать у детей умения самостоятельно делать выводы исследований, опираясь на схемы.

• Обобщить знания детей о значении бумаги в нашей жизни.

Развивающие :

развивать координацию движений, мелкую моторику руки

развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой.

• формировать и поддерживать интерес детей к окружающему миру, удовлетворять детскую любознательность.

• поощрять самостоятельные «открытия» детьми свойств материалов.

• обобщить знания детей о значении бумаги в нашей жизни.

• продолжать развивать у детей речь, словесно-логическое мышление, внимание, воображение.

Воспитательные:

• воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность

• воспитывать взаимопомощь и умение выслушивать товарищей

Интеграция образовательных областей:

познавательное развитие

• речевое развитие

• социально-коммуникативное

• физическое развитие

Развивающая предметно-пространственная среда образовательной деятельности:

• Полоски альбомной бумаги, картон, салфетки, одноразовые тарелочки (по количеству детей)

• Ножницы (на каждого ребенка, фартуки на каждого ребенка

• Емкости с водой на каждого ребенка, гуашь (для окрашивания воды, растительное масло, ватные палочки.

Ход образовательной деятельности

Воспитатель. Посмотрите, ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

Дети.

Добрый день и добрый час!

Очень рады видеть вас!

Психогимнастика

Воспитатель: Дети, смотрите, у меня в руках маленькое бумажное сердечко. Оно символизирует сердце человека, в котором есть тепло, любовь, дружба. Поэтому мы будем осторожно передавать его по кругу, называя друг друга ласковым именем и даря при этом улыбку, вот так: «Добрый день, Аня» (Передать игрушку и улыбнуться).

Вот сердце вернулось ко мне, а каждый из нас получил хорошее настроение и искреннюю улыбку.

Воспитатель: Кто знает из чего сделано сердечко?

Дети: Из бумаги.

Предлагаю вам сегодня отправиться в бумажную страну

Воспитатель: А у нас в группе есть что-нибудь из бумаги?

Дети называют предметы из бумаги.

Воспитатель: Ой, ребята у нас закончилась бумага для рисования! Почему так случилось.

Дети: Много рисовали, вырезали и т. д.

Воспитатель: А где нам взять бумагу? А в магазин как она попала?

Воспитатель: Представьте ребята, для того чтобы у нас с вами была бумага, трудится очень много людей.

Воспитатель: Давайте вспомним, из чего делают бумагу

Дети: Деревья сначала рубят лесорубы, отправляют на фабрику для обработки. Там срубленные деревья делят на части, затем на щепки, варят в специальном растворе, отжимают, утюжат большим валиком, сушат, гладят и только после этого получается бумага. Это очень тяжелый труд, поэтому мы должны аккуратно относиться к изделиям из бумаги.

Дидактическая игра «Бывает – не бывает»

- Я называю предмет, а вы хлопаете в ладоши, в зависимости от того, изготавливают ли этот предмет из бумаги.

Бумажная книга Бумажный стул

Бумажный кораблик Бумажное полотенце

Бумажная обувь Бумажное пальто

Бумажная газета Бумажная тетрадь

Бумажный зонт

Воспитатель: можем ли мы взять с собой бумажный зонт в дождливую погоду.

Дети: нет, так как зонт промокнет

Воспитатель: Бумага удивительный материал, с ним мы сталкиваемся ежедневно. Она бывает документом, плакатом, фантиком, конвертом, письмом, книгой, упаковкой.

Воспитатель: Разные виды бумаги окружают нас всюду. Она имеет разные свойства. Давайте сегодня мы с вами побудем в роли ученых и узнаем еще много интересного о бумаге.

Ученые записывают результаты наблюдений, мы с вами тоже будем это делать (показать детям, как заполнять таблицы)

Основная часть

Проведение опытов с бумагой

Опыт 1 «Бумага режется» (схема «ножницы») Предложить детям узнать режется бумага или нет. Три вида бумаги : салфетки, картон, простая альбомная бумага. Попробовать разрезать ножницами сначала бумагу. Бумага разрезалась быстро и легко. При разрезании картона у детей возникли затруднения.

Вывод: картон толще, чем бумага. Бумага режется по легкости в зависимости от толщины

Опыт 2 «Бумага намокает и окрашивается» (схема «капля воды и краски»).

Воду окрасить (добавить гуашь) Опустить в воду сначала салфетку, затем альбомный листок бумаги, картон. Что произошло?

Вывод: тонкая бумага намокла быстрее и распалась, бумага потолще тоже намокает, но ей потребуется больше времени. Бумага боится воды, бумага материал не прочный.

Бумага окрасилась.

Опыт 3. «Бумага впитывает масло» (схема растительное масло).

Намочить ватку в масле и оставить ею след на бумаге. Что произошло?

Бумага стала прозрачной, через нее виден пальчик.

Вывод: масло пропитывает бумагу, она становится прозрачной.

Опыт 4 «Бумага мнется» (схема «мятая бумага»)

Смять сначала бумагу, потом картон.

Вывод: чем толще бумага, тем она труднее мнется

Физминутка

Мы бумагу рвали, рвали.

Мы бумагу мяли, мяли,

Так, что пальчики устали.

Мы немножко отдохнем,

И опять играть начнем.

(Собрать мятую бумагу)

Опыт 5. Память- А сейчас я вам открою тайну. Бумага имеет «память». Для того, чтобы это проверить, возьмем узкую полоску бумаги и сделаем из нее спираль. (Воспитатель показывает детям, как при помощи счетной палочки скрутить спираль из узкой полоски бумаги).

- Молодцы, замечательные получились у вас спирали. Вот мы и определили, что бумага имеет «память». Как мы ее скручивали, так она и выглядит.

- И этого следует новое свойство бумаги. Бумага. (Скручивается).

Воспитатель. Что ж, ребята, работу в нашей лаборатории мы завершили, так что давай те вернёмся в группу, мятую бумагу мы возьмем с собой, а для чего я вам потом расскажу. Снимайте свои фартушки, аккуратно вешайте их на спинки стульчиков и проходите на свои места. Дети проходят на ковёр.

Воспитатель. А теперь, ребята, посмотрите в свои таблицы и скажите: одинаковые или разные свойства имеют салфетка, писчая бумага и картон?

Дети. Одинаковые!

Воспитатель. Ну и какой же вывод мы сделаем?

Дети. Что всё это – бумага.

Воспитатель: А как вы думаете, для чего бумагу сделали такой разной: салфетка тонкая и мягкая, а картон – плотный?

Дети. Потому что у них разное назначение: салфетки служат для гигиены, писчая бумага – для аппликаций, письма и рисования, картон – для более прочных изделий.

Воспитатель: А скажите мне ребята, какими изделиями из бумаги мы пользуемся в повседневной жизни.

Ответы детей: книги, раскраски, альбом, салфетки и др.

Воспитатель: Вот видите, как много предметов из бумаги нас окружает, и мы должны бережно относиться к ним, не рвать книги, аккуратно рисовать на листе бумаги, не тратить зря салфетки.

Воспитатель: Ребята мы с вами знаем, что бумагу делают из деревьев. Сколько же деревьев надо спилить, чтобы сделать бумагу для всей нашей страны.

Решение проблемной ситуации: «Что будет, если с земли исчезнут деревья?»

Варианты ответов детей.

Воспитатель: Правильно ребята деревья вырабатывают кислород, которым дышат люди и животные, деревья являются жильём и источником пищи для многих животных, насекомых и птиц. Деревья имеют лечебные свойства. А ещё люди наблюдая за деревьями научились узнавать погоду, например, хвойные деревья опускают свои ветви вниз перед дождем и поднимают вверх перед ясной погодой. И если исчезнут деревья то, погибнет всё вокруг. И для того что бы сохранять деревья люди научились делать бумагу из «макулатуры» - это использованная, не нужная бумага.

IV. Рефлексия

Воспитатель: Ребята, а что можно сделать с той бумагой, которая у нас осталась скомканная? Можно выбросить, но это не понравиться нашим гостям. А давайте дорисуем нашу осеннюю картину. Здесь нет на деревьях чего? Листьев. Осенью листья не только на деревьях, но и на земле лежат. Какой комочек оставит выразительный след? Промокните комочки в краску и дорисуйте картину. – Дети набирают разные по цвету краски и оставляют отпечатки на картине, можно нарисовать листья, облака, землю, покрытую листвой.

Работа с ватманом:

Если вам было легко справиться с заданием, то нарисуйте красные листочки;

Если вам было трудно справиться с заданием, то желтые.

Пояснительная записка

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в мою практику работы с детьми.

Непосредственная образовательная деятельность на тему «Необыкновенные секреты обыкновенной бумаги» была проведена в

старшей группе.

Цель: расширение представлений детей о бумаге и ее свойствах, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания

При написании конспекта я, прежде всего, учитывала особенности развития детей старшего дошкольного возраста, индивидуальные способности каждого ребенка, поэтому в начале занятия попыталась установить благоприятный психологический настрой у всех участников. Была проведена психогимнастика. В начале занятия использовала технологию проблемного обучения, позволяющую вызвать у детей заинтересованность ( поставлена проблема: «Куда исчезла бумага, не начем рисовать», таким образом дети были включены в деятельность.

Смена вида деятельности на следующем этапе использование опытно-эксперементальной технологии, а именно опыты с бумагой позволила предотвратить утомляемость и пресыщаемость каким- то одним видом деятельности. Дети динамично переключались от одной деятельности к другой, для решения проблемной ситуации. В процессе закрепления опытов о бумаге, мною была предложена схема "Свойства Бумаги". Максимально учитывала интересы и способности детей, меняла задания. Оказывала помощь детям при выполнении заданий и упражнений в разных формах – подсказки, наводящие вопросы.

В образовательную деятельность была включена здоровьесберегающая технология (физминутка, которая способствовала сохранению и укреплению здоровья детей. Наряду с познавательным развитием решалась задача в интеграции по социально-коммуникативному развитию, ребята пытались выслушивать друг друга, не перебивать, доброжелательно относились друг к другу.

На основании проведённой работы я смогла убедиться в том, что детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности. Использование метода - детское экспериментирование является эффективным и необходимым для развития у дошкольников познавательной активности, увеличения объёма знаний, умений и навыков.

Могут экспериментировать, ставить задачи, делать выводы, создавать проекты.

СВОЙСТВА БУМАГИ

Вид бумаги

свойства

Публикации по теме:

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Секреты бумаги» во второй младшей группеКонспект непосредственно образовательной деятельности «Секреты бумаги» во второй младшей группе Цель: формирование представлений детей о бумаге и её свойствах. Задачи: Расширить представления детей о качестве разных видов бумаги. Научить.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Путешествие в мир бумаги»Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Путешествие в мир бумаги» Цель:- развитие познавательной активности; - расширение представлений детей о бумаге и её свойствах. Программное содержание: • развивать.

Конспект занятия по познавательному развитию «Конструирование из бумаги «Колобок»Конспект занятия по познавательному развитию «Конструирование из бумаги «Колобок» Программные задачи: Формировать умение детей узнавать и называть цвет- желтый, закрепить знания детей о геометрической форме — круг; развивать.

Конспект по познавательному развитию с использованием ИКТ «Мыло и его секреты» для детей среднего возраста Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие Цель: ознакомление детей со свойствами.

Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих технологий «Необыкновенные приключения в городе Математичееских Загадок» Конспект НОД в подготовительной группе с использованием здоровьесберегающих технологий. Тема. «Необыкновенные приключения в городе Математических.

Конспект занятия по познавательному развитию «Знакомство со свойствами бумаги и ткани» Тема: «Знакомство со свойствами бумаги и ткани» Программное содержание: познакомить детей со свойствами бумаги (непрочная, рвется, мнется).

Конспект занятия по познавательному развитию «Удивительный мир бумаги и ткани» для детей от 4 до 5 лет Тема: «Удивительный мир бумаги и ткани». Цель: Развитие познавательно - исследовательской деятельности детей посредством ознакомления со.

Конспект НОД по познавательному развитию «Уголь» Непосредственная образовательная деятельность по теме «УГОЛЬ» Цель: создание социальной ситуации развития в познавательной деятельности.

Конспект НОД по познавательному развитию и ФЭМП «Теремок»Конспект НОД по познавательному развитию и ФЭМП «Теремок» НОД «Теремок» Образовательная область – «Познавательное развитие», формирование элементарных математических представлений. Дети в игровой.

Детский проект «Необыкновенные приключения обыкновенной бумаги» III городская открытая научная конференция молодежи и школьников «НАУКА. ТВОРЧЕСТВО. РАЗВИТИЕ» «Необыкновенные приключения обыкновенной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по познавательному развитию «Необыкновенные секреты обыкновенной бумаги»
Опубликовано: 27 июня 2018 в 11:45
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД