Лучший педагог года

Конспект НОД по развитию речи, ознакомлению с художественной литературой «Сказка в гости к нам пришла»

Зоя Каргина
Конспект НОД по развитию речи, ознакомлению с художественной литературой «Сказка в гости к нам пришла»

Конспект НОД по развитию речи, ознакомлению с художественной литературой в средней группе.

Тема: «Сказка в гости к нам пришла».

Публикация «Конспект НОД по развитию речи, ознакомлению с художественной литературой „Сказка в гости к нам пришла“» размещена в разделах

Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Пузырь, соломинка и лапоть». Развивать связную речь.

Задачи:

- развивать у детей фонематический слух и навыки звукопроизношения, речевое дыхание, зрительное и слуховое восприятие, умение вслушиваться в речь взрослого;

- развивать умение отгадывать загадки, находить выход из проблемных ситуаций, творческое воображение;

- формировать умение внимательно слушать рассказ взрослого;

- расширять словарный запас за счет прилагательных и глаголов,

активизировать словарь детей антонимами (толстый – тонкий, высокий –

низкий, тяжелый – легкий, смелый – трусливый);

- вырабатывать учебные навыки (умение отвечать на вопросы взрослого,

слушать ответы других детей, не прерывать говорящего);

- воспитывать чувство товарищества, желание помогать друзьям.

Предварительная работа:

- рассматривание лаптей, колосьев, соломы, мыльных пузырей;

- надувание мыльных пузырей детьми с целью развития длительного выдоха;

- рассказ воспитателя о том, что на Руси лапти служили бедным людям обувью.

Материалы, оборудование : «Баба Яга» (кукла-игрушка для кукольного театра, домик бабы Яги, мягкая игрушка Колобок, компьютерная презентация сказки «Пузырь, соломинка и лапоть», фонограмма музыкальной заставки передачи «В гостях у сказки», а также веселой мелодии (муз. В. Витлина, предметные картинки с изображением колосьев пшеницы, резиновых галош и лаптей, красиво оформленная «Книга сказок».

Ход НОД :

1. Организационный момент:

Воспитатель:

- Дети, сегодня к нам пришли гости, давайте поприветствуем их.

(дети здороваются)

-Ребята, давайте покажем нашим гостям, какие мы воспитанные, умные, и как много сказок мы знаем. Я предлагаю вам поиграть в игру «Назови любимую сказку».

- Сейчас мы встанем и сделаем большой круг.

(дети вместе с воспитателем становятся в круг).

2. Постановка цели:

Воспитатель:

(Берет в руки игрушку Колобок)

-Посмотрите, кто к нам сегодня пришел. Кто это, ребята?

Дети :

-Колобок.

Воспитатель:

- Сейчас мы будем передавать Колобка друг другу под музыку. Как только музыка закончится, тот, у кого в руках окажется Колобок, произнесет название любимой русской народной сказки.

(Если ребенок затрудняется с ответом, воспитатель просит других детей придти к нему на помощь.)

- Молодцы, ребята, очень много сказок вы знаете!

- А сейчас, чтобы продолжить нашу беседу, я предлагаю вам сесть на стульчики.

(Дети садятся на стулья, расставленные полукругом)

3. Сюрпризный момент:

Звучит фонограмма музыки из передачи «В гостях у сказки».

Воспитатель: (загадочным голосом) :

На неведомых дорожках,

Где дремучий лес растет

Избушечка на курьих ножках

Стоит в глуши. Кто там живет?

Кто в избушечке живет,

Песню звонкую поет?

Да там бабушка Яга – костяная нога!

Баба Яга:

Ох, и скучно же старушке

Жить одной в такой глуши,

Когда вокруг одни лягушки

И растут лишь камыши!

Ах вы, мои ладненькие,

Ах вы, мои складненькие!

Не забыли вы старушку,

Заглянули к ней в избушку.

Всех вас очень я люблю,

Сказку вам я покажу!

Воспитатель:

- А какую сказку ты нам покажешь, бабушка Яга? Как она называется?

Баба Яга:

- Ишь, какие хитренькие! Так я вам сразу и сказала.

Если загадки отгадаете,

Название сказки вы узнаете.

- Слушайте внимательно:

Мылу на замену

Взбили пышну пену,

А как подули – посмотри:

Полетели … (пузыри)

- Как вы догадались?

(Из мыльной пены летят мыльные пузыри)

(Если дети не догадались, воспитатель предлагает послушать загадку еще раз:

-Бабушка Яга, повтори нам, пожалуйста, эту загадку снова, только не торопись…

-Ребята, если на мыльную пену подуть, как вы думаете, что произойдет?

-Правильно, полетят мыльные пузыри. Они легкие, воздушные и быстро лопаются.

Баба Яга:

-Ну вот, угадали. Слушайте еще одну загадку:

У любого ты спроси:

«Что носили на Руси?»

Из коры плели галошки,

Обували их на ножки. (лапти)

- Почему вы так думаете?

(Раньше бедные люди вместо ботинок носили лапти).

(Если дети затрудняются с ответом, воспитатель снова просит «Бабу Ягу» не спеша повторить загадку.

Воспитатель:

-Дети, давайте вспомним, что такое галоши? Кому из вас родители надевали зимой на валенки резиновые галоши, чтобы ножки не промокали? … А теперь подумайте, какие галоши плели в старину из березовой коры? Вспомните нашу беседу … Правильно, это лапти.)

Баба Яга:

- Молодцы, это лапти. А вот и последняя загадка:

Летом в полюшке росла.

Колос к солнышку несла,

А как только пожелтела,

Ей нашлось другое дело. (солома)

- Как вы догадались, что это солома?

(Летом на полях люди выращивают пшеницу. Когда ее собирают, то стебель, на котором зрел колос, становится сухой и превращается в солому).

(Если дети не могут сразу отгадать, то так же, как и в прошлый раз, воспитатель просит «бабу Ягу» повторить загадку.

Воспитатель:

-Ребята, вспомните нашу беседу о том, как у нас на столе появляется хлеб и как мы рассматривали колоски пшеницы. Помните, как выглядит пшеница? Вверху колосок, а держится он на стебельке. (Показать картинку). Во что превратится пшеничный стебелек, когда пшеницу уберут, а он засохнет, вспоминайте… Правильно, он станет соломинкой.)

Баба Яга:

-Здорово, самую трудную загадку отгадали, молодцы! Как только стебель, который поднимал колосок к солнцу, начинает желтеть и сохнуть, он превращается в солому. Это была последняя загадка, а наша сказка называется «Пузырь, Соломинка и Лапоть».

4. Основная часть:

Воспитатель:

-Ребята, устраивайтесь поудобнее, сказка начинается. Слушайте внимательно.

(Воспитатель рассказывает сказку с одновременным показом слайдов.)

Воспитатель:

-Дети, а сейчас мы узнаем, кто из вас был самым внимательным слушателем и лучше всех запомнил сказку.

- Давайте вспомним, кто пошел дрова рубить?

(Пузырь, Соломинка и Лапоть).

- Куда пошли Пузырь, Соломинка и Лапоть рубить дрова?

(Они пошли рубить дрова в лес).

- Что помешало им идти дальше?

(Им помешала речка).

- Что сказал Лапоть Пузырю? (Лапоть сказал : «Давай мы на тебе переплывем»).

- Согласился ли Пузырь перевезти друзей на другой берег?

(Нет, не согласился).

- Как вы думаете, почему он не согласился?

(Он струсил).

- Правильно, Пузырь струсил.

- Что же предложил Пузырь?

(Пузырь предложил Соломинке перекинуться с берега на берег).

- Согласилась ли Соломинка с предложением Пузыря?

(Соломинка согласилась).

- Почему она согласилась?

(Она смелая и хотела помочь друзьям перейти на другой берег).

- Конечно, она смелая.

- Кто первым пошел по Соломинке?

(Первым пошел Лапоть).

- Что случилось с Соломинкой?

(Соломинка переломилась).

- Почему она переломилась?

(Она была тоненькой, слабой, сухой, поэтому переломилась).

- Что произошло с Лаптем?

(Лапоть упал в воду).

- Что делал Пузырь, когда его друзья попали в беду?

(Пузырь начал смеяться).

- Что стало с Пузырем?

(Пузырь лопнул).

- Ребята, а если бы ваши друзья попали в беду, как бы вы поступили?

(Не стали бы смеяться. Помогли бы своим друзьям).

- Молодцы, вы внимательно слушали сказку и правильно отвечали на вопросы.

- Спасибо тебе Баба-Яга за такую интересную сказку.

Баба-Яга:

- Пожалуйста.

5. Физминутка:

Воспитатель:

- Ребята, я предлагаю вам подвигаться и поиграть в игру «Пузырь».

Возьмитесь за руки, сделайте узкий круг, попробуем надуть наш «пузырь».

(Дети, взявшись за руки, стоят на месте и произносят слова:

Раздувайся пузырь,

Большой пребольшой,

Раздувайся пузырь,

Да не лопайся!

Дети пятятся назад, проговаривая:

-С-С-С-С-С.

Дети, стоя на месте, произносят слова:

Пузырь лопнул-

Ой, ой, ой!

А ведь был такой большой!

Дети медленно начинают сходиться в центр круга, произнося:

-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш)

6. Развитие творческого воображения.

Упражнение «Придумай другой конец сказки».

Баба-Яга:

- Молодцы, ребятки, молодцы!

- Но, что-то мне не нравится конец у моей сказки.

- Очень уж грустно она закончилась.

- Давайте придумаем другой, счастливый, конец.

Воспитатель:

- Дети, как надо было поступить, чтобы герои попали на другой берег реки?

( Ответы детей: построить плот, лодку, мостик и т. п.)

-Ребята, кто из вас хочет первым по-другому закончить эту сказку, кто предложит нам послушать свой рассказ? (Если дети молчат, предложить,как образец, рассказ «бабы Яги»)

Баба Яга:

- А я уже придумала счастливый конец этой сказки. Дело было так… Лечу я однажды на метле, спешу к Змею Горынычу на день рожденья. Пролетаю над речкой, вдруг вижу - Пузырь, Соломинка и Лапоть стоят на берегу и не могут на противоположную сторону реки перебраться. А я в этот день добрая была, в хорошем настроении. Дай –ка, думаю, помогу этим бедняжкам. Ну, строить мост я им не стала, сами понимаете, на день рождения опаздывала, а просто посадила я их сзади на метлу к себе за спину. Вот так мы все вчетвером на моей метле через речку и перелетели. С тех пор мы очень подружились, в гости ходим друг к другу с угощеньем и с праздниками друг друга поздравляем.

Воспитатель:

-Вот здорово! Какой хороший конец сказки ты придумала, бабушка Яга! А кто из вас, ребята, тоже уже придумал? (Выслушать рассказы детей).

- Молодцы. Чтобы дружба была крепкой, всегда нужно приходить друзьям на помощь, не бросать в беде, поддерживать в трудную минуту.

Баба Яга:

- Вот хорошо, вот здорово! Как вы порадовали меня своими рассказами! Даже настроение сразу поднялось!

7. Итог занятия.

Воспитатель:

- Ребята, вы послушали и посмотрели сказку. Как она называется?

(«Пузырь, Соломинка и Лапоть»).

- Кто из героев понравился больше всех и почему?

- Сегодня вы все были дружными, активными, веселыми. Молодцы!

Баба-Яга:

- Спасибо, дети, что в гости ко мне заглянули, порадовали меня.

За это вручаю вам подарочек: «Волшебную книгу сказок»

- Друзья мои, пришло время нам прощаться, а мне в сказку возвращаться.

До новых встреч!

(Звучит фонограмма музыки из передачи «В гостях у сказки», Баба-Яга исчезает в домике).

Воспитатель:

- Ребята, попрощайтесь с гостями, наша встреча подошла к концу.

(Дети прощаются).

Публикации по теме:

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой «Малые фольклорные формы» Тема: «Малые фольклорные формы» Цель: Формировать представление о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (пословицы,.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой «Добрая зимняя сказка». Показ настольного театра Цель: Формирование у детей умений слушать сказки и отвечать на вопросы. Задачи: 1. Учить детей слушать рассказ воспитателя и отвечать на.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой. Русская народная сказка «Сивка-бурка» (старший дошкольный возраст) Цель: помочь детям вспомнить содержание знакомых волшебных русских народных сказок, познакомить со сказкой «Сивка- Бурка» ХОД НОД: В: «.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой во второй младшей группе «Русская народная сказка «Теремок» Коммуникация. Художественная литература. Тема: чтение русской народной сказки «Теремок». Цель: знакомить детей с устным народным творчеством.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой «Небылицы-перевертыши» в подготовительной группе Цель: создание условий для ознакомления детей с народными и авторскими небылицами-перевертышами. Задачи: -активизировать речевую деятельность.

Конспект НОД во второй младшей группе по ознакомлению с художественной литературой «Чтение сказки «Три медведя» Конспект НОД во второй младшей группе по ознакомлению с художественной литературой «Чтение сказки «Три медведя»». Задачи Образовательные.

Конспект ОД по ознакомлению с художественной литературой «Чтение детям потешки «Как у нашего кота» Задачи: 1. Помочь детям понять содержание потешки, вызвать желание послушать еще раз. 2. Формировать умение рассказывать потешку вместе.

Конспект ООД по ознакомлению с художественной литературой в средней группе «Лисичка-сестричка и серый волк»Конспект ООД по ознакомлению с художественной литературой в средней группе «Лисичка-сестричка и серый волк» Цель: Познакомить с русской народной сказкой «Лисичка - сестричка и серый волк», помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе «Вскрываются почки» Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе. Людмила Нифонтова Цель: Приобщать детей к поэтической.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой «Путешествие по сказкам» в старшей логопедической группе Образовательные области: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» Цель: Приобщение детей к народному.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию речи, ознакомлению с художественной литературой «Сказка в гости к нам пришла»
Опубликовано: 29 сентября 2021 в 00:55
+49Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД