Зоя Каргина
Конспект НОД по развитию речи, ознакомлению с художественной литературой «Сказка в гости к нам пришла»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию речи, ознакомлению с художественной литературой в средней группе.
Тема: «Сказка в гости к нам пришла».
Публикация «Конспект НОД по развитию речи, ознакомлению с художественной литературой „Сказка в гости к нам пришла“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2021
Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Пузырь, соломинка и лапоть». Развивать связную речь.
Задачи:
- развивать у детей фонематический слух и навыки звукопроизношения, речевое дыхание, зрительное и слуховое восприятие, умение вслушиваться в речь взрослого;
- развивать умение отгадывать загадки, находить выход из проблемных ситуаций, творческое воображение;
- формировать умение внимательно слушать рассказ взрослого;
- расширять словарный запас за счет прилагательных и глаголов,
активизировать словарь детей антонимами (толстый – тонкий, высокий –
низкий, тяжелый – легкий, смелый – трусливый);
- вырабатывать учебные навыки (умение отвечать на вопросы взрослого,
слушать ответы других детей, не прерывать говорящего);
- воспитывать чувство товарищества, желание помогать друзьям.
Предварительная работа:
- рассматривание лаптей, колосьев, соломы, мыльных пузырей;
- надувание мыльных пузырей детьми с целью развития длительного выдоха;
- рассказ воспитателя о том, что на Руси лапти служили бедным людям обувью.
Материалы, оборудование : «Баба Яга» (кукла-игрушка для кукольного театра, домик бабы Яги, мягкая игрушка Колобок, компьютерная презентация сказки «Пузырь, соломинка и лапоть», фонограмма музыкальной заставки передачи «В гостях у сказки», а также веселой мелодии (муз. В. Витлина, предметные картинки с изображением колосьев пшеницы, резиновых галош и лаптей, красиво оформленная «Книга сказок».
Ход НОД :
1. Организационный момент:
Воспитатель:
- Дети, сегодня к нам пришли гости, давайте поприветствуем их.
(дети здороваются)
-Ребята, давайте покажем нашим гостям, какие мы воспитанные, умные, и как много сказок мы знаем. Я предлагаю вам поиграть в игру «Назови любимую сказку».
- Сейчас мы встанем и сделаем большой круг.
(дети вместе с воспитателем становятся в круг).
2. Постановка цели:
Воспитатель:
(Берет в руки игрушку Колобок)
-Посмотрите, кто к нам сегодня пришел. Кто это, ребята?
Дети :
-Колобок.
Воспитатель:
- Сейчас мы будем передавать Колобка друг другу под музыку. Как только музыка закончится, тот, у кого в руках окажется Колобок, произнесет название любимой русской народной сказки.
(Если ребенок затрудняется с ответом, воспитатель просит других детей придти к нему на помощь.)
- Молодцы, ребята, очень много сказок вы знаете!
- А сейчас, чтобы продолжить нашу беседу, я предлагаю вам сесть на стульчики.
(Дети садятся на стулья, расставленные полукругом)
3. Сюрпризный момент:
Звучит фонограмма музыки из передачи «В гостях у сказки».
Воспитатель: (загадочным голосом) :
На неведомых дорожках,
Где дремучий лес растет
Избушечка на курьих ножках
Стоит в глуши. Кто там живет?
Кто в избушечке живет,
Песню звонкую поет?
Да там бабушка Яга – костяная нога!
Баба Яга:
Ох, и скучно же старушке
Жить одной в такой глуши,
Когда вокруг одни лягушки
И растут лишь камыши!
Ах вы, мои ладненькие,
Ах вы, мои складненькие!
Не забыли вы старушку,
Заглянули к ней в избушку.
Всех вас очень я люблю,
Сказку вам я покажу!
Воспитатель:
- А какую сказку ты нам покажешь, бабушка Яга? Как она называется?
Баба Яга:
- Ишь, какие хитренькие! Так я вам сразу и сказала.
Если загадки отгадаете,
Название сказки вы узнаете.
- Слушайте внимательно:
Мылу на замену
Взбили пышну пену,
А как подули – посмотри:
Полетели … (пузыри)
- Как вы догадались?
(Из мыльной пены летят мыльные пузыри)
(Если дети не догадались, воспитатель предлагает послушать загадку еще раз:
-Бабушка Яга, повтори нам, пожалуйста, эту загадку снова, только не торопись…
-Ребята, если на мыльную пену подуть, как вы думаете, что произойдет?
-Правильно, полетят мыльные пузыри. Они легкие, воздушные и быстро лопаются.
Баба Яга:
-Ну вот, угадали. Слушайте еще одну загадку:
У любого ты спроси:
«Что носили на Руси?»
Из коры плели галошки,
Обували их на ножки. (лапти)
- Почему вы так думаете?
(Раньше бедные люди вместо ботинок носили лапти).
(Если дети затрудняются с ответом, воспитатель снова просит «Бабу Ягу» не спеша повторить загадку.
Воспитатель:
-Дети, давайте вспомним, что такое галоши? Кому из вас родители надевали зимой на валенки резиновые галоши, чтобы ножки не промокали? … А теперь подумайте, какие галоши плели в старину из березовой коры? Вспомните нашу беседу … Правильно, это лапти.)
Баба Яга:
- Молодцы, это лапти. А вот и последняя загадка:
Летом в полюшке росла.
Колос к солнышку несла,
А как только пожелтела,
Ей нашлось другое дело. (солома)
- Как вы догадались, что это солома?
(Летом на полях люди выращивают пшеницу. Когда ее собирают, то стебель, на котором зрел колос, становится сухой и превращается в солому).
(Если дети не могут сразу отгадать, то так же, как и в прошлый раз, воспитатель просит «бабу Ягу» повторить загадку.
Воспитатель:
-Ребята, вспомните нашу беседу о том, как у нас на столе появляется хлеб и как мы рассматривали колоски пшеницы. Помните, как выглядит пшеница? Вверху колосок, а держится он на стебельке. (Показать картинку). Во что превратится пшеничный стебелек, когда пшеницу уберут, а он засохнет, вспоминайте… Правильно, он станет соломинкой.)
Баба Яга:
-Здорово, самую трудную загадку отгадали, молодцы! Как только стебель, который поднимал колосок к солнцу, начинает желтеть и сохнуть, он превращается в солому. Это была последняя загадка, а наша сказка называется «Пузырь, Соломинка и Лапоть».
4. Основная часть:
Воспитатель:
-Ребята, устраивайтесь поудобнее, сказка начинается. Слушайте внимательно.
(Воспитатель рассказывает сказку с одновременным показом слайдов.)
Воспитатель:
-Дети, а сейчас мы узнаем, кто из вас был самым внимательным слушателем и лучше всех запомнил сказку.
- Давайте вспомним, кто пошел дрова рубить?
(Пузырь, Соломинка и Лапоть).
- Куда пошли Пузырь, Соломинка и Лапоть рубить дрова?
(Они пошли рубить дрова в лес).
- Что помешало им идти дальше?
(Им помешала речка).
- Что сказал Лапоть Пузырю? (Лапоть сказал : «Давай мы на тебе переплывем»).
- Согласился ли Пузырь перевезти друзей на другой берег?
(Нет, не согласился).
- Как вы думаете, почему он не согласился?
(Он струсил).
- Правильно, Пузырь струсил.
- Что же предложил Пузырь?
(Пузырь предложил Соломинке перекинуться с берега на берег).
- Согласилась ли Соломинка с предложением Пузыря?
(Соломинка согласилась).
- Почему она согласилась?
(Она смелая и хотела помочь друзьям перейти на другой берег).
- Конечно, она смелая.
- Кто первым пошел по Соломинке?
(Первым пошел Лапоть).
- Что случилось с Соломинкой?
(Соломинка переломилась).
- Почему она переломилась?
(Она была тоненькой, слабой, сухой, поэтому переломилась).
- Что произошло с Лаптем?
(Лапоть упал в воду).
- Что делал Пузырь, когда его друзья попали в беду?
(Пузырь начал смеяться).
- Что стало с Пузырем?
(Пузырь лопнул).
- Ребята, а если бы ваши друзья попали в беду, как бы вы поступили?
(Не стали бы смеяться. Помогли бы своим друзьям).
- Молодцы, вы внимательно слушали сказку и правильно отвечали на вопросы.
- Спасибо тебе Баба-Яга за такую интересную сказку.
Баба-Яга:
- Пожалуйста.
5. Физминутка:
Воспитатель:
- Ребята, я предлагаю вам подвигаться и поиграть в игру «Пузырь».
Возьмитесь за руки, сделайте узкий круг, попробуем надуть наш «пузырь».
(Дети, взявшись за руки, стоят на месте и произносят слова:
Раздувайся пузырь,
Большой пребольшой,
Раздувайся пузырь,
Да не лопайся!
Дети пятятся назад, проговаривая:
-С-С-С-С-С.
Дети, стоя на месте, произносят слова:
Пузырь лопнул-
Ой, ой, ой!
А ведь был такой большой!
Дети медленно начинают сходиться в центр круга, произнося:
-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш)
6. Развитие творческого воображения.
Упражнение «Придумай другой конец сказки».
Баба-Яга:
- Молодцы, ребятки, молодцы!
- Но, что-то мне не нравится конец у моей сказки.
- Очень уж грустно она закончилась.
- Давайте придумаем другой, счастливый, конец.
Воспитатель:
- Дети, как надо было поступить, чтобы герои попали на другой берег реки?
( Ответы детей: построить плот, лодку, мостик и т. п.)
-Ребята, кто из вас хочет первым по-другому закончить эту сказку, кто предложит нам послушать свой рассказ? (Если дети молчат, предложить,как образец, рассказ «бабы Яги»)
Баба Яга:
- А я уже придумала счастливый конец этой сказки. Дело было так… Лечу я однажды на метле, спешу к Змею Горынычу на день рожденья. Пролетаю над речкой, вдруг вижу - Пузырь, Соломинка и Лапоть стоят на берегу и не могут на противоположную сторону реки перебраться. А я в этот день добрая была, в хорошем настроении. Дай –ка, думаю, помогу этим бедняжкам. Ну, строить мост я им не стала, сами понимаете, на день рождения опаздывала, а просто посадила я их сзади на метлу к себе за спину. Вот так мы все вчетвером на моей метле через речку и перелетели. С тех пор мы очень подружились, в гости ходим друг к другу с угощеньем и с праздниками друг друга поздравляем.
Воспитатель:
-Вот здорово! Какой хороший конец сказки ты придумала, бабушка Яга! А кто из вас, ребята, тоже уже придумал? (Выслушать рассказы детей).
- Молодцы. Чтобы дружба была крепкой, всегда нужно приходить друзьям на помощь, не бросать в беде, поддерживать в трудную минуту.
Баба Яга:
- Вот хорошо, вот здорово! Как вы порадовали меня своими рассказами! Даже настроение сразу поднялось!
7. Итог занятия.
Воспитатель:
- Ребята, вы послушали и посмотрели сказку. Как она называется?
(«Пузырь, Соломинка и Лапоть»).
- Кто из героев понравился больше всех и почему?
- Сегодня вы все были дружными, активными, веселыми. Молодцы!
Баба-Яга:
- Спасибо, дети, что в гости ко мне заглянули, порадовали меня.
За это вручаю вам подарочек: «Волшебную книгу сказок»…
- Друзья мои, пришло время нам прощаться, а мне в сказку возвращаться.
До новых встреч!
(Звучит фонограмма музыки из передачи «В гостях у сказки», Баба-Яга исчезает в домике).
Воспитатель:
- Ребята, попрощайтесь с гостями, наша встреча подошла к концу.
(Дети прощаются).