МААМ-картинки

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Птицы»

Алла Гурина
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Птицы»
▼ Скачать + Заказать документы

Задачи:

• Продолжать работу по обогащению природоведческого словаря (употреблять в речи названия птиц);

• Совершенствовать диалогическую речь, умение вести диалог с воспитателем, со сверстниками.

• Продолжать учить задавать вопросы, давать ответ полным предложением;

• Формировать умение образовывать существительные множественного числа родительного падежа;

• Развивать навыки словообразования;

• Расширять предметный, глагольный словари, словарь признаков;

• Закреплять умение делить слова на слоги;

• Воспитывать культуру речевого общения, умение быть доброжелательным, корректным собеседником,

Публикация «Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе „Птицы“» размещена в разделах

• Воспитывать любовь к природе.

Ход занятия:

Воспитатель: ребята, вам нравится смотреть по телевизору телепередачи о природе, животных? А вы знаете, что над созданием передачи трудится много людей. Это операторы, журналисты, дикторы, звукооператоры, режиссеры и т. д. Они подбирают материал, снимают сюжеты, озвучивают, стараются сделать так, чтобы передача была интересной.

Давайте сегодня мы с вами попробуем стать журналистами и создадим свою передачу о птицах.

Для начала нам нужно подобрать интересную информацию для нашей передачи. Что мы с вами знаем о птицах? Чем птицы отличаются от других животных?

Воспитатель: скажите, а птицы отличаются друг от друга или они все одинаковые?

Воспитатель: Да, на земле птиц очень много и все они разные. Есть очень большие – размером с человека. Как называется самая большая птица?

(страус)

Воспитатель: А есть очень маленькие птички, размером с бабочку. Как называется самая маленькая птичка?

(колибри.)

Воспитатель: Есть птицы с красивым, ярким оперением. Какие это птицы?

(павлин, колибри, утка мандаринка, щегол.)

Воспитатель: А есть птицы с неяркой внешностью, зато умеющие красиво петь. Назовите их.

(жаворонок, соловей.)

Воспитатель: Ребята, а все птицы умеют летать?

(не летают страус, пингвин)

Воспитатель: Правильно, зато страус быстро бегает, а пингвин хорошо плавает. А чем птицы питаются?

(насекомыми, зернышками, семенами растений. Некоторые птицы питаются рыбой или мелким животными.)

Воспитатель: какие птицы питаются насекомыми (ласточки, стрижи, синицы, воробьи и др.)

- какие птицы питаются рыбой (цапля, пеликан и др.)

- какие птицы питаются мелкими животными (сова, сокол, ястреб и др.)

Что им помогает охотиться на мелких животных (хорошее зрение, острые когти на ногах, загнутый клюв)

Воспитатель: мы собрали интересные факты из жизни разных птиц. Для нашей передачи нам нужны фотографии. Представьте, что вы фотографы, которые должны заснять птиц нашей местности. Но делать это нужно аккуратно, не торопясь, чтобы не спугнуть птицу.

(Дети имитируют съемку фотоаппаратом, находят фото птиц и приносят на стол)

Скольких птиц вам удалось сфотографировать. А теперь давайте вспомним их названия.

Д\игра «Узнай птицу по описанию»

*** ***

Спинкою я зеленовата, Я в беретке ярко-красной,

Животиком желтовата, В черной курточке атласной?

Черненькая шапочка На людей я не гляжу,

И полоска шарфика. (Синица) Все стучу, стучу, стучу. (дятел)

***

Непоседа я пестрая, птица длиннохвостая,

Птица говорливая, самая болтливая.

Вещунья белобока, а зовут меня. (сорока)

*** ***

Угадайте, что за птичка: Черный, проворный,

Тёмненькая невеличка, Кричит:

Беленькая с живота, -Крак!

Хвост раздвинут в два хвоста. (ласточка) Червякам враг! (грач)

***

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает. (воробей)

***

Платье серое надела

И к кормушке подлетела.

Стала каркать: «Кар-кар-кар!

Что за птичий тут базар? (Ворона)

Теперь мы станем корреспондентами и возьмем интервью у птиц, которых мы часто видим на улице. А много ли мы о них знаем? Сейчас проверим.

Задание «Интервью» (один ребенок воробей, другой корреспондент)

Корреспондент: как тебя зовут?

Воробей: меня зовут воробей.

Корреспондент: ты улетаешь осенью в теплые края?

Воробей: нет, я зимующая птица.

Корреспондент: чем ты питаешься?

Воробей: я питаюсь мелкими насекомыми, зернышками, а зимой клюю в кормушках хлебные крошки.

Корреспондент: какого цвета твои перья?

Воробей: мои перья коричневые, на крыльях белые полоски, вокруг шейки белый ободок.

(один ребенок синица, другой корреспондент)

Корреспондент: как тебя зовут?

Синица: меня зовут синичка.

Корреспондент: ты улетаешь осенью в теплые края?

Синица: нет, я остаюсь зимовать здесь.

Корреспондент: чем ты питаешься зимой?

Синица: я клюю в кормушках хлебные крошки, зернышки, кусочки сала.

Корреспондент: какого цвета твои перья?

Синица: у меня желтая грудка, крылышки и головка черные.

Корреспондент: А почему тебя назвали синичкой?

Синица: потому, что я пою – синькаю.

Воспитатель: а сейчас ребята, давайте немного отдохнем и разомнемся.

Игра с мячом «Какая бывает птица?»

(Воспитатель бросает детям по очереди мяч, дети подбирают прилагательные: голодная, большая, шустрая и т. д.)

Воспитатель: У каждой птицы есть свое название. Но часто люди называют их по какой-нибудь отличительной черте. Например: у сороки белый бок, значит, она белобокая

у синицы желтая грудка – (желтогрудая)

у дятла длинный нос – (длинноносый)

у вороны черные крылья – (чернокрылая)

у сороки длинный хвост – (длиннохвостая)

у журавля длинные ноги – (длинноногий)

Воспитатель: Птицы отличаются не только внешним видом, но и повадками. Они по-разному передвигаются. Давайте мы с вами это покажем.

Гимнастика «Птичий базар»

Вот ворона важная шагает (Ходьба с высоким подниманием колен)

Лапы высоко поднимает.

Вот воробей скачет (Прыжки на двух ногах)

Крошки ищет.

Утка идет, (Туловище слегка наклонено вперед,

С лапки на лапку переваливается руки отведены назад)

Сорока затрещала, (все убегают на стулья)

Всех распугала.

Воспитатель: Мы собрали много информации для передачи, подготовили фотографии. Теперь нам нужно озвучить передачу. У разных птиц разные голоса. Давайте определим, кто как подает голос.

• Ворона (каркает)

• Воробей (чирикает)

• Журавль (курлычет)

• Кукушка (кукует)

• Синица (синькает)

• Сорока (стрекочет)

• Голубь (воркует)

• Утка (крякает)

• Сова (ухает)

Воспитатель: Ребята, а какие же заботы у наших птиц весной?

(Строят гнезда, откладывают яйца, высиживают птенцов, кормят их.)

Воспитатель: А все ли птицы вьют гнезда?

(нет, кукушка не вьет гнезд, она откладывает яйца в гнезда других птиц, которые их высиживают и выкармливают.)

Воспитатель: Давайте вспомним, как называются детеныши у разных птиц

- Игра «У кого кто?»

У грача – грачонок, много грачат.

У соловья – соловьёнок, много соловьят.

У аиста – аистёнок, много аистят.

У скворца – скворчонок, много скворчат.

У журавля – журавлёнок, много журавлят.

У чижа – чижонок, много чижат.

У лебедя – лебедёнок, много лебедят.

У утки – утёнок, много утят.

У дрозда – дроздёнок, много дроздят.

У совы – совенок, много совят.

Воспитатель: Мы закончили подготовку нашей передачи. Но прежде чем показывать сюжет по телевидению, его нужно проверить.

Игровое задание «Проверка»:

Давайте сосчитаем, сколько частей в слове

скворец

галка

воробей

ворона

грач

А теперь скажите, название какой птицы

начинается на звук «к» и заканчивается на звук «а» (кукушка)

начинается на звук «с» и заканчивается на звук «а» (сова, сорока, синица)

начинается на звук «д» и заканчивается на звук «л» (дятел)

Наша передача готова. Осталось только придумать ей название. Как мы ее назовем? (дети предлагают варианты)

А теперь посмотрим передачу «Эти удивительные птицы»

Рассказ воспитателя (сопровождается показом иллюстраций)

Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями. У них есть крылья, клюв, две ноги с острыми коготками. (фото 1)

Птиц на земле очень много и все они разные.

Есть птицы очень большие, размером с человека. Самая большая птица - страус. (фото 1)

А есть очень маленькие птицы, размером с небольшую бабочку. Это колибри – самая маленькая птица. (фото 2)

Есть птицы с очень красивым оперением. Это павлин, колибри, утка мандаринка. (фото 3)

А также щегол, иволга, которых можно встретить в нашей местности. (фото 4)

А есть птицы с неярким, скромным оперением, но умеющие красиво петь. Это жаворонок, соловей (фото 5)

Встречаются и птицы, которые не умеют летать. Это страус, пингвин. (фото 6)

Птицы обитают и в жарких пустынях, и во влажных тропических лесах, и во льдах. Птицы приспособились к жизни в разных условиях, научились добывать пищу. В этом им помогают особенности строения. Птицы, питающиеся рабой, имеют длинный клюв. Например, как цапля, пеликан. (фото 7)

А птицам, питающимся насекомыми большой клюв не нужен, зато им нужно быстро летать. Это ласточки. (фото 8)

Птицам, питающимся мелкими животными, помогают охотиться острое зрение, крепкие клюв и когти. Это сова, сокол. (фото 9)

Все птицы откладывают яйца, из которых затем появляются птенцы.

Каждая птица строит гнездо по-своему. Многие птицы строят гнезда на деревьях. Для этого они используют веточки, травинки, перышки. Например иволга. (фото 10)

А ласточки строят гнезда под крышами домов, а для строительства они используют глину. (фото 11)

Аисты строят гнезда на крышах домов, жаворонок строит гнездо прямо на земле, в траве. (фото 12)

У пингвина нет травы и веточек для строительства. Он использует камешки. (фото 13)

Но есть птицы, которые не строят гнезд, не заботятся о своем потомстве. Это кукушка. (фото 14) Она откладывает яйца в гнезда других птиц, которые их высиживают. Часто бывает, что маленькие птички кормят кукушонка, который намного больше их. (фото 15)

Мир птиц очень разнообразен и удивителен. Если быть наблюдательным, можно узнать много интересного даже о тех птицах, которые живут рядом с нами и о которых, казалось бы, мы уже знаем.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Какие птицы прилетели к кормушке» в подготовительной группеКонспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Какие птицы прилетели к кормушке» в подготовительной группе Изучая зимующих птиц, наблюдая за ними, помогая им, мы расширяем у детей знания о друзьях наших меньших, формируя эмоциональное отношение.

Конспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа «Птицы» в средней группеКонспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа «Птицы» в средней группе Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература. Педагогическая цель: учить детей, составлять описательный рассказ,.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Домашние птицы» Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Домашние птицы» Цели: познакомить детей с названиями домашних птиц, внешним видом, образом.

Конспект ОД по познавательному развитию «Снова птицы в стаи собираются» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.

Конспект ОД по познавательному развитию «Зимующие у нас птицы — гости» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.

Конспект открытого занятия в младшей группе по развитию речи «Дикие птицы» Цель: ознакомление детей с дикими птицами, их строением, обогащение словарного запаса по теме. Интеграция образовательных областей: «Познавательное.

Конспект занятия по развитию речи «Зимующие птицы»Конспект занятия по развитию речи «Зимующие птицы» 1. Тема: Зимующие птицы. 2. Цель занятия: Обучение описательному связному высказыванию. 3. Задачи: Образовательные: Формировать, уточнять.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Зимующие птицы» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Зимующие птицы».Составила :Макарова И. Е. Цель: Формировать и закреплять знания о зиме.

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе «Перелётные птицы»Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе «Перелётные птицы» Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе: «Перелётные птицы".Цель OОД:Формирование грамматического строя речи.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Зимующие птицы. Звуки [с]-[с’]»Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Зимующие птицы. Звуки [с]-[с’]» Цель: способствовать формированию правильного артикуляционного произношения звуков. Задачи: 1. Формирование представлений о зимующих птицах,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Птицы»
Опубликовано: 10 апреля 2020 в 11:59
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Птицы»» (включая файлы) размещена пользователем Алла Гурина (УИ 978174) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД