Светлана Адам
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной общеразвивающей группе «Сюрпризы Осени»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию речи в
подготовительной общеразвивающей группе.
Тема: «Сюрпризы Осени»
Цель: Совершенствование навыка связного рассказывания.
Задачи:
1. Образовательные:
Упражнять в составлении коллективного рассказа, опираясь на модельные схемы;
Закрепить умение выражать свои мысли полными предложениями.
Закрепить представления детей об осени как времени года, её признаках.
2. Развивающие :
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в подготовительной общеразвивающей группе „Сюрпризы Осени“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2016
Развивать слуховое и зрительное восприятие, память, мышление, речь.
Развивать общую и мелкую моторику, координацию и чувство ритма.
3. Воспитательные:
Воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы;
Воспитывать чувство любви к родной природе;
Воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающему нас миру: растениям, птицам, животным.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций на тему «Осень», «Перелётные птицы» «Живая и неживая природа осенью», «Труд людей в осенний период»; отгадывание загадок; наблюдение за изменениями в природе с наступлением осени, разучивание пальчиковой гимнастики, организация совместно с родителями выставки «Осенняя фантазия».
Оборудование: Почтовый ящик, посылка, письмо, плащ, диск с музыкой П. И. Чайковского «Осень», схемы – подсказки в картинках, набор картинок для составления сюжетного рассказа, мяч, кленовый листок, смайлики.
Ход НОД:
1. Организационный момент (активизация познавательного интереса, актуализация знаний, постановка проблемы)
Дети получают посылку с письмом.
Воспитатель:
- Ребята, я сегодня утром, когда пришла в детский сад, обнаружила эту посылку и письмо. На письме написана загадка. Чтобы узнать, кто прислал письмо, вы должны отгадать эту загадку.
Прошла по лугам
По лесам, по полям,
Припасы она заготовила вам
Упрятала их в погреба, в закрома
Сказала, за мною нагрянет зима.
- Как вы думаете, кто прислал нам это письмо? (Осень)
- А хотите узнать, что там написано? Давайте откроем это письмо и прочитаем. (Дети садятся на стулья).
Воспитатель читает письмо. «Ребята, здравствуйте! Я очень хочу с вами поиграть, для этого я посылаю вам свой волшебный плащ. Плащ этот не простой, с кармашками, в каждом из которых задания с подсказкой. Если вы справитесь с заданиями, то сможете составить мой словесный портрет».
Воспитатель: - Ребята, что вы поняли из этого письма? Что просит сделать нас Осень? (нужно составить словесный портрет Осени, а для этого нужно выполнить задания)
Воспитатель: - Да и сегодня мы постараемся вспомнить об осени все самое важное, красивое и интересное.
2. Основная часть.
(Воспитатель надевает на себя плащ).
(Воспитатель предлагает ребёнку достать из 1 кармана задание)
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, в 1 карманчике схема – подсказка. Что же на ней изображено? (музыкальный диск)
- Как вы думаете, что нам может рассказать об осени музыка? (передать настроение этого времени года).
- Давайте закроем глаза, послушаем музыку и определим, какое же настроение бывает у осени?
(звучит музыка).
- Послушайте, какая красивая спокойная музыка звучит. Эту мелодию написал композитор П. И. Чайковский.
- Что вы чувствуете, слушая эту музыку? Радость, уныние, печаль? (ответы детей)
Воспитатель: - Осень – унылая, но разноцветная пора.
Знаменитый русский поэт - А. С. Пушкин написал про осень много стихотворений.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.
(Ребёнок достаёт из кармана 2 задание)
2 карман с календарём.
Воспитатель:
- Что у нас во втором кармане? (календарь)
- Как вы думаете, для чего Госпожа Осень прислала нам календарь? Календарь обозначает движение времени. Давайте вспомним, как со временем меняется осень. Какая она в самом начале, в середине и в конце?
- На какие 3 периода делится осень? (Ранняя, золотая, поздняя)
- Ранняя осень к какому осеннему месяцу относится? (К сентябрю; золотая -к октябрю; поздняя- к ноябрю)
- Давайте встанем в осенний хоровод и еще раз вспомним осенние месяцы.
Физ. минутка:
Листья на ветках
Всё лето висели. (Руки подняты вверх и раскачиваются влево - вправо)
Сентябрь наступил
И они пожелтели. (Руки на верху, повороты кистями "шарики-фонарики")
Октябрь с собою
Принес листопад. (Плавно опускаем руки вниз)
Листья слетают
И в танце кружат. (Вращение вокруг себя в одну и в другую стороны)
Ноябрь пришел,
Весь лист облетел. (Присели)
И под ногами
У нас зашумели. (Трем ладонь об ладонь, имитируя шуршание листьев)
(Ребёнок достаёт из кармана 3 задание)
3 карман с листочком.
- Ребята, что же изображено на этой схеме - подсказке? (Осенний листок)
- Почему именно лист? Неужели с листьями осенью происходит что-то необычное? (высказывания детей)
- Осенью опадает листва с деревьев, потому что от холода сок в стволе и веточках двигается медленнее, и листочкам его не недостаточно, листья меняют свой цвет и начинается листопад.
- А сейчас давайте с вами поиграем.
Дидактическая игра «Назови листочек» (Воспитатель бросает мяч и называет дерево, а дети называют листок данного дерева)
дуб – дубовый
клён – кленовый
осина - осиновый
рябина – рябиновый
берёза – берёзовый
тополь – тополиный
калина - калиновый
(Дети садятся на стулья)
(Ребёнок достаёт из кармана 4 задание)
- Что же лежит в 4 кармашке? (картинка с животными – зверями и птицами)
- Разве и с животными что-то происходит осенью?
( Все животные готовятся к зиме: некоторые залегают в спячку, например, медведь, еж, барсук; другие делают запасы на зиму, такие как белка, бурундук; осенью звери линяют : меняют летние шубки на зимние, более теплые)
- Земноводные и насекомые, наверное, тоже делают запасы на зиму? (Нет, земноводные, насекомые, залегают в спячку до весны)
- Что меняется в жизни птиц с приходом осени? (есть такие птицы, которые улетают на зиму в теплые края)
- А как называются птицы, улетающие от нас на зиму? (Такие птицы называются перелетными)
- А почему же они улетают? Остаются же с нами круглогодично вороны, галки, воробьи. (А осенью солнце греет мало, становится прохладно, насекомых становится меньше)
- Как же выживают оставшиеся с нами птицы? (Эти птицы живут рядом с человеком, и, чтобы они не умерли от голода или не замерзли, нужно их подкармливать, строить кормушки)
- Верно. Такие птицы называются зимующие. И, конечно, они ждут помощи от нас зимой. А мы обязательно вместе с папами и мамами построим им кормушки.
(Ребёнок достаёт из кармана 5 задание)
5 карманчик (картинка – труд человека осенью)
- Посмотрите на схему-подсказку: о чем мы будем говорить теперь? (Мы будем говорить о заботах человека осенью)
- Чем осенью занимаемся мы с вами, ваши родители, друзья и знакомые, как мы трудимся осенью? (Ответы детей)
Дидактическая игра «Передай другому». (Дети передают листочек и называют виды осенних работ : уборка листвы, урожая, сбор грибов, ягод и т. д.)
- А вы, ребята, как трудились всю осень? (А мы убирали листву на участке, чтобы помочь дворнику)
- Правильно. Осень очень щедра на подарки: фрукты, овощи, ягоды, грибы, орехи. Но все ее дары необходимо собрать и переработать: законсервировать или засушить, сварить или засолить. А это тоже немалый труд.
(Ребёнок достаёт из кармана 6 задание)
- Продолжаем. Что же в 6 карманчике? (Схема - подсказка с картинками)
- Как вы думаете, для чего Осень прислала вам эти схемы - подсказки? (Чтобы мы составили рассказ про осень)
- Посмотрите, Осень положила 2 схемы с картинками.
(Разделить на подгруппы - волшебный мешочек с мозаикой)
(Дети проходят к столам)
Воспитатель:
- Перед каждой подгруппой разложены картинки, ваша задача составить рассказ по картинкам.
- Нужно отвечать полным предложением.
(Составление описательного рассказа детьми) (3 минуты)
- А теперь давайте послушаем, какие рассказы у вас получились?
(Каждая подгруппа по очереди рассказывает про осень)
- Ребята, вы сейчас будете рассказывать, а я запишу ваши рассказы в блокнот, чтобы порадовать Госпожу Осень. А почтальон Печкин доставит ей наше письмо. (Воспитатель обыгрывает данную ситуацию)
3. Рефлексия.
(Дети садятся на стулья)
Воспитатель:
- Вспомните, о чем просила нас осень (составить её словесный портрет)
- Как вы думаете, удалось ли нам совместными усилиями составить словесный портрет Осени? (да)
- Обращаю внимание на схемы – подсказки, давайте вспомним о чём мы сегодня говорили? (Дети при помощи схем – подсказок вспоминают все этапы занятия)
В. : - Что было трудным? Что получилось легко?
- Молодцы, вы показали себя знающими, каждый из вас смог узнать для себя что то новое, кто-то вспомнил, то что уже знал.
- А сейчас, попрошу каждого из вас подойти к столу, где находятся смайлики и прикрепить к нашей магнитной доске тот смайлик, который вам характерен: если вам понравилось занятие, то, если вы испытывали затруднение при ответе на вопросы, то, а если вам было трудно и непонятно, то …