Оксана Суровцева
Конспект НОД по развитию речи «Зима. Зимние забавы» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Оксана Суровцева
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Зима. Зимние забавы».
Группа: старшая.
Направление: познавательно-речевое.
Основная образовательная область: чтение, коммуникация, социализация, физическая культура.
Тип: интегрированная НОД (развитие речи).
Форма: образовательно – игровая.
ЦЕЛЬ: обобщение и уточнение знаний детей о зиме и зимних забавах.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Зима, Зимние забавы“ в старшей группе» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимние забавы и игры
- Зимние забавы. Конспекты
- Зимние забавы. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Обобщить и уточнить знания детей о зиме и зимних забавах.
Обогащать словарь детей за счёт слов-действий, слов-признаков.
Развивать связную речь (составление предложений по теме занятия «Зима. Зимние забавы»).
Развивающие задачи:
Развивать слуховое и зрительное внимание, восприятие, память, речевой слух.
Развивать личностные качества: активность, любознательность.
Развивать предпосылки учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Воспитательные задачи:
Воспитывать устойчивый интерес к занятиям, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений.
Предварительная работа:Наблюдения за погодой, снежными хлопьями.
Оборудование:Снежинки; сюжетные картинки; игрушка — снеговик, лед, снег,.
Словарная работа:Зима – зимушка, снежинка, серебристая, белоснежная, снежки, снеговик; морозная, снежная, ветреная.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Дети входят в группу встают в круг.
Воспитатель: Здравствуйте ребята, давайте с вами познакомимся. Меня зовут Оксана Викторовна а вас (дети по очереди называют свое имя)
Воспитатель: Крепко за руки возьмемся И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: я вам улыбнулась и вы улыбнитесь друг другу, чтобы поднялось настроение у всех.
-Ребята, послушайте стихотворение:
Ай да зимушка – зима
Как украсила дома!
Побелила всё вокруг,
На всех крышах белый пух.
Будут горки во дворе,
На забаву детворе.
Любят зиму, ребятишки?
Дети – Да!
– И девчонки? И мальчишки?
Дети – Да!
2. Основная часть
Воспитатель: Сегодня к нам пришла Снежная Королева, а с нею её верные спутники снег и лёд.
Ребята, вот только снег и лед ведут спор о том кто из них самый красивый и нужный детям. Давайте послушаем сказку и разрешим их спор.
Сказка. Снег и лед.
Поспорили снег и лед, кто из них самый красивый. Снег говорит:
— Я белый, легкий, пушистый. В воздухе летаю. Ребята из меня снежки и снеговика лепят.
— А я, — говорит лед, — твердый, прозрачный, на солнышке сверкаю, речку покрываю, ребятам радость доставляю.
— А вы, ребята, как думаете, кто из них самый красивый?
(ответы детей)
Воспитатель: Снежная Королева приготовила много интересных игр для вас и хочет послушать, что вы знаете о зиме.
Посмотрите ребята, у меня в руках такая интересная льдинка! Сейчас я пущу по кругу и каждый, кто возьмет эту льдинку и будет называть слово о зиме (снежинка, лед, снег, сугроб, метель, вьюга, мороз и т. д.)
Если на улице идёт снег, то погода…
Снег – (снежная);
Мороз – (морозная);
Ветер – (ветреная);
Холод – (холодная)
Образование глаголов совершенного вида прошедшего времени женского рода с приставкой «за».
Игра «Что наделала зима?»
Воспитатель: Я проснулась ранним утром, выглянула в окно и удивилась. Зимушка-зима, что же ты наделала?
Зима пришла с морозами и всё… – (заморозила).
Метель мела и все тропинки… – (замела).
Река покрылась льдом и вся… – (заледенела).
Зима позвала вьюгу и всё… – (завьюжила).
Снежная пороша дорожки все…– (запорошила).
Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.
Игра «Назови ласково».
Воспитатель: Хоть зима всё заморозила и замела, но мы любим её и ласково называем как?
Зима — (зимушка).
Мороз – (морозец).
Лёд – (ледок).
Снег- (снежок)
Снежинка – (снежиночка).
Елка- (елочка)
Санки- (саночки)
6. Дыхательные упражнения.
Воспитатель: Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки.
«Подул зимний ветерок, полетел снежок. Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех».
Представьте, что вы холодный ветерок, и вы можете подуть на снежинки. (Раздаёт снежинки).А вы умеете правильно дуть? Расскажите, пожалуйста, как это надо делать.
(Дети рассказывают: Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем, дуем на снежинку). А теперь согреем ручки. Подуем тёплым воздухом. (Дети «греют» ручки).
Упражнение для коррекции зрения.
- Мы снежинку увидали, - со снежинкою играли. (Дети берут снежинку в руку. Надо вытянуть снежинку вперед перед собой, сфокусировать на ней взгляд).
Снежинки вправо полетели, глазки вправо посмотрели. (Отвести снежинку вправо, проследить движение взглядом).
Вот снежинки полетели, глазки влево посмотрели. (Отвести снежинку влево, проследить движение взглядом).
Ветер снег вверх поднимал и на землю опускал (Поднимать снежинки вверх и опускать вниз).
Дети сморят вверх и вниз. Все! На землю улеглись. (Покружиться и присесть, опустив снежинку на пол).
Глазки закрываем (Закрыть ладошками глаза). Глазки отдыхают.
Давайте мы подберем красивые слова для снежинок. Какие снежинки? (Серебристые, маленькие, воздушные, сверкающие, кружевные, белоснежные, холодные, блестящие).
Зима морозная пора, но очень много игр, развлечений и забав она приносит людям. Я сейчас вам загадаю загадки о зимних забавах, а вы их отгадайте. Выбирайте загадки. (Дети подходят к доске и выбирают отгадки и составляют предложение: Зимой дети катаются на санках.)
Воспитатель читает:
- Мои новые дружки и блестящи, и легки,
И на льду со мной резвятся, и мороза не боятся. (Коньки)
- Две новые кленовые подошвы двухметровые:
На них поставил две ноги – и по большим снегам беги. (Лыжи)
- Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка.
За верёвочку - узду через двор коня веду,
С горки вниз на нем лечу, а назад его тащу. (Санки)
- Круглый маленький комочек я из снега соберу,
Брошу в друга, брошу в брата,
Мы играем, все в снегу. (Снежки)
- Меня не растили – из снега слепили.
Вместо носа ловко вставили морковку.
Глазки – угольки, ручки – сучки.
Холодный большой. Кто я такой(Снеговик)
(Дети отгадывают загадки).
Физкультминутка.
- Дети, все в кружок вставайте,
Игру скорее начинайте.
(Дети встают в кружок).
«Наконец пришла зима, (Дети разводят руки в стороны)
Стали белыми дома, (Складывают руки домиком над головой)
Снег на улице идёт, (Двигают руками сверху вниз)
Дворник улицу метёт, (Имитируют)
Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают вперёд)
Пишем на катке круги, (Руки закладывают за спину, медленно кружатся)
Ловко бегаем на лыжах, (Имитируют)
И играем все в снежки. (Лепят и бросают снежки)
– Ну и вновь у нас игра. Поиграем, дети?
Дети – Да!
Игра «Что забыл нарисовать художник?»
Воспитатель показывает снеговика:
«Я, ребята, Снеговик, к снегу, холоду привык.
Вы меня слепили ловко, вместо носа тут морковка.
И ведро на голове, и метла в моей руке.
Я пришёл к вам в детский сад, чтоб порадовать ребят».
Воспитатель: Посмотрите, ребята, вот еще братья снеговички, но что то у них не хватает. Давайте дорисуем снеговичков и расскажем об этом. Садитесь за стол и выбирайте картинки. (Каждый ребёнок рассказывает о том, что он собирается делать и дорисовывает картинку.) «У моего снеговика нет(ведра, метлы, носа, глаз, рук). Я дорисую…»(Снеговик хвалит детей, а логопед вывеши
вает картинки на магнитной доске.)
Игра «Доскажи словечко».
Воспитатель: Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Давайте поиграем со словом «снег». (Читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег»).
«Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю. (Снег.)
С неба всё скользят пушинки —
Серебристые. (Снежинки.)
На дорожки, на лужок
Всё снижается. (Снежок.)
Вот веселье для ребят —
Всё сильнее. (Снегопад.)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в. (Снежки.)
Словно в белый пуховик
Нарядился. (Снеговик.)
Рядом снежная фигурка —
Эта девочка —. (Снегурка.)
На снегу-то, посмотри —
С красной грудкой. (Снегири.)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил. (Снег.)»
Воспитатель: Как много родственников у слова «снег». Давайте ещё раз вспомним родственные слова. (Дети называют.)
Заключительная часть.
(Дети встают). Воспитатель: Вот подходит к концу наше занятие. Давайте вспомним, что мы сегодня делали, о чём говорили? Кому что понравилось? Что у каждого из вас получилось лучше всего? (Дети передают из рук в руки «Волшебный снежок» и отвечают).
Воспитатель: Вот и закончилось наше занятие. Спасибо за внимание!