Марина Петровская
Конспект НОД по развитию элементарных математических представлений в подготовительной группе «Состав чисел»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию элементарных математических представлений в подготовительной группе.
квалификационной категории
Петровская Марина Анатольевна
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Публикация «Конспект НОД по развитию элементарных математических представлений в подготовительной группе „Состав чисел“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
Интеграция с областями: «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».
Тема: «Путешествие в царство Математики».
Цель: Обобщать математические представления детей.
Задачи:
Воспитательные:
Воспитывать личностные качества у каждого ребё нка: устойчивость интереса к математическим знаниям и умениям, целеустремлённость, сосредоточенность, любознательность, умение сопереживать, желание прийти на помощь.
Развивающие :
1. Развивать психологические процессы: зрительное и слуховое внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук.
2. Развивать социальные навыки : умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера.
Образовательные:
1. Систематизировать знания о составе чисел первого десятка из двух меньших.
2. Продолжать учить решать задачи на сложение и вычитание, с опорой на наглядность.
3. Закреплять прямой и обратный счет, умение ориентироваться в числовом ряде.
4. Закреплять знания о геометрических фигурах.
5. Ориентироваться на листе в клетку.
Методы и приё мы:
Словесный: вопросы, беседа, пояснения, загадка, стихотворные формы.
Игровой: дидактические игры, сюрпризные и игровые моменты, игры.
Практический: решение задач, работа с карточками, графический диктант.
Словарная работа: названия геометрических фигур, лево, право, задача, условие, решение, вычитание, сложение.
Создание среды для организации и проведения НОД: Игровое поле: полянка, пенёк, дерево с дуплом; игрушка белочка, корзинки с шишками, с конфетами, «ковер-самолет»; карточки-знаки, карточки – цифры, карточки- на состав числа, картинка с изображением бельчат для демонстрации, карточки с недорисованными геометрическими фигуры, разного размера и цвета, мяч, конверт с заданиями, карандаши, листочки в клетку, ключ.
Предварительная работа :
Составление и решение задач, решение примеров, математические игры, выполнение графических диктантов.
Планируемые результаты:
- Ребенок активно участвует в непосредственно–образовательной деятельности.
- Проявляет инициативу, самостоятельность, взаимодействует со сверстниками и взрослым.
- Решает простые арифметические задачи, правильно определяет условие и вопрос задачи, умеет давать развёрнутый ответ на вопрос задачи.
- Различает и называет геометрические фигуры и их особенности, воссоздает геометрические фигуры, опираясь на их отдельные фрагменты.
- Ориентируется на листе в клетку.
Ход НОД.
Организация детей: круг.
- Ребята, сегодня у нас необычный день – мы отправляемся в путешествие в одну загадочную страну. Подскажите, на чем путешествуют сказочные герои?
(в карете, в ступе, на лошади, на ковре самолете)
-Я предлагаю вам сегодня совершить увлекательное путешествие на ковре самолете.
- Для того, чтобы узнать, куда мы отправимся, надо отгадать загадку:
Она – царица всех наук,
Без нее мы – как без рук,
Учит сравнивать, считать,
Задачи разные решать. (математика)
- Правильно, мы сегодня совершим путешествие в царство математики. Чтобы попасть на ковер самолет, нужно ответить на математические вопросы.
Проводится интеллектуальная разминка (с мячом, вопрос подбирается по уровню сложности, посильный для ребенка) :
1. Сколько месяцев в году?
2. Сколько дней в неделе?
3. Сколько цветов у радуги?
4. Какой сегодня день недели?
5. Какой вчера был день недели?
6. Какой завтра будет день недели?
7. Сколько всего времен года?
8. Назовите части суток.
9. Назовите дни недели.
10. Сколько месяцев в каждом времени года?
11. Какое число идет после 7?
12. Какое число идет после 7?
13. Какое число больше 5 на 1?
14. Какое число меньше 5 на 1?
15. Какое число стоит между 5 и 7?
16. Какое число стоит между 6 и 8?
17. Сколько орехов в пустом стакане
18. Сколько хвостов у пяти коров?
19. Сколько лап у двух гусей?
20. Если линейка длиннее карандаша, то карандаш?
21. Если стол выше стула, то стул?
22. Если дорога шире тропинки, то тропинка?
23. Как называются все фигуры с четырьмя углами? (Четырехугольники)
- Вам понравилось играть? И мне понравились ваши правильные ответы. Молодцы, ребята, вы готовы к путешествию в царство математики. Но, к великому сожалению, наш ковер- самолет неисправен. На нем стерся узор, состоящий из геометрических фигур. Надо его восстановить.
Задание: «Почини коврик».
- Я прошу вас пройти в «мастерскую», и починить коврик (дети работают с индивидуальными карточками, дорисовывая геометрические фигуры, затем проговаривают, где какая фигура находится).
- Ну вот, наш ковер готов (расстилает готовый ковер из ткани с нашитыми геом. фигурами, приглашаю вас занять места (дети присаживаются на «ковер»).
- Чтобы ковер-самолет перенес нас в царство математики, нужно посчитать до 10 и обратно. Дети считают: 10, 9, 8,, 0, пуск!
(раздается волшебный звук, в записи, на экране появляется картинка
«волшебная страна»).
- Ну, вот ребята, мы и прилетели в царство Математики. Кто же нас здесь встречает? Смотрите, белочка (игрушка) сидит на пенечке, но она какая-то грустная! (подносит белочку к уху)
- Белочка говорит, что у нее случилась беда. Ключ от дупла заколдовался и превратился в невидимку, а в дупле бельчата остались одни. Чтобы расколдовать ключ, ей надо выполнить три математических задания. А она не может справиться, вот и грустит. Бельчата испугаются, и будут плакать. Что же делать?
(а мы ей поможем)
- Вот молодцы, ребята! Давай, белочка, свои задания (берет конверт, вы готовы? (да)
- Ну, тогда, вперед!
Первое задание – нам нужно решить задачу про белочку и ее бельчат.
- Из каких частей состоит задача?
(из условия и вопроса)
- Послушайте задачу:
«В дупле сидели 7 бельчат, 2 бельчонка убежали встречать маму. Сколько бельчат осталось в дупле?
- Кто хочет повторить задачу?
- А теперь повторите только условие задачи.
- А теперь повторите только вопрос.
- А теперь разделитесь, пожалуйста, на четыре команды. Каждая команда решит задачу, и выложит решение с помощью цифр.
(дети получают конверты с цифрами и выкладывают решение работая в подгруппах, каждая подгруппа из цифр своего цвета).
- Смотрите, как белочка радуется, потому, что вы правильно решили задачу.
( на экране появляется решение задачи: сначала в картинках, затем в цифрах)
А кто хочет прочитать решение?
(дети проговаривают решение)
- Вы какой знак здесь поставили? (минус)
- на какое действие эта задача? (на вычитание)
- Молодцы, ребята, а теперь сами придумайте задачу по этой картинке:
( на экране появляется картинка для решения задачи на сложение: у бельчат 6 орехов, мама белка принесла им еще 4ореха).
(дети составляют задачу; повторяют условие, вопрос; предлагают варианты ответа; рассказывают, как решали; определяют на какое действие задача).
На экране появляется решение задачи.
- Мы правильно решили задачи, а теперь давайте поиграем.
Физкультурная пауза. (на экране белочка)
Белочка по веточкам скачет вверх и вниз.
Белочка за веточку лапками держись.
Прыг-скок, прыг-скок, лапками держись!
Прыг-скок, прыг-скок, лапками держись!
Белочка на веточке головой кивает,
Влево, вправо, влево, вправо головой кивает,
Влево, вправо, влево, вправо головой кивает.
Головой кивает, лапки поднимает,
Вверх, вниз, вверх, вниз лапки поднимает.
Вверх, вниз, вверх, вниз лапки поднимает.
Лапки поднимает, деток подзывает.
Прискакали белочки, сели с ней на веточки,
Лапками похлопали, а потом потопали,
Хвостиком все машут, очень дружно пляшут.
(звучит музыка, «белочки» танцуют)
Вот, закончили плясать, надо белкам подышать,
Вдох – выдох, вдох – выдох, вдох – выдох)
- Молодцы, ребята, а теперь нас ждет второе задание. Пройдите, пожалуйста, в математическую мастерскую. Возьмите карточку с заданием. Нужно вписать пропущенные числа. В каждом дупле две комнаты, там живут белочки, на крыше указанно, сколько всего живет белочек в дупле. Впишите, сколько белочек живет в комнатах.
(дети выполняют задание, педагог проводит индивидуальную работу)
- Ну, вот мы и с этим заданием справились. Прежде чем приступить к последнему заданию, нужно размять пальчики.
Нам понадобятся шишки, вот они лежат в корзинке.
Будем шишечку катать, наши пальцы разминать.
(самомассаж с помощью шишки)
- Давайте сложим шишки в корзинку, и возьмем их с собой, мы можем потом подарить их бельчатам.
-А теперь последнее задание, это графический диктант. Возьмите листочки в клетку, найдите точку и будьте очень внимательны, подумайте, где право, где лево. Графический диктант «Ключ» :
от точки 3 клетки вправо, 3 кл. вниз, 1 кл. влево, 3 кл. вниз, 1 кл. вправо, 1 кл. вниз, 1 кл. вправо, 1 кл. вниз, 2 кл. влево, 1 кл. вниз, 1 кл. влево, 6 кл. вверх, 1 кл. влево, 3 кл. вверх.
-Что же у нас получилось? (ключ)
(раздается волшебный звук, в записи)
- Вот мы и расколдовали ключ, его теперь очень хорошо видно (показывает ключ детям, белочке). Давайте скорей пойдем и откроем дупло.
Подходят к дереву, «открывают», показываются бельчата.
- Ребята, посмотрите, как радуются бельчата и белочка, она благодарит вас. Смотрите, она приготовила для вас гостинец: корзинка с конфетами «Белочка». Давайте скажем ей: «Спасибо», и подарим бельчатам шишки, пусть кушают на здоровье.
(благодарят)
- Ребята, белочке мы помогли, (смотрит на часы) нам пора возвращаться детский сад, давайте попрощаемся с беличьей семьей и вернемся на ковер-самолет.
(дети прощаются и проходят на ковер-самолет)
- Я ребята очень довольна тем, что вы такие добрые и отзывчивые, помогли белочке, не бросили ее в беде. А теперь вспомните, пожалуйста, что нужно сказать, чтобы ковер-самолет перенес нас из царства математики, обратно в детский сад?
(нужно посчитать до 10 и обратно).
Дети считают: 10, 9, 8,, 0, пуск!
(раздается волшебный звук, в записи)
- Ну, вот ребята, мы вернулись. Кому понравилось наше путешествие?
- (имя, что тебе понравилось больше всего?
- Какое задание было самым трудным?
- Молодцы! Вы были внимательны, сообразительны, а главное добрые и отзывчивые, никого не оставили в беде.