Анна Шишкова
Конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительной группы
казенное муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 1
конспект НОД по речевому развитию
«Путешествие в Страну красивой речи»
для детей подготовительной группы
воспитатель:
Шишкова Анна Алексеевна
2016 год
Задачи:
Обучающие:
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Продолжать учить детей выделять звуки из состава слова и проводить звуковой анализ.
Закрепить знания детей о единицах речи : предложение, слово, слог, звук, гласный звук, согласный звук;
Совершенствовать навыки слогового анализа слов;
Учить детей пользоваться мнемотаблицами при разучивании скороговорок и быстро и чётко их произносить.
Развивающие :
Закреплять умение отгадывать загадки.
Совершенствовать мелкую моторику кистей рук, зрительное восприятие, логическое мышление детей.
Развивать индивидуальные способности детей в творческой речевой деятельности – (обозначать звуки буквами и читать полученные слова)
Воспитательные:
Воспитывать у детей чувства сотрудничества, умение работать в коллективе, добиваться выполнения поставленных задач.
Развивать активность, самостоятельность, уверенность в своих
силах.
Оборудование:
Картинки по теме занятия, снежинки, карточки с кружками и квадратами для звукового анализа слова «Мурка», слоговой поезд с кармашками, портрет «кошечки», буквы для танца, мультимедийное оборудование для показа презентации, смайлики (весёлые и грустные, азбука, подарки от Феи, подборка музыки.
Ход занятия:
- Дети, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в сказочную страну Красивой речи. В этой стране есть свои правила: каждый день всегда, везде, на занятиях, в игре никуда мы не спешим и красиво говорим.
- А отправимся мы туда необычным способом, с помощью фантазии.
- Что же такое фантазия? (Это наши мечты, то, что мы придумываем, чего нет на самом деле).
Психогимнастика (включается спокойная музыка)
-Дети, сейчас вы закроете глазки и будете слушать мой голос. Мы с вами отправимся в сказочную страну Красивой речи. Там живут необычные жители, они очень вежливые, говорят тихо и правильно, всегда здороваются. Представьте, что летим мы туда на воздушном шаре. Над вами голубое небо, мимо проплывают облака. Под вами красивый зимний лес, а в этом лесу есть полянка, на которую мы с вами сейчас приземлимся. Открываем глазки.
- Вот мы попали в страну Красивой речи. Добро пожаловать!
(презентация) – 2 слайд
-Добро пожаловать! - 3 слайд
Смотрите, какая она необычная. Здесь хозяйкой является Фея Красивой речи (слайд с Феей) -4 слайд
Она приготовила для вас сюрприз, но, чтобы узнать, что это за сюрприз, нужно совершить путешествие по стране Красивой речи и выполнить несколько заданий. Фея оставила нам путеводный лист, вот он (показывает цветик-семицветик). На каждом лепестке – своё задание. За каждое правильно выполненное задание Фея нам подарит по букве. Сложив эти буквы в слово, узнаем, какой сюрприз нам приготовила Фея.
- Готовы отыскать сюрприз? Тогда в путь.
(Музыка)
Воспитатель:
-Первая станция -Загадкино. Фея просит нас отгадать загадки.
Потренируем смекалку, сообразительность, ум.
(презентация) (5 -10 слайд)
1. Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга)
2. Жмутся в узеньком домишке
Разноцветные детишки.
Только выпустишь на волю,
Побегут по белу полю.
Где была пустота,
Там, глядишь, красота (цветные карандаши)
3.
То я в клетку, то в линейку
Написать на мне сумей-ка!
Можешь и нарисовать
Что такое я?. (тетрадь)
4. Сели на странички
33 сестрички,
Сели рядом, не молчат,
Нам загадки говорят. (Буквы)
5. Если ей работу дашь,
Зря трудился карандаш. (Ластик)
-Молодцы. Правильно отгадали все загадки. За это Фея дарит вам 1-ю букву. (А)
-Движемся дальше. (Музыка)
Следующая станция–Звукоград.
Вспомните, из чего состоят слова? (из звуков)
Какие бывают звуки в русском языке? (гласные и согласные).
Игра «Найди пару»
- Посмотрите, сколько красивых снежинок в лесу. Давайте возьмём каждый по одной снежинке.
- А снежинки необычные, с картинками на обратной стороне.
- Внимательно посмотрите, что нарисовано на вашей картинке и подумайте, с какого звука начинается данное слово.
- А сейчас мы потанцуем со снежинками под музыку, но как только музыка закончится, вы должны найти себе ту пару, у которой название картинки начинается с того же звука, что и у вас.
- Держите картинки так, чтобы их было видно
(дети под музыку танцуют со снежинками, потом образуют пары ( пары: арбуз-апельсин, улитка-утюг, овощи-облако)
- какой звук объединяет вашу пару? Почему? (Воспитатель отмечает детей, которые первые и правильно выполнили задание)
-Вот теперь нужно сесть за столы так, как вы отыскали пару по звуку, т. е. за одним столом будут сидеть дети, у которых снежинки с картинками, начинаются с одного и того же звука.
(садятся за столы)
-Дети, про кого можно сказать такими словами: пушистая, мягкая, с острыми коготками? (кошка)
- Дети, Фея оставила нам портрет красивой кошечки и просит, чтобы вы угадали её кличку. Для этого надо сложить по порядку первые звуки слов, обозначающих предметы на этой картинке.
-Как же зовут кошечку? (Мурка)
-А если назвать её ласково, то как это будет звучать? (Мурочка)
Давайте сделаем звуковой анализ слова Мурка и выложим схему звуков слова на таблице (индивидуальная работа)
(дети выполняют звуковой анализ слова)
-Какой первый звук в слове «Мурка»? (М)
-Что мы можем сказать про звук «М» (согласный, твёрдый)
-Какой второй звук в этом слове? Чтобы правильно узнать его, надо чётко проговаривать слово, тянуть его. («У»)
- Какой это звук? (гласный)
- Сколько всего звуков в этом слове? (5)
- Сколько гласных? (2) Сколько согласных? (3)
И т. д. все звуки.
-А кто из вас может обозначить эти звуки буквами? (на доске выкладывают - Мурка)
Молодцы! Получаем от Феи вторую букву и двигаемся дальше. (З) (Музыка)
Станция – «Ловкие пальчики» - прищепки?
- Красиво говорить нам помогают пальчики. Давайте продемонстрируем ловкость наших пальчиков, повторяйте за мной движения: Пальцы – дружная семья, друг без друга им нельзя. Вот большой, а это средний, безымянный и последний - Наш мизинец-малышок. Указательный забыли. Чтобы пальцы дружно жили, будем их соединять и движенья выполнять
- Станция Слоговая.
Здесь Фея нам предлагает определить количество слогов в каждом слове.
Она оставила нам карточки. На них изображены животные, а вот паровоз с вагончиками. Вам нужно посадить каждое животное в свой вагон в соответствии с количеством слогов в названиях животных и количеством окошек в вагонах. То есть, в первом вагоне поедут животные, в названии которых только один слог, во втором -2 слога, в третьем – три слога.
(дети распределяют животных по вагонам).
-Молодцы! Фея вам дарит ещё одну букву. (Б)
(музыка)
Ведущий. Следующая станция «Город Грамотеев».
Дети, здесь живут очень грамотные и очень умные люди, и они вместе с Феей приготовили для вас задания:
Ведущий.
- В городе Грамотеев очень любят пословицы. Пословицы украшают нашу речь, делают её ярче, выразительнее. Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится.
Дети, помогите мне закончить пословицу. (Ведущий начинает, а дети говорят окончание пословицы).
Семеро одного…не ждут.
Делу время…потехе час.
Волков бояться…в лес не ходить.
Учение -свет…не учение -тьма.
Дело мастера…. боится.
Грамоте учиться….всегда пригодится
-Молодцы, все пословицы знаете.
Жители страны Красивой речи вместе с Феей предлагают нам интересные ребусы, разгадав которые вы получите новое слово.
(Ребусы из презентации)
- Страна Красивой речи – это страна чистой речи. Чисто и правильно говорить помогают скороговорки. Ваша задача повторить их правильно, быстро и чётко проговаривая звуки. А помогут вам в этом таблицы-помощницы.
(презентация)
-Молодцы. Фея дарит вам ещё одну букву. (У)
- следующая станция – Стихотворная.
- Красивая, чистая речь звучит, как музыка – музыка стихов. Какой праздник у нас недавно был? (праздник мам)
-Сейчас мы прочитаем красивые стихи о маме
(дети читают 1-2 стихотворения)
Получаем от Феи ешё одну букву (К).
- И последняя остановка - танцевальная
-Фее очень понравится, если вы станцуете танец с буквами.
Дети танцуют танец с буквами.
-Вот ещё одна буква нам в подарок от Феи (А)
- Ну вот, мы и выполнили все задания Феи страны Красивой речи, и теперь нас ждёт заслуженный сюрприз. А какой, мы узнаем, если прочитаем слово, какое получилось из подаренных нам букв Феи.
(дети читают слово Азбука)
А найти его нам поможет вот эта схема. (показывает схему)
Дети находят сюрприз.
- Дети, как вы думаете, почему Фея нам подарила именно Азбуку?
(потому что мы скоро пойдём в школу и будем учиться правильно и красиво говорить)
- А сейчас нам пора возвращаться в детский сад.
Закрываем глазки. (Музыка)
1,2,3,4,5 – Вот мы в садике опять.
Открываем глаза.
VII. Рефлексия.
- Вам понравилось путешествие? Что понравилось больше всего?
- Ребята, Фея страны Красивой речи подарила нам смайлики, но они разные. Посмотрим.
- Чем они отличаются? ( настроением: радость, грусть)
- Если вам сегодня было легко на занятии, справились со всеми заданиями - возьмите радостного смайлика, если трудно, неинтересно - грустного.
-Очень хорошо, я вижу, что у вас у всех радостное настроение.
Воспитатель:
-Закончить наше путешествие мне хотелось бы тоже красивыми словами:
Любой из нас пришёл на свет на этот
Творить добро, надеяться, любить.
Смеяться, плакать, но при всём при этом
ДОЛЖНЫ МЫ ЧЁТКО И КРАСИВО ГОВОРИТЬ!