Лейла Хадиева
Конспект НОД по речевому развитию детей с нарушениями речи с использованием карт Проппа «Пересказ сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: учить пересказывать сказку с опорой на карты Проппа.
Задачи:
Образовательные
1. Закрепить знания о строении сказок, их характерных особенностях.
2. Закрепить названия и назначение некоторых карт Проппа.
3. Связная речь: учить связанно, последовательно и выразительно пересказывать сказку без пропусков и повторений с опорой на карту Проппа, используя слова и речевые обороты из текста.
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию детей с нарушениями речи с использованием карт Проппа „Пересказ сказки“» размещена в разделах
- Карты Проппа
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
4. Словарь и грамматика: систематизировать знания о способах словообразования.
5. Звуковая культура речи : развивать артикуляционный аппарат (работа над сильным
продолжительным выдохом, закреплять умение регулировать силу голоса.
Развивающие
1. Развивать у детей коммуникативные способности, умение высказать свою точку зрения.
2. Развивать память, внимание, мышление.
3. Развивать творчество и фантазию детей.
Воспитательные
1. Воспитывать любовь к сказкам.
2. Воспитывать человечность: способность переживать судьбу сказочных героев, как свою.
3. Способствовать через сказку развитию общения со сверстниками, воспитывать умение
дружно, согласованно работать в команде.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Методические приемы:
Наглядные (использование схем, иллюстраций, ТСО);
Словесные (напоминания, указания, чтение сказки, вопросы, индивидуальные ответы детей);
Игровые (использование сюрпризных моментов, перевоплощения, двигательная активность детей);
Создание игровых и проблемных ситуаций (совместный поиск решения проблемной ситуации);
Поощрение, дифферинцированный анализ занятия.
Активизация словаря:
Дифференцированный подход: учет возрастных особенностей детей, создание оптимальных условий для эффективной деятельности всех детей, перестраивание содержания, методов, форм обучения, максимально учитывающих индивидуальные особенности дошкольников.
Предварительная работа с детьми:
Чтение детям русских народных и авторских сказок, рассматривание иллюстраций к ним, знакомство с картами Проппа, подготовительные игры «Чудеса в решете»,»Волшебные слова», «Что в дороге пригодится?», «Узнай героя», «Что общего», «Четвертый лишний», «Решение сказочных задач», «Бюро находок», «Сказочный словарь»; фантазийные рисунки детей.
Материалы и оборудование: разрезные картинки «Сказочные средства передвижения», интерактивный стол, мультимедиапроектор, экран, мягкие модули, штурвал, карточки Проппа, мольберт, магниты, сундучок, перо жар-птицы, ковер, обруч.
Ход НОД.
Проходят в группу, садятся полукругом перед магнитной доской.
Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас в сказочное путешествие. Вы хотите отправиться со мной?
Дети: -Да, хотим!
Воспитатель: Посмотрите, перед нами волшебные двери в сказочное книжное царство. Очутившись там, мы можем стать волшебными сказочниками. Но что бы двери открылись, нам нужно вспомнить сказочные заклинания. Давайте, каждый из вас назовет заклинание и ворота откроются.
(Дети называют, в конце открываются двери под музыку щелчком мышки.)
Вы молодцы! Дверь в сказку открылась.
Посмотрите, в нашем книжном царстве, появилась новая сказка. А какая мы сейчас узнаем. (воспитатель открывает книгу и оттуда выпадают разрезные картинки)
- Ой, ребята, из книги выпали герои и рассыпались. Как же теперь мы узнаем, какая сказка пришла в гости к нам?
- Давайте мы соберем героев, и узнаем, из какой они сказки. (складывают пазл)
- Что же это за сказка? (Волк и семеро козлят)
(картинки выставляются на магнитной доске)
- А вы хотели бы попробовать себя в роли сказочников?
Давайте вспомним, с каких слов обычно начинаются сказки?
Дети называют
- Ну а сейчас усаживайтесь по удобнее и слушайте сказку. Я буду вам рассказывать сказку и выкладывать карты Проппа, которые вам помогут запомнить эту сказку. А вы слушайте и запоминайте.
№1 Жили-были
Жила-была старая коза. Было у нее семеро козлят. 1карта
№3 Запрет или предписание
Вот созвала она всех семерых деток и говорит:
-Милые детки, хочу я в лес пойти, а вы смотрите волка берегитесь.
№ 2 Уход (отлучка) кого-либо из членов семьи
И пошла коза в лес, корму принести.
№ 4 Появление ложного героя
Вдруг кто-то стучится в дверь и кричит:
- Детки милые, отомкнитесь, ваша мать пришла, вам гостинцев принесла.
№5 Разоблачение главного героя
-Не откроемся, - закричали они, - ты не матушка наша; у той голос добрый и тонкий, а твой голос толстый: ты волк.
№6 Нарушение запрета
…отворили ему дверь. А тот, кто вошел, был волк.
№7 Действие врага
Всех их нашел волк и не стал долго разбираться: разинул пасть и проглотил одного за другим.
№8 Возвращение домой
Приходит вскоре старая коза из лесу домой.
№9 Наказание ложного героя
Вот вспорола она чудовищу брюхо,- тут и выскочили один за другим все семеро.
Натащили тут семеро козлят много-много камней и засунули их волку в брюхо столько, сколько влезло. Подошел к колодцу, наклонился к воде, так там и утонул.
№10 Счастливый конец
- Волк утонул! – и стали на радостях плясать вместе со своей матушкой вокруг колодца.
№11 Мораль
Мораль:
- Слушайся маму
- Никогда не открывай дверь незнакомцам, а если никого из взрослых нет дома – вообще не подходи к двери
- Никогда не впускайте незнакомых людей в свой дом
- Не верь обещаниям посторонних людей и не иди у них на поводу
- Добро всегда сильнее зла
Беседа
-С каких слов начинается сказка? (1к)
-Что сказазала коза козлятам, созвав их к себе? (3к)
-Куда ушла Коза? (5к)
-Кто вдруг пришел? (24к)
-Что сказали козлятки Волку? (25к)
-Как нарушили запрет козлята? (4к)
-Что сделал Волк? (8к)
-Кто пришел из леса? (22к)
-Что случилось с Волком? (17к)
-Как закончилась эта сказка? (27к)
-Чему учит сказка? (28к)
Сейчас я расскажу эту сказку еще раз, а вы внимательно слушайте. А затем попробуете рассказать ее сами.
(карты убрать)
Ребята, напомните мне еще раз, кто спас козлят?
Физминутка
Я козочка Ме-ке-ке. (дети идут по кругу)
Я гуляю на лужке
Острые рожки. (показывают «рожки»)
Тонкие ножки (топают ножками)
На самой макушке
Бархатные ушки. (показывают ушки)
Язык полотняный, (показывают язык «лопаткой»)
Хвостик конопляный (показывают рукой хвостик сзади)
Как прыгну, (подпрыгивают)
Сразу забодаю. («бодаются»)
Пересказ
-Кто будет самым первым, самым смелым сказочником?
Предлагаю выходить вдвоем. Один рассказывает, а другой находит нужную карту.
(дети рассказывают и выставляют карты под картинками героев)
Молодцы.
-Как вы считаете, вы стали сказочниками?
-Что нам помогло запомнить эту сказку?
-Предлагаю поселить эту сказку в нашем книжном царстве. А что бы вернуться в группу, нужно выполнить еще одно задание.
-Какими словами заканчиваются сказки? (И стали они жить поживать….,
вот и сказочке конец,жили они долго и счастливо)
Вот мы и очутились обратно в нашем детском саду. А на память о нашем путешествии я дарю вам эти раскраски с героями сказок.