Алла Голудина
Конспект НОД по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Удивительный мир животных»
▼ Скачать + Заказать документы
Составила: Воспитатель Нефтеюганского районного муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения Голудина Алла Александровна.
Ноябрь 2016 год.
Тема: «Удивительный мир животных».
Вид непосредственно – образовательной деятельности – речевое.
Интегрируемые образовательные области – речевое, познавательное, социально-коммуникативное, физическое развитие.
Форма деятельности – групповая совместная деятельность.
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста „Удивительный мир животных“» размещена в разделах
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2017
Место проведения – групповая комната в которой выделены две зоны: 1 зона – для беседы; 2 зона – для активной двигательной деятельности.
Продолжительность: 30 минут.
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о жизни диких животных.
Задачи:
Обучающие:
• Продолжать уточнять и систематизировать представления детей о жизни диких животных.
• Закреплять умение устанавливать связи между приспособленностью животного к среде и месту обитания.
• Учить анализировать объекты живой природы, выделять существенные признаки, фиксировать и обобщать их.
• Формировать умение составлять короткий рассказ о животных.
Развивающие :
• Развивать связную речь, воображение, любознательность, внимание, память и мышление.
• Вызвать интерес к жизни животных и птиц.
• Формировать умение наблюдать за окружающим.
• Развивать групповую сплоченность, повышать у детей уверенность в себе.
Воспитательные:
• Воспитывать познавательный интерес к природе, бережное отношение к животным.
Методы и приёмы.
Словесные: беседа, пояснение, подсказка, совместный анализ результатов деятельности.
Игровые: органическое включение в сюжет игры.
Наглядные: рассматривание презентации «Удивительный мир животных».
Здоровье сберегающие технологии:
• речевое дыхание «Самолёт»;
• гимнастика для глаз «Белогривые лошадки»;
• физкультминутка «Сидели два медведя».
• Материалы и оборудование: техническое оборудование, презентация, компьютерные игры, дидактическая игра «Следы диких зверей».
Предварительная работа.
• Рассматривание энциклопедии «Природы России», «Живой природы».
• Беседа «Кто живёт в Тундре?», «Кто обитает в Арктике?», «Какие животные обитают в Африке?».
• Разучивание речевого дыхания «Самолёт», физкультминутки «Сидели два медведя».
• Игра «Следы животных», рассказ по схеме о животных.
Прогнозируемые результаты.
• Расширить представление о обитателях земного шара.
• Формирование коммуникативных навыков.
• Создание радостного настроения.
Литература:
1. Кондратьева Н. Н., Шиленок Т. А «МЫ». Программа экологического образования детей. – СПб: М94 «Детство – пресс», 2002.
2. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве.
3. Фалькович Т. А. Развитие речи, подготовка к освоению письма.
4. Интернет источник:
1. https://doshvozrast.ru/konspekt/poznovrazv55.htm
2. https://doshvozrast.ru/konspekt/poznovrazv86.htm
Ход совместно деятельности:
СЛАЙД 1. Земной шар.
Дети заходят в группу совместно с воспитателем, становятся в круг. Здороваются с гостями.
Воспитатель. Ребята, я очень рада видеть вас! Сегодня, когда я шла в детский сад, у меня под ногами хрустел снег, словно песенку пел, и у меня сейчас хорошее настроение. Давайте, поделимся настроением. Поздороваемся с солнцем, землёй и всей планетой.
Коммуникативная игра «Здравствуй!»
Здравствуй, Солнце! Руки поднять вверх.
Здравствуй, Земля! Руками над головой описать большой круг.
Здравствуй, планета Вся! Плавно опустить руки.
Здравствуй, наша большая Семья! Ребята берутся за руки и поднимают их вверх.
СЛАЙД 2. Семья – групповое фото.
Воспитатель. Поднялось у вас настроение? Ребята наше приветствие заканчивается словами СЕМЬЯ.
- Что для вас значит слово СЕМЬЯ? (Ответы детей.)
- Чем вы любите заниматься всей семьёй? (Ответы детей.)
- А, путешествуете ли вы всей семьёй? (Ответы детей.)
- Можно ли нашу группу назвать большая, дружная семья? (Ответы детей.)
Вы правы, мы в группе все как одна большая дружная семья, и сегодня я предлагаю вам отправится в путешествие на самолёте. Согласны? (Ответы детей.)
СЛАЙД 3. Самолёт внутри.
Воспитатель: Уважаемые пассажиры! Проходим на свои места. Пристегните ремни! Давайте послушаем звук мотора! Взлетаем!
СЛАЙД 4. Кабина пилота.
Речевое дыхание «Самолёт»
Сделать вдох, затем на выдохе медленно, протяжно произнести «У-у-у». 3 раза
Воспитатель. Вот мы с вами набрали высоту, поднялись над облаками. Заглянем в иллюминатор.
СЛАЙД 5. Движущиеся облака.
Воспитатель. Что мы видим? ( Ответы детей: облака в движении).
Беседа - наблюдение за облаками
Какие облака? Всегда ли они быстро движутся? Меняют направление?
Вывод: Облака движутся, с разном темпом, движения и в разных направлениях.
СЛАЙД 6. Облака.
Воспитатель. Вот ветер и стих. Посмотрите внимательно на облака. Может, они на кого-то похоже?
Игра «На что похоже облака?»
Сравнение облаков с животными и птицами.
Воспитатель: Ребята, а где мы с вами живём?
Ответы детей: В средней полосе России, в Сибири.
СЛАЙД 7. Сибирь.
Воспитатель: Молодцы, вы правы. Каких животных мы с вами сейчас встретим, вы узнаете, если отгадаете загадки.
СЛАЙД 8-17. Компьютерная игра «Загадки».
Загадки «Лесные звери» :
Летом мед ел и малину,
Чтобы сытым спать всю зиму.
Тише, дети! Не шуметь!
Пусть спокойно спит. (медведь)
Догадайтесь, кто же это?
В шубку рыжую одета.
И не рыба, и не птица.
Это — хитрая. (лисица)
Он в лесу дремучем рос,
Серой шерстью весь оброс.
В зайцах вкусных знает толк
Злой голодный серый. (волк)
На его спине — иголки.
И длинны они, и колки.
Потому-то вдоль дорожек
С ними смело ходит. (ежик)
Это что за зверь такой?
Может жить он под землей.
Норку и подземный ход
Лапками копает. (крот)
Что за зверь такой лесной?
В белой шубке он зимой.
Всех боится зверь-трусишка.
Как зовут его? (зайчишка)
Чтобы выстроить плотину,
Запасет он древесину.
Зверь трудолюбив и добр,
Тащит бревна к речке. (бобр)
В тундре белый лис гуляет,
Мышек маленьких пугает.
Очень хитрый он ловец.
Как зовут его? (песец)
Бродит хищный кот в лесах
С кисточками на ушах.
Дальше от него держись —
Быстро нападает. (рысь)
Кто по зарослям идет,
На ходу листву жует?
Лучше с ним гулять поврозь.
Этот зверь — рогатый. (лось)
Воспитатель: Молодцы с загадками справились, а сейчас предлагаю поиграть в игру «Назови семью».
СЛАЙД 18-22. Компьютерная игра «Семья дикого животного».
Игра «Назови семью дикого животного»
Сейчас я вам покажу животного, вам нужно будет назвать: папу, маму, одного ребёнка, много детей.
Папа – медведь, мама – медведица, один – медвежонок, много – медвежат.
Лис-лиса-лисёнок-лисят.
Волк-волчица-волчонок-волчат.
Ёж-ежиха-ежонок-ежат.
Заяц-зайчиха-зайчонок-зайчат.
Воспитатель: А, знаете ли вы как называется дом животных?
СЛАЙД 23-27. Компьютерная игра «Кто где живёт?».
Игра «Кто где живёт?»
Медведь зимует в берлоге.
Лиса живёт в норе.
Волк живёт в логове.
Белка живёт в дупле.
Заяц живёт под кустом (чаще под елями).
Воспитатель. Что-то мы засиделись. давайте немножко отдохнём. Выйдем на свободное пространство в самолёте. Дети проходят в игровой центр, встают в круг. А, можно ли диких животных сравнить с домашними?
Дети: Можно.
СЛАЙД 28. Словесная игра «Домашний-Дикий».
Игра «Домашний - дикий»
Волк и лиса похожи на собаку.
Кот похож на рысь.
Поросёнок похож на кабана.
Лошадь похожа на зебру.
Кролик похож на зайца.
Морская свинка похожа на хомяка …
Подвижная игра «Изобрази животное»
Дети изображают животных, передовая их характер.
Воспитатель. Занимаем свои места в самолёте. Наш самолет летит низко, посмотрите в иллюминатор.
СЛАЙД 29. Следы на снегу.
Воспитатель. Что мы видим? ( Дети: следы зверей.) А, умеете ли вы отличать следы диких животных?
СЛАЙД 30. Дидактическая игра «Чьи следы?».
Дидактическая игра «Чьи следы?»
На столе перемешанные карточки с животными и их следами. Каждому ребёнку предлагают выбрать одного животного и найти следы этого животного. Обосновать свой выбор. Вкратце рассказать о животном.
Воспитатель. Набираем высоту! Продолжаем путешествие. Слышите шум мотора?
Дети: Речевое дыхание «У-у-у».
СЛАЙД 31. Антарктика.
Воспитатель. Мы подлетаем к Антарктике. В центре, которой находится Северный Ледовитый Океан, где мы можем встретить дрейфующие льды и много снега. Кого ещё мы можем встретить среди снега, льда и воды?
СЛАЙД 32. Обитатели Антарктики.
Ответы детей: пингвины, морской котик, морской слон, тюлень-крабоед, кит горбач, дельфины-бутылконос, синий кит, кашалот, альбатрос, буревестник, баклан, конёк.
Воспитатель: Посмотрите в снегу прячутся белые медведи.
СЛАЙД 33. Северный медведь.
Воспитатель: А, каких медведей вы еще знаете?
СЛАЙД 34. Медведи.
Дети: белый медведь, бурый медведь, чёрный (малайский) медведь, белогрудый (гималайский) медведь, очковый медведь, губач, большая панда (бамбуковый медведь, коала (сумчатый медведь).
Воспитатель: Ребята давайте сравним медведей. Что у них общего и чем они отличаются?
Ответы детей: Они живут на разных континентах. У них разная форма головы, размер и цвет шерсти. Не все медведи впадают в спячку…
Воспитатель: Устали? Давайте немножко отдохнём.
СЛАЙД 35. Обыгрывание потешки «Сидели два медведя».
Физкультминутка «Сидели два медведя»
Сидели два медведя, Раскачивание с ноги на ногу.
Качались на суку,
Один читал газету, Чтение газеты.
Другой мешал муку. Размешивание муки.
Раз ку-ку, два ку-ку, Приседание.
Оба шлёпнулись в муку. Лечь на спину болтая ногами и руками.
Воспитатель. А теперь наш самолет берет курс на юг. Взлетаем!
Дети: Речевое дыхание «У-у-у».
СЛАЙД 36. Африка.
Воспитатель: Подлетаем к Африке. А кого вы встретите, узнаете если, отгадаете кроссворд?
СЛАЙД 37. Кроссворд.
Кроссворд «Обитатели жарких стран»
Если вы правильно отгадаете кроссворд, то сможете прочитать в розовых клеточках самую крупную птицу на земле.
1. слон. 2. кашалот 3. жираф. 4. коала. 5. утконос. 6. рысь. СТРАУС
СЛАЙД 38. Самолёт.
Воспитатель. А сейчас возвращаемся в детский сад. Набираем высоту! Посмотрим в иллюминатор.
СЛАЙД 39. Компьютерная игра «Белогривые лошадки».
Игра «Белогривые лошадки»
Дети смотрят на слайд и следят за движением тучки.
Воспитатель. Вот мы с вами и вернулись с путешествия в группу.
Дети ста
т в круг.
Итог. Понравилось вам путешествовать? А где мы с вами были? Кого мы с вами видели? Что вы узнали?