Конспект НОД по речевому развитию «В гости к бабушке Олде» региональный модуль (обучение мордовскому языку) в младшей группе

Раиса Федотова
Конспект НОД по речевому развитию «В гости к бабушке Олде» региональный модуль (обучение мордовскому языку) в младшей группе

Программное содержание:

Учить детей называть на эрзянском языке домашних животных; корова – скал, свинья – туво, овца – реве.

Развивать познавательскую активность. Знакомить с фольклорными произведениями (песенки, потешки, дразнилки).

Воспитывать любовь к мордовскому языку, желание. Создавать у детей радостное настроение, интерес к занятию.

Методические приемы:

Обыгрывание песенок, потешек, чтение вместе со взрослыми дразнилок, песенок, потешек, игровая ситуация.

Материал:

Игрушки – домашних животных (собака, кошка, корова, свинья, овца). Лошадь – одеваются взрослые. Пруд – уточка плавает. Речка с мостиком – котенок. Бабушка Олда – взрослая. Подарки от Олды в коробочке; каравай – тантей кши – в красивой обертки или на полотенце. Сорока – девочка из старшей группы.

Предварительная работа:

Рассматривание национального костюма – его колорит, заучивание наизусть песенок, потешек, дразнилок, по аппликации – составление узора на салфетке, тарелке, полотенце – из геометрических фигур – полоски, квадраты; слушание грамзаписи на мордовском языке, экскурсия в музей мордовского уголка в детском саду, слушание сказок.

Ход непосредственной образовательной деятельности

Воспитатель: - Дети, у нас сегодня гости, давайте поздороваемся на мордовском языке: Шумбратадо инжеть!

Дети: - Шумбратано!

Воспитатель: - Эйкакшт озадо, (дети садитесь).

Вдруг залетает сорока.

Сорока: Я сорока – белобока, по лесу летала,

По полю скакала, малых детушек искала.

Принесла я вам письмо, вот (показывает) от бабушки оно.

В гости к ней вы собирайтесь, быстро – быстро наряжайтесь

Ведь у бабушки У Олды - День рождения!

Воспитатель читает:

Монень инжекс садо

Ки лангс сыргадо

Учан мон тынк эйсэ

Моратано вейсэ.

Олда – баба.

Ко мне в гости собирайтесь

Да в дорогу отправляйтесь

Жду вас с нетерпением

Уж готово угощение!

Бабушка Олда.

Воспитатель: - Ну сезьган – сорока.

- Спасибо за письмо.

(Сорока улетает).

Воспитатель: - Поехали скорее к бабушке. У нас и лошадка есть. Только нужно сказать волшебные слова :

Мы поедем на лошадке

На лошадке в красной шляпке:

К бабушке Олде

На День рождения!

(Дети повторяют вместе с воспитателем, появляется лошадка, рас-сматривают – воспитательобращает внимание детей на то, что Алаша – лошадка красивая, добрая).

Воспитатель: - Ну, поехали!

(Едут и воспитателдь поет на мордовском языке):

Ардатано алашасо

Гоп – гоп – гоп.

Олда бабанень ардатано

Топ – топ – топ.

(Дети высоко поднимают ноги).

Воспитатель: - Тпру, стой лошадка! Кто же это на пути?

(Обращает внимание на мостик).

Через речку брошен мостик.

Там мелькнул пушистый хвостик.

Бархатная спинка

В лапке хворостинка.

Воспитатель вместе с детьми декламирует потешку «Катка».

Катка, катка, каткине

Катка чевте лапине.

Сака катка удомо

Тейтеренэк ваномо!

Котя, котенька, коток

Мягонькие лапки.

Приди котя ночевать

Нашу доченьку качать.

Воспитатель: - А дорога далека,

А дорога нелегка.

Поехали дальше,

Но, лошадка – алаша!

Едут и воспитатель поет:

Ардатано алашасо

Гоп – гоп – гоп.

Олда бабанень ардатано

Топ – топ – топ.

Воспитатель: - Тпру, стой Алаша!

Обращает внимание детей на озеро – плавает уточка

Воспитатель: - Смотрите уточка – яксяргине. Давайте споем потешку Тфу- тьфу!

Вместе: - Тьу – тьфу – кальпешине

Юмбор – ямбор – яксяргине.

Ведьга уе – чоль а мере,

Кальга уе – каш а мере.

Те дедазо,

Те бабазо,

Те тятязо,

Те авазо,

Те соньсь, сиясь, веси семиясь.

Перевод: Тьфу- тьфу, ивовая рощица

Туда – сюда – уточка плывет.

По воде плывет – ее не слыхать,

По ивушкам пройдёт – ее не видать.

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – тятенька,

Этот пальчик – мамонька,

Этот пальчик я,

Вот и вся моя семья!

Воспитатель: -Уплыла наша уточка – яксярго. Ну и нам пора в дорогу.

(Едут и воспитатель поёт на мордовском языке):

Ардатано алашасо

Гоп – гоп – гоп.

Олда бабанень ардатано

Топ – топ – топ.

Воспитатель: - Тпру! Стой Алаша!

Это кто же на пути?

Ни проехать, не пройти!

Это же Сема-Ерема!

(обращает внимание детей на куклу-мальчика в национальном костюме

с авоськой дров)

Сема-Ерема

Сайсь пенге берема,

Тусь килей вирьга

Мусь тувонь кирга!

На русском: Сема-Ерема

Взял вязанку дров,

По березкам пошел

Свинью шею нашёл!

Воспитатель: - Эйкакшт – у Семы-Еремы очень хорошее настроение, он не сердится на нас и дорогу нам уступает.

Воспитатель: - Но, Алаша, поехали!

И поют на мордовском языке:

Ардатано алашасо

Гоп – гоп – гоп.

Олда бабанень ардатано

Топ – топ – топ.

Воспитатель: - А вот и домик небольшой

Дым колечком над трубой,

Видно варится обед

Есть здесь кто – нибудь или нет?

Стучится. Появляется Олда-баба, одетая в национальный костюм.

Олда баба: - Шумбратадо эйкакшт!

Дети: - Шумбратано!

Олда баба: - Проходите – ютадо!

Садитесь – озадо!

Хорошо – вадря, что вы ко мне приехали, я вас ждала. Давайте-ка сядем рядком и поговорим ладком.

(Начинает словесную игру).

Мои курочки в окне

Ко-ко-ко, ко-ко-ко (Дети)

Мои уточки с утра

Кря-кря-кря

Кря-кря-кря (дети)

А как Петя-петушок

Раным-рано поутру

Закричит ку-ка-ре-ку (дети).

Олда баба: - А теперь пойдемте, я вам покажу свою скотину – которая у меня во дворе живет.

Показывает

Корову – дети скал,

Овцу – дети реве,

Свинья – дети туво,

Кошка – дети псака,

Собака – дети киска.

Олда баба: - Молодцы эйкакшт – дети, да вы все знаете (хвалит детей).

Воспитатель: - Баба Олда, мы ведь приехали не только в гости, а еще чтобы вас с днем рождения поздравить, вот вам каравай и поделки – дети сделали сами (полотенце-аппликация; салфетка-аппликация и тарелочка-аппликация).

Олда баба: - Пасиба эйкакшт!

Дети, давайте встанем в круг и споём Ода бабе каравай – тантей кши.

Олда бабань – чачома чис

Минь пидинек тантей кши.

Эстяшка сэреза,

Эстяшкине – алкине,

Эстяшкине – теине,

Эстяшка – келезо.

Тантей кши, тантей кши

Ки тенть эряви – туик,

Ки тенть эряви – терьдик!

Олда баба: - Я люблю конечно всех,

А вот таких ребят больше-больше всех.

Пляшут под мордовскую мелодию «Кавто цёрат тикше ледить»

Олда баба: - Спасибо, спасибо покш.

Я разделю каравай – тантей кши

На всех на вас и гостей угощу.

А вам еще в дорогу мое угощение «Испеченные из теста орешки – «Оришкат».

Дает в корзину орешки

Воспитатель: - Эйкакшт, давайте скажем: «Сюкпря» - спасибо.

Воспитатель: - Хорошо в гостях, у бабы Олды, но нам в дорогу пора! Давайте позовём лошадку – Алаша сак! Лошадка иди к нам!

Олда баба: - Вастомазанок - до свидания!

Воспитатель: - Вастомазонок.

(Появляется лошадка)

Воспитатель: - Уселись поудобнее и едем кудов – домой.

Ардатано алашасо

Гоп – гоп – гоп.

Олда бабанень ардатано

Топ – топ – топ.

Едем на лошадке

Гоп – гоп – гоп.

Олда бабе мы ходили

Топ – топ – топ.

Воспитатель: - Тпру! Стой лошадка – Алаша приехали мы в детский сад.

Иди лошадка – отдыхай. Сюкпря.

- Дети, куда мы ездили? Понравилось вам у бабушки Олды? Какая она? На чем мы ездили?

(Угощает детей испеченными из теста орешками – «Оришкат»).

Публикации по теме:

Анализ НОД по речевому развитию в первой младшей группе «В гости к солнышку» Анализ НОД по речевому развитию в 1 младшей группе «В гости к солнышку» Герлиц Наталья Ивановна Цель: развитие речевой активности детей.

Конспект НОД по речевому развитию в младшей группе для детей 3–4 лет «В гости к ежику» Образовательные задачи: • Закрепить полученные знания об осени. • Закрепить полученные знания о еже, его внешнем виде. • Закреплять знание.

Конспект НОД воспитателя с детьми по речевому развитию в младшей группе «Угадай, кто в гости пришёл?» Цель: формирование грамматического строя речи. Задачи. Образовательные: - активизировать речевой слух; - обучать умению вести диалог с педагогом:.

Конспект ООД по познавательному развитию во второй младшей группе «В гости к бабушке» Тема: «В гости к бабушке». Цель: Развитие познавательного интереса к окружающему миру, формирование представлений о домашних животных. Задачи:.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Конспект НОД по речевому развитию «В гости к бабушке Олде» региональный модуль (обучение мордовскому языку) в младшей группе
Опубликовано: 22 марта 2019 в 06:04
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 апреля. Всемирный день пингвинов

По необычной походке и своеобразному черно-белому оперению можно безошибочно узнать этих птиц. Они напоминают маленьких полноватых людей в смокингах, спешащих на обед. По одной из версий название...

25 апреля. День пасхальных яиц на МААМ

Сегодня – Чистый четверг – день, в который совершились Тайная вечеря Иисуса с Двенадцатью Апостолами и предательство Иуды. Православные христиане каждый год вспоминают об этих событиях и начинают...

Фотоотчет о проведении недели по ПДД в старшей группе
Отчет о проведении недели по ПДД в старшей группе. Обучение детей правилам безопасности дорожного движения, по-прежнему, остается одной из...
Проект «Мини-огород на участке» в старшей группе
Проект " Огород на участке" Тип проекта: 1. По методу – познавательно – исследовательский; 2. По содержанию – ребенок и природа; 3. По характеру контактов –...
Фотоотчет о посещении городского центра народного творчества в г. Белгороде
Добрый день, уважаемые коллеги! Наступила весна, погода радует нас своими теплыми деньками, и в эти дни мы решили отправится в путешествие по нашему родному...