Дина Шайхутдинова
Конспект НОД по восприятию художественной литературы «Чей нос лучше?» (по сказке В. В. Бианки) в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. Конспект непосредственно- образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по восприятию научной (правдивой) сказки «Чей нос лучше» известного писателя – природоведа В. Бианки
Цель НОД: Продолжать формировать интерес и потребность к восприятию познавательной сказки.
Образовательные задачи:
Пополнить литературный багаж детей познавательной сказкой В. Бианки «Чей нос лучше?»
Публикация «Конспект НОД по восприятию художественной литературы „Чей нос лучше?“ (по сказке В, В, Бианки) в старшей группе» размещена в разделах
- Бианки В. В.
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Нос, орган обоняния
- Органы чувств человека и их назначение
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Темочки
• Расширять и систематизировать имеющиеся представления детей об окружающем мире птиц.
• Закреплять умения различать птиц по внешнему виду и правильно их называть.
• Формировать представления о взаимосвязи особенностей строения клюва птицы со способами добывания пищи.
• Обогащать и активизировать словарь детей по теме «Птицы», упражнять лексико – грамматические навыки.
Развивающие задачи:
• Развивать умение рассматривать иллюстрации к произведению для последующего обсуждения.
• Побуждать детей к определению названия произведения по иллюстрациям на обложке книги.
• Развивать интерес к смыслу слова.
• Привлекать внимание детей к выразительности языка познавательной сказки.
• Развивать тонкую моторику пальцев рук.
Воспитательные задачи :
• Формировать эстетическое отношение к окружающей природе.
• Воспитывать экологическое мышление.
• Воспитывать интерес и любовь к природе родного края.
Интеграция образовательных областей.
Познавательное развитие. Формирование целостной картины мира.
Речевое развитие. Обогащение активного словаря. Развитие лексико – грамматических навыков.
Художественно – эстетическое развитие. Реализация самостоятельной творческой деятельности. (Рисование по следам воспринятого произведения)
Социально - коммуникативная деятельность. Приветствие «Улыбнемся друг другу…»
Прием создания проблемной ситуации «….На книжной полке появилась новая книга с интересными иллюстрациями на обложке»
Игровая деятельность. Динамические паузы. Игра «Вот на ветках, просмотри в красных грудках снегири» Д/У «Назови птицу». Дидактическая игра «Один - много»
Предварительная работа. Наблюдения за птицами на территории детского сада. Рассматривание иллюстрированных изданий художественной природоведческой литературы. Восприятие художественной литературы. В. Бианки «Теремок», «Лис и Мышонок», «Как Муравьишка спешил домой
Приемы совместной деятельности с детьми.
• Восприятие сказки В. Бианки «Чей нос лучше?»
• Беседа по содержанию сказки. Вопросы воспитателя.
• Рассматривание иллюстраций к произведению.
• Словесные зарисовки (детям предлагается вообразить себя художниками, подумать и рассказать, какие картинки они нарисовали бы к сказке)
• Чтение отрывков из сказки по просьбе детей.
• Рассказ детей о самом интересном эпизоде из сказки (смешном, грустном, после ответов детей зачитывается соответствующий эпизод.
• Чтение понравившегося отрывка и договаривание детьми концовки предложений.
Программное обеспечение. Программа воспитания и обучения в детском саду (под редакцией М. Васильевой).
Психологический настрой. (Создание положительной психологической атмосферы)
Воспитатель. Здравствуйте, дети. Какое прекрасное утро! Я вижу, что у вас замечательное настроение! Давайте расправим плечи, сделаем глубокий вдох – вдохнем свежесть утра, улыбнемся солнышку, улыбнемся друг другу.
Организационный этап.
Задача данного этапа заключается в организации направленного внимания детей. Создание ситуации эмоционального благополучия
Воспитатель. На нашей книжной полке появилась новая книга (обращает внимание детей на иллюстрированную книгу – познавательную сказку «Чей нос лучше?»)
Ход непосредственной образовательной деятельности.
Эту сказку написал замечательный писатель, ученый, исследователь природы В. Бианки, очень любил природу. Всю свою жизнь он наблюдал и изучал мир животных, насекомых, птиц, растений. В. Бианки написал много рассказов и сказок и для детей, и для взрослых.
Воспитатель. Мне лично очень нравится читать его интересные рассказы и сказки. А какие сказки или рассказы этого писателя вам знакомы?
( предполагаемые ответы детей: сказки «Теремок», «Лис и Мышонок», «Как Муравьишка спешил домой»
Воспитатель. Показывает детям иллюстрированное издание сказки «Чей нос лучше?»
- Я предлагаю вам подумать, про кого она?
- Молодцы, ребята, вы правильно сказали. Эта книга о птицах. Она называется «Чей нос лучше?»
- Как вы думаете, о чем в этой книге говорится?
(предполагаемые ответы детей)
Чтение воспитателем сказки.
Вопросы воспитателя по содержанию сказки.
- Как вы думаете, это рассказ или сказка?
- Как вы узнали, что это сказка?
(разные птицы разговаривают между собой)
- А эта сказка волшебная?
(предполагаемые ответы детей)
- Эта сказка правдивая.
- В сказке настоящие птицы.
- Названия каких птиц вы узнали из сказки?
Дидактическое упражнение «Назови птицу»
(при помощи воспитателя дети перечисляют названия птиц с авторским названием: мухолов – тонконос, пеликан – мешконос, дятел – долбонос, бекас – долгогонос, козодой - сетконос)
Воспитатель. - На что жалуется птица Мухолов – Тонконос?
(с его маленьким носом – клювом ему приходится долго трудно добывать мошек)
-Чем Дубонос раскусывает орехи?
- Почему птицу клест писатель назвал клест – Крестонос?
- Для чего бекасу прямой и длинный нос?
- Какая птица откладывает запас в свой клюв – мешок?
- Как достает себе пищу дятел? (долбит дерево толстым клювом)
- Про какую птицу вы бы хотели еще раз послушать? (воспитатель по желанию зачитывает понравившийся отрывок)
- Что вам показалось грустным в этой сказке?
(Ястреб – Крючконос схватил Мухолова и унес к себе на обед)
Дидактическая игра «Один - много»
(родительный падеж множественного числа существительных
В наших лесах и парках много.
Синица – (много синиц,
Ворона – (много ворон)
Дятел – (много дятлов)
Пеликан – (много пеликанов, клестов, козодоев, журавлей, снегирей, скворцов, воробьев, ласточек, глухарей, тетеревов, рябчиков)
Воспитатель. Какую птицу вы хотели бы нарисовать? Я вам предлагаю нарисовать понравившуюся птицу в течение дня.
Заключительный этап. Задача – подведение итогов НОД.
- Как называется сказка, которую вы прослушали? Понравилась ли она вам?
- Что интересного вы узнали из этой сказки?
- Почему у разных птиц разные клювы?
Высказывания детей по поводу восприятия сказки, своего эмоционального состояния.
Список использованной литературы
1. Бианки В. В. Лесные разведчики: Рассказы и сказки/ В. В. Бианки, Мн. : Юнатцтва, 1985.- 287 c.,ил.
2. Бианки В. В. Лесная газета: Рассказы и сказки/ В. В. Бианки - М. : Астрель:АСТ, 2007. – 317, М. : [3] c.
3. Васильева М. А., Гербова В. В., Комарова Т. С. Программа воспитания и обучения в детском саду/ М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова. М. : Мозаика – Синтез, 2006. – 232 с.
4. Бианки В. Чей нос лучше? М, Издательство «Малыш», 1985