Папки-передвижки

Конспект НОД по Экологии (старший дошкольный возраст)

Ольга Лакомкина
Конспект НОД по Экологии (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект НОД по Экологии (старший дошкольный возраст)

Тема: «Насекомые нашего края»

Задачи:

1. Образовательные:

Уточнить представления детей об экологическом равновесии. Расширять знания детей о жизни насекомых, их пользе и вреде, защите от них человека. Закреплять умение различать по внешнему виду и правильно называть бабочек (капустница, крапивница, павлиний глаз) и жуков (божья коровка, жужелица); сравнивать насекомых по способу передвижения. Формировать представления детей о Красной книге, знакомить с насекомыми, встречающимися на территории Ханты-Мансийского округа, занесенными в Красную книгу (бабочка- махаон).

Публикация «Конспект НОД по Экологии (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах

2. Развивающие:

Развивать речь связную детей, грамматический строй речи (образование родительного падежа сущ.). Развивать познавательный интерес, умение анализировать, делать выводы.

3. Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к природе, экологическую культуру.

Оборудование:

Игрушка пчелы, презентация «Насекомые» разрезные картинки с изображением полянки с насекомыми, предметные картинки насекомых.

Предварительная работа: наблюдение за насекомыми на прогулке,

рассматривание иллюстраций с насекомыми.

Ход занятия:

1. Орг. Момент.

К нам сегодня прилетела интересная гостья, отгадайте кто это?

Домовитая хозяйка

Полетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком,

Он поделится медком. (Пчела)

Правильно! У нас в гостях пчелка, жужжит здоровается с вами и зовет ребят прогуляться с ней по цветочной полянке и посмотреть кто же еще живет на полянке (дети садятся на стульчики-цветочки)

2. Беседа с детьми о насекомых с показом иллюстраций (ИКТ).

Пчелка хочет вас познакомить со своей семьей, где они живут?

Посетить хотят все дети

Самый сладкий дом на свете.

Но хозяева жужжат,

Строго домик сторожат. (Улей)

1 слайд (улей).

Пчелы живут в улье в больших и дружных семьях.

Члены пчелиной семьи: матка – это пчелиная царица, занимающаяся ответственным делом – откладыванием яиц, то есть будущих пчелок; рабочие пчелы – добытчицы меда. На них лежит весь груз ответственности за улей: защита, уборка территории, кормление детей; трутни – не приносящие пользы улью. Мед они не приносят, все лето только и делают, что поедают тот, что добыли рабочие пчелы. С наступлением холодов, трутней выгоняют из улья.

Слайд 2 (пчела). Ребята, а что мы знаем еще о пчелах? «Пчёлы — летающие насекомые. Пчёлы питаются нектаром и пыльцой растений, Они имеют длинный хоботок, которым они пользуются для высасывания нектара растений. У них также имеются усики, две пары крыльев, задняя пара по размеру меньше передней, 6 лапок. Из воска они делают соты, шестигранные ячейки которых служат очень удобными закромами для меда, складскими помещениями для перги и уютными колыбельками для потомства. С помощью меда лечат многие болезни. Не стоит забывать: «Хорош мед, да не по горсти в рот».

Пчела еще нас хочет познакомить со своими друзьями. Кто же еще прячется на лужайке?

Непосильную поклажу,

Нёс без всякого куражу.

Он трудяга, каких мало

И сородичей орава:

Всех на свете он сильней –

Рыжий крошка (муравей)

Слайд 3. «Муравьи также как и пчелы живут большими семьями. Они строят себе

жилища - вы все их видели - из хвойных иголок, листьев, кусочков коры,

веточек, Жилище это непростое: в нем много входов и выходов, «комнат» -

камер и коридоров. Муравьи ведут очень активный образ жизни с ранней весны и до поздней осени. Они обладают завидным трудолюбием и большой выносливостью:

один крохотный муравьишка может перемещать груз, превышающий по весу

его собственный. Человек должен помнить, что муравьи - это залог здоровья леса, поэтому не разрушайте муравейники, не позволяйте этого делать другим. Лучше

понаблюдай за муравьями - одним из чудес природы. И вы увидите, какие

они труженики»

Как называется дом муравья? (муравейник) Слайд 4.

А вы знаете, какие еще насекомые живут большими семьями? Пчелка познакомит вас со своими родственниками.

Модница крылатая,

Платье полосатое.

Ростом хоть и кроха,

Ужалит - будет плохо.

Слайд 5 (оса)

«Оса – насекомое, которое известно своим жалом. Не стоит злить их или задевать, ведь укус болезнен и может проходить очень долго. Осы могут быть одиночками, а могут жить и большими семьями, в таком случае строят крепкие гнезда. Интересно, что если оса защищает себя, своих сородичей или жилье, не только использует жало, но в некоторых случаях может даже укусить обидчика. Питаются осы только нектаром, но есть и особые виды-хищники, способные полакомиться даже другими насекомыми».

Еще одна загадка от пчелы:

Нет, не птица, но летает.

Высоко она порхает.

На цветочке посидит,

И раскраской всех манит.

Вся такая лапочка,

Маленькая. (Бабочка)

Слайд 6 (жизненный цикл бабочки)

«У бабочки есть голова, туловище, крылья, покрытые чешуйками. Чешуйки преломляют свет, переливаясь как радуга, образуя красивый узор. Бабочек нельзя ловить и трогать за крылышки, потому что можно стереть краску. На самом деле крылья у бабочек прозрачные, как у пчелы или мухи. А окраску придают чешуйки. Поэтому их называют чешуекрылые. Окраска очень разная. Мы это видим и в природе, и на картинках. Иногда окраска является защитной. У бабочки есть усики и хоботок, свернутый в спираль. Когда бабочка садится на цветок, она разворачивает свой хоботок, опускает его внутрь цветка и пьет нектар. Если бабочка летает с цветка на цветок, она переносит пыльцу и на опыленных растениях будет больше семян. Бабочка откладывает яйца, из которых потом появляются гусеницы. Они малопривлекательны, активно поедают листья растений, быстро растут. Этим самым наносят вред растениям. Гусеницы бывают разного цветы, окраски, одни гладкие, другие с волосками. Когда фаза гусеницы заканчивается, она превращается в куколку. Куколка обычно коричневая, неподвижная. Стадия куколки длится от нескольких дней до нескольких лет. А потом куколка лопается и из нее выходит бабочка. Она вначале сидит и сушит свои крылышки. А потом начинает летать».

Посмотрим, какие бабочки летают у нас. Слайд 7 –капустница (отметить с детьми характерные признаки, слайд 8 –крапивница, слайд 9 – павлиний глаз, слайд 10 – махаон.

Махаон внесен в красную книгу Югры. Что это значит, ребята? (ответы детей).

Пчела еще вас хочет познакомить с жуками, обитающими на полянке.

Не мычит коровка та,

Нет рогов, копыт, хвоста,

Молока нам не дает,

Под листочками живет.

В чёрных точках красный плащ

носит жук. Растеньям - страж.

С вредной тлёй воюет ловко

эта. (божия коровка.) Слайд 11.

Очень быстрый чёрный жук –

Лапки вместо ног и рук.

На головке – клещи, жуть:

Червяку не увильнуть.

Жук – охотник, молодец,

Он с вредителем борец.

Как зовут? Я подскажу:

Есть в названии "Жу-жу".

Слайд 12 (жужелица).

3. Физкультминутка.

Прилетела к нам вчера

Полосатая пчела (машут ладошками, бег по кругу)

А за нею шмель – шмелек (останавливаются)

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза (на каждое название насекомого загибают один пальчик.)

Как фонарики глаза (делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам.)

Пожужжали, полетали (Машут ладошками, бег)

От усталости упали (приседают).

4. Игра «Четвёртый лишний»

Пчелка не просто так к нам прилетела, она просит у ребят помощи: на лужайке все насекомые перепутались, ползающие и летающие теперь все вместе. Посмотрите, кто здесь лишний? (картинки пчелы, бабочки, осы, муравья). Почему?

Игра проводится несколько раз с разными картинками, дети объясняют свой выбор.

5. Игра «Какой картинки не стало?»

Поиграем с насекомыми в прятки. Сейчас, они по очереди будут прятаться от нас за цветок, а мы будем отгадывать. кого не стало. Дети закрывают глаза. Убираем одну картинку. Дети открывают глаза и определяют, какой картинки не хватает (Не стало пчелы) и т. д.

6. Игра «Собери картинку».

На полянке произошла ещё одна беда. Насекомые приготовили для нас подарок: фотографии своей лужайки с ними, но они порвалась. Давайте попробуем собрать их?

Дети делятся на группы (по 2-3 человека) и собирают сюжетные картинки.

7. Итог.

Ребята, вы молодцы! Помогли насекомым. А что вам сегодня понравилось в нашем путешествии больше всего? (ответы детей). Пчелке очень понравились такие туристы как вы, вы помогали насекомым, и не причиняли им вреда. И пчелка приготовила для вас вот такой подарок- энциклопедия про насекомых! А теперь пора возвращаться в группу.

Публикации по теме:

Конспект НОД «Одежда по сезонам: зимняя, летняя, демисезонная. Виды тканей» (старший дошкольный возраст) Образовательные цели: Закрепить знания детей об обобщающем понятии «одежда». Познакомить детей с классификацией одежды по сезонам — зимняя,.

Конспект интегрированной НОД по физическому воспитанию «Магазин игрушек» (старший дошкольный возраст) Задачи: Повторить счет до 10, счет движений, упражнять в различии геометрических фигур, учить определять отношения взаимного положения предметов:.

Конспект НОД по аппликации «Рисуем ножницами». Старший дошкольный возрастКонспект НОД по аппликации «Рисуем ножницами». Старший дошкольный возраст Конспект НОД. Аппликация"Рисуем ножницами"."Зима в лесу"Программное содержание: Продолжать знакомить детей с особенностями силуэтного изображения,.

Конспект НОД по математике тема: «Весна. Бумажный кораблик» старший дошкольный возраст Цель: 1. Закрепить знание детей о приметах первого месяца весны; 2. Продолжаем учить составлять математические рассказы с опорой на рисунок,.

Конспект НОД по познавательной деятельности «Путешествие в лес» (старший дошкольный возраст) Цель: Закреплять знания основных особенностей флоры леса; уметь выразительно с помощью мимики и пантомимики, эмоций, речи отображать представляемые.

Конспект НОД по приобщению к истокам русской народной культуры (старший дошкольный возраст) Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности ФИО педагога, должность: Колтышева Марина Николаевна Возрастная группа.

Конспект НОД «Народные художественные промыслы России» (старший дошкольный возраст) Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №102 Калининского района Санкт-Петербурга Совместная деятельность.

Конспект НОД (старший дошкольный возраст) по математике «Письмо из сказки» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №102 Калининского района Санкт-Петербурга Совместная деятельность.

Конспект НОД «Экспериментирование с водой» (старший дошкольный возраст)Конспект НОД «Экспериментирование с водой» (старший дошкольный возраст) Цель: развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования с водой. Задачи: 1. Познакомить детей со свойствами воды.

Конспект занятия по экологии «Огород на окне» (Старший дошкольный возраст) Конспект занятия по экологии на тему: «Огород на окне» в старшей группе. Цель: Расширять знания детей об овощах (луке, его значении в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по Экологии (старший дошкольный возраст)
Опубликовано: 24 апреля 2017 в 09:44
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по Экологии (старший дошкольный возраст)» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Лакомкина (УИ 141062) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД