Оксана Васильева
Конспект НОД по экологии в подготовительной к школе группе «Солнце и времена года»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Систематизировать знания детей о временных отношениях (год- как временной этап, времена года).
2. Познакомить с причиной смены времён года (вращение Земли вокруг Солнца).
3. Дать детям представление о том, что наклон воображаемой оси вращения Земли лежит в основе смены сезонов.
Публикация «Конспект НОД по экологии в подготовительной к школе группе „Солнце и времена года“» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Солнце, солнышко
- Солнце. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
4. Развивать аналитические способности.
Материал: глобус, настольная лампа, схема обращения Земли вокруг Солнца.
Ход: Как происходит смена времён суток, мы разобрались. После утра наступает день, на смену дню приходит вечер, после вечера наступает ночь, а вслед за ночью опять приходит утро. А как происходит смена времён года? Отчего зависит смена времён года? (ответы детей). Времена года периодически сменяют друг друга: весна приходит на смену зиме, за весной следует лето, за летом осень, а за осенью-опять зима. И так из года в год. А что же такое год? (ответы детей).
Год-это цикл, т. е. круг, и связан он с тем кругом, по которому наша планета обегает вокруг Солнца. Делает она это с определенной скоростью, во много раз быстрее самолёта и даже ракеты, но мы этого не замечаем, потому что летим очень плавно и равномерно. Во время этого оборота Земле удаётся «показать» Солнцу не только свои «бока», но и свои «макушки» с полюсами. Посмотрите на глобус. Вот эта линия-экватор-разделяет Землю на две половинки, два полушария: Северное и Южное. А теперь проведём небольшой эксперимент. (при помощи глобуса и лампы иллюстрируется обращение Земли вокруг Солнца и вращение Земли вокруг своей оси). На одной стороне орбиты Земля наклонена к Солнцу своей северной частью- на Солнце смотрит Северный полюс. В это время в нашем северном полушарии-лето. А Южное полушарие, там. Где Австралия, затенено, там-зима.
По мере того как планета переходит на другую сторону орбиты, т. е. обходит Солнце с другой стороны, Северное полушарие всё больше «отворачивается» от Светила-тогда наступает осень. В это время Южное полушарие, наоборот, обращается к Солнцу, и здесь весна. (Педагог показывает детям на глобусе наклон воображаемой оси вращения Земли). Именно наклон оси лежит в основе смены сезонов. Воображаемая ось Земли направлена на Полярную звезду. (Показать детям иллюстрацию Большой медведицы и Полярной звезды, объяснить, как их можно найти на небе). Через полгода после начала цикла положение меняется: на Южном полюсе лето, на Северном-зима. Потом на Север приходит весна, а на юг-осень. Годовой цикл повторяется снова. И так. От чего зависит температура поверхности планеты? (от того, под каким углом находится участок Земли и как долго падают на него лучи Солнца.) Почему зимой Солнце не греет так, как летом? (Солнце поднимается на небосвод зимой не так высоко, как летом. Чем выше Солнце в небе, тем больше тепла дают его лучи каждому участку суши и воды. Поэтому летом теплее, а зимой холоднее). А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Поезд времени».
Детям раздаются карточки с изображением характерных признаков и явлений времён года, (от 4 до 12 карточек). Дети-вагончики выстраивают поезд времени. Пример: ранняя весна, её середина, конец весны. Затем начало лета, середина, конец и т. д.