Татьяна Алексеева
Конспект НОД по экологии в средней группе «Перелетные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Ведущая образовательная область: "Познавательное развитие"
Цель: создать условия для формирования у детей знаний о перелетных птицах.
Программные задачи
Образовательные:
- уточнять и расширять представления о приметах весны;
- закреплять представления о перелетных птицах, их образе жизни, о внешнем виде, местах обитания;
Публикация «Конспект НОД по экологии в средней группе „Перелетные птицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- закреплять в словаре обобщающие понятие "перелетные птицы", "зимующие птицы";
- продолжать формировать умение образовывать уменьшительно-ласкательные существительные при помощи суффиксов во множественном числе;
- формировать представления о народных приметах и обычаях;
- продолжать формировать умение выполнять движения под музыку в соответствии со словами, петь естественно, напевно.
Развивающие:
- развивать мышление, связную речь, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику;
- развивать интерес к жизни птиц.
Воспитательные:
- воспитывать доброе и заботливое отношение к пернатым;
- закладывать основы экологического воспитания.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций перелетных птиц;
Разучивание пословиц, поговорок, закличек;
Просмотр видеофильмов о перелетных птицах;
Прослушивание аудиозаписи голосов птиц;
Чтение и заучивание стихотворений;
Дидактические игры "Найди лишнюю птицу", "У кого кто?", "Кто где живет?", "Как появляется птица";
Разучивание песен и танцев о весне
Оборудование и материалы: оригами птиц, изображения птиц, макет дерева, персонаж - Весна, карточки для индивидуальной работы, мяч для игры, аудиозапись голосов птиц, музыкальное сопровождение.
Ход НОД:
Дети входят в зал, становятся полукругом, здороваются с гостями.
Воспитатель: Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет. (весна)
Воспитатель: Какие признаки весны вы знаете? (Ответы детей)
Воспитатель: В народе говорили так:
Когда вода разольётся,
Когда лес зазеленится,
Когда прилетают с юга птицы,
Тогда и весна приходит.
Воспитатель: Хотите чтобы она поскорее пришла? Предлагаю вам позвать вестников весны - перелетных птиц. Согласны? (ответы детей)
Воспитатель: В старину на Руси для этого брали птиц, вылепленных из теста или сделанных из бумаги, выходили в поле или забирались высоко на крышу, зазывали перелетных птиц. Попробуем?
Дети берут в руки оригами птиц, встают в круг.
Закличка:
Жаворонушки, да соловушки.
Прилетите к нам.
Принесите нам
Весну красную,
Тёпло летечко.
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила.
Воспитатель: Услышали нашу закличку птицы, прилетели к нам. (воспитатель обращает внимание на макет дерева). Какие птицы прилетели? Назовите их. (ответы детей)
Воспитатель приглашает к макету одного ребенка для показа.
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: Какие птицы называются перелетными? (которые осенью улетают в теплые края, а весной возвращаются)
Воспитатель: А все ли эти птицы перелетные? (ответы детей)
Дидактическая игра "Найди лишнюю птицу"
Воспитатель: Какие птицы не улетали в теплые края? (ответы детей) Как они называются? (зимующие)
Воспитатель: Почему птицы возвращаются к нам из теплых стран? (они возвращаются на родину, вывести потомство, встретить весну и т. п.)
Воспитатель: Какие птицы прилетают первыми? (Грачи) Как в народе из называют? (вестники весны)
Воспитатель: Какие пословицы и поговорки о птицах вы знаете?
Грач на горе- весна на дворе.
Ласточка весну начинает, соловей лето кончает.
Где ласточке не летать, а к весне опять прибывать.
Увидел скворца - весна у крыльца.
Больше птиц - выше урожай.
Воспитатель: Птицы радуют нас не только своим внешним видом, но и своим пением. Хотите послушать их? (ответы детей)
Дети садятся за столы, звучит аудиозапись голосов птиц.
Воспитатель: Понравилось? Какое настроение вызвало у вас пение птиц? (Радостное, веселое и т. д.)
Воспитатель: Как вы думаете, о чем поют птицы весной? (Как долог был их путь домой, что они видели по дороге, как они рады вернуться на родину, как соскучились, о своих заботах и т. д.)
Мы слышали, как в вышине
Поют свои нам песни птицы.
Поют о солнце и весне,
И о родимой стороне,
И нет их песенок чудесней!
Воспитатель: Скажите, какая первая забота у птиц весной? (Поправить старые гнезда, построить новые).
Воспитатель: Из чего строят свои гнезда птицы? (Из сухих травинок, веточек, соломинок, пушинок, лоскутков, мха и другое.)
Воспитатель: Молодцы! А где птицы устраивают гнезда? (На деревьях, на столбах (аист, в зарослях травы, в дупле, в скворечнике, под крышей дома, в густых ветках дерева и т. д.)
Воспитатель: Ну вот, дети, птиц прилетело много, а жить им пока негде. Как вы думаете, как можно им помочь? (предположения детей)
Работа в карточках "Рассели птиц" (на карточке птицы и их гнезда, соединить линиями птичий домик и его хозяина)
Воспитатель: Ну вот, теперь у всех птиц есть свой домик.
Пальчиковая гимнастика "Встречаем птиц"
Мы построили скворечню
Для весёлого скворца. (Попеременно постукиваем то кулачками то ладонями друг о друга)
Мы повесили скворечник
Возле самого крыльца. (Сводим руки над головой в виде крыши)
Всё семейство вчетвером
Проживает в доме том: (Попеременно постукиваем кулак о кулак и ладонь о ладонь.)
Мать, отец и скворушки – (Разгибаем пальцы поочередно начиная с большого
Чёрненькие пёрышки. на обеих руках одновременно)
Воспитатель: Какая следующая забота у птиц? (Вывести птенцов).
Воспитатель: У перелетных птиц появляются птенцы. Как называются птенцы разных птиц.
Дети вместе с воспитателем образуют круг.
Дидактическая игра "У кого кто?"
У грача – грачата, у скворца – скворчата, у стрижа – стрижата, у кукушки – кукушата, у журавля – журавлята, у лебедя - лебедята, у утки - утята, у гуся - гусята, у чижа - чижата, у аиста - аистята.
Воспитатель: Как птицы заботятся о своем потомстве? (Мама птичка (самка) заботится, высиживает, согревает, бережет яйца, а папа птичка (самец) помогает ей, носит еду, кормит ее).
Воспитатель: Мамы-птицы очень заботливые, они защищают своих птенцов. Заслышав шум неподалеку, они покидают свои гнезда и стараются увести врагов подальше от своего домика, и даже могут погибнуть.
Воспитатель: Поэтому, чтобы не потревожить птиц, как нужно себя вести в лесу? (в лесу нельзя шуметь, чтобы не пугать птиц).
Воспитатель: Можно ли трогать яйца и птенцов. (ответы детей) Почему? (потому что птица, почуяв посторонний запах, может их бросить, и тогда птенцы погибнут). Молодцы!
Я, ребята, птиц люблю.
Никогда их не ловлю –
Ни ловушками, ни в сетки,
Не держу их дома в клетке.
Никогда гнезда не трону
Ни сороки, ни вороны,
Ни скворца, ни воробья
Не обижу в жизни я!
Воспитатель: А что произойдет, если птицы не вернуться к нам весной? (Произойдет экологическая беда. Некому будет защищать парки, сады, леса, огороды от вредных насекомых. Насекомые съедят всю растительность, уничтожат урожай хлеба, овощей, фруктов. Некому будет разносить по земле семена. Мы никогда не услышим их прекрасного пения).
Воспитатель: Дети, мне кажется я слышу чьи-то шаги, кто-то к нам идет.
Под музыку "Весна-красна идет и песенку поет. " в зал входит Весна.
Весна: Здравствуйте, мои друзья! Вот и я, Весна-Красна!
Воспитатель: Здравствуй, Весна- Красна!
Скорей вступай в свои права!
Пусть будет зеленеть трава,
Пусть ручейки везде звенят,
Пусть песни звонко зазвучат!
Танец"Пришла Весна!"
Весна: Молодцы, дети! Спасибо Вам, что приветили моих гонцов, перелетных птиц. Спасибо за песню и танец, а мне пора идти дальше, много дел еще у меня впереди.
Весна раздает детям угощение и уходит.
РЕФЛЕКСИЯ