Ольга Семенова
Конспект НОД по экологическому воспитанию в старшей группе «Очаровательная Перлина»
▼ Скачать + Заказать документы
Очаровательная Перлина.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная, познавательно-исследовательская.
Программное содержание: Систематизировать представления детей о жизни земноводных в природе.
Изменить у детей традиционно неприязненное отношение к лягушкам. Объяснить, насколько они полезны и нужны в природе.
Закрепить умения детей анализировать зрительный образ, сопоставляя его с уже известным, дорисовывать так, чтобы он стал целым.
Развивать и сформировать представления детей о том, что воздух можно увидеть в воде.
Публикация «Конспект НОД по экологическому воспитанию в старшей группе „Очаровательная Перлина“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2013
Воспитывать бережное отношение к животным водоемов.
Предварительная работа: Чтение и рассматривание энциклопедий о земноводных животных.
Заучивание загадок, стихотворений о лягушках.
Беседа с детьми о обитателях водоемов.
Работа с родителями: просмотр познавательных телепередач. Беседы.
Материалы и оборудование для воспитателя: Игрушечная лягушка, аудиозапись «Кваканье лягушек», DVD «Весна. Экологические занятия», магнитофон, телевизор, DVD – проигрыватель.
Материалы и оборудование для детей: Карточки – схемы «Развитие лягушки», карточки с недорисованными объектами к заданию «Мастерская по ремонту», стаканы с водой, трубочки для коктейля, пейджики красного, синего, желтого цветов.
Словарная работа: пресмыкающиеся, земноводные, Перлина.
Методические приемы:
1. Прослушивание аудиозаписи «Кваканье лягушек».
2. Сюрпризный момент «Лягушка».
3. Художественное слово. Загадка.
4. Минирассказы детей из личного опыта.
5. Динамическая пауза «Мы - лягушата».
6. Проблемная ситуация «Куда исчезают лягушки зимой?»
7. Мозговой штурм «О лягушках».
8. ТРИЗ. «Мастерская по ремонту».
.Опыт. «В воде есть воздух».
10. Просмотр DVD «Развитие лягушки».
11. Индивидуальная работа по карточкам «Развитие лягушки».
12. Мини – эксперимент по логическим задачам.
13. Анализ занятия.
14. Итог занятия.
формы работы.
В: Ребята, садитесь на палас, закройте глаза и послушайте музыку.
Включаю аудиозапись «Кваканье лягушек».
В: Что вы себе представили?
Д: Лягушки квакают. Вода журчит, ветер шелестит листьями деревьев. Стрекозы летают.
Беру пустую миску и платок.
В: замечательно. А вы хотите побыть сегодня волшебниками? Подойдите к столу, послушайте внимательно волшебные слова:
Крибле – Крабле – Бумс. Запомнили? А теперь закройте глаза, крепко – крепко зажмурьте и не открывайте. Скажите все вместе волшебные слова.
Пока у детей закрыты глаза, подкладываю в миску под платок игрушку Лягушка.
В: Волшебные слова вы сказали, а теперь послушайте волшебную загадку:
Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар и мушка. Кто это?
Д: Лягушка.
В: Вам интересно узнать, что же вы наколдовали?
Убираю с миски платок
Д: Это лягушонок.
В: Посмотрите, какой он хорошенький., красивый. Ребята, как же нам его назвать? Ведь у нас у всех есть имена.
Дети предлагают варианты имен для лягушонка.
В: Очень много имен вы предложили. Молодцы. Как вы думаете, имя Перлина ему подойдет? Вы согласны со мной?
Д: Подойдет, согласны.
В: Прекрасно, значит нашего лягушонка будут звать Перлина. А вы знаете сказки, в которых героиня – лягушка? Назовите их.
Д: «Царевна - Лягушка», «Теремок», «Дюймовочка», «Лягушка - путешественница»…
В: Замечательно. Садитесь на палас, в кружок, а Перлину посадим в центр нашего круга. Где мы живем?
Д: В Башкирии, в Стерлитамаке…
В: Верно, а в нашем краю есть лягушки? Может, кто – то из вас видел лягушек? Кто желает рассказать?
Минирассказы детей из личного опыта.
В: Прекрасно. Вы верно заметили, что лягушки живут и на лугу, и в водоемах. Лягушки, которые живут в водоемах, называются водяные. Повторите: водяные.
Д: Водяные.
В: А лягушки, которые живут на суше, или на лугу, называются травяные. Повторите: травяные.
Д: Травяные.
В: Водяная лягушка зеленого цвета, а травяная – бурого цвета. Чем же лягушки отличаются друг от друга? По каким признакам мы можем их различить?
Д: По цвету, по размеру, по месту жительства.
В: Посмотрите на нашу лягушку. Что вы можете про нее рассказать?
Д: У нее 4 лапки, большая голова, нет шеи. Овальное туловище, большой рот, выпуклые глаза. Длинный липкий язык.
В: Верно, молодцы. Для чего лягушке длинный липкий язык?
Д: Для того, чтобы ловить насекомых, мух.
В: Для чего лягушке длинные задние лапы?
Д: Чтобы прыгать высоко и далеко.
В: Верно. Хотите попрыгать как лягушки? Присядьте на корточки, ноги разведите в стороны, а руками сделайте упор перед собой. Запружинили наши лапы и прыгаем. Не забываем квакать.
Проводим динамическую паузу «Мы - лягушата».
В: Напрыгались? Хорошо. Ребята, как вы думаете, что происходит с лягушкой зимой?
Варианты ответов детей.
В: Поздней осенью лягушки залегают в спячку. Они зарываются глубоко в землю или ил водоемов и спят всю зиму. Сейчас предлагаю вам поиграть в очень интересную игру. Соберитесь в команды по цвету своего бейджика, садитесь за стол, на котором конверт с таким же цветом, как ваш бейджик. Возьмите из конверта задания. Вам нужно дорисовать недостающие детали.
Дети садятся за столы, начинают выполнять задания. Если кто – то затрудняется, делаю небольшие подсказки. (См. приложение №1).
В: Дорисовали? Прекрасно что у вас получилось? Какие фигуры?
Д: Акула, лягушка, стрекоза, пчела, слон.
В: хорошо. Молодцы. Садитесь на палас. Слушайте внимательно вопросы и быстро отвечайте на них.
1. Как называется лягушка, которая живет в водоеме? (водяная)
2. Как называется лягушка, которая живет на суше? (травяная)
3. Какого цвета травяная лягушка? (бурого)
4. Какого цвета водяная лягушка? (зеленого)
5. Чем питается лягушка? (комарами, мошками, водорослями)
6. Лягушка мяучет или квакает? (квакает)
7. правда ли, что лягушки вредные и неприятные?
Ответы детей.
В: На самом деле, лягушки беззащитные и безобидные земноводные животные. Они поедают много комаров, мошек, но также и сами служат кормом для многих животных и птиц. Лягушек ни следует ловить и обижать. как вы думаете, лягушка дышит или нет?
Ответы детей.
В: Правильно, ребята. Лягушки, как и все живые существа, дышат. А можно ли увидеть воздух в воде? Хотите попробовать? Подойдите к столам. Для каждого из вас подготовлены стаканчики с водой и трубочки. Возьмите трубочки, опустите один конец в стакан, а в другой подуйте. Что появилось в воде?
Д: Пузырьки.
В: Верно. Это пузырьки воздуха. Какой вывод из этого мы можем сделать: что в воде есть воздух. И этим воздухом дышат лягушки. Вы согласны со мной? Как вы думаете, ребята, как развивается лягушка?
Варианты ответов детей.
В: А вы хотите посмотреть фильм о том, как развивается лягушка?
Д: Да. Хотим.
В: Садитесь на палас напротив телевизора.
Просмотр DVD «Развитие лягушки».
В: Посмотрели? Что появилось сначала?
Д: Икринки.
В: После икринок?
Д: Головастики.
В: После головастиков?
Д: Лягушата.
В: Молодцы. Подойдите к столам. Посмотрите на карточки. Эти карточки нужно выстроить последовательно.
Дети работают индивидуально с карточками. (См. приложение №2). Проверяем правильно ли дети выложили карточки. Если кто – то из детей выложил неправильно, исправляем его ошибку.
В: Превосходно. Все справились с заданием. Садитесь на палас и послушайте стихотворение:
Я сорвал цветок,
И он завял.
Я поймал жука,
И он умер у меня на ладони.
И тогда я понял, что прикоснуться к природе
Можно только сердцем.
Как это – прикоснуться сердцем?
Варианты ответов детей.
В: Умницы, ребята. Правильно заметили. Посмотрите, у меня есть вот такие кружочки: красного, желтого и синего цвета. Если вам понравилось наше занятие, возьмите кружочек красного цвета. Если не понравилось что – то одно, возьмите кружок желтого цвета. Если не понравилось совсем, возьмите кружок синего цвета.
Если дети выберут кружочки желтого или синего цветов, выясняю у них, что же им не понравилось.
В: Что нового вы узнали о лягушках?
Ответы детей.
В: А что было для вас интереснее всего?
Ответы детей.
В: Молодцы. Мне очень понравилось как вы сегодня работали.
Литература.
1. Бондаренко Т. М. экологические занятия с детьми 5 – 6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2006 – 159с.
2. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы). – М. : ВАКО, 2005. – 240с. – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
3. Николаева С. Н. воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада. – М. : Новая школа, 1995. – 160с.
4. Я познаю мир: дет. энцикл. : Животные/ Сост. П. Р. Ляков; Под общ. ред. О. Г. Хинн; Худож. А. В. Кардашук, Е. В. Дедова. – М. : ООО «Издательство АСТ - ЛТД», 1998. – 544с.
5. План – Программа педагогического процесса в детском саду: Методическое пособие для воспитателей детского сада/ Сост. Н. В. Гончарова и др. ; под ред. З. А. Михайловой. – 2-е изд. – СПб. : «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2003. – 255с.