Любовь Зайцева
Конспект НОД по экологическому воспитанию «Экспериментирование с воздухом» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированной НОД по экологическому воспитанию детей в подготовительной группе детского сада :
«Экспериментирование с воздухом».
ОО: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цель: проведение экспериментов для уточнения свойств воздуха.
Задачи:
-Учить находить решения вопросов экспериментальным путем, делать выводы и умозаключения.
Публикация «Конспект НОД по экологическому воспитанию „Экспериментирование с воздухом“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
-Воспитывать умение слушать собеседника, говорить смело, защищать свою точку зрения.
-Формировать экологическую культуру, накапливая сведения об окружающем мире.
Предварительная работа:
Беседы об окружающей человека природной среде, наблюдения в природе в разное время года, чтение рассказов о лесе, о пользе птиц. Ежедневное подкармливание птиц, наблюдение птиц на кормушке.
Занятие продуктивной деятельностью – создание зимних пейзажей, выставки работ детей. Тема экологии и ЗОЖ в лепке, аппликации, нетрадиционном рисовании и конструировании.
Материалы и оборудование:
На каждого ребенка (на разовой тарелочке)
- шарик,
-соломинка для коктейля,
-баночка с водой,
- целлофановый пакетик.
Ватные диски (3шт., растение хлорофитум. Веер,глобус, песочные часы(1мин., в пищевом контейнере очищенный апельсин.
Наглядность: схемы с изображением органов чувств (анализаторов) человека, магнитная доска, магнитики, буквы: ДОВЗХУ. Картинки с изображением закрытого окна, сломанного дерева, с изображением мусора – пакетов, пластиковых бутылок, красный перечеркнутый круг запрещающего знака (3экз).
Словарная работа:
-атмосфера;
-давление воздуха;
-лаборатория.
Ход НОД:
Дети играют в группе, по приходу гостей – приветствуют, выстраиваются «клином», ведущий –
«Я бумажный самолетик
Сам сегодня смастерил…
Дети читают стихотворение в диалоге с воспитателем.
https://www.maam.ru/detskijsad/stihi-dlja-detei-bumazhnyi-samoletik.html
Открывается дверь, влетает бумажный самолетик.
Воспитатель : Дети, а вот и он, наш бумажный самолетик. На нем что-то написано. Сейчас я прочитаю.
-Дорогие ребята! Я рад, что вы знаете такое замечательное стихотворение обо мне. А знаете ли вы, что помогает мне летать? Чем окружена наша планета – Земля? Вы очень любознательные. Вы умеете проводить эксперименты. Хочу, чтобы вы отгадали загадку. Составили слово из букв. И узнали свойства воздуха!
Воспитатель : Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Дети: Воздух!
Воспитатель : что помогает самолетику летать?
Дети: Воздух!
Воспитатель : Егор и Карина, составьте слово из букв.
Дети составляют слово. Читают: ВОЗ-ДУХ!
Воспитатель : Вот он о чем! Чем окружена наша планета – Земля?
Дети: Атмосферой!
Воспитатель : Да, ребята. В отличие от других планет, нашу планету легко узнать по ее голубой оболочке. Атмосфера.
Из чего она состоит?
Дети: Из воздуха!
Воспитатель : А в космосе есть воздух?
Дети: Нет, там безвоздушное пространство.
Воспитатель : Слышны ли в космосе звуки?
Дети: Не слышны – там тишина.
Воспитатель : Рассмотрим на глобусе – зеленым цветом обозначены лесные просторы. Что мы знаем о лесе?
Дети: Лес очищает воздух.
Воспитатель : Правильно. Еще говорят: «Леса – легкие планеты». Скажите, как вы помогаете лесу?
Дети: Мы всю зиму кормили птиц.
Воспитатель предлагает схемами показать на доске эту взаимосвязь.
По-очереди, ребята располагают на доске и поясняют: кормим птиц (кормушка, они осматривают почки на деревьях (следующая схема).
Весной из почек распускаются здоровые листочки.
Затем, на схематически изображенных деревьях, показываем развитие здоровой кроны.
Воспитатель : Мы говорим о воздухе, знаем о том, что он есть. А как доказать это? Как же нам узнать свойства воздуха?
Давайте пойдем в лабораторию и проведем ряд экспериментов.
Сначала уточним, что такое лаборатория?
Как надо себя вести в лаборатории?
Что надо сделать, чтобы производить эксперименты?
Дети облачаются в униформу, подходят к столам.
Воспитатель : Эксперимент №1. Итак, проведем первый эксперимент. Узнаем, действительно ли воздух – везде?
Как это сделать?
Дети предлагают варианты.
Возьмем целлофановый пакет, раскроем его, движением «зачерпнем» и закрутим пакет. Воспитатель предлагает детям разойтись в разные уголки группы и «зачерпнуть» воздух пакетом.
Воспитатель : Что можно сказать о пакете?
Дети: В пакете воздух.
Воспитатель : Где вы его набрали?
Дети: В разных уголках группы (перечисляют).
Вывод: (совместно с детьми.) Действительно, воздух – везде. Он вокруг нас!
На доске располагаем схематически изображенный значок.
Воспитатель : Эксперимент №2. Есть ли воздух внутри нас?
Как это узнать?
Дети: Надо выдохнуть.
Воспитатель : Правильно, надо выдохнуть. Но, при этом, хочется увидеть воздух.
Дети: Надо взять султанчики и подуть. Султанчики шевелятся.
Воспитатель : А еще как можно определить, есть ли воздух в нас? Возьмем соломку для коктейля, подуем через нее в воду в прозрачной баночке.
Наблюдаем: Стали выходить пузырьки воздуха.
Вывод (совместно с детьми) : Воздух внутри нас. Мы воздух и вдыхаем и выдыхаем.
На доске располагаем схематически изображенный значок.
Воспитатель : Эксперимент №3 Можно ли человеку обойтись без воздуха?
Попробуем? Поиграем в игру «Водолазы».
А время замерим песочными часами. Чтобы нырнуть под воду, надо набрать много воздуха, закрыть ноздри пальцами…
Все, мы начинаем раскрывать рот, чтобы вдохнуть – без воздуха…
Дети: - никак нельзя!
Воспитатель : Убедились – воздух для жизни человеку необходим!
Воспитатель : Эксперимент №4 Можно ли сжать воздух?
Какие материалы мы возьмем для этого эксперимента?
Дети: Можно взять шарики!
Воспитатель : Правильно, воздушные шарики.
Вот они лежат перед вами. Есть ли в них воздух? Закручиваем лежащий шарик – воздух собирается внутри.
Дети: Он там.
Воспитатель : А чтобы сжать воздух – что надо сделать?
Дети: Надуть шарик.
Воспитатель : Правильно, надуть шарик.
Оболочка шарика упругая, ее трудно надуть.
Сколько надули шар – уже можно его потрогать – в нем сжат воздух.
Воспитатель : Я надую еще пару шаров. (Один надут не до упругого состояния, а другой – огромный, он очень упругий, его не сжать пальцами).
Вот как много в нем сжато воздуха!
Вывод (совместно с детьми) : воздух можно сжать.
На доске располагаем схематически изображенный значок.
Воспитатель : Эксперимент №5 Звучит ли воздух?
Дети: Он даже лопнуть может!
Воспитатель : Точно! Что мы слышим, когда шар лопается?
Дети: Взрыв!
Воспитатель : Да, это еще одно из свойств воздуха – он передает звуки на расстоянии. И он сам издает звук.
Проверим?
Слегка надутый шар, если держать его за края входа, выпускает воздух, издавая звук.
Вывод (совместно с детьми) : воздух передает звук.
Воспитатель : Эксперимент №6. Может ли предмет летать с помощью воздуха?
Отпустим надутый шарик – он летит и сдувается. Это свойство человек использовал в изобретении реактивного двигателя.
Вывод (совместно с детьми) : Воздух выходит в одну сторону, а шарик летит в другую!
Воспитатель : Эксперимент №7. Имеет ли воздух вес?
Дети: Надо взвесить его в шарах.
Размещаем импровизированные весы (уравновешенная линейка 50см, на ее края вешаем за ниточки шары. Весы расположены ровно.
Воспитатель : Теперь надо выпустить из одного из шаров воздух. Для этого придется пожертвовать им (с разрешения детей, прокалываем шар).
Резинка, оставшаяся от шара, поднимается вверх, шар с воздухом внутри опускается вниз.
Вывод (вместе с детьми) : Воздух имеет вес!
Воспитатель : Эксперимент №8. Как же нам увидеть воздух?
Рассматриваем воздух, перемещающийся вверх в виде перевернутой капли прозрачном флаконе (гель для душа)
Вывод (совместно с детьми) : мы увидели движение воздуха в другой среде (гель). Сам он прозрачный, он невидим.
Воспитатель : Эксперимент №9. Воздух оказывает давление на все предметы и организмы, на нас с вами.
Сейчас я закрою баночку с водой листочком простой бумаги в клеточку и переверну.
Вода не выливается. На листок бумаги снизу воздух оказывает давление, прижимает листок к банке.
Вывод: воздух оказывает давление на предметы.
Воспитатель : Эксперимент №10. Как почувствовать воздух в комнате?
Помашем веером! Все почувствовали движение воздуха!
Вывод (совместно с детьми) : воздух передвигается в комнате, как ветер! Мы почувствовали воздух.
Воспитатель : Эксперимент №11. Всегда ли воздух чистый?
Воспитатель : Что может переносить воздух? Мы наблюдали пар, туман, дым – разные частицы, попадающие в воздух, он может переносить.
В нем может содержаться пыль.
Притираем листики хлорофитума.
Пыль на листьях комнатных растений «садится», если она была в воздухе.
Вывод (совместно с детьми) : воздух переносит пыль, другие частицы.
Воспитатель : Эксперимент №12. Переносит ли воздух запахи?
Предлагает детям закрыть глаза. Проносит перед ними раскрытый апельсин.
Вспоминаем, как иногда аромат пищи из кухни долетает – пахнет вкусно!
Вывод (совместно с детьми) : воздух переносит запахи.
В заключении занятия:
Мы экспериментальным способом определили следующие свойства воздуха : расположенные на доске схематические изображения органов чувств (анализаторов) человека, снова перечитываем:
-он везде;
-мы им дышим;
-его можно почувствовать;
-увидеть - (пузырьки);
-сжать;
-услышать;
-он движет предметы (шарик полетел);
-воздух переносит звуки;
-воздух переносит запахи.
Надо знать: Для жизни человека нужен чистый свежий воздух.
Надо беречь лес.
Надо вовремя проветривать в комнате.
Надо гулять на свежем воздухе.
Составим запрещающие знаки: чего нельзя делать?
– нельзя сжигать пластик, – образуются вредные вещества и воздух будет переносить вредные для здоровья частицы;
- нельзя ломать деревья, вредить природе;
- нельзя держать окна закрытыми, не впуская свежий воздух в помещение.
Мы многое узнали, и помог нам в этом бумажный самолетик.
(В это время второй воспитатель в баночки с водой каждому ребенку добавляет немного разведенного моющего средства для посуды.
Воспитатель : Давайте снова подуем в воду.
Дети: восхищаются получившейся обильной пеной воздушных пузырей!
На этом ярком моменте мы заканчиваем пребывание в нашей лаборатории. Всем спасибо!