Лучший педагог года

Конспект НОД по экспериментированию «Каждому камешку свой дом» в старшей группе

Светлана Назарова
Конспект НОД по экспериментированию «Каждому камешку свой дом» в старшей группе

Конспект по экспериментальной деятельности по теме: «Каждому камешку свой дом».

Цель НОД: расширять и закреплять знания детей о свойствах камней.

Задачи.

1. Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение; чувство прекрасного на поделках из природных материалов; доброжелательное отношение детей друг к другу.

2. Развивать память, мышление, внимание, восприятие, речь.

Публикация «Конспект НОД по экспериментированию „Каждому камешку свой дом“ в старшей группе» размещена в разделах

3. Расширять знания детей о камнях, их свойствах; учить самостоятельно определять свойства камня : цвет, гладкость, блеск, плавучесть, растворимость.

Предварительная работа с детьми.

Чтение сказки П. Бажова «Малахитовая шкатулка».

Материалы к НОД.

Демонстрационный – различные камни (в том числе и морские); украшения из камней; иллюстрации с изображением Хозяйки Медной Горы, гор, берега моря, драгоценных камней и каменных сооружений, архитектурных построек; гвоздь, молоток, деревянная дощечка.

Раздаточный – мерный стакан, лупа, ёмкость с водой, ложечка, салфетка, различные камни.

Ход НОД

Воспитатель. Здравствуйте дети, давайте вспомним, кто такая Хозяйка Медной Горы? Мы смотрели мультик «Малахитовая шкатулка», рассматривали иллюстрации в книге и сейчас я предлагаю вам еще раз полюбоваться Хозяйкой Медной Горы. (Воспитатель показывает детям иллюстрацию)

Воспитатель. Она владеет несметными подземными богатствами. Расскажите, какая она? Какие подземные сокровища она хранит? Она предлагает нам отправиться в путешествие в «Царство камней».

Воспитатель. Дети, давайте отправимся в путешествие в царство камней. Чтобы попасть туда, нужно закрыть глаза и сказать волшебные слова.

Если мы глаза закроем

И подсматривать не будем

Мы волшебный мир откроем

О котором не забудем.

Дети закрывают глаза и говорят волшебные слова (в это время воспитатель снимает ткань, которой предварительно были накрыты камни и иллюстрации, чтобы перед детьми открылась выставка камней).

Воспитатель. Посмотрите, где мы оказались! Это царство камней.

Сколько разных, непохожих друг на друга камней, рисунки мест, откуда они родом, украшений из них. Давайте рассмотрим внимательно: все камни по-своему особенные, не похожи друг на друга. Чем они отличаются?

Дети. Камни различны по размеру, цвету, форме.

Воспитатель. В старину люди считали, что камни различаются еще и своими магическими свойствами : некоторые из них могут влиять на самочувствие человека, улучшать его настроение и даже лечить разные болезни. Про камни есть много сказаний и легенд. Одна из них гласит, что у каждого человека есть свой камень, который защищает его, такой камень называют амулетом.

Посмотрите внимательно, что изображено на этих картинах? (Горы)

Воспитатель. Горы — это огромные глыбы камня. Когда от них откалываются маленькие кусочки, получаются маленькие камешки, которые мы видим сейчас перед собой. Камни есть не только в горах, они есть и под землей, и под водой. Посмотрите на картину с морским берегом.

Воспитатель. Морские камни очень гладкие. Как вы думаете, почему?

Воспитатель. Морская вода своими волнами сглаживает все неровности камней, оказавшихся в море. Под водой камни трутся друг о друга, постепенно становясь гладкими. Камни, которые еще не бывали в море, имеют более острые края. В горах и подземельях люди находят драгоценные камни, которые обрабатывают и вставляют в украшения.

Воспитатель показывает соответствующие иллюстрации.

Но не только для украшений служит человеку камень. Посмотрите на другие рисунки: из камня строят дома, башни, мосты и дороги, даже станции метро. Памятники великим людям тоже создают из камня. А все потому, что камень славится свой прочностью. Хотите узнать, что тверже, камень или дерево? (Ответы детей).

Воспитатель. Попробуем забить гвоздь сначала в деревянную дощечку, затем — в камень (Воспитатель проводит опыт).

Воспитатель. Дети, скажите, что тверже — камень или дерево? (Ответы детей).

Воспитатель. Интересно, что гвоздь когда-то тоже был камнем. Металлы делают из руды, руда — это особый вид камней, которые добывают в горах и под землей. Так из железной руды выплавили железо, потом из железа сделали гвоздь. Оказывается, камни окружают нас повсюду! Давайте, каждый выберет себе самый понравившийся камень. Станем настоящими учеными — исследуем свойства выбранных нами камней и расскажем о результате исследования камня по модели:

Я приглашаю вас в лабораторию.

Воспитатель: Ребята, мы с вами в лаборатории. Займите места за столами. Я предлагаю вам быть учеными. Положите камень перед собой. Сегодня я предлагаю Вам исследовать свойства камней. Посмотрите, на доске висит схема, которая подскажет, в какой последовательности эксперименты вы будете проводить. Все знаки вам уже знакомы.

Воспитатель: У вас на столах лежат такие же схемы - таблицы. В ней вы будете отмечать результаты проведённого опыта, обводя правильные ответы цветными карандашами. Итак, приступаем к выполнению первого опыта (цвет камня).

Воспитатель: Что можно сказать о цвете камней? (Они разноцветные).

Воспитатель: Занесите результаты своего первого опыта в таблицу, обводя правильный ответ цветным карандашом.

Воспитатель: Ребята, приступайте ко второму опыту: обследуйте выбранный камень на ощупь – гладкий он или шершавый?

Воспитатель: Скажите, какой камень на ощупь? Занесите результат своего второго опыта в таблицу, обводя правильный ответ цветным карандашом.

Воспитатель: Положите перед собой камень и рассмотрите его под лупой.

Что вы увидели на камне? Расскажите, что интересного вы обнаружили, рассматривая камни под лупой?

Воспитатель: Мы все устали и я предлагаю вам размяться.

Проводится физкультминутка “Гора”

Физкультминутка:

Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх)

До небес макушка (тянутся на цыпочках)

Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)

Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)

Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)

И каждый день, и каждую ночь (педагог дотрагивается до нескольких детей, которые должны изобразить камешки).

Катятся, катятся камешки прочь. (часть детей отходят в сторону)

(Игра продолжается до тех пор, пока все “камешки” не раскатятся в стороны. “Укатившиеся камешки” продолжают чтение текста и движения вместе с остальными, оставаясь на своём месте).

Раскатились камешки, и с той самой поры

Ничего не осталось от нашей горы! (двумя руками показывают на пустое место).

Воспитатель: Пройдите за рабочие места, продолжим работу.

Кто догадался, что за свойство камня мы будем исследовать теперь?

Мы будем определять блестящий камень или нет. Посмотрите, блестит ли ваш камень или нет? Обведите нужный вариант в своей таблице.

Дети рассматривают камни и обводят нужный ответ цветным карандашом.

Воспитатель: Кто сможет ответить, глядя на наш лист исследователя, какой эксперимент с камнями мы проведем теперь?

Затем дети исследуют, тонет ли камень, отмечают результат на листе исследования. Затем проводят заключительный опыт, проверяя камень на растворимость (помешивают его ложечкой в воде, также делая соответствующую отметку). По окончании опыта с помощью ложки достают камень из воды, обтирают его салфеткой.

Несколько детей, по просьбе педагога, рассказывают о свойствах своего камня с помощью отметок на листе исследования.

Воспитатель: Ребята, мы узнали, что разные камни обладают различными свойствами. Страна камней так загадочна и интересна!

Воспитатель: Дети, нам пора отправляться домой! Давайте выйдем из лаборатории и положим выбранные камни на места.

Воспитатель. Ребята, закройте глаза, произносите заклинание и вы окажетесь снова в детском саду.

Снова мы глаза закроем

И подсматривать не будем

В детский садик мы вернемся

Мир волшебный не забудем.

Дети закрывают глаза и говорят волшебные слова.

Воспитатель. Ребята, где же мы сегодня побывали?

Выслушиваются ответы детей.

Воспитатель. И что же вы там делали? Что же вам понравилось? Что удивило? Что больше всего запомнилось?

Вы снова сможете оказаться в стране камней, не произнося заклинаний, если будете немного внимательней смотреть под ноги и вокруг себя, ведь Царство камней окружают нас повсюду! Нужно лишь уметь его заметить.

Публикации по теме:

Конспект НОД по экспериментированию в старшей группе «Испекли мы колобок. Соленое тесто»Конспект НОД по экспериментированию в старшей группе «Испекли мы колобок. Соленое тесто» Уважаемые коллеги, доброе утро! Предлагаю вашему вниманию конспект занятия по экспериментированию в старшей группе детского сада. Экспериментирование.

Фотоотчет о занятии по экспериментированию в старшей группе «Удивительные камни»Фотоотчет о занятии по экспериментированию в старшей группе «Удивительные камни» Сегодня в нашей группе прошло открытое занятие по экпериментированию «Удивительные камни». Дети познакомились с разнообразием мира камней.

Конспект НОД «Магнит и некоторые его свойства» по экспериментированию в старшей группе Тема: «Магнит и некоторые его свойства». Цель: Создание социальной ситуации в процессе совместной деятельности: «Магнит и некоторые его.

Конспект открытого занятия по экспериментированию с водой в старшей логопедической группе «В синем море»Конспект открытого занятия по экспериментированию с водой в старшей логопедической группе «В синем море» Цель: развитие познавательно – исследовательской активности детей, формирование навыков экспериментирования с водой Задачи: Образовательная.

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе «Будем город свой любить — будем дружно все мы жить»Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе «Будем город свой любить — будем дружно все мы жить» Программное содержание: Образовательные задачи: 1. Учить детей иметь представление о понятиях «Большая Родина», «Малая Родина»; 2. углублять.

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Лаборатория воды»Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Лаборатория воды» Цель: расширить и закрепить представления детей о свойствах воды. Основные задачи: Продолжать знакомить детей с явлениями природы, расширить.

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Воздух — богатство нашей планеты Земля» Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей. Программное.

Открытое занятие по экспериментированию в старшей группе «Лаборатория Почемучек» Муниципальное казенное образовательное учреждение «Детский сад №4» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно.

Конспект открытой образовательной деятельности по экспериментированию в старшей группе «Свойства воздуха»Конспект открытой образовательной деятельности по экспериментированию в старшей группе «Свойства воздуха» Конспект открытой образовательной деятельности по экспериментированию в старшей -Б группе Тема: «Свойства воздуха Интеграция образовательных.

Конспект НОД по экспериментированию «Удивительный воздух» в старшей группеКонспект НОД по экспериментированию «Удивительный воздух» в старшей группе Конспект Непосредственно организационной образовательной организационной образовательной деятельности по познавательно – исследовательской.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по экспериментированию «Каждому камешку свой дом» в старшей группе
Опубликовано: 1 декабря 2021 в 10:04
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД