Получи документы

Конспект НОД «Листопад» (подготовительная группа)

Светлана Александрова
Конспект НОД «Листопад» (подготовительная группа)

Вид деятельности: поисково-исследовательская деятельность

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно –эстетическое.

Цель: Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают. Учить устанавливать причинно-следственные связи.

Исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях Учить устанавливать причинно-следственные связи.

Публикация «Конспект НОД „Листопад“ (подготовительная группа)» размещена в разделах

Задачи: образовательные:

Исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях

Закрепить знания о знакомых деревьях, форме их листьев, значении листьев для дерева.

В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы.

Развивающие: развивать внимание, связную речь ( словарь: черешок, кромка, хлорофилл) мыслительные операции (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи)

Воспитательные: воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом, эстетические чувства к природе.

Оборудование и материал:

«Волшебный экран»

Лупы, микроскоп, кусочки белой ткани, сложенные пополам; деревянные кубики.

Листья настоящие крупные и мелкие, разной формы

Предварительная работа:

На прогулке наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев.

Сбор листьев разной формы и окраски.

Игры «Беги к дереву, которое я назову», «С чьей ветки детки».

Беседы об осени;

Чтение художественных произведений: «Листопадничек» И.

Соколов-Микитов, «Лес осенью» А. Твардовский, стихи об осени А.

С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина;

Ход непосредственной образовательной деятельности.

Добрый день! Сядьте по удобнее: спинки прямые, ноги вместе, руки на колени. Сегодня я хочу рассказать сказку "Скворец и осень"

Жил да был скворец. Песни распевал и птенцов насиживал. Быстро пролетели теплые и летние деньки. Осень стоит на пороге. Жалко стало скворцу уходящего лета. Полетел он к березе и просит:

– Береза, береза, останови осень. Я тебе за это песенку спою.

Поднатужилась береза, даже листики на ней пожелтели, но осень остановить не смогла. Полетел он к рябине и просит:

– Рябинка, рябинка, останови осень. Я тебе за это песенку спою.

Собрала рябина все свои силы, даже листики на ней покраснели, но осень остановить не смогла. Полетел скворец к лиственнице и просит :

Лиственница, лиственница, останови осень. Я тебе за это песенку спою.

Закачалась и затряслась лиственница, даже иголочки с нее осыпались. Но осень остановить и она не смогла.

Пришлось скворцу собираться в теплые края, подальше от сырой и голодной осени.

С той поры скворец каждый год просит деревья, чтобы они остановили осень. Ничего у них не получается, только листочки желтеют, краснеют да на землю осыпаются

Воспитатель - О каком времени года и явлении природы рассказывалось в сказке?

Дети – Эта сказка об осени.

Воспитатель – Почему вы думаете, что это время года осень?

Дети – Опадают листья.

Воспитатель – отгадайте загадку.

Листья жёлтые танцуют,

С веток падают, летят.

Эту сказку золотую

Называют «листопад» (хором дополняют слово листопад)

Воспитатель- -И вот я задумалсь, почему эта красота не сохраняется? Почему листья желтеют и опадают? они

-Я предположила что, листья плохо переносят холод и ветер, поэтому и опадают

- А вы, ребята, как считаете?

Дети высказывают мнения

Воспитатель: Что нужно сделать чтобы ответить на вопросы?

Ответы детей - Нужно провести опыты и эксперименты в лаборатории

Воспитатель –Тогда мы отправимся в нашу лабораторию!

Проводится физминутка «Мы листики - осенние» под муз.

Мы листики осенние, сидят, держа листья в руке

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели, встают и машут листьями, как будто летят

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели. Садятся

Ветер снова набежал встают и поднимают листочки над головой

И листочки все поднял.

Закружились, полетели кружатся, с поднятыми руками над головой

И на землю тихо сели.

Воспитатель – Ну вот мы с вами в нашей лаборатории «

А как вы ребята думаете, зачем дереву нужны листья?

Дети: Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит.

Воспитатель - А вам интересно узнать, как устроен лист?

Дети- Интересно!

Воспитатель -- Давайте рассмотрим. А что нам понадобится для наших исследований:

(Лупа, микроскоп, зелёные листья)

Чтобы получше рассмотреть мы воспользуемся увеличительным прибором — лупой.

- Опыт № 1: Исследование строения листа с помощью лупы

Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.

Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.

Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.

Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.

Какой можно сделать вывод.

Дети- У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки через которые листочки питаются влагой

Воспитатель «Почему осенью листья изменяют окраску и опадают?»

А почему же листья желтеют осенью? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.

Опыт№ 2: «Почему лист зеленый

- Давайте сначала выясним, почему листья зелёные?

-Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта ( Дети: На ткани появились зеленые пятна).

- Это зеленое вещество из листочка называется- хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет.

Воспитатель -Давайте теперь возьмем желтый листок, рассмотрите его. Как вы думаете есть ли там это зеленое вещество.

Дети- (рассматривают желтый лист, также трут его кубиком, делают вывод)

Вывод: Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет становится желтым или …

Воспитатель - Какого цвета бывают листья у деревьев осенью?

Дети- Оранжевые, красные, коричневые.

Опыт№ 3 : Возьмите лупу и рассмотрите основание черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке.

Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки.

Воспитатель – Как вы думаете, что будет если подует лёгкий ветерок?

Дети- Листочки оторваться и опадут.

Вывод. Осенью листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки.

Воспитатель На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться.

Эксперимент «Как листья опадают»

Воспитатель- Ребята возмите листочки, которые мы приготовили и выдете на середину нашего зала. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев, внимательно следите за его полетом и запоминайте: быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился?

Воспитатель-Ребята одинаково ли падали ваши листочки?

Дети-(высказывают свои мнения)

Воспитатель Какие выводы можно сделать из этого эксперимента?

Дети формулируют вывод- Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся).

Воспитатель-А сейчас ребята я предлогаю записать наши исследования на нашем волшеном экране, с помощью условных обозначений.

-Из каких частей состоит лист?

(Черешок и листовая пластинка)

-Почему листья зелёные?

(зеленый кружочек(«большое солнышко»)

-Почему листья меняют свою окраску и опадают?

(«маленькое солнышко»-уменьшение светового дня. Желтый кружочек)

-Как листья опадают? (листок с перегородкой от веточки)

Воспитатель-Вы ребята молодцы, столько много у Вас знаний об осеннем явлении «Листопад».

А сейчас я предлагаю вам с помощью осенних листьев создать осенние узоры. (дети отправляются рисовать с помощью отпечатков осенний листьев.)

Публикации по теме:

Фрагмент календарно-тематического плана на неделю «Планета Земля» (подготовительная группа) Тема недели: «Планета Земля». Цель: совершенствование представлений о планете Земля, о ее ресурсах; знакомство со странами и континентами.

Интегрированная образовательная деятельность «Удивительные камни и их свойства» (подготовительная группа) "Удивительные камни и их свойства" [/b] (подготовительная группа)[/i] Цель: Познакомить детей с разнообразием камней и их свойства. Задачи:.

Интегрированная образовательная деятельность «В стране насекомых» (подготовительная группа) Программное содержание: Расширять знания детей о насекомых, об особенностях их жизни, о способе передвижения. Продолжать учить детей составлять.

Конспект итогового занятия по развитию речи в подготовительной группе «Весеннее путешествие» Цели: 1. Закрепить знания детей о временах года, сезонных изменениях в природе, о жизни животных и птиц весной. 2. Продолжать учить детей.

Конспект музыкального занятия в подготовительной к школе группе «Листопад, листопад, листья осенью летят» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №24 г. Славянска - на - Кубани муниципального образования Славянский.

Конспект экспериментальной деятельности Подготовительная группа Тема: «Друзья профессора Почемушкина». Цель: развитие инициативы и самостоятельности через познавательно-исследовательскую деятельность. Задачи: - познакомить детей со свойствами.

Конспект занятия по лепке «Осенний листопад» (подготовительная группа) Конспект занятия по лепке на тему:«Осенний листопад». Цель: 1. Совершенствовать технику лепки из пластилина, развивать мелкую моторику,.

План-конспект открытого занятия вокального коллектива (подготовительная группа) Тема: «Динамика. Динамические оттенки» Вид занятия: Объяснение нового материала Тема: Динамика Цели: Формирование интереса у учащихся к вокальному творчеству Научить пользоваться.

Занятие по математике (ФЭМ) Подготовительная группа Тема: Удивительная планета «Заниматика» Составила воспитатель Великосельская Т. Н. Программное содержание: 1:Закреплять навыки сложения и вычитания в пределах 10; 2:Закреплять.

Занятие-путешествие Тема: Постановка звука [Л] «Дикие животные» (подготовительная группа) Цель: постановка звука [Л]. Задачи: 1. Развивать подвижность артикуляционного аппарата. 2. Формировать фонематические навыки. 3. Отрабатывать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Листопад» (подготовительная группа)
Опубликовано: 26 сентября 2016 в 13:49
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД