МААМ-картинки

Коррекционно-развивающие занятия в детском саду. Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Звук [ш], буква Ш»

Галина Бастина
Коррекционно-развивающие занятия в детском саду. Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Звук [ш], буква Ш»
▼ Скачать + Заказать документы

Коррекционно-образовательные задачи :

o Закрепить правильное произношение звука [ш], характеристика звука [ш],

o Закреплять умение определять место звука в ряде звуков игра «Поймай звук»

o Упражнять в определении наличия – отсутствия звука [ш] в словах игра «Четвертый лишний»;

o Упражнять в определении позиции звука [ш] в словах (начало, середина, конце) игра «Где живет наш звук

o формировать умение выполнять звуковой анализ слова (Маша).

Публикация «Коррекционно-развивающие занятия в детском саду, Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе „Звук [ш], буква Ш“» размещена в разделах

o Закрепить образ буквы Ш.

o Закреплять навык чтения слогов АШ, ОШ, УШ, ИШ, ЫШ, ША, ШО, ШУ, ШИ (слоговая таблица).

o Составление слова из букв ШУМ, ШУБА, МИШКА

Коррекционно-развивающие задачи :

o Развивать слуховое и зрительное внимание, психические процессы, фонематический слух;

o тонкую и общую моторику;

o координация речи с движением.

Коррекционно-воспитательные задачи :

o Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

o Вызвать у детей интерес к чтению, желание изучать буквы.

Предварительная работа: индивидуальные занятия с детьми по заданию учителя – логопеда.

Оборудование:

Демонстрационный материал: схема звука [ш], буквы : А, О, У, Ы, И, Т, К, М, В, Д, Ш, полоска с четырьмя клеточками, фишки красные, синие; указка.

Игрушка: кукла Маша, сундучок Шарик, шапочка, шоколадка, шарфик, штанишки,

Картинки: Шина, ландыш, белка, воробей, шуба, неваляшка, шапка, гармошка, пила,

мышка, кошка, банан, петушок, цыпленок, шарф

Раздаточный материал: полоски с четырьмя клеточками, фишки для звукового анализа (красные, синие, зелёные кружки, разрезная азбука.

Ход занятия

1. Оргмомент

Организация детей: (Дети заходят в группу из приемной, встают полукругом)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей на занятие. Давайте с ними поздороваемся.

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: А как еще можно поздороваться?

Дети: Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер!

Эмоциональная настройка.

Воспитатель: Какое у вас сегодня настроение? (Хорошее).

Воспитатель: И у меня тоже хорошее настроение. А давайте наше хорошее настроение передадим друг другу, возьмемся за руки и улыбнемся.

Давайте передадим его нашим гостям.

2. Сюрпризный момент

Вносится кукла с сундучком (Шарик, шапочка, шоколадка, шарфик, штанишки)

Маша – здоровается с детьми

Воспитатель: Машенька, а что у тебя в сундучке?

Маша: в сундучке у меня подарки, что мне подарили на день рождение и показывает называя их – тарик, токоладка, тарфик, танишки.

Воспитатель: Ой, ребята, что - то я не поняла, что подарили Маше. А вы поняли?

Давайте попросим Машу показать свои подарки.

Воспитатель: Ребята, назовите правильно, что подарили Маше.

Дети: Шшарик, шшапочка, шшоколадка, шшарфик, шштанишки

Воспитатель: Ребята, как вы думаете какой звук спрятался от Маши?

Воспитатель: Какой первый звук в этих словах?

Дети: звук [ш]

Воспитатель: звук [ш]

Это песенка ветра.

Покажите ребята, как шумит теплый ветер ш-ш-ш;

так шипит змея

Покажи, пожалуйста, Ростик, как «шипит змея» ш-ш-ш

Воспитатель: Расскажем Маше об этом звуке. «Звук мы слышим и произносим»

Ребята мы с вами знаем,что звуки бывают гласные и согласные.

Звук [ш] какой гласный или согласный?

Дети: отвечают

Воспитатель: Докажите, что звук согласный. (рвется ниточка, не можем петь, Проверим - ставим ладошку звук прерывистая струйка – мешают зубы, губы)

Как мы произносим звук [ш] — с голосом или без голоса?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята звук [ш] всегда твердый.

Воспитатель: Что мы с вами выяснили о звуке [ш]

Дайте характеристику (Согласный, твердый, глухой.)

Обозначение звук [ш] цветовым символом синего цвета.

3. Игра «Поймай звук»

Маша поиграй с нами в игру «Поймай звук [ш]»

- в ряде звуков – м-ш-к-т-ш-н-ш-ш-ш

4. Игра «Четвертый лишний»

Дети: Маша тоже придумала игру «Четвертый лишний» у неё в сундучке много картинок

Шина, ландыш, белка, матрешка.

Воробей, шуба, неваляшка, душ.

Шапка. гармошка, пила, камыш.

Мышка, кошка, пирамидка, шиповник.

Петушок, цыпленок, шарф, малыш.

5. Игра «Где живет наш звук

Воспитатель: Ребята, предлагают Маше поиграть в игру «Где живет наш звук для этого надо взять домик с окошечками и кружок.

Дети, какого цвета? Скажите, почему синего?

Дети Отвечают.

(Шуба, мишка, камыш, шкаф, лягушка, малыш, машинка, шарфик)

6. Звуковой - анализ слова

Воспитатель: Ребята давайте покажем Маше, как, можно выложить с помощь фишек схему её имя - Маша. Сделаем звуковой анализ слова Маша.

Какой первый звук? (согласный, звонкий, твердый) синим цветом.

Второй? (гласный, красный)

Третий звук?

звук Ш (согласный, глухой, твердый)

четвертый звук? А (гласный, красный)

Сколько звуков в слове МАША?

Сколько согласных звуков?

Сколько гласных звуков?

Сколько слогов в слове Маша?

Дети: ответы детей.

Правильно сколько гласных звуков, столько и слогов.

Дети. Выкладывают схему слова Маша на доске давая характеристику каждого звука.

с к с к

Маша. Ой, ребята, как мне нравится схема моего имя, как много я узнала о звуке [ш].

Физкультминутка.

Мы ногами топ-топ

Мы руками хлоп - хлоп

Мы плечами чик-чик

Мы глазами миг- миг

Раз сюда, два туда

Повернись вокруг себя.

Раз присели, два привстали.

Руки кверху мы подняли.

Раз, два, раз, два

Заниматься нам пора.

7. Буква Ш

Машенька. Ребята сейчас тебя познакомят с буквой Ш.

Арсений найди в кассе букву Ш.

Ребята, чем отличается буква от звука? (звук мы произносим и слышим, а букву видим и пишем)

Воспитатель: Дети выложите пожалуйста букву Ш из палочек и на что она похоже. (вилку, расческу, ковш экскаватора).

Буква Ш – шипы на ветке.

Осторожней будьте, детки.

Когда у расчески три зуба осталось,

Тогда буква Ш над ней посмеялась.

Игра «Полечи букву»

Воспитатель: ребята, Маше принесла для вас буквы. Ой, а что это за буква?

Дети: Маша, не расстраивайся мы тебе поможем. (Игра «Полечи букву»)

Маша. Спасибо вам, что помогли мне.

8. Формирование навыка буквенного синтеза и ориентировка в пространстве.

Воспитатель: Буква Ш дружит с буквами. Давайте, почитаем, как они дружат.

Перед вами слоговая таблица. Давайте вместе прочитаем верхнюю строчку.

АШ ШУ ОШ

ША УШ ШИ

ЫШ ШИ ШО

Задания:

- прочитай слог в левом верхнем углу

- прочитай слог в правом нижнем углу

- прочитай слоги в среднем столбике

- прочитай слоги в нижней строчке

Молодцы!

Воспитатель:

* Запомните: буква ш никогда не дружит с буквой ы, а дружит только с буквой и.

«Букву ш — пиши с и

9. Гимнастика для глаз

Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

Рисуем глазками в воздухе букву Ш.

Крепко глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем глазки открывать.

Жмуримся и открываем

И занятье продолжать.

10. Составление слов и букв разрезной азбуки

Воспитатель: Маша, ребята умеют из букв выложить слова. (Работа с разрезной азбукой.)

Маша: Предлагает выложить слово – ШУМ, ШУБА, МИШКА.

Сколько слогов в слове? сколько букв в этом слове?

Какая первая, какая последняя?

Маша: Большое спасибо, ребята теперь я умею, говорит звук [ш] (шарфик, шапка) и знаю букву Ш. Познакомлю и своих друзей со звуком [ш] и буквой Ш.

11. Итог занятия.

- С каким звуком и буквой мы знакомили Машу?

- дайте характеристику звука [ш] (согласный, глухой, всегда твердый).

Понравилось вам заниматься? Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Спасибо!

Давайте нашим гостям подарим букву Ш.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Определи первый звук».Дидактическая игра «Определи первый звук». Цель: упражнять детей в определении первого звука в словах – названиях картинок, развивать слуховое внимание, зрительную память, мелкую.

Перспективное планирование НОД по грамоте в подготовительной группе по программе Радуга Перспективное планирование по обучению грамоте месяц неделя № П. /п. Тема, программное содержание. материал октябрь 1 Мир слов, Звуки вокруг.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекционно-развивающие занятия в детском саду. Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Звук [ш], буква Ш»
Опубликовано: 12 мая 2014 в 15:19
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коррекционно-развивающие занятия в детском саду. Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Звук [ш], буква Ш»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Бастина (УИ 217987) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД