Ольга Мамонова
Конспект НОД «Родился хлеб душистый из зерен золотистых» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепить представление детей о том, что хлеб является ежедневным продуктом питания.
Задачи:
• уточнить знания детей о зерновых культурах, из которых делают муку;
• познакомить детей с разнообразными хлебобулочными изделиями;
• воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу;
• формировать мелкую и общую моторику;
Публикация «Конспект НОД „Родился хлеб душистый из зерен золотистых“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2022
• развивать внимание, память, мышление и речь.
Материалы и оборудование: картина И. Шишкина «Рожь», колоски ржи и пшеницы; дидактические карточки с разными видами хлеба и хлебобулочных изделий; листы белой бумаги, с нарисованными колосками пшеницы, простой карандаш, ластик, акварельные краски.
Ход НОД
1. Организационный момент.
Воспитатель: Отгадайте загадку:
Вырос в поле дом.
Полон дом зерном.
Стены позолочены,
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном на столбе золотом. (Колос.)
Педагог обращает внимание детей на картину с изображением хлебного поля.
Вопросы по содержанию картины:
• Что вы видите на картине? (Поле.)
• Что растет в поле? (Колоски.)
• Что получают из колосков? (Зерно.)
• Что получают из зерна? (Муку.)
• Что делают из муки? (Пекут хлеб.)
• Какой бывает хлеб? (Ржаной, пшеничный.)
2. Беседа «Хлеб – всему голова, или От чего и царь не откажется?».
Ребята, вряд ли кто-то обрадуется горелому хлебу. Впрочем, это не относится к английским археологам, которые в 1999 году нашли два кусочка древней обуглившейся лепешки. Благодаря тому, что повар 5500 лет назад сжег хлеб, его кусочки смогли сохраниться до наших дней. Но, конечно, печь хлеб люди начали гораздо раньше. Древнейшая пшеница найдена в поселении Чатал-Гаюк (Турция). 8500 лет назад жители этих мест сеяли это растение.
У разных народов - разный хлеб: кто-то любит плоские тонкие лепешки, а кто-то предпочитает пышные булки. Украинская паляница, армянский лаваш, грузинский мргвали, узбекский гаджа… В хлебе содержатся все элементы, полезные для нашего здоровья. В России и сейчас большинство людей не представляют себе, как можно что-то есть без хлеба. А в неурожайные годы люди начинали голодать, несмотря на то, что других продуктов было достаточно. На Руси каждый день на столе был ржаной хлеб, а по праздникам - и пшеничный, белый, или, как его еще называли, «чистый». В ржаном (мы его называем «черным») гораздо больше полезных веществ! Куска такого хлеба хватало, чтобы позавтракать. «Хлебушко черненьки» - труженику первое питание», - говорил самый известный булочник Москвы Иван Филиппов.
А как быть, если кто-то в семье любит черный, а кто-то. Кроме белого, другого хлеба не признает? Можно купить хлеб серый - для него берут смесь муки ржаной и пшеничной. А еще хитрые булочники придумали делать черно-белый хлеб. Полбулки из одной муки, полбулки из другой. Но на этом они не остановились: сейчас существует и «мраморный» хлеб, и даже «шахматный».
Профессия хлебопека (хлебника) ценилась везде. Над «хлебными избами» (пекарнями) и хлебными лавками висел крендель - символ пекарей. В урожайные годы можно было испробовать самого разного хлеба. А пшеничной муки хватало на вкусные лакомства: калачи, бублики, баранки, крендели, пряники.
Хлеб доставался тяжелейшим трудом, особенно в России, где климат более суровый, чем в европейских странах. Поэтому к хлебу относились с огромным уважением. Если кусочек случайно падал на пол, его поднимали и … целовали, чтобы он не обиделся.
Наши бабушки хранили хлеб, завернув в льняные полотенца и уложив в короба или хлебницы из бересты или можжевельника. И сейчас это лучший способ как можно дольше сохранить хлеб свежим.
Удивительно, что название самого распространенного продукта - слово «хлеб» - неизвестно что означает. Видимо, блюдо это такое древнее, что люди забыли, почему хлеб назвали «хлебом». Но нельзя не заметить, что, кроме слова «хлеб», в русском языке есть еще слова «хлебать», «похлебка». Может быть, слово «хлеб» досталось нам от жидкой похлебки с добавлением муки? Также не до конца раскрыта другая тайна хлеба: почему он черствеет?
3. Разминка.
Воспитатель: А теперь, дети, поиграем в игру. Слушайте внимательно образец.
Словесная игра «Образование относительных прилагательных»
(Упражнение в словообразование относительных прилагательных от слов пшеница, рожь по данному образцу, согласование их с существительными.)
Поле, на котором выращивают пшеницу – пшеничное поле.
Поле, на котором выращивают рожь – ржаное поле.
Колосок пшеницы – пшеничный колосок.
Колосок ржи – ржаной колосок.
Мука из пшеницы – пшеничная мука.
Мука из ржи – ржаная мука.
Хлеб из пшеницы – пшеничный хлеб.
Хлеб из ржи – ржаной хлеб.
Тесто из пшеничной муки – пшеничное тесто.
Тесто из ржаной муки – ржаное тесто.
Педагог предлагает поиграть в пальчиковую игру.
Пальчиковая игра «Чья копна на моей копне?»
Воспитатель: Колоски, собранные вместе, называются копной.
- Чья копна на моей копне?
(Первый игрок сжимает руку в кулак, отставив большой палец вверх. Второй игрок обхватывает большой палец предыдущего игрока и говорит:
«Моя копна на твоей копне».
А затем отставляет большой палец вверх и спрашивает снова: «Чья копна на моей копне?» Игра повторяется до тех пор, пока все дети не обхватят пальцы друг друга. Затем эта «пирамида» разбивается. )
Педагог предлагает детям послушать и обсудить пословицы про хлеб.
Пословицы про хлеб
• Без денег проживу, без хлеба не проживу (русская).
• Хлеб дороже золота (удмуртская).
• Без хлеба и возле воды плохо жить (украинская).
• Калач приестся, а хлеб никогда (русская).
• Свой черный хлеб лучше чужих пирогов (татарская).
• Хлеб на столе, так и стол - престол. Ну а хлеба - ни куска, так и стол - доска (русская).
4. Раскрашивание акварельными красками «Пшеничные колосья».
Воспитатель: Ребята, перед вами рисунок пшеничных колосьев. Его нужно раскрасить. Мы будем делать витраж.
На листе бумаги простым карандашом нарисованы колосья. По желанию дети могут дорисовать рамку.
С помощью кисточки намочите чистой водой весь лист бумаги поверх карандашного рисунка. По мокрой бумаге сверху вниз нарисуйте акварельными красками широкие горизонтальные полосы по порядку цветов радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Не мешайте краске растекаться (цвета будут плавно переходят один в другой).
Когда краска высохнет, обведите свой карандашный рисунок черным фломастером. Витраж готов!
5. Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру.
Игра «Цепочка»
Откуда хлеб пришел?
Из магазина.
В магазин откуда попал?
Из пекарни.
Что делают в пекарне?
Пекут хлеб.
Из чего пекут хлеб?
Из муки?
Из чего мука?
Из зерна.
Откуда зерно?
Из колоса.
Откуда колос пшеницы?
Вырос в поле.
Кто вырастил пшеницу
Хлебороб.
Список использованной литературы
1. Аджи А. В. Открытые мероприятия для детей старшей группы детского сада. Образовательная область «Познавательное развитие». - Воронеж: ООО «Метода», 2014. - С. 92-96.
2. Аджи А. В. Открытые мероприятия для детей старшей группы детского сада. Образовательная область «Речевое развитие». - Воронеж: ООО «Метода», 2015. - С. 9-15.
3. Елкина Н. В., Тарабарина Т. И. 1000 загадок. - Ярославль: Академия развития, 1977. - С. 69.
4. Колпакова О. Приятного аппетита! Кулинарная книга для маминых помощников. - М. : ООО «Печатная слобода», 2014. - С. 68-79.