Конспект НОД с детьми подготовительной к школе логопедической группы «Необычное путешествие»

Светлана Балхина
Конспект НОД с детьми подготовительной к школе логопедической группы «Необычное путешествие»

Цель: Обучение детей составлению рассказа из личного опыта о путешествии.

Задачи:

Образовательная: развитие навыка связной речи с опорой на наглядный материал через моделирование рассказа.

Развивающая: развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление; развивать моторную организацию речи и движений.

Воспитательная: воспитывать у детей заботу о людях преклонного возраста; желание оказывать помощь в трудных ситуациях.

Словарная работа: закрепить способы словообразования с использованием существительных с уменьшительно – ласкательным суффиксом. Продолжать учить делить слова на слоги.

Оборудование: макет «Деревенский дворик»,куклы - дед и баба; декорация леса – макеты деревьев, набор деревянных грибочков, плетеная корзина; геометрические фигуры для моделирования рассказа; рюкзак; иллюстрации с изображением дятла, гнезда с птенцами; книга; фонограмма «Звуки леса»;игрушки - колобок, лошадка; персонажи кукольного театра – заяц, волк.

Участие героя в драматизации: Мальчик – с – Пальчик.

Активизация словаря: дать понятие слова «рюкзак», ввести в активный словарь детей.

Индивидуальная работа: с одним из детей - автоматизация звука [рь] в начале слова «рюкзак»; развитие слоговой структуры слова. Предварительная работа: чтение русских народных сказок и сказок писателей мира; игры – драматизации; пальчиковые игры; артикуляционная гимнастика: «Чашечка», «Лошадка».

Методы и приемы:

- создание мотивации;

- наглядность;

- словесные методы;

- практические методы;

- частично – поисковый;

- проблемное изложение;

- моделирование;

- проблемная ситуация;

- художественное слово;

- логоритмические упражнения;

- сопряженная гимнастика;

- артикуляционная гимнастика;

- пальчиковая гимнастика;

- игровые приемы;

- самомассаж.

Ход занятия

Организационный момент. В середине групповой комнаты стоит «Волшебный сундучок»

Вводная часть.

Логопед: Ребята, что это?

Дети: Это «Волшебный сундучок».

Логопед: Давайте посмотрим, что в нём? (достаёт книгу «Золотая коллекция сказок»).

Ребята, как вы думаете, что эта за книга?

Дети: Это книга сказок.

Логопед: Какие сказки вы знаете?

Дети: «Теремок», «Гуси-лебеди», «Красная шапочка»

Логопед: Сегодня мы отправимся в путешествие в одну сказку, а в какую, сейчас узнаете… (логопед предлагает детям проследовать за ним)

Основная часть.

(логопед обращает внимание детей на «деревенский дворик», скамью, которые были предварительно скрыты ширмой. На скамье сидят дедушка с бабушкой. логопед сообщает детям, что они очень опечалены чем-то)

Дети: Здравствуйте бабушка, здравствуйте дедушка!

Логопед: Бабушка, дедушка, что случилось? Чем вы так огорчены?

Дед и Баба: Как же нам не горевать, был у нас внучек - ма-а-аленький мальчик, совсем с пальчик. Приехал он к нам на каникулы из далёкой страны Франции. Пошел он в лес погулять и не вернулся. Что нам делать?

Логопед: Ребята, кто догадался, о каком сказочном герое говорят дедушка с бабушкой?

Дети: О «Мальчике – с – Пальчике»

Логопед: А кто написал эту сказку?

Дети: Эту сказку написал французский сказочник Шарль Перро.

Логопед: Молодцы! Ребята, как помочь дедушке и бабушке?

Дети: Нужно пойти в лес и отыскать Мальчика-с-Пальчика.

Логопед: Тогда нам нужно скорей отправиться на поиски.

Дед и Баба: Путь ваш будет непростой, и вам понадобятся в дороге эти предметы. Вот они, в сундуке.

(логопед достаёт из сундука бубен, корзину, червяков, предлагает детям хором проговорить эти слова)

Дед и Баба: А положите эти предметы в отгадку, которая скрыта в загадке. Слушайте:

Дед: «Он с тобою и со мною

Шёл лесными стёжками-

Друг походный за спиною

На ремнях с застёжками».

Дети: Рюкзак.

(логопед достаёт из сундука отгадку- рюкзак и обращается к одному из детей, с затруднением в звукопроизношении)

Логопед: Повтори это слово ещё раз, выделяя первый звук в слове.

(индивидуальная работа)

Какой первый звук в слове?

Ребёнок: Первый звук в слове «рюкзак» [рь]- согласный, мягкий, звонкий.

Логопед: Прохлопай слово «рюкзак» столько раз, сколько в нём слогов. Сколько слогов получилось в слове?

Ребёнок: В слове «рюкзак» два слога.

Логопед:Положите предметы в рюкзак,они нам понадобятся. Вот теперь вы готовы отправиться в сказочное путешествие.

(Звучит фонограмма «Звуки леса»).

Логопед: Ребята, куда мы пришли?

Дети: Мы пришли в лес.

Логопед: А в лесу деревья растут и свои веточки к солнышку тянут. Вот так…

Сопряжённая гимнастика. (Локти соединить, пальцы широко расставить и поднять вверх. Язычок высунуть и напряжённо тянуть к носу)

Логопед: Смотрите, что за птица на дереве сидит?

Дети: Это дятел.

(логопед предлагает ребёнку спросить у дятла о Мальчике-с-Пальчике)

Ребёнок: Дятел, не видел ли ты Мальчика-с-Пальчика? Куда он пошёл?

Дятел: Видел, но сначала расскажите обо мне какую-нибудь скороговорку, тогда скажу.

Логопед: Ребята, какую скороговорку про дятла вы знаете?

Дети: «Дятел на дубу сидит и дупло себе долбит: д-д-д»

Дятел: Молодцы! Вот вам на память обо мне геометрическая фигура (треугольник). Идите во-о-он к тому дереву, где гнездо с птенцами, они вам подскажут, куда идти дальше.

(Звучит фонограмма «Звуки леса». Дети идут к дереву)

Логопед: Ой, ребята, а вот и гнездо с птенцами!

Сопряжённая гимнастика. (Пальцы переплетаются между собой, ладони разводим в стороны, большие пальцы сгибаются-разгибаются. Выполняется упражнение для языка «Чашечка» - установить широкий язык в форме чашечки)

Логопед: Что бы вы хотели узнать у птенцов?

Ребёнок: Птенчики, не видели, куда Мальчик-с-Пальчик пошёл?

Птенцы: Видели, но сначала накормите нас, тогда скажем.

(Ребенок «кормит» птенцов червячками)

Птенцы: Спасибо. Вот вам на память геометрическая фигура. (Круг). Идите во-о-он на тот луг, где лошадь пасётся, Мальчик-с-Пальчик туда пошёл.

(логопед убирает фигуру в рюкзак, дети двигаются под фонограмму «Звуки леса»)

Логопед: Смотрите, на лугу лошадь пасётся.

Ребёнок: Лошадь, не видела, куда Мальчик-с-Пальчик пошёл?

Лошадь: Сначала поиграйте со мной в игру, тогда скажу.

Игра «Назови детёнышей животных ласково»

- У лошади кто? жеребёнок (жеребёночек.)

- У коровы кто? телёнок (телёночек.)

- У зайца кто? зайчонок (зайчоночек)

(Дети дают ответы хором)

Лошадь: Молодцы! Вот вам от меня на память геометрическая фигура. (Прямоугольник.)

Видела я, как Мальчик-с-Пальчик пошёл во-о-он на ту поляну с грибами. Но она далеко. Вам нужно превратиться в лошадок и тогда вы быстро доберётесь до места. (уч. -логопед убирает фигуру в рюкзак).

Логопед: Вокруг себя ты обернись и в лошадку превратись!

(Дети «превращаются» в лошадок и делая подскоки, выполняют артикуляционное упражнение «Лошадка» - щёлкают кончиком языка сначала медленно, постепенно убыстряя темп и произносят - Тпрррууу- остановились). Прискакали на поляну.

(логопед говорит волшебные слова)

«Вокруг себя ты обернись и в ребёнка превратись!»

А на поляне грибов видимо-невидимо! Давайте покажем какие.

Сопряжённая гимнастика. (Дети щёпотью одной руки показывают толстую ножку, ладонью другой руки - шляпку. Указательный палец одной руки - ножка, а ладонь другой руки - шляпка. И выполняют упражнение «Грибок» - язык сначала мягко присасывается к твёрдому нёбу, затем напряжённо)

Логопед: Какие грибы вы знаете?

Дети: Подберёзовик, сыроежка, белый гриб, и т. д.

(логопед достаёт из рюкзака корзинку и даёт детям)

Динамическая пауза: «Сбор грибов»

Логопед: Соберите грибы в корзину. Повторяйте за мной:

«Дети шли, шли, шли

И грибы нашли.

Раз - грибок, два - грибок

Положили в кузовок.

Раз - грибок, два - грибок

Положили в кузовок…»

(Дети собирают грибы, проговаривая слова)

Логопед: Набрали полную корзину грибов.

(логопед предлагает детям отдохнуть на ковре)

Логопед: Посмотрите, что тут лежит? Что это за фигура?

Дети: Это полукруг.

(логопед поднимает с пола геометрическую фигуру и убирает в рюкзак)

Логопед: Но, где же Мальчик-с-Пальчик? У кого спросить?

(логопед разыгрывает диалог между волком и зайцем, используя кукольный театр)

Заяц: «Ой, ребята, помогите, за мной волк гонится.

Ребёнок: Зайчик, не видел ли ты Мальчика-с-Пальчика?

Заяц: Видел, но сначала, помогите мне от волка спастись!

(Заяц прячется за спины ребят)

Логопед: Выбегает волк, зубами «Щёлк!»

Волк: Зайца не видели?

Логопед: Ребята, надо зайца выручать. А пригодится нам волшебный бубен, сейчас мы им запутаем волка так, что он забудет, за кем гнался.

(логопед бьёт в бубен три разных ритма, характерных заданному ритму. Волк хватается за голову и падает).

Волк: Ох! Запутали вы меня.

(Волк теряет геометрическую фигуру и убегает)

Логопед: Что это волк обранил?

Дети: Это квадрат.

(логопед убирает геометрическую фигуру в рюкзак)

Заяц: А это вам от меня на память.

Логопед: Как называется эта фигура?

Ребёнок: Это овал.

Заяц: Видел я Мальчика-с-Пальчика, когда от волка убегал во-о-он за тем кустом.

(Заяц убегает, звучит фонограмма «Звуки леса»)

Логопед: Ребята, слышите, кто это плачет под кустом.

Ребёнок: Вот ты где, Мальчик-с-Пальчик, а мы тебя искали.

Ребёнок: Пошли скорее домой! Тебя дедушка с бабушкой ждут.

(Дети берут за руки Мальчика-с-пальчика и ведут к дедушке с бабушкой).

Логопед: Посмотрите, ребята, кто нас встречают - дедушка: вот с такими усами, вот с такой бородой, вот в таких очках; а бабушка: вот в таком платочке, вот с такими румяными щечками (дети сопровождают слова соответствующими действиями. Проводится самомассаж).

Дедушке и бабушке интересно узнать, как вы нашли Мальчика-с-Пальчика, давайте им расскажем. А помогут вам геометрические фигуры, которые подарили на память животные.

(логопед с детьми достают из рюкзака фигуры, располагают их на доске в определенной последовательности самостоятельно, моделируя план рассказа) Кого вы встретили в начале путешествия?

Ребёнок: Мы встретили дятла.

Логопед: Какую фигуру он дал?

Ребёнок: Треугольник красного цвета.

Логопед: Именно этой фигурой и обозначим нашего дятла.

(логопед выставляет на доску первую фигуру). К кому вас отправил дятел?

Ребёнок: Дятел нас отправил к птенцам.

Логопед: Какой фигурой обозначим птенцов?

Дети: Кругом желтого цвета.

(логопед выставляет на доску вторую фигуру)

Логопед: Затем кого вы встретили?

Ребёнок: Мы встретили лошадь, её обозначим прямоугольником.

(логопед выставляет на доску третью фигуру)

Логопед: Потом где вы очутились?

Ребёнок: Мы очутились на полянке полной грибов и нашли полукруг бордового цвета. Обозначим грибы этой фигурой.

Логопед: Кого вы спасли от волка?

Ребёнок: Спасли зайца. Он дал нам овал белого цвета. Этой фигурой обозначим зайца.

Логопед: Кто гнался за зайцем?

Ребёнок: За зайцем гнался волк. Он выронил квадрат серого цвета. Обозначим им волка.

Логопед: А что было потом, поставим знак «?», который будет обозначать, что конец рассказа вы должны придумать сами.

(Заслушивается 1-2 рассказа детей).

Заключительная часть.

Логопед: Молодцы ребята!Ребята, вы ощущаете радость? Почему?

Дети: Потому что мы нашли заблудившегося в лесу Мальчика – с – Пальчика и привели его к дедушке и бабушке.

Логопед: Давайте встанем в круг. Будем передавать рюкзак друг другу и рассказывать, что вам понравилось, а что нет путешествуя по сказке.

Публикации по теме:

Презентация «Ранняя весна» для обучения детей составлению описательного рассказа с опорой на картинки-символы по мнемотаблице Цель: -обогащать активный словарный запас детей; -развивать умение отгадывать загадки с опорой на картинки-символы; -развивать умение.

Развивающая игра «Подбери слово»Развивающая игра «Подбери слово» Развивающая игра "Подбери слово" очень проста в изготовлении, но представляет огромную дидактическую ценность. Задачи: формировать навыки.

Библиотека изображений:
  • Буквы, алфавит
  • Буквы, алфавит
Автор публикации:
Конспект НОД с детьми подготовительной к школе логопедической группы «Необычное путешествие»
Опубликовано: 9 октября 2014 в 19:44
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 октября. Международный день повара

Кто такой повар? Это специалист, способный из набора даже самых обыкновенных продуктов создать вкусное блюдо. И делать это не от случая к случаю, а каждый день, и по нескольку раз в день. Людям, которые...

20 октября. День пиццы на МААМ

Пицца знаменита на весь мир, ее можно заказать практически в любом уголке планеты. Такая популярность этого итальянского блюда объясняется не только ее замечательным вкусом, но и доступностью...

Конспект прогулки «Наблюдение за приметами осени»
Цель прогулки: Уточнить представление детей об осени по существенным признакам ( желтые листья на деревьях, опавшие листья, голые деревья и кусты,...
Конспект открытого занятия по математике на тему: «Круг квадрат» 2 младшая группа
Цель занятие: Учить различать и называть круг и квадрат: квалифицировать предметы по признаку формы. Создать образы на основе характерных признаков....
Конспект по рисованию в средней группе с использованием нетрадиционной техники...
Цель: Освоение нового способа рисования – печать поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко и красочно показать характерную фактурность внешнего вида...