Светлана Балхина
Конспект НОД с детьми подготовительной к школе логопедической группы «Необычное путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Обучение детей составлению рассказа из личного опыта о путешествии.
Задачи:
Образовательная: развитие навыка связной речи с опорой на наглядный материал через моделирование рассказа.
Развивающая: развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление; развивать моторную организацию речи и движений.
Воспитательная: воспитывать у детей заботу о людях преклонного возраста; желание оказывать помощь в трудных ситуациях.
Публикация «Конспект НОД с детьми подготовительной к школе логопедической группы „Необычное путешествие“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
Словарная работа: закрепить способы словообразования с использованием существительных с уменьшительно – ласкательным суффиксом. Продолжать учить делить слова на слоги.
Оборудование: макет «Деревенский дворик»,куклы - дед и баба; декорация леса – макеты деревьев, набор деревянных грибочков, плетеная корзина; геометрические фигуры для моделирования рассказа; рюкзак; иллюстрации с изображением дятла, гнезда с птенцами; книга; фонограмма «Звуки леса»;игрушки - колобок, лошадка; персонажи кукольного театра – заяц, волк.
Участие героя в драматизации: Мальчик – с – Пальчик.
Активизация словаря: дать понятие слова «рюкзак», ввести в активный словарь детей.
Индивидуальная работа: с одним из детей - автоматизация звука [рь] в начале слова «рюкзак»; развитие слоговой структуры слова. Предварительная работа: чтение русских народных сказок и сказок писателей мира; игры – драматизации; пальчиковые игры; артикуляционная гимнастика: «Чашечка», «Лошадка».
Методы и приемы:
- создание мотивации;
- наглядность;
- словесные методы;
- практические методы;
- частично – поисковый;
- проблемное изложение;
- моделирование;
- проблемная ситуация;
- художественное слово;
- логоритмические упражнения;
- сопряженная гимнастика;
- артикуляционная гимнастика;
- пальчиковая гимнастика;
- игровые приемы;
- самомассаж.
Ход занятия
Организационный момент. В середине групповой комнаты стоит «Волшебный сундучок»
Вводная часть.
Логопед : Ребята, что это?
Дети: Это «Волшебный сундучок».
Логопед : Давайте посмотрим, что в нём? (достаёт книгу «Золотая коллекция сказок»).
Ребята, как вы думаете, что эта за книга?
Дети: Это книга сказок.
Логопед : Какие сказки вы знаете?
Дети: «Теремок», «Гуси-лебеди», «Красная шапочка»…
Логопед : Сегодня мы отправимся в путешествие в одну сказку, а в какую, сейчас узнаете… (логопед предлагает детям проследовать за ним)
Основная часть.
(логопед обращает внимание детей на «деревенский дворик», скамью, которые были предварительно скрыты ширмой. На скамье сидят дедушка с бабушкой. логопед сообщает детям, что они очень опечалены чем-то)
Дети: Здравствуйте бабушка, здравствуйте дедушка!
Логопед : Бабушка, дедушка, что случилось? Чем вы так огорчены?
Дед и Баба: Как же нам не горевать, был у нас внучек - ма-а-аленький мальчик, совсем с пальчик. Приехал он к нам на каникулы из далёкой страны Франции. Пошел он в лес погулять и не вернулся. Что нам делать?
Логопед : Ребята, кто догадался, о каком сказочном герое говорят дедушка с бабушкой?
Дети: О «Мальчике – с – Пальчике»
Логопед : А кто написал эту сказку?
Дети: Эту сказку написал французский сказочник Шарль Перро.
Логопед : Молодцы! Ребята, как помочь дедушке и бабушке?
Дети: Нужно пойти в лес и отыскать Мальчика-с-Пальчика.
Логопед : Тогда нам нужно скорей отправиться на поиски.
Дед и Баба: Путь ваш будет непростой, и вам понадобятся в дороге эти предметы. Вот они, в сундуке.
(логопед достаёт из сундука бубен, корзину, червяков, предлагает детям хором проговорить эти слова)
Дед и Баба: А положите эти предметы в отгадку, которая скрыта в загадке. Слушайте:
Дед: «Он с тобою и со мною
Шёл лесными стёжками-
Друг походный за спиною
На ремнях с застёжками».
Дети: Рюкзак.
(логопед достаёт из сундука отгадку- рюкзак и обращается к одному из детей, с затруднением в звукопроизношении)
Логопед : Повтори это слово ещё раз, выделяя первый звук в слове.
(индивидуальная работа)
Какой первый звук в слове?
Ребё нок: Первый звук в слове «рюкзак» [рь]- согласный, мягкий, звонкий.
Логопед : Прохлопай слово «рюкзак» столько раз, сколько в нём слогов. Сколько слогов получилось в слове?
Ребё нок: В слове «рюкзак» два слога.
Логопед :Положите предметы в рюкзак,они нам понадобятся. Вот теперь вы готовы отправиться в сказочное путешествие.
(Звучит фонограмма «Звуки леса»).
Логопед : Ребята, куда мы пришли?
Дети: Мы пришли в лес.
Логопед : А в лесу деревья растут и свои веточки к солнышку тянут. Вот так…
Сопряжённая гимнастика. (Локти соединить, пальцы широко расставить и поднять вверх. Язычок высунуть и напряжённо тянуть к носу)
Логопед : Смотрите, что за птица на дереве сидит?
Дети: Это дятел.
(логопед предлагает ребёнку спросить у дятла о Мальчике-с-Пальчике)
Ребё нок: Дятел, не видел ли ты Мальчика-с-Пальчика? Куда он пошёл?
Дятел: Видел, но сначала расскажите обо мне какую-нибудь скороговорку, тогда скажу.
Логопед : Ребята, какую скороговорку про дятла вы знаете?
Дети: «Дятел на дубу сидит и дупло себе долбит: д-д-д»
Дятел: Молодцы! Вот вам на память обо мне геометрическая фигура (треугольник). Идите во-о-он к тому дереву, где гнездо с птенцами, они вам подскажут, куда идти дальше.
(Звучит фонограмма «Звуки леса». Дети идут к дереву)
Логопед : Ой, ребята, а вот и гнездо с птенцами!
Сопряжённая гимнастика. (Пальцы переплетаются между собой, ладони разводим в стороны, большие пальцы сгибаются-разгибаются. Выполняется упражнение для языка «Чашечка» - установить широкий язык в форме чашечки)
Логопед : Что бы вы хотели узнать у птенцов?
Ребё нок: Птенчики, не видели, куда Мальчик-с-Пальчик пошёл?
Птенцы: Видели, но сначала накормите нас, тогда скажем.
(Ребенок «кормит» птенцов червячками)
Птенцы: Спасибо. Вот вам на память геометрическая фигура. (Круг). Идите во-о-он на тот луг, где лошадь пасётся, Мальчик-с-Пальчик туда пошёл.
(логопед убирает фигуру в рюкзак, дети двигаются под фонограмму «Звуки леса»)
Логопед : Смотрите, на лугу лошадь пасётся.
Ребё нок: Лошадь, не видела, куда Мальчик-с-Пальчик пошёл?
Лошадь: Сначала поиграйте со мной в игру, тогда скажу.
Игра «Назови детёнышей животных ласково»
- У лошади кто? жеребёнок (жеребёночек.)
- У коровы кто? телёнок (телёночек.)
- У зайца кто? зайчонок (зайчоночек)
(Дети дают ответы хором)
Лошадь: Молодцы! Вот вам от меня на память геометрическая фигура. (Прямоугольник.)
Видела я, как Мальчик-с-Пальчик пошёл во-о-он на ту поляну с грибами. Но она далеко. Вам нужно превратиться в лошадок и тогда вы быстро доберётесь до места. (уч. -логопед убирает фигуру в рюкзак).
Логопед : Вокруг себя ты обернись и в лошадку превратись!
(Дети «превращаются» в лошадок и делая подскоки, выполняют артикуляционное упражнение «Лошадка» - щёлкают кончиком языка сначала медленно, постепенно убыстряя темп и произносят - Тпрррууу- остановились). Прискакали на поляну.
(логопед говорит волшебные слова)
«Вокруг себя ты обернись и в ребёнка превратись!»
А на поляне грибов видимо-невидимо! Давайте покажем какие.
Сопряжённая гимнастика. (Дети щёпотью одной руки показывают толстую ножку, ладонью другой руки - шляпку. Указательный палец одной руки - ножка, а ладонь другой руки - шляпка. И выполняют упражнение «Грибок» - язык сначала мягко присасывается к твёрдому нёбу, затем напряжённо)
Логопед : Какие грибы вы знаете?
Дети: Подберёзовик, сыроежка, белый гриб, и т. д.
(логопед достаёт из рюкзака корзинку и даёт детям)
Динамическая пауза: «Сбор грибов»
Логопед : Соберите грибы в корзину. Повторяйте за мной:
«Дети шли, шли, шли
И грибы нашли.
Раз - грибок, два - грибок
Положили в кузовок.
Раз - грибок, два - грибок
Положили в кузовок…»
(Дети собирают грибы, проговаривая слова)
Логопед : Набрали полную корзину грибов.
(логопед предлагает детям отдохнуть на ковре)
Логопед : Посмотрите, что тут лежит? Что это за фигура?
Дети: Это полукруг.
(логопед поднимает с пола геометрическую фигуру и убирает в рюкзак)
Логопед : Но, где же Мальчик-с-Пальчик? У кого спросить?
(логопед разыгрывает диалог между волком и зайцем, используя кукольный театр)
Заяц: «Ой, ребята, помогите, за мной волк гонится.
Ребё нок: Зайчик, не видел ли ты Мальчика-с-Пальчика?
Заяц: Видел, но сначала, помогите мне от волка спастись!
(Заяц прячется за спины ребят)
Логопед : Выбегает волк, зубами «Щёлк!»
Волк: Зайца не видели?
Логопед : Ребята, надо зайца выручать. А пригодится нам волшебный бубен, сейчас мы им запутаем волка так, что он забудет, за кем гнался.
(логопед бьёт в бубен три разных ритма, характерных заданному ритму. Волк хватается за голову и падает).
Волк: Ох! Запутали вы меня.
(Волк теряет геометрическую фигуру и убегает)
Логопед : Что это волк обранил?
Дети: Это квадрат.
(логопед убирает геометрическую фигуру в рюкзак)
Заяц: А это вам от меня на память.
Логопед : Как называется эта фигура?
Ребё нок: Это овал.
Заяц: Видел я Мальчика-с-Пальчика, когда от волка убегал во-о-он за тем кустом.
(Заяц убегает, звучит фонограмма «Звуки леса»)
Логопед : Ребята, слышите, кто это плачет под кустом.
Ребё нок: Вот ты где, Мальчик-с-Пальчик, а мы тебя искали.
Ребё нок: Пошли скорее домой! Тебя дедушка с бабушкой ждут.
(Дети берут за руки Мальчика-с-пальчика и ведут к дедушке с бабушкой).
Логопед : Посмотрите, ребята, кто нас встречают - дедушка: вот с такими усами, вот с такой бородой, вот в таких очках; а бабушка: вот в таком платочке, вот с такими румяными щечками (дети сопровождают слова соответствующими действиями. Проводится самомассаж).
Дедушке и бабушке интересно узнать, как вы нашли Мальчика-с-Пальчика, давайте им расскажем. А помогут вам геометрические фигуры, которые подарили на память животные.
(логопед с детьми достают из рюкзака фигуры, располагают их на доске в определенной последовательности самостоятельно, моделируя план рассказа) Кого вы встретили в начале путешествия?
Ребё нок: Мы встретили дятла.
Логопед : Какую фигуру он дал?
Ребё нок: Треугольник красного цвета.
Логопед : Именно этой фигурой и обозначим нашего дятла.
(логопед выставляет на доску первую фигуру). К кому вас отправил дятел?
Ребё нок: Дятел нас отправил к птенцам.
Логопед : Какой фигурой обозначим птенцов?
Дети: Кругом желтого цвета.
(логопед выставляет на доску вторую фигуру)
Логопед : Затем кого вы встретили?
Ребё нок: Мы встретили лошадь, её обозначим прямоугольником.
(логопед выставляет на доску третью фигуру)
Логопед : Потом где вы очутились?
Ребё нок: Мы очутились на полянке полной грибов и нашли полукруг бордового цвета. Обозначим грибы этой фигурой.
Логопед : Кого вы спасли от волка?
Ребё нок: Спасли зайца. Он дал нам овал белого цвета. Этой фигурой обозначим зайца.
Логопед : Кто гнался за зайцем?
Ребё нок: За зайцем гнался волк. Он выронил квадрат серого цвета. Обозначим им волка.
Логопед : А что было потом, поставим знак «?», который будет обозначать, что конец рассказа вы должны придумать сами.
(Заслушивается 1-2 рассказа детей).
Заключительная часть.
Логопед : Молодцы ребята!Ребята, вы ощущаете радость? Почему?
Дети: Потому что мы нашли заблудившегося в лесу Мальчика – с – Пальчика и привели его к дедушке и бабушке.
Логопед : Давайте встанем в круг. Будем передавать рюкзак друг другу и рассказывать, что вам понравилось, а что нет путешествуя по сказке.