Конспект НОД с детьми старшей группы «Русский самовар». Составление описательного рассказа с опорой на мнемотаблицу

Лидия Гусева
Конспект НОД с детьми старшей группы «Русский самовар». Составление описательного рассказа с опорой на мнемотаблицу

Цель: способствовать знакомству детей с историей возникновения самовара на Руси, учить детей составлять описательный рассказ о самоваре с опорой на мнемотаблицу, воспитывать интерес к истории своего народа

Материалы и оборудование: русские народные костюмы для детей и воспитателя, лавочки для детей, иллюстрации с изображением разных видов самоваров, деревянная матрешка, пуховый платок, набор геометрических тел, д\и «Сложи картинку», мнемотаблица, самовар, диски с аудиозаписями русских народных песен «Светит месяц, светит яркий»; «К нам гости пришли»; «Детская кадриль», чайный стол с самоваром, посудой и пирогами.

Организационный момент.

Дети входят в русских народных костюмах под музыку «Светит месяц, светит яркий»

Хозяюшка (воспитатель)

Здравствуйте, гости дорогие

Гости званные и желанные.

Красивые и молодые,

Застенчивые и боевые.

Гости на пороге-хозяйке радость.

Познавательная деятельность.

Проходите, гости дорогие присаживайтесь, а расскажу я вам историю одного предмета, а какого именно узнаете, отгадав загадку.

Стоит толстячок,

Подбоченивши бочок,

Он шипит и кипит,

Всем чай пить велит.

Ответ детей: (Самовар)

Хозяйка: Да это самовар. Почему его так называют.

Ответ детей: (сам варит)

Хозяйка: Вот он «Самовар-батюшка» Как вы думаете, почему его так называли?

Ответ детей (самый главный на столе)

Хозяйка: А вот и его история, сядьте кружком да поговорим ладком.

Только на Руси пили чай из самовара. Самовар - это предмет народного быта он предназначен для разогрева воды.

Наши талантливые предки и тут проявили себя. Не удовлетворившись простым чайником, который использовали в других европейских странах, был изобретен самовар. Первый самовар был изготовлен в городе Тула. Вода в нем быстро закипала и долго не остывала, а для растопки годилось все: и щепочки и шишки. Самовары получили очень широкое распространение.

Их делали круглыми, цилиндрическими, конусообразными, квадратными. Давайте вспомним геометрические тела: шар, цилиндр, конус, куб (показ геометрических тел). Предложить детям разместить геометрические тела под изображением самоваров соответствующей формы.

А в качестве материалов для изготовления использовали серебро, медь, железо и даже фарфор (показ предметов сделанных из этих материалов).

Самовары искусно украшались.

-Дети, а как вы думаете, как можно украсить самовар? (ответы детей).

Так, ручки, ножки, кран самовара могли быть выполнены в виде рыб, львов, петухов и пр.

На поверхности иногда делали надписи типа: «Самовар кипит, уходить не велит»

-Ребята, а как вы понимаете смысл этой пословицы (ответы детей).

А теперь нам пора немного отдохнуть. Предлагаю поиграть в русскую народную игру «Плетень»

Несмотря на появление газа и электричества, самовар сохранился до наших времен. Правда, в последние годы самовары делают, в основном, электрические (для использования в быту) или декоративные (для подарка в качестве русского сувенира).Дети, а какие российские сувениры вы знаете? (ответы детей (матрешка).

Ребята, а еще в Оренбургской области наши мастерицы вяжут теплые пуховые платки. Это гордость нашего края. (предложить детям потрогать на ощупь, подумать и сказать из чего связан).

Самовар долгое время был вещью дорогой, роскошной. Относились к нему очень бережно и передавали по наследству от родителей детям как ценное имущество. Ставили самовары не на кухни, а в гостиной, на самоварный столик как украшение. В богатых семьях было по два самовара: один – повседневный, а другой – праздничный. Гостей угощали только из праздничного самовара.

В наше время, если кто и пользуется самоваром, так чаще только электрическим. Но о старинном самоваре не забыли. Во всем мире он остался одним из символов России – символом русского гостеприимства.

Давайте же познакомимся поближе с этим предметом. Какой он самовар?

Ответ детей: Блестящий, красивый, пузатый, железный.

Хозяйка: Что есть у самовара?

Ответ детей: Крышка, дно, стенки, кран

Хозяйка: сколько ручек у самовара, и из чего они сделаны?

Ответ детей: (две ручки, сделаны из дерева)

Хозяйка: А кто знает, почему ручки у самовара деревянные?

Ответ детей: (чтобы не обжечься)

Хозяйка: Посчитайте, сколько ножек у самовара (четыре ножки)

Предложить детям д\и «Сложи картинку» (самовары двух видов).

Хозяйка: А для чего нужен самовар?

Ответ детей: В нём кипятят воду, а потом пьют чай.

Хозяюшка: Самовар видели все, но не все знают, как он устроен внутри.

У старинного самовара была труба. В нее засыпали сосновые сухие шишки или щепки. Поджигали их лучиной. Закипала в самоваре вода. В специальное приспособление наверху в самоваре, которая называется, конфорка ставили, заварной чайник с душистым чаем. Такой самовар называли дровяной.

А теперь предлагаю составить рассказ о самоваре по таблице, которую я вам предложу.

Составление рассказов детей (2-3)

Хозяюшка: «делу время, а потехе час». Перед тем, как чайку напиться, выходи народ честной, будем веселится

Исполняется детьми русская народная песня «К нам гости пришли»

Итог занятия: Дети, о чем мы сегодня с вами говори? Еще чем занимали (составляли рассказы) (отметить детей и их работу)

Хозяюшка: Сверху пар, снизу пар,

Кипит наш русский самовар.

Милости просим на чашку чая!

Чаепитие с пирогами.

Публикации по теме:

«Дикие животные». Конспект занятия по составлению описательного рассказа с опорой на мнемотаблицу«Дикие животные». Конспект занятия по составлению описательного рассказа с опорой на мнемотаблицу «Составление описательного рассказа с опорой на мнемотаблицу» для детей 4-5 лет Педагогические цели: Учить детей составлять описательные.

Конспект НОД для детей старшей группы по формированию связной речи «Составление описательного рассказа с опорой на схему» Исламова Лариса Витальевна Учитель-логопед МБДОУ Детский сад №20 компенсирующего вида Г. Красноуральск Свердловской области КОНСПЕКТ.

Конспект НОД «Составление описательного рассказа по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 1. Программное содержание: 1. Учить детей составлять описательный рассказ по картине А. Саврасова «Грачи прилетели». 2. Дать энциклопедическое.

Конспект занятия по развитию речи. «Составление описательного рассказа о зиме» Конспект занятия по развитию речи. «Составление описательного рассказа о зиме» в старшей группе. Программные задачи: учить детей составлять.

Конспект занятия по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине» Цель: учить составлять небольшой рассказ (из – 2-3 предложений, отражающий содержание картины, учить подбирать определения к словам «снег»,.

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе ДОУ «Составление описательного рассказа по картине «Лиса с лисятами»Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе ДОУ «Составление описательного рассказа по картине «Лиса с лисятами» Задачи: Образовательные задачи: -учить составлять описательный рассказ по картине «Лиса с лисятами» с опорой на мнемотаблицу; -учить составлять.

План-конспект занятия «Составление описательного рассказа об овощах и фруктах» Приоритетно – образовательная область: «Речевое развитие». Цель: Формировать у детей умение правильно составлять описательный рассказ. Материалы.

Составление описательного рассказа по теме «Посуда» с опорой на схемы Цель: учить детей составлять описательный рассказ о предметах посуды с опорой на схемы. Образовательные задачи: формировать умение сравнивать.

Составление описательного рассказа по двум игрушкам в старшей группе «Путешествие в заколдованный лес» Программное содержание: Образовательная задача: учить детей составлять описательные рассказы о диких животных, закреплять знания о диких.

Составление рассказа «Зима» с опорой на серию сюжетных картинок в старшей логопедической группе Тема: Составление рассказа «Зима» с опорой на серию сюжетных картинок в старшей логопедической группе. Цели: Закрепление употребления в.

Библиотека изображений:
  • Домашние животные
  • Лето
  • Зима
Автор публикации:
Конспект НОД с детьми старшей группы «Русский самовар». Составление описательного рассказа с опорой на мнемотаблицу
Опубликовано: 24 января 2016 в 14:56
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе на тему: «Автобус».
Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе на тему: «Автобус». Программное содержание: Закреплять знания детей о транспорте, его видах;...
Интерактивная сказка «Алиса на математическом балу»
Предлагаю вашему вниманию сказку, которую можно использовать на концерте для родителей, на выпускном балу, для НОД по ЭФМП. Музыкальным сопровождением могут...
Конспект занятия «День знаний»
Задачи: Систематизировать знания детей о празднике 1 сентября. Закрепить понятия «школа», «ученик», «учитель», «урок»; обобщающее понятие «школьные...
«Краски осени» Рисование отпечатками листьев.
"Краски осени" Рисование отпечатками листьев. Фотоотчёт. Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над...
Спортивный праздник в старших группах «Встреча в осеннем лесу»
В рамках месячника безопасности в нашем детском саду проводятся различные мероприятия по формированию у детей культуры безопасности. Предупреждение детского...