Папки-передвижки

Конспект НОД с детьми старшей логопедической группы «Прогулка в зимнюю и летнюю сказку»

наталья петровская
Конспект НОД с детьми старшей логопедической группы «Прогулка в зимнюю и летнюю сказку»

Тема «Прогулка в зимнюю и летнюю сказку».

Цели. Обобщить и систематизировать знания детей о времени года – лето, зима, называть характерные признаки. Формировать навыки работы над предложением. Уметь выделять звук в начале, середине и конце слова. Уметь делить слова на слоги. Закреплять навык произношения звука ж в слогах, словах, фразах. Развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.

Содержание деятельности.

Логопед. Сегодня мы побываем в сказке. Но чтобы попасть в неё, нужно отгадать две загадки.

Дел у меня немало,

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лёд реки убираю.

Публикация «Конспект НОД с детьми старшей логопедической группы „Прогулка в зимнюю и летнюю сказку“» размещена в разделах

Белю поля, дома,

Зовут меня (зима).

Верно, зима. А вот и вторая загадка:

Я соткана из зноя,

Несу тепло с собою,

Я реки согреваю,

Купаться приглашаю.

И любите за это вы все меня.

Я (лето).

Да, это лето. Приглашаю вас в зимнюю и летнюю сказку!

Дети вместе с логопедом подходят к первому мольберту, на котором вперемешку прикреплены «летние» (цветущая клумба, плавающие в озере лебеди, девочка,катающаяся на велосипеде, и т. д.) и «зимние» (снеговик, птицы на кормушке, мальчик, спускающийся с горы на лыжах, и т. д.)картинки.

Логопед. Что такое? Всё перепуталось… давайте отберём ле6тние картинки и зимние и разместим их на втором мольберте по отдельности. (Дети выполняют задание.) Молодцы! Но… кто это шевелится под снегом? Да ведь это ёжик! Здравствуй, ёжик! Как ты здесь очутился?

Ёжик (ребёнок). Здравствуйте! Рыжая плутовка-лиса разбудила меня, сказала, что уже наступила весна. Я вылез из своей норы и… совсем замёрз.

Логопед. Да, иголки согреть не могут… знаешь что? Иди в летнюю сказку!

Ёжик подходит к летним картинкам, садится на «пенёк».

Ёжик. Я всю зиму сплю и ничего о ней не знаю. Расскажите мне о ней.

Логопед. Хорошо. Я буду составлять предложение о лете, а вы будете составлять предложение о зиме. Договорились?

Летом солнце светит много, а зимой… (солнце светит мало).

Летом земля покрыта зелёной травкой, а зимой (земля покрыта белым снегом).

Летом на деревьях листочки, а зимой (деревья голые).

Летом дети купаются в реке, а зимой… (дети катаются на коньках).

(Дети потом хором повторяют составленные предложения.) Ну что, ёжик, теперь ты знаешь, что бывает зимой?

Ёжик. Спасибо, ребята! Я многое узнал от вас о зиме. Какие вы молодцы: умеете составлять такие длинные предложения!

Логопед. А теперь проверим, хорошо ли вы знаете признаки зимы и лета. Поиграем в игру «Зима – лето». Когда я буду говорить про лето, поднимите весёлое солнышко и сами улыбнитесь. А когда я скажу о зиме, поднимите грустное солнышко и нахмурьтесь. И ты, ёжик, играй с нами. Слушайте внимательно: «Наступили холода, превратилась в лёд вода». Молодцы, все показали грустное солнышко и нахмурились. «Весело стрекочут кузнечики. Дима пошёл на речку купаться». Верно, это лето, поэтому все вы подняли радостное солнышко и сами улыбнулись.

Солнце светит ярко. Выпал белый пушистый снег. Ягоды растут в лесу. Наступила холодная, снежная зима. Цветы цветут на лугу. Дети из снега горку сделали. Стрекоза летает над водой. Ребята чистят дорожки от снега. Птицы щебечут весело. Широкая речка покрылась толстым льдом.

Ёжик. Ох! Что-то я устал. Давайте отдохнём.

Логопед. Ёжик в гости к нам пришёл.

Это очень хорошо.

С нами, Ёжик, поиграй,

Поскорее в круг вставай!

Игра с Ёжиком. (Движения выполняют соответствующие движения, потом садятся на стульчики.)

1. Ёжик, ёжик, покажи

Нам свои иголки.

Говорят, что вы, ёжи,

Очень, очень колки.

2. Покажи, покажи

Нам свои иголки.

Говорят, что вы, ежи,

Очень, очень колки.

Ёжик. Я клубочком свернусь,

По дорожке покачусь.

Кто дорожку перейдёт,

На иголки попадёт.

Ёжик. Дети, вы такие умные! Всё знаете! А вот обо мне что-нибудь знаете?

Логопед. Знают, ёжик, много загадок, чистоговорок, стихов. Вот послушай. Кто хочет загадать загадку о еже? Кто рассказать чистоговорку о еже?

Загадки. Лежала между ёлками

Подушечка с иголками.

Тихонечко лежала,

Потом вдруг убежала.

Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной.

Вот иголки и булавки

Выползают из-под лавки.

На меня они глядят,

Молока они хотят.

Удивительный портной.

Нитки нету ни одной,

И машинки швейной нет,

И утюг не разогрет.

Но зато иголки есть.

Сколько их? Не перечесть.

В густом лесу под ёлкой,

Осыпанной листвой,

Лежит клубок с иголками,

Колючий и живой.

Чистоговорки.

Жи – жи - жи – в лесу живут ежи.

Жа – жа – жа – мы видели ежа.

Жа – жа – жа – иголки у ежа.

Жа – жа – жа – поймали мы ежа.

Жа – жа – жа – принесли домой ежа.

Жу – жу – жу – молоко дадим ежу.

Стих. «Ёж и ёлка».

Есть у ёжика и ёлки

Очень колкие иголки.

В остальном на ёлку ёж

Совершенно не похож. (Г. Сапгир.)

Логопед оценивает чёткость произношения звуков и выразительность чтения.

Логопед. Ёжик! К нам пришла лисичка, она хочет побеседовать с тобой (на ребёнка надевается шапочка лисы; исполняется диалог «Лисица и ёж» Л. Воронковой.).

Лиса (ребёнок). Всем ты, ёж, и хорош, и пригож, да вот колючки тебе не к лицу.

Ёж. А что, лиса, я с колючками некрасивый, что ли?

Лиса. Да не то чтобы некрасивый!

Ёж. А может, я с колючками неуклюжий?

Лиса. Да не то чтобы неуклюжий!

Ёж. Ну так какой же я с колючками?

Лиса. Да какой-то ты с ними, брат, несъедобный.

Логопед. Да, очень уж острые у ежа иголки, и это не всем нравится… А что ещё мы называем словом «иголка»? (Ответы детей.). Верно, иголки у ёлки; швейные иголки; иголки для уколов; иголки у кактуса. Все они называются одним словом, а обозначают разное. А чем похожи все иглы? (Ответы детей.) Правильно, все они тонкие и острые.

Что же ты, ёжик, загрустил?

Ёжик. Вам, ребята, хорошо, а я вот совсем один остался.

Логопед. Не грусти, ёжик, лучше посмотри на эту картину. (Ёжик узнаёт своих близких, радуется.)

Ёжик. Это папа, это мама, а это мои братья.

Логопед. Какая дружная у тебя семья! Как мы назовём папу? Правильно, ёж. А ласково? Ёжик. Как мы назовём маму? Ежиха. А маму с папой? Ежи. А маленькие дети называются … ежата. Вот сколько слов мы назвали. Во всех них есть одна и та же часть: слово «ёж» и эти слова связаны между собой по смыслу. Вспомним, как они называются! Правильно, родственные слова.

Логопед. Молодцы! А теперь посмотрим, как вы различаете голоса ваших воспитателей. Они произнесут чистоговорки с вопросительной интонацией, а ваша задача – угадать, кто сказал чистоговорку, и произнести её с утвердительной интонацией.

Ёжик. Молодцы! А как вы справитесь с моим заданием? Посмотрите, на каждой моей иголке листок. Вы листок с меня сорвите и картинку рассмотрите. Самое короткое и самое длинное слово найдите.

Дети срывают листики, рассматривают наклеенные на обратной стороне картинки.

Логопед. Давайте «прошагаем» слова (сколько слогов, столько шагов). По моему сигналу начинайте шагать и проговаривать тихонько каждый своё слово.

Саша, назови своё слово. (Жук.) сколько шагов ты прошагал? (Один шаг.) Почему ты прошагал один шаг? (В слове «жук» один слог. … Маша, назови своё слово. (Ежевика.) Сколько шагов ты прошагала? (Четыре.) Давайте проверим правильность Машиного ответа и «прохлопаем» слово «ежевика». Сколько раз мы хлопнули в ладлши? (4 раза.) Почему Маша прошагала 4 шага, а мы хлопнули 4 раза? (Потому что в слове «ежевика» 4 слога.) У кого же самое длинное слово? (У Маши.) А самое короткое? (У Саши.) Ну что, ёжик, справились дети с твоим заданием?

Ёжик. С этим заданием справились.

А вот другое задание. Послушайте! (Включается магнитофонная запись.)

«По ту сторону стеклянных гор, за шёлковым лугом стоит нехоженый, невиданный лес. В этом нехоженом, невиданном лесу стоит красивая избушка. А в этой красивой избушке спрятана шкатулка. В шкатулке вас ждёт сюрприз. Но в избушку войти сможет только тот, кто место звука «ж» в названии своей картинки правильно определит».

Логопед. Настя, назови свою картинку. (Жираф.) Где находится звук «ж»? Верно, в начале слова. Заходи в избушку.

Дети по порядку называют место звука «ж», заходят в избушку.

Логопед. (подходит к избушке). Какой же сюрприз ждал вас в шкатулке?

Слышится красивая мелодия. Дети выходят из избушки. В руке одного из них красивая открытка. Логопед показывает её всем, затем открывает. Опять слышится музыка.

Логопед. Да это не простая открытка, а музыкальная. Спасибо тебе, милый ёжик. Ты такой добрый. Мы тоже хотим сделать тебе приятное: подарить цветы. Но не обычные… Посмотри! (Дети дарят приготовленные цветы.)

Ёжик. Спасибо! Мне доже показалось, что я оказался на полянке с цветами… А я приготовил вам ещё один подарок.

Ёжик идёт к «норе» и возвращается с огромным «яблоком».

Логопед. Это «яблоко» тоже не обычное. Достаньте подарок. И не забудьте поблагодарить ёжика.

Вот и закончилось наше занятие. Пришла пора прощаться.

Публикации по теме:

Пособие для формирования представления о временах года и месяцах «Весёлые дракончики»Пособие для формирования представления о временах года и месяцах «Весёлые дракончики» Цель: формировать у детей представления об окружающем мире – о делении года на четыре времени, каждое из которых делится на три месяца. Задачи:.

Учебно-игровое электронное пособие по формированию звукового анализа и фонематического восприятия у детей 5–6 лет с ОНР В начале каждой презентации дети учатся выделять звук в начале слова. Для этого в игровом пособии даны красочные картинки, названия которых.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД с детьми старшей логопедической группы «Прогулка в зимнюю и летнюю сказку»
Опубликовано: 5 июня 2014 в 17:38
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД