Людмила Деева
Конспект НОД «Удивительный лес»
▼ Скачать + Заказать документы
«Удивительный лес»
Цель: Уточнить и расширить представления детей о лесе.
Задачи:
Обучающие:
- Показать взаимосвязь и взаимодействие живых организмов леса;
- Познакомить детей с обитателями леса;
- Формировать представление об условиях среды, к которой приспособились животные и растения.
Развивающие:
- Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям;
- Развивать память, связную речь, умение анализировать, делать выводы.
Воспитательные:
Публикация «Конспект НОД „Удивительный лес“» размещена в разделах
- Воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к лесу.
Предварительная работа: беседа о лесе, рассматривание иллюстраций с изображением леса и альбома «Звери леса»; заучивание пословиц о лесе; отгадывание загадок о лесных зверях.
Материал: картины леса, картинки с изображением зверей для игры.
Ход НОД
Организационный момент
Воспитатель загадывает детям загадку:
«Он, как только жарко станет, шубу на плечи натянет, а нагрянет холод злой – снимет шубу с плеч долой». (Лес).
Воспитатель: Ребята, а хотите отправиться в путешествие по лесу?
Дети: Да.
Воспитатель: А чтобы туда попасть, надо закрыть глазки и произнести волшебные слова.
«Листик, листик, ты лети
В лес чудесный приведи».
Открываем глазки, ну вот мы с вами и в лесу.
Но сначала надо повторить правила поведения в лесу.
- Ветки не ломать, деревья не калечить; ни травинку, ни лист зря не рвите.
- В лесу не шуметь, не кричать.
- Птичьих гнёзд не разорять.
- Н не бросайте мусор, нельзя загрязнять природу, это дом для зверей и птиц;
- Не разрушайте муравейники, муравьи – это санитары леса, своей работой они приносят огромную пользу;
- Не ловите шмелей, бабочек, стрекоз, божьих коровок, они опыляют растения и уничтожают вредителей, погубив их, вы поставите под угрозу природу;
- Не топчите несъедобные грибы, ведь они являются едой для животных. Помните, правильное поведение в лесу – залог вашей безопасности.
Основная часть
Воспитатель: А теперь давайте познакомимся с лесом и его жителями.
Отгадайте загадку:
Русская красавица
Стоит на поляне,
В зелёной кофточке,
Белом сарафане. (Берёза).
Рассказ о берёзе.
Воспитатель: Ребята берёзы не зря считаются первыми красавицами наших лесов. Особенно красивы берёзы во время цветения. Цветут берёзы в середине мая, одновременно с распусканием листьев. Наряжается берёзка в зелёную листву и жёлтые серёжки. Плод берёзки – маленький орех с двумя прозрачными листьями. В конце лета и начале осени много мелких плодов разносится ветром.
А какие интересные народные приметы и поговорки связаны с образом берёзы.
«Из берёзы течёт много сока – к дождливому лету».
«Когда берёза перед ольхой лист распустит, лето будет сухое, если ольха наперёд – мокрое».
Воспитатель читает стихотворение.
Он растёт и ввысь, и вширь,
Этот чудо – богатырь!
Сколько дубу силы
Земля подарила!
Руки – ветки распростёр
И укрыл нас как шатёр.
А это могучее дерево, наверное, знает каждый. Как оно называется?
Дети: Дуб
Воспитатель: Правильно, у дуба кривые ветки, потому что дубы любят свет, и их побеги меняют направление роста несколько раз в сезон, в зависимости от освещения. Поэтому и ветви у старых дубов не прямые, а изломанные, угловатые.
Воспитатель: В лесу растут и другие деревья. Отгадайте какие?
Воспитатель загадывает загадки, а дети отгадывают и выставляют картинку с нужным деревом.
Загадки:
Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (Ёлка).
Никто не пугает,
А вся дрожит. (Осина).
Вроде сосен, вроде ёлок,
А зимою без иголок.
(Лиственница).
Физминутка «Здравствуй лес»
Здравствуй, лес, прекрасный лес (Широко развести руки в стороны
Полный сказок и чудес! (Повороты вправо-влево с вытянутыми руками
Ты о чем шумишь листвою (Руки подняты вверх)
Ночью темной, грозовою. (Выполнять покачивания направо-налево)
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица? (Дети всматриваются вдаль, держа округленную ладонь над бровями, поворачиваясь при этом вправо и влево)
Все открой, не утаи. (Широко развести руки в стороны. Погрозить пальцем)
Ты же видишь – Мы свои (Поднять руки вверх, а потом прижать ладони к груди).
Воспитатель: Какие деревья растут в лесу?
Дети: Берёза, ель, дуб и т. д.
Воспитатель: Одни животные используют эти деревья, как столовую (для них это еда, для других животных дерево – это дом.
Ребята, знаете ли вы, с кем дружит ель? Кто живёт в этом дупле?
Дети: Белка.
Воспитатель: Правильно, ель для белки – это дом. Давайте поселим здесь белку.
- А чем питается белочка?
Дети: Орехи, жёлуди, грибы.
Воспитатель: На каком дереве растут жёлуди?
Дети: На дубе.
Воспитатель: А орехи на чём растут?
Дети: На орешнике.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, орешник – это дерево, кустарник или трава?
Дети: Кустарник. Молодцы, давайте посадим здесь орешник для белочки.
- А какие ещё кустарники вы знаете?
Дети: Шиповник, калина и т. д.
Воспитатель: Ой, ребята, что это за колючий шар под шиповником лежит? Дети: Ёж. (выставляем ежа).
Воспитатель: Как вы думаете, из чего ёж строит себе гнездо?
Дети: Из сухой травы, мелких веточек, листьев.
Воспитатель: Ну, конечно, в лесу трава растёт.
- Какую траву вы знаете?
Дети: Подорожник, крапива.
Воспитатель: Ребята, в лесу растёт ещё мох, папоротник. А цветущие ландыши, ну просто чудо – крошечные белые горошки на зелёной ножке. Попробуйте вдохнуть их аромат.
- Ребята, слышите, мне кажется, что за орешником прячется кто-то и дрожит? (заяц – выставляем).
- От кого прячется заяц? (От лисы – вот она крадётся. Давайте поселим её подальше от зайчика – там за деревьями).
- А от кого ещё прячется заяц? (От волка). Давайте-ка мы его тоже подальше от зайца поселим.
- Ребята, а почему так тихо в лесу? Кого не хватает? (Птиц).
- Каких птиц вы знаете?
Ответы детей.
Застучал дятел (выставляем на ель, закуковала кукушка (на берёзу). Кто спит днём в том дупле на дубе? (Сова).
Воспитатель: Ребята нравится вам в лесу?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте поиграем и узнаем кто ещё живёт в лесу и найдём их домики.
Д/игра «Кто живет в лесу» (выбрать из представленного множества животных только лесных жителей).
Д/игра «Угадай, чей домик?» (назвать, где живут животные: берлога, гнездо, нора, дупло, муравейник).
Воспитатель: В лесу живут разные звери, птицы, насекомые. Для них лес – родной дом и кормилец, а для человека – друг.
Вот и закончилось наше путешествие, пора возвращаться в детский сад. Закроем глаза и скажем волшебные слова
«Листик, листик, ты лети
В детский сад нас приведи».
Итог занятия
Воспитатель: Ребята, где мы с вами гуляли?
- Каких жителей видали?
- Нужно ли беречь лес?
Воспитатель:Молодцы, мне тоже понравилось с вами путешествовать.
Лес дремучий, до свиданья!
Мы дружить с тобою рады,
Добрый лес,
Могучий лес,
Полный сказок и чудес!