Екатерина Ильюхина
Конспект НОД «В гостях у осени» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Сформировать обобщающее понятие «осень». Задачи:
Образовательные:
1. Расширить знания детей о признаках и приметах осени, о состоянии растений осенью, об особенностях жизнедеятельности осенью.
Речевые:
1. Обогащать словарь детей за счет слов: хмурая, серая, пасмурная, дождливая.
2. Развивать связную речь.
3. Познакомить детей с интересной формой работы - интервью; учить детей формулировать и задавать вопросы, правильно отвечать на них, быть внимательным к деталям
Воспитательные:
Воспитывать любовь к природе, к родному краю.
Оборудование:
Публикация «Конспект НОД „В гостях у осени“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2016
1. иллюстрации: осень в разные периоды.
2. иллюстрации: «грибы», «дикие животные», «ягоды».
3. маски - «осенний лист».
4. микрофон
5. музыкальный диск П. Чайковский «Времена года» - «Осень»
Ход НОД:
I.Организационный момент
-Ребята, вы хотите узнать, о чем мы будем говорить сегодня? Узнать это мы сможем, отгадав загадку:
«Золотые тихие рощи и сады
Нивы урожайные, спелые плоды
И не видно радуги, и не слышен гром
Спать ложится солнышко раньше с каждым днем».
- Догадались о каком времени года мы будем говорить? (об осени).
II.Основная часть:
- Ребята, подумайте и скажите как можно сказать об осени «какая она?» (прекрасная, золотистая, разноцветная, пышная, щедрая, богатая урожаем, тихая, прохладная).
-Какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь) .
- Посмотрите, у нас к стеклу на окошке приклеился осенний кленовый листочек. Давайте-ка посмотрим, что на нем написано: «Дорогие ребята, приглашаю вас к себе в осенний лес».
- Хотите отправиться в путешествие?
Поехали.
- Вот мы и приехали на лесную полянку. Посмотрите как здесь красиво.
-Как называется первый осенний месяц? (сентябрь). А зовут его «Запевалой осени».
- Какая осень в сентябре? (ранняя).
-Давайте поиграем с листочком, вспомним и назовем признаки ранней осени. (первые желтые листочки, птицы собираются стайками, готовятся к отлету, на огородах начинают убирать урожай, дует прохладный ветер, люди одеваются теплее, меньше солнечных дней, в лесу много грибов, на болоте поспела клюква и брусника).
- Сейчас мы пойдем собирать грибы. Взяли корзиночки и пошли.
Игра «По тропинке мы пойдем и грибок найдем».
-Лера, ты какой гриб нашла?.
-Какие ягоды созрели на болоте (клюква, брусника).
-Что готовят из клюквы и брусники? (сок, варенье, морс, компот).
-Сок из клюквы какой? (клюквенный и т. д.)
Ребенок читает стихотворение «Осень» Федоровская.
«Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник и разделись клены,
В пурпуре осеннем только дуб зеленый.
Утешает осень - не жалейте лето,
Посмотрите, роща в золото одета».
- О каком периоде осени это стихотворение? (золотой)
- Почему вы решили, что оно о «золотой осени»? (разноцветная листва, пожелтел орешник).
-Отправимся с вами на другую поляну, где «золотая осень» «хозяйка».
- «Золотая осень» - это середина осенней поры. С каким осенним месяцем дружит «золотая осень»? (с октябрем).
- Октябрь-середина осени. В старину «октябрь» называли - «листопадом».
- Как вы думаете почему?
- Назовите еще признаки «золотой осени» (листопад, листья лежат ковром, под ногами шелестят, день короче - ночь длиннее, часто идет дождь, небо заволакивают серые облака, цветы вянут, птицы улетают в теплые края.
Какие птицы? (перелетные) - журавли, ласточки, утки, гуси, дрозды, соловьи, стрижи, лебеди, аисты).
-Почему улетают птицы? (холодно, насекомые спрятались под кору деревьев, под опавшие листья).
- Ребята, давайте возьмем интервью у осеннего леса. (береза, рябина).
Интервью у березы и рябины (выбрать по желанию журналиста и обитателя осеннего леса).
- Посмотрите, сколько много листочков упало с деревьев. Давайте узнаем с каких деревьев эти листочки? (дуб-лист дубовый и т. д.). Отнесем листок к своему дереву. Давайте проверим.
Физкультминутка: - Вокруг себя повернись и в листочек превратись.
«Дует, дует ветер. Дует-задувает,
Желтые листочки с дерева срывает,
И летят листочки, кружат по дорожке.
Падают листочки прямо нам под ножки».
- Ветер дунул листочки, листочки закружились и на свои места приземлились.
«Вокруг себя повернись и в ребяток превратись».
-Ребята, вот мы с вами оказались на третьей полянке. Листочек привел. Как называется последний месяц осени? (ноябрь).
- Как в народе зовут ноябрь? (чернотроп).
- Почему так говорят? (сыро, грязь, листья и трава почернели).
- В ноябре какая осень? (поздняя).
- Ребята, наш листочек захотел пошутить с нами и перепутал все осенние картинки. Вам надо выбрать те, на которых изображена «поздняя осень». Сказать почему? (деревья голые, трава пожелтела и засохла, небо хмурое, дни серые, унылые).
- Настроение у осени испортилось и стало вот таким:
«На полях и рощах пусто и уныло.
Птички улетели, стали дни короче.
Солнышко не видно,
Темным темны ночи».
- Какое настроение было у поэта Плещеева, когда он писал это стихотворение? (грустное, печальное).
- Красоту осенней природы нам показывают не только поэты и художники, но и композиторы. Послушайте фрагмент произведения Петра Чайковского из цикла «Времена года» называется «Осень» и представьте себе, о чем Вам говорит эта музыка.
- Сядьте поудобнее, закройте глаза и слушайте.
-Что Вы услышали в этой музыке? (шелест листиков, как они кружатся и плавно опускаются на землю).
- Ребята, а чем занимаются дикие животные в лесу осенью? (меняют шубки на более теплые, пушистые, в которых можно пережить морозы).
- Что делает медведь? Еж? Белка? (рассказы детей).
- Ноябрь называют месяцем полных «кладовых». Если есть пропитание никакой мороз не страшен.
- Молодцы, много знаете о диких животных, и как они готовятся к зиме. Давайте теперь угостим животных их любимыми лакомствами. Соедините их «волшебными ниточками» - белка любит шишки, еж-яблоко, лиса-мышей и т. д.
-Ребята, наша экскурсия в осенний лес закончилась, давайте отправимся в группу.
-Вы, молодцы, много знаете и рассказывали сегодня об осени. Давайте же еще вспомним народные пословицы и поговорки об осени.
1. «От осени к лету-поворота нету».
2. «Весной дождь растит, а осенью гноит».
3. «Осенью семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сверху льет, снизу метет».
4. «Осенняя пора-птицы со двора».
5. «Коли ясно, то и осень прекрасна».
6. «Осень идет и дождь с собой ведет».
- Ребята, давайте скажем, какая бывает осенью погода?
- Если идет дождь, то погода какая? (дождливая).
-дует ветер? (ветреная).
-на улице холодно? (пасмурно, сыро, хмуро, солнечно, ясно).
III. Заключительная часть. Рефлексия.
- О чем мы сегодня беседовали на нашем мероприятии? (об осени). Где были?
- Осень слышала наш разговор, ей понравилось, что Вы так много знаете о ней, как выразительно читали стихи, рассказывали о животных. Осень решила Вас угостить яблоками.