Хапаева Лариса Борисовна
Конспект НОД в старшей группе детского сада «Перелетные и зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
• формирование представлений о перелётных и зимующих птицах на основе связи между характером корма и способом его добывания;
• формирование умения находить место звука в слове (в начале, середине и конце) с помощью звуковой линейки, формирование умения различать в слове звук [с].
Ход Нод
Воспитатель начинает занятие с беседы о перелётных и зимующих птицах. При организации беседы хорошо было бы использовать презентацию.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе детского сада „Перелетные и зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2021
Воспитатель спрашивает детей:
• В какое время года птиц больше?
• Как называют птиц, которые зимой улетают в тёплые края?
• Почему многие птицы улетают?
Осенью исчезают многие насекомые. Они или погибают, или прячутся. Значит, если птицы питаются насекомыми, остаётся ли им корм на зиму? Птицы, которые питаются насекомыми, называются насекомоядными птицами. Как их отличить? Посмотрите на фотографии птиц. Обратите внимание на их клювы. Это скворец, ласточка, стриж, кукушка, иволга, соловей, трясогузка.
• Какие клювы у этих птиц?
• Он прямой, удлинённый или заострённый?
• Как вы думаете почему? (чтобы легче было ловить насекомых)
После насекомоядных улетают зерноядные птицы. Это птицы, которые питаются семенами и плодами растений. Это овсянка, зяблик, чиж.
Позже всех улетают водоплавающие птицы — утки и гуси. Они улетают тогда, когда замерзают водоёмы.
• Как называют птиц, которые зимой остаются с нами?
• Каких зимующих птиц вы знаете? (синица, воробей, сорока, ворона, свиристель)
• Как вы думаете, почему эти птицы не улетают? (они добывают себе корм зимой, питаются почками деревьев, оставшимися ягодами, находят насекомых, которые уснули на зиму)
• Много ли корма зимой для птиц?
• Что нужно делать, чтобы зимующие птицы не погибли зимой?
Воспитатель предлагает выполнить задание «Кто за кем улетает?»
Задание 1
Посади птиц на ветку в порядке очерёдности их отлёта. Объясни, почему ты расставил птиц именно так. Какая из птиц лишняя. Почему? (ласточка, чиж, гусь, ворона)
Задание 2
Посади птиц на ветку в порядке очерёдности их отлёта. Объясни, почему ты расставил птиц именно так. Какая из птиц лишняя. Почему? (синица, скворец, утка, овсянка)
Воспитатель оказывает помощь только по мере необходимости. Сначала воспитатель предлагает назвать птицу, определить, какая она по способу питания. Вспомнить, какие птицы улетают раньше, какие позже. Обратить внимание на то, что на рисунке изображены зимующие птицы. Их не нужно сажать на ветку в ряд с перелётными.
После работы с объектом воспитатель предлагает выполнить физкультминутку.
Физкультминутка
Перелётные птицы
Насекомые пропали,
Птицы в лесу заскучали. (взмахи руками-«крыльями»)
Стали думать и гадать,
Как беды им избежать? (пальцы рук — к вискам головы, покачивание головой вправо-влево)
Вместе собрались,
Стаей назвались. (дети встают в круг, взявшись за руки)
Дружно взлетели,
На юг полетели. (поворачиваются направо, машут руками, бегут по кругу)
Долго летели, устали,
Сели, отдыхали, (останавливаются, приседают)
Снова взлетели,
Дальше полетели. (встают, бегут по кругу, машут крыльями)
Вот и южные края,
Долетели мы, друзья!
Вы устали, отдохните.
Насекомых поищите. (дети останавливаются, садятся на места)
Далее воспитатель может предложить детям отгадать загадки про птиц.
Каждый год я к вам лечу,
Зимовать у вас хочу.
И ещё красней зимой
Ярко-красный галстук мой (снегирь).
Птичка, внешне неприметна,
Запоёт среди ветвей
Так, что ахнем мы: «Ведь это
Голосистый (соловей!»
С жёлтой грудкой у окошка
Собирает шустро крошки.
Отгадайте что за птица?
Называется (синица)!
Воздух режут без усилья,
Как серпы кривые крылья.
Промелькнёт — не разглядишь,
Так летает только (стриж!
Воспитатель спрашивает, о каких птицах были загадки. Какие из загаданных птиц зимующие, а какие перелётные?
Воспитатель ещё раз произносит названия загаданных птиц (снегирь, соловей, синица, стриж) и спрашивает, что общего в названиях этих птиц (в названиях птиц первый звук — [с]).
Воспитатель предлагает произнести звук [с], обратить внимание на то, как мы его произносим (губы в улыбке, язык за нижними зубами, воздушная струя не проходит свободно).
Воспитатель спрашивает, какой это звук [с]. (согласный, твёрдый)
Воспитатель просит произнести звук [с’], спрашивает, какой это звук. (согласный, мягкий)
Воспитатель предлагает произнести чистоговорки:
Са-са-са — в саду оса.
Сы-сы-сы — у осы усы.
Су-су-су — Соня видит осу.
Ас-ас-ас — у нас ананас.
Ос-ос-ос — в саду много ос.
Ус-ус-ус — у Сони кактус.
Ыс-ыс-ыс — Денис пьёт кумыс.
Воспитатель предлагает выполнить задание «Найди место звука в слове»
Задание 1
Каждое слово можно разделить на части. У слова есть начало, середина и конец. В каком месте слова — названия птицы слышится звук [с]? Поставь фишку со звуком в нужную клеточку. Оставшиеся клетки заполни пустыми фишками. (сорока)
Задание 2
Каждое слово можно разделить на части. У слова есть начало, середина и конец. В каком месте слова — названия птицы слышится звук [с]? Поставь фишку со звуком в нужную клеточку. Оставшиеся клетки заполни пустыми фишками. (овсянка)
Задание 3
Каждое слово можно разделить на части. У слова есть начало, середина и конец. В каком месте слова — названия птицы слышится звук [с]? Поставь фишку со звуком в нужную клеточку. Оставшиеся клетки заполни пустыми фишками. (свиристель)
В завершение занятия воспитатель читает стихотворение
Е. Благининой «Улетают, улетели.».
Скоро белые метели
Снег поднимут от земли.
Улетают, улетели,
Улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще,
И скворечник опустел.
Аист крыльями полощет —
Улетает, улетел!
Лист качается узорный
В синей луже на воде.
Ходит грач с грачихой чёрной
В огороде по гряде.
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи.
Улетают, улетели,
Улетели и грачи.
Воспитатель предлагает детям силуэты птиц для раскрашивания. Ребёнку предлагается отгадать, что это за птица, и раскрасить её.