Приложение МААМ

Конспект НОД в старшей группе детского сада «Различаем звуки [Ч’]—[Щ’]»

Хапаева Лариса Борисовна
Конспект НОД в старшей группе детского сада «Различаем звуки [Ч’]—[Щ’]»
▼ Скачать + Заказать документы

Задачи:

• развитие умения дифференцировать звуки [ч’]—[щ’]: различать в словах, выделять слова с заданным звуком, называть слова со звуками [ч’]—[щ’];

• развитие умения дифференцировать звуки [ч’]—[щ’]: различать в словах, выделять слова с заданным звуком, называть слова со звуками [ч’] и [щ’];

• формирование умения находить место звука в слове (начало, середина и конец) с помощью звуковой линейки, на формирование умения различать в слове звуки [ч’]—[щ’].

Ход НОД

В начале занятия воспитатель может провести беседу о путешествиях:

• Кто такие путешественники?

• Что должен уметь и знать путешественник?

Публикация «Конспект НОД в старшей группе детского сада „Различаем звуки [Ч’]—[Щ’]“» размещена в разделах

• Хотели бы вы путешествовать?

Воспитатель предлагает отправиться в путешествие в страну весёлых звуков вместе с гномиком-звуковичком.

Перед путешествием воспитатель предлагает выполнить артикуляционную гимнастику.

1. «Футбол»

(Развитие направленной воздушной струи)

Описание: Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе перед ребёнком, загоняя его в «ворота».

Внимание: Следить, чтобы не надувались щеки, для этого можно их слегка придерживать пальцами. Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы струя воздуха была прерывистой.

Щёки я не надуваю,

Мяч в ворота загоняю.

2. «Чистим зубки»

(Для подъёма языка вверх, развитие подвижности языка)

Описание: Открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Внимание: Губы улыбаются, верхние и нижние зубы видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

Рот открою я немножко,

Губы сделаю «окошком».

Зубы верхние — смотри:

Чищу «чашкой» изнутри.

3. «Ириска»

(Для укрепления мышц языка и отработки верхнего подъёма языка)

Описание: Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.

Внимание: Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна. Рот открывать на 1,5–2 см. Выполнять медленно.

Ах, как это вкусно,

Ах, как это сладко.

Что это? Ириска?

Или шоколадка?

4. «Грибок»

(Вырабатывать верхний подъём языка, растягивание подъязычной связки)

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. Тогда язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка — его ножку.

Внимание: Следить, чтобы губы улыбались. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно — ни одна половина не должна опускаться. При повторении упражнения надо шире открывать рот.

Вырос гриб большой в лесу,

В садик гриб я принесу.

Раз, два, три, четыре, пять —

Гриб мне надо удержать.

Воспитатель предлагает совершить путешествие на остров согласных звуков.

Воспитатель напоминает, что согласные звуки — это звуки, которые состоят из шума и при произнесении которых воздушная струя встречает на своём пути преграду (губы, зубы или язык).

Воспитатель просит ребят произнести знакомые согласные звуки.

Воспитатель предлагает познакомиться с согласными звуками [ч’] и [щ’].

Воспитатель предлагает чистоговорки с этими звуками:

• Ча-ча-ча — к Тане вызвали врача. Ща-ща-ща — в речке я поймал леща.

• Чо-чо-чо — солнце греет горячо. Щу-щу-щу — в парке я щенка ищу.

• Че-че-че — сидит кошка на плече. Що-що-що — мы хотим играть ещё.

• Чу-чу-чу — нам купили по мячу. Щи-щи-щи — наша мама варит щи.

• Чи-чи-чи — ходят по полю грачи. Ще-ще-ще — нет дождя, а я в плаще.

Воспитатель предлагает помочь гномику-звуковичку подготовиться к путешествию и собрать необходимые вещи.

Воспитатель предлагает выполнить задание «Различаем звуки [ч’]—[щ’]».

Задание 1

Выбери все предметы со звуком [ч’].

(чемодан, щётка, чайник, плащ, чашка, чай, щенок)

Воспитатель предлагает произнести слова по слогам, обращает внимание на правильное произнесение звуков.

Далее воспитатель говорит, что гномику в путешествии встретились слова со звуком [щ’]. Воспитатель открывает предлагает выполнить второе задание «Различаем звуки [ч’]—[щ’]»

Задание 2

Выбери все слова со звуком [щ’].

(ручка, щука, часы, ящик, очки, прищепка, аптека)

Воспитатель предлагает произнести слова по слогам, обращает внимание на правильное произнесение звуков.

Воспитатель предлагает выполнить зарядку, чтобы быть сильным и не устать в путешествии.

Физкультминутка

Щеглёнок выпал из гнезда,

Ему теперь грозит беда: (и. п. — ноги вместе, руки на поясе;

приседания, руки вперёд, встать, руки на поясе)

Котище чёрный рыщет,

Птенцов и птичек ищет. (ходьба вокруг себя; поставить руки ладошками к голове — ушки — имитация движения кошки)

Щеглёнка видит чёрный кот,

К нему, мурлыча, он идёт,

Ступает очень мягко

По травке каждой лапкой… (и. п. — ноги на ширине плеч, руки за спиной; повороты влево, вправо; прыжки на месте, похлопывания руками бёдер)

Щеглёнок помощи не ждёт

И от отчаянья — в полёт!

И вот удача — высота

Спасла щеглёнка от кота. (и. п. — потягивание, руки к плечам, вниз, встать на носочки)

Воспитатель говорит, что на острове согласных звуков есть люди разных профессий. Он предлагает узнать, какие профессии есть на этом острове.

Воспитатель предлагает выполнить задание «Назови профессию».

Задание 1

Выберите картинки с изображением профессий, в названиях которых есть звук [ч’]. Составь предложения с этими словами.

(врач, ветеринар, учитель, полицейский, пчеловод, пограничник, танкист)

Задание 2

Выберите картинки с изображением профессий, в названиях которых есть звук [щ’]. Составь предложения с этими словами.

(каменщик, строитель, крановщик, дрессировщик, певец, пианист, барабанщик)

При выполнении задания страниц 1 и 2 воспитатель просит детей назвать все профессии, изображённые на экране, назвать те профессии, в которых есть звук [ч’] или [щ’].

Воспитатель предлагает составить предложения с названиями профессий, представленных в ресурсе. Например:

• Врач лечит больных.

• Учитель учит учеников.

• Стекольщик вставляет стёкла.

• Часовщик чинит часы.

• Крановщик работает на кране.

• Пчеловод разводит пчёл.

• Пограничник охраняет границу.

• Дрессировщик дрессирует зверей.

Также воспитатель может использовать в занятии задание «Найди место звука в слове».

Задание 1

Каждое слово можно разделить на части. У слова есть начало, середина и конец. В каком месте слова слышится звук [ч’]? Поставь фишку в нужную клеточку. (чашка)

Задание 2

Каждое слово можно разделить на части. У слова есть начало, середина и конец. В каком месте слова слышится звук [ч’]? Поставь фишку в нужную клеточку. (кабачок)

Задание 3

Каждое слово можно разделить на части. У слова есть начало, середина и конец. В каком месте слова слышится звук [ч’]? Поставь фишку в нужную клеточку. (кирпич)

Задание 4

Каждое слово можно разделить на части. У слова есть начало, середина и конец. В каком месте слова слышится звук [щ’]? Поставь фишку в нужную клеточку. (щетка)

Задание 5

Каждое слово можно разделить на части. У слова есть начало, середина и конец. В каком месте слова слышится звук [щ’]? Поставь фишку в нужную клеточку. (клещ)

Задание 6

Каждое слово можно разделить на части. У слова есть начало, середина и конец. В каком месте слова слышится звук [щ’]? Поставь фишку в нужную клеточку. (прищепка)

В завершение занятия воспитатель предлагает игру «Хлопни-топни». Если в слове встречается звук [ч’], нужно хлопнуть в ладони, если звук [щ’] — топнуть ногой (например, час, щавель, черта, щека, роща, чистый, чебурашка, вещи, свеча и т. д. ).

Публикации по теме:

Конспект наблюдения за снегирём в старшей группе детского садаКонспект наблюдения за снегирём в старшей группе детского сада Под окном моей квартиры растёт развесистое дерево, которое облюбовала стайка снегирей. Я решила поэкспериментировать и насыпала сырые семечки.

Конспект НОД в старшей группе детского сада «Что такое час Земли?» Задачи: • знакомство детей с электричеством и способами его получения; • формирование представлений детей о бережном отношении к электричеству.

Конспект НОД в старшей группе детского сада «Грибы» Задачи: • расширить представления детей о грибах, местах их произрастания; • учить называть и различать съедобные и несъедобные грибы: подосиновик,.

Конспект НОД в старшей группе детского сада «Наш любимый детский сад»Конспект НОД в старшей группе детского сада «Наш любимый детский сад» Задачи: развивать самостоятельность и творчество, учить отражать впечатления от окружающей жизни; совершенствовать умение ориентироваться.

Конспект НОД в старшей группе детского сада «Осенние события» Задачи: • отработка умений определять признаки осени; • закрепление названий осенних месяцев; • закрепление знаний об изменениях в природе.

Конспект НОД в старшей группе детского сада «Овощи, фрукты» Задачи: • развитие навыков классификации, обобщения, на обобщение представлений об овощах и фруктах; • формирование умения составлять.

Конспект НОД в старшей группе детского сада «Полезные привычки» Задачи: • развитие связной монологической речи; • формирование представлений о полезных и вредных привычках человека; • формирование умения.

Конспект НОД в старшей группе детского сада «Экономика в сказках» Задачи: • закрепление экономических понятий через сюжеты известных народных и авторских сказок; • формирование представлений детей о рекламе.

Конспект ООД по рисованию «Чебурашка» в старшей группе детского садаКонспект ООД по рисованию «Чебурашка» в старшей группе детского сада Цель: научить детей рисовать Чебурашку с помощью овалов и кругов. Обучающие задачи: - учить детей создавать в рисунке образ любимого сказочного.

Конспект ООД по рисованию «Осенний лес» в старшей группе детского садаКонспект ООД по рисованию «Осенний лес» в старшей группе детского сада Цели: знать характерные признаки осени; совершенствовать умение пользоваться приемами рисования «примакивание», «рисование всем ворсом кисти».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД в старшей группе детского сада «Различаем звуки [Ч’]—[Щ’]»
Опубликовано: 3 ноября 2021 в 18:08
+170Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД в старшей группе детского сада «Различаем звуки [Ч’]—[Щ’]»» (включая файлы) размещена пользователем Хапаева Лариса Борисовна (УИ 309822) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 58.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД