Вера Соколова
Конспект НОД в старшей группе детского сада по теме «Продукты питания. Звук [х]»
▼ Скачать + Заказать документы
Приоритетная область – речевое развитие:
Задачи: Активизировать в речи детей словарь по теме; закрепить обобщающее понятие «продукты питания». Формировать грамматический строй речи. Совершенствовать умение образовывать относительные прилагательные. Упражнять в согласовании местоимений «мой», «моя», «моё» с существительными. Формировать звуковую культуру речи. Формировать правильное произношение звука [х] в слогах, словах, фразах, отличать на слух и в произношении от других звуков. Давать характеристику звуку.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе детского сада по теме „Продукты питания, Звук [х]“» размещена в разделах
- Буква Х и звук [Х], [Х’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Продукты питания
- Старшая группа
- Темочки
Интегрируемые образовательные области:
Познавательное развитие:
Уточнять и расширять представления о продуктах питания.
Физическое развитие:
Развивать мелкую, артикуляционную и общую моторику. Формировать представления о здоровом образе жизни.
Социально-коммуникативное развитие:
Воспитывать у детей уважение к профессии повар.
Оборудование: игрушка Хрюша; картинки демонстрационные для артикуляционной гимнастики «Спрячь конфетку», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Чистим зубки», зеркала, чудесный мешочек, продукты : хлеб, халва, сухарь, хрен, горох, сахар; демонстрационные слоговые схемы, наглядные пособия для словообразования названий продуктов питания.
Ход НОД
1. Ребята, сегодня к нам в гости пришёл Хрюша. Он грустный. Как вы думаете, почему? (Хрюша замерз. На улице морозно.)
Давайте поможем ему согреться.
Самомассаж лица «Дед Мороз»
Дед Мороз, Дед Мороз щиплет щёки
(большим, средним и указательным пальцем слегка пощипать себя за щёки,
Щиплет нос (за нос,
Щиплет ушки (за уши,
Щиплет губки (за губы,
Забирается под шубки (спрятать руки под мышки).
Чтоб согреться – посмотри (потереть одна о другую ладони,
Всё как следует потри:
Щёки (потереть ладонями щёки,
Носик (потереть ладонями крылья носа,
Уши (потереть ладонями уши,
Губы (потереть обеими ладонями сверху вниз губы,
Пар пошёл даже от шубы (Развести руками в стороны)
2. Почему ещё Хрюша грустит? (Он голодный, хочет есть.)
Давайте его покормим.
Артикуляционная гимнастика «Вкусное варенье», «Спрячь конфетку за щёчку», «Чашечка», «Чистим зубки».
3. Хрюша любит загадывать загадки.
загадка:
Скажите, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды?
(Повар).
Ребята, из чего повар готовит вкусные блюда? (Из продуктов)
Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (О продуктах).
4. Дидактическая игра «Какое это блюдо?»
Повара готовят каши, супы, компоты, варенье и еще десерт. Давайте назовем какие супы, запеканки, компоты можно приготовить?
С опорой на наглядные пособия дети называют
Суп:
из гороха — гороховый
из рыбы - рыбный
из мяса- мясной
из овощей- овощной
из грибов — грибной
из щавеля — щавелевый
из молока — молочный
Пирог:
с черникой — черничный
с абрикосами — абрикосовый
с земляникой- земляничный
с малиной- малиновый
с клубникой — клубничный
Сок:
Из моркови — морковный
Из яблок — яблочный
из груш — грушевый
их арбуза — арбузный
из винограда — виноградный
из абрикосов — абрикосовый
из вишни - вишнёвый
5. Дидактическая игра «Совершенно верно» .
(Если дети согласны, они произносят «Правильно, правильно, совершенно верно», если не согласны – топают ногами).
Ешь побольше апельсинов, пей морковный вкусный сок.
И тогда ты точно будешь очень строен и высок!
Если хочешь толстым быть надо сладкое любить,
Ешь конфеты, жуй ирис – толстым стань, как кипарис!
Чтобы правильно питаться вы запомните совет : ешьте фрукты, кашу с маслом, рыбу, мед и винегрет!
Не забудь перед обедом пирожком перекусить, кушай много, чтоб побольше свой желудок загрузить!
Наша Клава булки ела и ужасно растолстела. Хочет в гости к нам прийти, но в дверь не может проползти!
Нет полезнее продуктов – вкусных овощей и фруктов – и Сереже, и Ирине, всем полезны витамины!
Если хочешь быть здоровым, правильно питайся, ешь побольше овощей, с болезнями не знайся!
6. Физкультминутка.
«Мой любимый продукт»
Логопед называет продукт. Дети ловят мяч по очереди. Если продукт полезный — ловят мяч и называют его с местоимением «мой», «моя», «моё», «мои». Если продукт не полезный — мяч не ловят.
Творог, кефир, чипсы, газировка, хлеб, сметана, сыр.
7. Хрюша для вас приготовил ещё загадки. А отгадки лежат в Чудесном мешочке.
Загадки.
Белый, как снег,
Сладкий, как мед.
Во рту тает,
Его в чай добавляют. (Сахар)
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и черный, он и белый,
Вкусный даже подгорелый. (Хлеб)
Если буханку ножом измельчить,
Эти кусочки в печи подсушить,
Смело с собою в поход их бери,
Ведь получаешь всегда… (Сухари.)
Эта сладость с Востока,
Она твёрдая немного,
На витрине магазина
Долго не скучает.
И подсолнечной, тахинной
Приходит она к чаю. (Халва)
Заглянула в огород
Поглядеть, как Он растёт.
А Он спрятался в стручок,
Вытянутый сундучок!
Я Его люблю покушать,
Про него рассказ послушать.
В супе тоже Он неплох,
А зовут Его. (Горох)
Корень белый и полезный,
В огородах он растёт,
А на вкус он, как горчица,
Остротой своею «жжет». (хрен)
Логопед выкладывает на стол предметы-отгадки.
Как назвать одним словом? О чём вы отгадали загадки? (о продуктах).
8. Мы сегодня с вами помощники повара, а у поваров на кухне должен быть порядок. Давайте разложим продукты на полочки. (Полочки с изображением слоговых схем). Дети делят по очереди слова на слоги и раскладывают на нужные полочки продукты.
Хлеб — 1 слог, са-хар — 2 слога, су-харь — 2 слога, хрен — 1 слог, хал-ва — 2 слога, го-рох — 2 слога.
9. Назовите эти продукты ещё раз.
Ребята, вы заметили, какой одинаковый звук есть в этих словах? (В этих словах одинаковый звук х).
Характеристика звука.
Давайте произнесем звук Х. Когда мы произносим звук Х, губы и зубки разомкнуты. Спинка язычка приподнимается и мешает проходить воздушной струе. Мы слышим звук Х. Давайте произнесём его вместе. Отдельно.
-Что мешает воздушной струе проходить легко и свободно? (спинка язычка)
-Значит, какой это звук? (согласный)
Положите ладошку на горло и произнесите звук Х.
- Голосок поёт или спит? (спит)
- Звук Х звонкий или глухой? (глухой)
Послушайте как звучит звук Х (твёрдый или мягкий)
-Звучит звук Х у нас согласный, глухой, твердый.
- В каком замке он будет жить? (синем) Почему? (потому что твёрдый согласный). Значит каким квадратиком будем обозначать звук Х – тоже синим.
10. Развитие фонематического восприятия.
Давайте поучим Хрюшу отличать звук Х от других звуков, поиграем в игру «Поймай звук».
Х, П, М, Х, К, Р, Т, Х, Л, Т, К, Х
Ха, хо, пу, кы, хы, та, па, ха, ах, ом, ох, ап, эт, эх
Хлеб, молоко, батон, холодец, колбаса, сметана, сосиска.
11. Итог.