зера ибадуллаева
Конспект НОД по грамоте в старшей группе «Путешествие в страну грамотной речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей группе по грамоте «Путешествие в страну грамотной речи»
Программное содержание :
Речевое развитие: Обогащение и активизация словарного запаса посредством участия в словесно-речевых играх.
- Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.
- Учить подбирать слова на заданный звук
- Учить образовывать слова морфологическим способом.
Публикация «Конспект НОД по грамоте в старшей группе „Путешествие в страну грамотной речи“» размещена в разделах
Познавательное развитие: Учить образовывать существительных уменьшительно – ласкательного значения.
-Учить отвечать на вопросы полными ответами. Содействовать проявлению и развитию необходимых качеств, произвольного поведения, ассоциативно-образного и логического мышления
- Учить записывать предложения схематически.
- Совершенствовать умение детей правильно употреблять предлоги в речи
Социально- коммуникативное развитие:
-Развивать и совершенствовать все стороны устной речи (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь).
-Развивать звуковую культуру речи.
-Развивать речевые ассоциации и слуховое внимание, воображение, внимание. Воспитательные:
-Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, поддержку, инициативность.
Художественно- эстетическое развитие:
-Развивать эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие произведений
- Учить рассказывать стихотворения выразительно, четко и внятно.
Физическое развитие:
- Воспитывать выдержку, организованность, самостоятельность.
- Развивать моторику рук, память, внимание.
Интеграция с областями: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное, физическое развитие.
Материал: Игрушечная сова, бумажные разноцветные звезды, ноутбук, задания, письмо, карандаши, листы бумаги.
Ход НОД
Организационный момент: Игровое упражнение «Здравствуй солнце золотое».
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дружок!
Мы живём в одном краю –
Всех я вас приветствую! (Т. Сикачева.)
Воспитатель:
-Ребята, сегодня утром я получила такое письмо и вот это (игрушечная сова). И знаете что написано в письме, нас просят о помощи. Послушайте: «Дорогие ребята группы «Затейники» пишет вам Мудрая Сова со страны «Грамотной речи» меня злой волшебник превратил в игрушку. А снять злые чары смогут только волшебные звезды. Я слышала, что вашу группу посещают очень умные, воспитанные ребята. Поэтому я знаю что вы справитесь со всеми заданиями. За каждое правильно выполненное задание вы получаете звезду. Удачи вам, ребята. Поможем ребята?
- Тогда отправляемся в путешествие в страну «Грамотной речи».
-Как вы думаете, на чем можно путешествовать?
( ответы: поезд, самолет, машина, велосипед и т. д)
-Как много вы знаете, но это еще не все.
Послушайте загадку: С теплым воздухом шар, А под ним корзинка,
Под ногами земля – Словно на картинке. (Воздушный шар)
Правильно ребята, в путешествие мы отправимся на воздушном шаре.
Но прежде, чем отправимся в это путешествие, давайте вспомним правила:
1. Каждый день всегда, везде,
На занятиях в игре,
Громко, четко, говорим,
Никуда мы не спешим.
2. Если хочешь ты ответить, «Не шуми!»
Только руку подними.
3. Чтобы разговаривать,
Надо выговаривать.
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Итак, мы отправляемся в страну «Грамотной речи».
Включаем музыку.
Закройте, пожалуйста, глаза, представьте себе, что мы летим на большом воздушном шаре сквозь облака. С высоты мы видим леса, поля, реки, птиц, чувствуем запах свежего воздуха.
Основная часть.
Воспитатель: Вот мы и в стране «Грамотной речи». Первое задание.
Задание 1 Ответьте на вопросы
- Из чего состоит наша речь? (Наша речь состоит из предложений)
- Какие бывают предложения? (простые и сложные)
- Какие предложения мы называем простыми? (состоящие из 1 и 2 слов).
- Назовите простые предложения?
- Какие предложение мы называем сложными? (Состоящие из 3 и больше слов)
- Приведите пример сложного предложения и сосчитайте сколько в нём слов.
- Как обозначаем конец предложения (.)
- Скажите из чего состоит предложение? (из слов).
- Какие бывают слова? (короткие и длинные).
- Назовите короткие слова? ( в которых 1 слог : нос, ус, кит, кот)
- Назовите длинные слова и сосчитайте сколько в вашем слове слогов -хлопками.
- Чем буквы отличаются от звуков? (буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим)
-Какими бывают звуки? (звуки бывают согласными и гласными)
-Какие звуки мы называем гласными? (звуки которые тянутся, поются голосом). Назовите гласные звуки (а, о, у, и, ы, э)
-Какими бывают согласные звуки? (согласные звуки – твердые и мягкие)
-Каким цветом обозначается твердый согласный звук? (синим)
-Каким цветом обозначается мягкий согласный звук? (зеленым)
-Каким цветом обозначаются все гласные звуки? (красным)
Задание 2. Дидакт. игра «Измени слово» (игра по звуковой культуре речи) Цель: Упражнять в образовании существительных уменьшительно – ласкательного значения. Отрабатывать дикцию.
Дети должны так изменить слова, чтобы в них появился звук [ж] :
друг — дружок,
пирог — пирожок,
сапог — сапожок,
снег — снежок,
рог — рожок,
луг — лужок,
творог — творожок,
флаг — флажок.
Воспитатель: Молодцы ребята, со вторым заданием справились. Читаем третье задание.
Задание 3. Дидакт. игра «Куда положим» (игра на формирование грамматического строя речи)
Цель: Упражнять в образовании слов морфологическим способом.
Воспитатель:
Хлеб кладут …. (ответы детей) в хлебницу.
Мыло кладут в …. мыльницу.
Конфеты кладут в …. конфетницу.
Сахар насыпают в ….сахарницу
Салфетки ставят в ….салфетницу.
Готовый салат положить надо в ….салатницу
Воспитатель: Очень хорошо, и с этим заданием вы отлично справились. Получаете третью звезду.
Задание 4 Дидакт. игра «Назови слово на заданный звук» (игра на развитие фонематического слуха) Цель: упражнять детей подбирать слова на заданный звук. «К, Т, М, А» и другие. Получаете четвертую звезду.
Физ. Минутка
Солнце глянуло в окошко … Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку, Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть пошире, Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться – разогнуться. И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку, Все мы делаем зарядку.
Воспитатель: Ребята проходите за столы, следующие задания надо выполнить за столами.
Задание 5 «Запишите предложение». (упражнять в рисование схемы предложения)
Воспитатель: Вы сказали, что предложения состоят из слов. Составьте мне предложение со словом ИГРУШКА, КУКЛА, МАШИНА.
Один ребенок пишет у доски др. за столами
Воспитатель: Молодцы ребята справились и с этим заданием. Пятая звезда ваша.
Задание 6 Выполните звуковой анализ слова: «кит».
Воспитатель: Но прежде чем мы приступим к этому занятию, давайте вспомним какие бывают звуки? (Гласные и согласные). Молодцы справились с заданием. Заработали 6 звезду.
Воспитатель: Ребята вы выполнили все задания, собрали все звезды. Помогли Сове снять все злые чары. А нам пора возвращаться, выходите на ковер. Наше путешествие подошло к концу.
Нам пора возвращаться в наш детский сад и мы отправляемся в обратный путь. (Включается музыка)
Рефликсия
Понравилось вам наше путешествие?
А что больше всего понравилось? (ответы детей)