Людмила Тырлова
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Знакомство с русской печкой»
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомство с русской печкой
Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию
Тема: «Знакомство с русской печкой»
Цель: способствовать формированию представлений детей о традиционном убранстве русской избы, русской печью и её значением.
Образовательные задачи:
Конкретизировать представление детей о традиционном убранстве русской избы, знакомство с главной частью избы – печью, её назначением.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе „Знакомство с русской печкой“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русская печь, печка
- Старшая группа
- Темочки
Развивающие задачи:
Развивать словарный запас детей:
активизировать в речи слова: «ухват», «чугунок», «горшок», «печник», «устье», «шесток», «заслонка», «лежанка», др. ,
Продолжать знакомство с русским фольклором.
Воспитательные задачи:
Формировать эмоциональную отзывчивость, прививать интерес к культуре русского народа.
Ход НОД
Хозяюшка: Ото всех дверей!
Ото всех ворот,
Проходи скорей народ!
Проходи, кому охота!
А кому неохота - тоже проходи!
(Слайд 1 картинка печи)
Милости прошу ко мне. Проходите, присаживайтесь поближе к печи. Дорогих гостей всегда усаживали возле печи, а непрошенных возле порога.
Давайте с вами знакомиться: меня зовут Хозяюшка, а вы, из какого детского сада?
Ну, вот и познакомились.
А скажите, пожалуйста, у вас детский сад из чего построен?
Дети: Из кирпича
Хозяюшка: Молодцы, правильно, из кирпича - значит он… кирпичный. А я живу в деревянном рубленом доме. Может кто – нибудь из вас знает, как назывался в старину дом, такой как у меня?
Дети: Изба.
Хозяюшка: Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из деревянных бревен. Такие дома назывались избами. (Слайд1) Как назывался дом? (Изба) Строили избы всей деревней.
Посмотрите, а это мой дом.
(Слайд 2 Фотография нашей горницы.) (мелодия)
В старинной русской избе была всего одна комната, и почти половину ее занимала. А что? Отгадайте загадку, и увидите отгадку.
Загадка:
В избе – изба,
На избе – труба,
Зашумело в избе,
Загудело в трубе.
Видит пламя народ,
А тушить не идёт.
Кто догадался, что это?
Дети: Печка.
Хозяюшка: Это не просто печка – это русская печка. (Слайд)
Хозяюшка: Как уютно в моей горнице!
Спозаранку печка топится.
Котик лапкой умывается,
Наша сказка начинается!
На дровах огонь, пламя шустрое,
О тебе рассказ, печка русская.
Вьётся из трубы дым чуть свет,
Печки нет в избе – значит, жизни нет.
Хозяюшка: У кого дома есть печка? Почему так говорили: «Печи нет - жизни нет?»
Ответы детей
Хозяюшка: Правильно, ребята, печка нужна была для того, чтобы избу обогревать, готовить на ней еду, сушить обувь и одежду, сушить грибы и травы, самим греться. Погуляют малые детки студеной зимой на улице, намокнут, озябнут и скорее залезают на теплую печку отогреваться.
Ребята, а что теперь заменило печь. (Слайд)
Раньше дом обогревала печь, а теперь – батареи и обогреватели.
В печке готовили еду, а сейчас на чём готовят? Газ, а у кого и мультиварки.
Хозяюшка: Много разных и нужных предметов в русской избе, но центральное место в каждом доме занимала печь. Давайте рассмотрим, как устроена печь. (Слайд)
Печь клали из кирпича, но не из такого как сделан ваш детский сад, а из красного, а сверху обмазывали глиной, белили извёсткой. А клал печку – печник. Печника в деревне почитали.
У печи есть:
труба, устье, шесток, заслонка, лежанка.
-Устьем (Слайд) называют вот эту часть печки – это выходное отверстие, здесь готовили еду. (Слайд)
–А часть печи, рядом с устьем называют – шесток. (Слайд) Сюда ставят посуду, когда готовят.
- Труба (Слайд) - это часть печи, выведенная вверх, от потолка, от разделки на крышу. Кто из вас объяснит, для чего она нужна?
- Правильно, через трубу выходит дым на улицу.
Может кто-то из вас расскажет - почему это место называют лежанкой? (Слайд)
Ой, какие молодцы. Здесь можно отдыхать. В старину на печи спали дети и старики. (Слайд) А ещё печь была хорошим доктором: Уложат больного на тёплую печь, она так прогреет, что лучше любого горчичника.
А ещё у печки, есть заслонка (Слайд) - это железный лист с ручкой, закрывающий входное отверстие печи – устье. Как вы думаете, куда её ставили? (Слайд) Сейчас вместо заслонки у печки дверка. А зачем нужна заслонка?
Дети: Чтобы не выпали угли.
Хозяюшка: А кто из вас знает, чем топили русскую печь?
Дети: дровами (Слайд)
Хозяюшка: Дрова заготовляли впрок, сушили, а потом только топили. Этим занимались мужчины. Дрова заготовляли чаще зимой, т. к. зимой дел по хозяйству было меньше. Может кто – нибудь из вас расскажет, зачем сушили дрова?
Дети: Сухие дрова лучше горят.
Хозяюшка: У меня два полена: одно сухое, другое сырое. Надо определить какое из них сырое, а какое сухое. Кто желает. А как ты догадался?
Ребёнок: Оно тяжелее.
Хозяюшка: Вы хотите узнать, почему одно полено тяжелее другого?
Дети: Да.
Хозяюшка: Подойдите к столам и возьмите по одной тряпочке, смочите, теперь отожмите. В одну руку возьмите сырую тряпочку, а в другую сухую. Какая тяжелее? Чего много в сырой тряпочке?
Дети: Воды.
Хозяюшка: В сыром полене тоже много воды, поэтому оно тяжелее. Вытрите руки сухой тряпочкой и садитесь на места.
Мы ещё не доказали, что сухое полено горит лучше, чем сырое.
А теперь я отщипну лучину с помощью ножа от одного полена и от другого, чтобы убедиться, что сухое полено лучше горит, чем сырое. Как вы думаете, кто растоплял печь?
Дети: взрослые.
Хозяюшка: А что может произойти, если неправильно обращаться с огнём?
Дети: Пожар.
Хозяюшка: Значит, этот опыт буду проводить я. А, чтобы не произошёл пожар, я опыт буду проводить над ведром с водой. (Опыт.) Какая лучина лучше горела? Значит, сухие дрова горят лучше, что и требовалось доказать. А, чтобы дрова лучше топились, на ночь заносили охапку дров в избу и клали в подпечье.
Хозяюшка: Растопят печку, жарко в ней станет, пора и готовить.
В какой посуде готовили русские хозяйки?
Дети: в горшках, в чугунках (предлагаю ребенку показать чугунок). Чугунок – это посуда, в которой варили щи и кашу. Еда, приготовленная в чугунке в русской печи, была очень вкусная. (Слайд)
(Рассматривание чугунка)
Хозяюшка: Из чего делали чугунки?
Дети: Из чугуна
Хозяюшка: Скажите, пожалуйста, чугунок лёгкий или тяжёлый? А если уронить чугунок, что с ним произойдёт?
Дети: Ничего, потому, что чугун очень крепкий металл.
Хозяюшка: А это глиняный горшок. А из чего он сделан?
Дети: Из глины.
Хозяюшка: А если мы нечаянно уроним глиняный горшок, что с ним может произойти.
Дети: Он разобьётся.
Хозяюшка: Правильно. Значит с посудой, сделанной из глины, надо обращаться аккуратно.
Хозяюшка: Ставят чугунок на шесток. Ой, а как же поставить чугунок в печке-то горячо?
Дети: Ухватом
Хозяюшка: Правильно. (Слайд) (Предлагаю ребенку показать ухват, все рассматривают, действуют с ухватом) (Длинная рука держит чугунок за бока)
(мальчики)
Протопится печь, останутся угольки, пора пироги ставить в печь. Здесь уже помогает лопата. (Слайд) Теперь девочки попробуют поносить на лопате формочки.
Испеклись пироги, надо печь закрывать, а угольки ещё остались. Если с углями закроем, то в избе будет угарно. Если будем ждать, когда догорят угольки – выстудим избу. Что делать? А для этого в каждой избе была тушилка. Угольки из печи вынимали и в тушилку клали. Угольки не выбрасывали, а использовали для нагревания самоваров. С помощью угольков грели самовар, а где ещё можно было использовать горящие угли?
Дети: В утюги клали и утюгом гладили бельё.
Хозяюшка: В старину не было фломастеров, мелков, даже простых карандашей почти ни у кого не было. Зато в каждой избе были угольки. Вот и рисовали дети угольками, а вы хотите попробовать? (Рисование)
А когда прогорят угольки, что ещё остаётся в печке?
Дети: Зола. (Слайд)
Хозяюшка: А кто знает, где используют золу?
Дети: На огороде.
Хозяюшка: Ещё золу использовали в банях и при стирке, чтобы вода была мягкая.
Я хочу вам показать кочергу. С помощью кочерги шевелили в печи. Кочерга и сейчас есть у всех в доме, где топят печи. А это, ребята, помело. Им подметали в печке.
Все предметы, которые нужны были хозяйке, ставили с левой стороны печи.
Это место называется бабьим кутом и хозяйничала здесь хозяйка.
Я хочу вам еще сказать, что печку всегда держали в чистоте, украшали разными узорами и ласково называли ее Матушкой и говорили ей добрые ласковые и нежные слова.
- Давайте, ребята, вспомним русские народные сказки, в которых упоминается о печке. (Гуси-лебеди», «Маша и медведь», «По щучьему веленью», «Волк и семеро козлят»).(Слайд)
- Во всех сказках, печь – добрая волшебница. Она помогает героям, прячет от врагов, угощает сладкими пирожками.
И наша печка волшебная.
А я к печке подойду,
И подарочек найду.
Я для вас, мои друзья,
Баранок много испекла.