МААМ-картинки

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Знакомство с русской печкой»

Людмила Тырлова
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Знакомство с русской печкой»

Знакомство с русской печкой

Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию

Тема: «Знакомство с русской печкой»

Цель: способствовать формированию представлений детей о традиционном убранстве русской избы, русской печью и её значением.

Образовательные задачи:

Конкретизировать представление детей о традиционном убранстве русской избы, знакомство с главной частью избы – печью, её назначением.

Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе „Знакомство с русской печкой“» размещена в разделах

Развивающие задачи:

Развивать словарный запас детей:

активизировать в речи слова: «ухват», «чугунок», «горшок», «печник», «устье», «шесток», «заслонка», «лежанка», др. ,

Продолжать знакомство с русским фольклором.

Воспитательные задачи:

Формировать эмоциональную отзывчивость, прививать интерес к культуре русского народа.

Ход НОД

Хозяюшка: Ото всех дверей!

Ото всех ворот,

Проходи скорей народ!

Проходи, кому охота!

А кому неохота - тоже проходи!

(Слайд 1 картинка печи)

Милости прошу ко мне. Проходите, присаживайтесь поближе к печи. Дорогих гостей всегда усаживали возле печи, а непрошенных возле порога.

Давайте с вами знакомиться: меня зовут Хозяюшка, а вы, из какого детского сада?

Ну, вот и познакомились.

А скажите, пожалуйста, у вас детский сад из чего построен?

Дети: Из кирпича

Хозяюшка: Молодцы, правильно, из кирпича - значит он… кирпичный. А я живу в деревянном рубленом доме. Может кто – нибудь из вас знает, как назывался в старину дом, такой как у меня?

Дети: Изба.

Хозяюшка: Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из деревянных бревен. Такие дома назывались избами. (Слайд1) Как назывался дом? (Изба) Строили избы всей деревней.

Посмотрите, а это мой дом.

(Слайд 2 Фотография нашей горницы.) (мелодия)

В старинной русской избе была всего одна комната, и почти половину ее занимала. А что? Отгадайте загадку, и увидите отгадку.

Загадка:

В избе – изба,

На избе – труба,

Зашумело в избе,

Загудело в трубе.

Видит пламя народ,

А тушить не идёт.

Кто догадался, что это?

Дети: Печка.

Хозяюшка: Это не просто печка – это русская печка. (Слайд)

Хозяюшка: Как уютно в моей горнице!

Спозаранку печка топится.

Котик лапкой умывается,

Наша сказка начинается!

На дровах огонь, пламя шустрое,

О тебе рассказ, печка русская.

Вьётся из трубы дым чуть свет,

Печки нет в избе – значит, жизни нет.

Хозяюшка: У кого дома есть печка? Почему так говорили: «Печи нет - жизни нет?»

Ответы детей

Хозяюшка: Правильно, ребята, печка нужна была для того, чтобы избу обогревать, готовить на ней еду, сушить обувь и одежду, сушить грибы и травы, самим греться. Погуляют малые детки студеной зимой на улице, намокнут, озябнут и скорее залезают на теплую печку отогреваться.

Ребята, а что теперь заменило печь. (Слайд)

Раньше дом обогревала печь, а теперь – батареи и обогреватели.

В печке готовили еду, а сейчас на чём готовят? Газ, а у кого и мультиварки.

Хозяюшка: Много разных и нужных предметов в русской избе, но центральное место в каждом доме занимала печь. Давайте рассмотрим, как устроена печь. (Слайд)

Печь клали из кирпича, но не из такого как сделан ваш детский сад, а из красного, а сверху обмазывали глиной, белили извёсткой. А клал печку – печник. Печника в деревне почитали.

У печи есть:

труба, устье, шесток, заслонка, лежанка.

-Устьем (Слайд) называют вот эту часть печки – это выходное отверстие, здесь готовили еду. (Слайд)

–А часть печи, рядом с устьем называют – шесток. (Слайд) Сюда ставят посуду, когда готовят.

- Труба (Слайд) - это часть печи, выведенная вверх, от потолка, от разделки на крышу. Кто из вас объяснит, для чего она нужна?

- Правильно, через трубу выходит дым на улицу.

Может кто-то из вас расскажет - почему это место называют лежанкой? (Слайд)

Ой, какие молодцы. Здесь можно отдыхать. В старину на печи спали дети и старики. (Слайд) А ещё печь была хорошим доктором: Уложат больного на тёплую печь, она так прогреет, что лучше любого горчичника.

А ещё у печки, есть заслонка (Слайд) - это железный лист с ручкой, закрывающий входное отверстие печи – устье. Как вы думаете, куда её ставили? (Слайд) Сейчас вместо заслонки у печки дверка. А зачем нужна заслонка?

Дети: Чтобы не выпали угли.

Хозяюшка: А кто из вас знает, чем топили русскую печь?

Дети: дровами (Слайд)

Хозяюшка: Дрова заготовляли впрок, сушили, а потом только топили. Этим занимались мужчины. Дрова заготовляли чаще зимой, т. к. зимой дел по хозяйству было меньше. Может кто – нибудь из вас расскажет, зачем сушили дрова?

Дети: Сухие дрова лучше горят.

Хозяюшка: У меня два полена: одно сухое, другое сырое. Надо определить какое из них сырое, а какое сухое. Кто желает. А как ты догадался?

Ребёнок: Оно тяжелее.

Хозяюшка: Вы хотите узнать, почему одно полено тяжелее другого?

Дети: Да.

Хозяюшка: Подойдите к столам и возьмите по одной тряпочке, смочите, теперь отожмите. В одну руку возьмите сырую тряпочку, а в другую сухую. Какая тяжелее? Чего много в сырой тряпочке?

Дети: Воды.

Хозяюшка: В сыром полене тоже много воды, поэтому оно тяжелее. Вытрите руки сухой тряпочкой и садитесь на места.

Мы ещё не доказали, что сухое полено горит лучше, чем сырое.

А теперь я отщипну лучину с помощью ножа от одного полена и от другого, чтобы убедиться, что сухое полено лучше горит, чем сырое. Как вы думаете, кто растоплял печь?

Дети: взрослые.

Хозяюшка: А что может произойти, если неправильно обращаться с огнём?

Дети: Пожар.

Хозяюшка: Значит, этот опыт буду проводить я. А, чтобы не произошёл пожар, я опыт буду проводить над ведром с водой. (Опыт.) Какая лучина лучше горела? Значит, сухие дрова горят лучше, что и требовалось доказать. А, чтобы дрова лучше топились, на ночь заносили охапку дров в избу и клали в подпечье.

Хозяюшка: Растопят печку, жарко в ней станет, пора и готовить.

В какой посуде готовили русские хозяйки?

Дети: в горшках, в чугунках (предлагаю ребенку показать чугунок). Чугунок – это посуда, в которой варили щи и кашу. Еда, приготовленная в чугунке в русской печи, была очень вкусная. (Слайд)

(Рассматривание чугунка)

Хозяюшка: Из чего делали чугунки?

Дети: Из чугуна

Хозяюшка: Скажите, пожалуйста, чугунок лёгкий или тяжёлый? А если уронить чугунок, что с ним произойдёт?

Дети: Ничего, потому, что чугун очень крепкий металл.

Хозяюшка: А это глиняный горшок. А из чего он сделан?

Дети: Из глины.

Хозяюшка: А если мы нечаянно уроним глиняный горшок, что с ним может произойти.

Дети: Он разобьётся.

Хозяюшка: Правильно. Значит с посудой, сделанной из глины, надо обращаться аккуратно.

Хозяюшка: Ставят чугунок на шесток. Ой, а как же поставить чугунок в печке-то горячо?

Дети: Ухватом

Хозяюшка: Правильно. (Слайд) (Предлагаю ребенку показать ухват, все рассматривают, действуют с ухватом) (Длинная рука держит чугунок за бока)

(мальчики)

Протопится печь, останутся угольки, пора пироги ставить в печь. Здесь уже помогает лопата. (Слайд) Теперь девочки попробуют поносить на лопате формочки.

Испеклись пироги, надо печь закрывать, а угольки ещё остались. Если с углями закроем, то в избе будет угарно. Если будем ждать, когда догорят угольки – выстудим избу. Что делать? А для этого в каждой избе была тушилка. Угольки из печи вынимали и в тушилку клали. Угольки не выбрасывали, а использовали для нагревания самоваров. С помощью угольков грели самовар, а где ещё можно было использовать горящие угли?

Дети: В утюги клали и утюгом гладили бельё.

Хозяюшка: В старину не было фломастеров, мелков, даже простых карандашей почти ни у кого не было. Зато в каждой избе были угольки. Вот и рисовали дети угольками, а вы хотите попробовать? (Рисование)

А когда прогорят угольки, что ещё остаётся в печке?

Дети: Зола. (Слайд)

Хозяюшка: А кто знает, где используют золу?

Дети: На огороде.

Хозяюшка: Ещё золу использовали в банях и при стирке, чтобы вода была мягкая.

Я хочу вам показать кочергу. С помощью кочерги шевелили в печи. Кочерга и сейчас есть у всех в доме, где топят печи. А это, ребята, помело. Им подметали в печке.

Все предметы, которые нужны были хозяйке, ставили с левой стороны печи.

Это место называется бабьим кутом и хозяйничала здесь хозяйка.

Я хочу вам еще сказать, что печку всегда держали в чистоте, украшали разными узорами и ласково называли ее Матушкой и говорили ей добрые ласковые и нежные слова.

- Давайте, ребята, вспомним русские народные сказки, в которых упоминается о печке. (Гуси-лебеди», «Маша и медведь», «По щучьему веленью», «Волк и семеро козлят»).(Слайд)

- Во всех сказках, печь – добрая волшебница. Она помогает героям, прячет от врагов, угощает сладкими пирожками.

И наша печка волшебная.

А я к печке подойду,

И подарочек найду.

Я для вас, мои друзья,

Баранок много испекла.

Прикреплённые файлы:

prezentacija3_muuji.pptx | 19954,54 Кб
 
Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательному развитию «Знакомство с домашними животными» (группа раннего возраста) Конспект НОД по познавательному развитию «Знакомство с домашними животными» (группа раннего возраста) Цель: Расширять представление детей.

Конспект НОД по познавательному развитию «Знакомство с символикой Нижнего Новгорода» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе Ефремов МКДОУ №21. Алтухова С. Ю. конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе Конспект НОД по математическому и сенсорному развитию в старшей группе Воспитатель: Кирилаха Е. А. Тема: «Путешествие на корабле» Цели:.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе Конспект по познавательному развитию «Письмо само никуда не пойдёт» Цель: формирование представлений об объектах окружающего мира. Задачи:.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Служба 01» Образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей о правилах пожарной безопасности в повседневной жизни; учить действовать во время.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе Тема: Знакомство с профессией – Продавец. Цель: Познакомить дошкольников с профессией продавец. Задачи: 1. Вызывать у детей интерес к окружающему.

Конспект НОД по познавательному развитию «Знакомство с дикими животными» (группа раннего возраста) Конспект НОД «Знакомство с дикими животными» (познавательное развитие) группа раннего возраста. Цель: Расширять представление детей о внешнем.

Конспект ОД по познавательному развитию для детей старшей группы «Знакомство со свойствами бумаги» Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группы «Знакомство со свойствами бумаги» Цель: закрепление.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Дыханье русской старины» Занятие по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Дыханье русской старины» Разработала воспитатель 1 квалифицированной категории.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Знакомство с русской печкой»
Опубликовано: 17 января 2018 в 22:02
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД