Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Знакомство с русской печкой»

Людмила Тырлова
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Знакомство с русской печкой»

Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию

Тема: «Знакомство с русской печкой»

Цель: способствовать формированию представлений детей о традиционном убранстве русской избы, русской печью и её значением.

Образовательные задачи:

Конкретизировать представление детей о традиционном убранстве русской избы, знакомство с главной частью избы – печью, её назначением.

Развивающие задачи:

Развивать словарный запас детей:

активизировать в речи слова: «ухват», «чугунок», «горшок», «печник», «устье», «шесток», «заслонка», «лежанка», др. ,

Продолжать знакомство с русским фольклором.

Воспитательные задачи:

Формировать эмоциональную отзывчивость, прививать интерес к культуре русского народа.

Ход НОД

Хозяюшка: Ото всех дверей!

Ото всех ворот,

Проходи скорей народ!

Проходи, кому охота!

А кому неохота - тоже проходи!

(Слайд 1 картинка печи)

Милости прошу ко мне. Проходите, присаживайтесь поближе к печи. Дорогих гостей всегда усаживали возле печи, а непрошенных возле порога.

Давайте с вами знакомиться: меня зовут Хозяюшка, а вы, из какого детского сада?

Ну, вот и познакомились.

А скажите, пожалуйста, у вас детский сад из чего построен?

Дети: Из кирпича

Хозяюшка: Молодцы, правильно, из кирпича - значит он… кирпичный. А я живу в деревянном рубленом доме. Может кто – нибудь из вас знает, как назывался в старину дом, такой как у меня?

Дети: Изба.

Хозяюшка: Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из деревянных бревен. Такие дома назывались избами. (Слайд1) Как назывался дом? (Изба) Строили избы всей деревней.

Посмотрите, а это мой дом.

(Слайд 2 Фотография нашей горницы.) (мелодия)

В старинной русской избе была всего одна комната, и почти половину ее занимала. А что? Отгадайте загадку, и увидите отгадку.

Загадка:

В избе – изба,

На избе – труба,

Зашумело в избе,

Загудело в трубе.

Видит пламя народ,

А тушить не идёт.

Кто догадался, что это?

Дети: Печка.

Хозяюшка: Это не просто печка – это русская печка. (Слайд)

Хозяюшка: Как уютно в моей горнице!

Спозаранку печка топится.

Котик лапкой умывается,

Наша сказка начинается!

На дровах огонь, пламя шустрое,

О тебе рассказ, печка русская.

Вьётся из трубы дым чуть свет,

Печки нет в избе – значит, жизни нет.

Хозяюшка: У кого дома есть печка? Почему так говорили: «Печи нет - жизни нет?»

Ответы детей

Хозяюшка: Правильно, ребята, печка нужна была для того, чтобы избу обогревать, готовить на ней еду, сушить обувь и одежду, сушить грибы и травы, самим греться. Погуляют малые детки студеной зимой на улице, намокнут, озябнут и скорее залезают на теплую печку отогреваться.

Ребята, а что теперь заменило печь. (Слайд)

Раньше дом обогревала печь, а теперь – батареи и обогреватели.

В печке готовили еду, а сейчас на чём готовят? Газ, а у кого и мультиварки.

Хозяюшка: Много разных и нужных предметов в русской избе, но центральное место в каждом доме занимала печь. Давайте рассмотрим, как устроена печь. (Слайд)

Печь клали из кирпича, но не из такого как сделан ваш детский сад, а из красного, а сверху обмазывали глиной, белили извёсткой. А клал печку – печник. Печника в деревне почитали.

У печи есть:

труба, устье, шесток, заслонка, лежанка.

-Устьем (Слайд) называют вот эту часть печки – это выходное отверстие, здесь готовили еду. (Слайд)

–А часть печи, рядом с устьем называют – шесток. (Слайд) Сюда ставят посуду, когда готовят.

- Труба (Слайд) - это часть печи, выведенная вверх, от потолка, от разделки на крышу. Кто из вас объяснит, для чего она нужна?

- Правильно, через трубу выходит дым на улицу.

Может кто-то из вас расскажет - почему это место называют лежанкой? (Слайд)

Ой, какие молодцы. Здесь можно отдыхать. В старину на печи спали дети и старики. (Слайд) А ещё печь была хорошим доктором: Уложат больного на тёплую печь, она так прогреет, что лучше любого горчичника.

А ещё у печки, есть заслонка (Слайд) - это железный лист с ручкой, закрывающий входное отверстие печи – устье. Как вы думаете, куда её ставили? (Слайд) Сейчас вместо заслонки у печки дверка. А зачем нужна заслонка?

Дети: Чтобы не выпали угли.

Хозяюшка: А кто из вас знает, чем топили русскую печь?

Дети: дровами (Слайд)

Хозяюшка: Дрова заготовляли впрок, сушили, а потом только топили. Этим занимались мужчины. Дрова заготовляли чаще зимой, т. к. зимой дел по хозяйству было меньше. Может кто – нибудь из вас расскажет, зачем сушили дрова?

Дети: Сухие дрова лучше горят.

Хозяюшка: У меня два полена: одно сухое, другое сырое. Надо определить какое из них сырое, а какое сухое. Кто желает. А как ты догадался?

Ребёнок: Оно тяжелее.

Хозяюшка: Вы хотите узнать, почему одно полено тяжелее другого?

Дети: Да.

Хозяюшка: Подойдите к столам и возьмите по одной тряпочке, смочите, теперь отожмите. В одну руку возьмите сырую тряпочку, а в другую сухую. Какая тяжелее? Чего много в сырой тряпочке?

Дети: Воды.

Хозяюшка: В сыром полене тоже много воды, поэтому оно тяжелее. Вытрите руки сухой тряпочкой и садитесь на места.

Мы ещё не доказали, что сухое полено горит лучше, чем сырое.

А теперь я отщипну лучину с помощью ножа от одного полена и от другого, чтобы убедиться, что сухое полено лучше горит, чем сырое. Как вы думаете, кто растоплял печь?

Дети: взрослые.

Хозяюшка: А что может произойти, если неправильно обращаться с огнём?

Дети: Пожар.

Хозяюшка: Значит, этот опыт буду проводить я. А, чтобы не произошёл пожар, я опыт буду проводить над ведром с водой. (Опыт.) Какая лучина лучше горела? Значит, сухие дрова горят лучше, что и требовалось доказать. А, чтобы дрова лучше топились, на ночь заносили охапку дров в избу и клали в подпечье.

Хозяюшка: Растопят печку, жарко в ней станет, пора и готовить.

В какой посуде готовили русские хозяйки?

Дети: в горшках, в чугунках (предлагаю ребенку показать чугунок). Чугунок – это посуда, в которой варили щи и кашу. Еда, приготовленная в чугунке в русской печи, была очень вкусная. (Слайд)

(Рассматривание чугунка)

Хозяюшка: Из чего делали чугунки?

Дети: Из чугуна

Хозяюшка: Скажите, пожалуйста, чугунок лёгкий или тяжёлый? А если уронить чугунок, что с ним произойдёт?

Дети: Ничего, потому, что чугун очень крепкий металл.

Хозяюшка: А это глиняный горшок. А из чего он сделан?

Дети: Из глины.

Хозяюшка: А если мы нечаянно уроним глиняный горшок, что с ним может произойти.

Дети: Он разобьётся.

Хозяюшка: Правильно. Значит с посудой, сделанной из глины, надо обращаться аккуратно.

Хозяюшка: Ставят чугунок на шесток. Ой, а как же поставить чугунок в печке-то горячо?

Дети: Ухватом

Хозяюшка: Правильно. (Слайд) (Предлагаю ребенку показать ухват, все рассматривают, действуют с ухватом) (Длинная рука держит чугунок за бока)

(мальчики)

Протопится печь, останутся угольки, пора пироги ставить в печь. Здесь уже помогает лопата. (Слайд) Теперь девочки попробуют поносить на лопате формочки.

Испеклись пироги, надо печь закрывать, а угольки ещё остались. Если с углями закроем, то в избе будет угарно. Если будем ждать, когда догорят угольки – выстудим избу. Что делать? А для этого в каждой избе была тушилка. Угольки из печи вынимали и в тушилку клали. Угольки не выбрасывали, а использовали для нагревания самоваров. С помощью угольков грели самовар, а где ещё можно было использовать горящие угли?

Дети: В утюги клали и утюгом гладили бельё.

Хозяюшка: В старину не было фломастеров, мелков, даже простых карандашей почти ни у кого не было. Зато в каждой избе были угольки. Вот и рисовали дети угольками, а вы хотите попробовать? (Рисование)

А когда прогорят угольки, что ещё остаётся в печке?

Дети: Зола. (Слайд)

Хозяюшка: А кто знает, где используют золу?

Дети: На огороде.

Хозяюшка: Ещё золу использовали в банях и при стирке, чтобы вода была мягкая.

Я хочу вам показать кочергу. С помощью кочерги шевелили в печи. Кочерга и сейчас есть у всех в доме, где топят печи. А это, ребята, помело. Им подметали в печке.

Все предметы, которые нужны были хозяйке, ставили с левой стороны печи.

Это место называется бабьим кутом и хозяйничала здесь хозяйка.

Я хочу вам еще сказать, что печку всегда держали в чистоте, украшали разными узорами и ласково называли ее Матушкой и говорили ей добрые ласковые и нежные слова.

- Давайте, ребята, вспомним русские народные сказки, в которых упоминается о печке. (Гуси-лебеди», «Маша и медведь», «По щучьему веленью», «Волк и семеро козлят»).(Слайд)

- Во всех сказках, печь – добрая волшебница. Она помогает героям, прячет от врагов, угощает сладкими пирожками.

И наша печка волшебная.

А я к печке подойду,

И подарочек найду.

Я для вас, мои друзья,

Баранок много испекла.

Прикреплённые файлы:

prezentacija3_muuji.pptx | 19954,54 Кб | Скачан: 17
 
Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательному развитию «Знакомство с домашними животными» (группа раннего возраста) Конспект НОД по познавательному развитию «Знакомство с домашними животными» (группа раннего возраста) Цель: Расширять представление детей.

Конспект НОД по познавательному развитию «Знакомство с символикой Нижнего Новгорода» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе Ефремов МКДОУ №21. Алтухова С. Ю. конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе Конспект НОД по математическому и сенсорному развитию в старшей группе Воспитатель: Кирилаха Е. А. Тема: «Путешествие на корабле» Цели:.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе Конспект по познавательному развитию «Письмо само никуда не пойдёт» Цель: формирование представлений об объектах окружающего мира. Задачи:.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Служба 01» Образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей о правилах пожарной безопасности в повседневной жизни; учить действовать во время.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе Тема: Знакомство с профессией – Продавец. Цель: Познакомить дошкольников с профессией продавец. Задачи: 1. Вызывать у детей интерес к окружающему.

Конспект НОД по познавательному развитию «Знакомство с дикими животными» (группа раннего возраста) Конспект НОД «Знакомство с дикими животными» (познавательное развитие) группа раннего возраста. Цель: Расширять представление детей о внешнем.

Конспект ОД по познавательному развитию для детей старшей группы «Знакомство со свойствами бумаги» Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группы «Знакомство со свойствами бумаги» Цель: закрепление.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Дыханье русской старины» Занятие по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Дыханье русской старины» Разработала воспитатель 1 квалифицированной категории.

Библиотека изображений:
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
Автор публикации:
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Знакомство с русской печкой»
Опубликовано: 17 января 2018 в 22:02
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 октября. День даров Фрёбеля на МААМ

Немецкий дошкольный педагог XIX века Фридрих Фрёбель придумал сам термин «детский сад». Это название стало частью его мировоззрения: что ребёнок похож на цветок, который надо заботливо выращивать,...

15 октября. Всемирный день мытья рук

В 2008 году прошло первое «мировое мытье рук». В этой акции участвовало 120 миллионов детей из 70 стран мира. Взрослые рассказывали малышам, зачем нужно мыть руки с мылом, а дети под их наблюдением...

Картотека стихов по культурно-гигиеническим навыкам
15 ОКТЯБРЯ. ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ МЫТЬЯ РУК. СТИХИ ПРО УМЫВАНИЕ *** Зайка начал умываться, Видно в гости он собрался, Вымыл ротик, Вымыл носик, Вымыл...
Фотоотчет «Осенний альбом»
Сегодня, дорогие коллеги, хочу познакомить вас с "Осенним альбомом". Лет десять назад в нашей группе был реализован проект "Времена года". И одним из...
Конспект наблюдения за берёзой в октябре в средней группе
Цели: продолжение знакомства с березой. Задачи: - учить выделять характерные признаки дерева и изменения, связанные с временем года; - воспитывать...