Ольга Васильевна Дмитрова
Конспект НОД «Вода: тайны». Старший дошкольный возраст
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие у детей интереса к познанию и личностного стремления к практическому исследованию важнейшего составляющего среды обитания – воды. Изготовление лэпбука на тему «Вода»
Задачи
Образовательные:
- способствовать накоплению у детей представлений о свойствах воды
- познакомить детей с круговоротом воды в природе
Развивающие:
- развивать наблюдательность, логическое мышление, познавательный интерес детей в процессе эксперимента
- развивать речь детей, активизировать их словарь
Воспитательные:
Публикация «Конспект НОД „Вода: тайны“, Старший дошкольный возраст» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2017
- воспитывать аккуратность при проведении экспериментов, дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща заниматься
- воспитывать чувство любви к родной природе
Словарная работа: объяснить детям понятие испарилась, вещество, круговорот
Индивидуальная работа: активизировать малоактивных детей Влада, Ксюшу, формировать имеющиеся у них представления, предполагаемые догадки, гипотезы
Предшествующие материалы: разучивание физкультминутки, народных изречений о воде, чтение рассказов и сказок о воде, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильма «Беги ручеек», «Секреты воды», отгадывание загадок.
Оборудование и материалы: баночки разной формы, листы бумаги, мерные стаканчики, вода, молоко, термос с горячей водой, зеркальце, схема «Круговорот воды», салфетки, чашки, ложки, соль, сахар.
Ход организованной деятельности:
Воспитатель: Ребята, кто такие ученые? (ответы детей) А вы знаете, где работают ученые, где проводят опыты, эксперименты? (ответы детей) А вы хотите попробовать стать учеными? (одеть фартуки, колпаки). Что мы будем изучать?
Отгадайте загадку:
На свете нет ее сильнее,
В руках ее не удержать,
На свете нет ее буйнее,
И на коне не обогнать.
Дети: Вода
Воспитатель: Вода – самое удивительное вещество на свете. Вы с водой хорошо знакомы, не раз шлепали под дождем, разбрызгивая лужи, пускали в ручеек кораблики, плескались в речке или море. Но давайте приглядимся к ней лучше, познакомимся со свойствами этого необходимого вещества.
Ребята, нам встретилось новое слово – вещество. Какие вы знаете вещества? (ответы детей). Да, это вода, песок, глина, уголь и т. д. Это разные вещества, у каждого из них свои свойства. Как вы думаете, какие свойства имеет вода?
Дети: Бесцветная, без запаха, прозрачная
Воспитатель: Как вы считаете, кому нужна вода?
Дети: Человеку, животным, растениям, всем живым организмам на Земле
Воспитатель: А для чего нужна вода человеку?
Дети: Вода нужна для питья, полива растений и т. д.
Воспитатель: Что делает человек водой?
Дети: Поливает, варит, стирает, купается
Воспитатель: Как вы думаете, может ли вода навредить человеку?
Дети: Может произойти наводнение и т. д.
Воспитатель: Без воды не сделать очень многих простых, обычных дел, вода ничем не заменима
Много ее – беда!
Мало ее – беда!
Нужна она нам всегда
Больше, чем даже вода
Воспитатель: Много свойств у воды можно обнаружить, если вооружиться терпением. Терпение и внимание необходимы нам, потому что мы будем проводить опыты. Ребята, как вы думаете, вода – это вещество жидкое или сыпучее. А как проверить? Я предлагаю сделать такой опыт.
Опыт № 1 «Вода жидкая»
Возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Затем перельем эту воду в широкую баночку (потом пробует другой ребенок). Теперь скажите, что происходит с водой, если ее переливать в посуду разной формы
Дети: Вода принимает форму сосуда. Вода – это жидкое вещество или жидкость. Это помогает воде течь по трубам. Какие картинки нам помогут об этом рассказать? (картинки – агрегатные состояния воды)
Воспитатель: А вот песок – это жидкость? (нет)
Попробуйте на подносе сделать кучки из песка. Песок – сыпучий
(убрать подносы, поставить другие)
Итак, мы определили, что вода – это жидкость.
А как вы думаете, какого вода цвета?
Опыт № 2 «У воды нет цвета»
Воспитатель: Чтобы убедиться, что вода бесцветная, возьмем две одинаковые баночки. В одной – вода, а в другой – молоко. Опустим в них палочки или спички,
рассмотрим сверху. Что увидим?
Дети: Палочку в воде видим, а в молоке - нет.
Воспитатель: Какой можно сделать вывод?
Дети: Через воду виден предмет, а через молоко – нет.
Воспитатель: Ребята, представьте себе, что вода в реке была бы не прозрачной, а как в сказке «молочная река с кисельными берегами». Кстати, как называется эта сказка? Могли бы рыбы, растения жить, развиваться в таких молочных реках? (нет)
Воспитатель: Ребята, непрозрачная (мутная) вода не пропускает солнечных лучей, а без этого в водоемах: реках, озерах, не смогут расти водоросли. А если не будет растительности, нечем будет питаться животному миру, рыбам.
А какие еще вы знаете сказки, связанные с водой?
Дети: «Гадкий утенок», «Мойдодыр», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Лиса и волк» и т. д.
Всем нужна чистая, прозрачная вода! Поэтому нельзя загрязнять водоемы, воду нужно беречь и беречь природу (картина «Береги воду»)
Воспитатель: Ребята! А теперь я предлагаю немного отдохнуть. Поиграем в игру «Путешествие капельки».
(Дети надевают шапочки – «капельки», воспитатель одевает бумажную корону с изображением тучки)
Воспитатель: Я мама – тучка, а вы ребята – мои детки – капельки.
(Дети окружают маму тучку, прыгают вокруг нее, водят хоровод)
Дети: Мама, отпусти нас погулять на Землю
Воспитатель: Хорошо, мои капельки, я отпущу вас погулять на Землю. Обещаете мне, будете вести себя хорошо, не баловаться. Прошу вас полить растения, умыть Землю и вернуться домой обратно.
Дети разбегаются в разные стороны, потом собираются вместе, становятся друг за другом, образуя ручейки. Ручейков должно быть несколько. Затем ручейки соединяются вместе. Река впадает в океан, дети делают широкий круг.
Мама – тучка напоминает: (картинка «Круговорот воды в природе»)
- Капельки, пора возвращаться домой, появилось солнышко. Дети кружатся, по одному возвращаются к тучке, тучка просит рассказать, что сделали на Земле. Мама – тучка выслушивает все ответы детей
- Я полил леса, поля, луг
- Я умыл Землю
- Я полил растения и цветы
- Я полил деток, которые гуляли на улице
- Я полил животных
- Я нечаянно попал в лужу…
Воспитатель: Послушайте, что произошло однажды летом с мальчиком Денисом. Решил Денис порисовать новыми красками. Налил воды в блюдце, приготовил кисточки, бумагу, краски. Только устроился у открытого окна, ребята начали играть в футбол. Бросил Дениска свое рисование и убежал во двор. Поздно вернулся Дениска, хотел порисовать, глядь, а воды в блюдце нет. Что такое? Маринка, крикнул он сестре, ты мою воду вылила?
«Нет»,– ответила Маринка
Сел Дениска, задумался. Куда девалась вода? Пропала, исчезла, испарилась? Как вы думаете, куда девалась вода?
Дети: Испарилась, превратилась в пар
Воспитатель: Еще одно свойство воды – она испаряется. Как вы думаете, куда испарилась вода? Вода как невидимка исчезает. А как можно проверить, что вода испарилась?
Проведем еще один опыт и убедимся, что вода испаряется, пар – это тоже вода.
Опыт № 3 «Пар – это тоже вода» (картинка «Агрегатные состояния воды»)
Возьмем термос с горячей водой и зеркальце. Подержим над термосом зеркальце, видны капельки воды. Горячая вода превратилась в пар.
Дети: Пар – это капельки воды
Воспитатель: Почему его можно назвать невидимкой
Дети: Потому что вода испаряется и исчезает
Воспитатель: Куда исчезла вода у Дениски из блюдца?
Дети: Испарилась
Воспитатель: А сейчас рассмотрим схему «Круговорот воды».
Воспитатель предлагает ребенку рассказать по схеме.
Другой ребенок рассказывает стихотворение
В природе путешествует вода.
Она не исчезает никогда:
То в снег превратится, то в лед,
Растает и снова в поход,
По горным вершинам
Широким долинам,
Вдруг в небо взовьется,
Дождем обернется.
Вокруг оглянитесь
В природу вглядитесь:
Вас окружает везде и всегда,
Эта волшебница – наша вода!
Воспитатель: Куда же девается дождевая вода? (ответы детей)
Часть ее уходит в землю, а в некоторых местах остаются лужи. Подумайте, куда они деваются?
Дети: испаряются
Воспитатель: Вот еще одно свойство воды – она испаряется Ребята, любую ли воду можно пить? А талую воду можно пить? Сравним талую воду и воду из-под крана. Даже самый белый чистый снег грязнее воды из-под крана. Чистый снег – грязная талая вода, не пригодна для питья человеку. Что с талой водой делать? Она хороша для полива растений. Давайте польем наши цветы. Итак, в талой воде много микробов, которые могут нанести вред здоровью. Значит, снег нельзя есть. Для того, чтобы не болели, нужно из кипяченой воды делать витаминные чаи. А какие лекарственные растения вы знаете (шиповник, ромашка, мята, липа, зверобой)
А кто знает, как приготовить чай.
Опыт № 4 (о способности растворять)
Правильно, например, добавить в чай сахар, залить кипятком, дать настояться
(мы с вами после занятия тоже попьем чай в группе)
Воспитатель: А теперь давайте напомните мне, с какими свойствами воды мы познакомились и оформим это в виде книги, которая будет напоминать нам о научной работе.
Дети: Вода жидкое, бесцветное вещество, испаряется, не имеет вкуса и запаха.
Воспитатель предлагает детям найти условные обозначения, подтверждающие свойства воды: вода меняет форму, прозрачность воды, отсутствие вкуса, цвета и запаха, о трех агрегатных состояниях воды: жидком, твердом, парообразном; схеме круговорота воды в природе, загадок стихов, пословиц, сказок о воде, значении воды в жизни человека и разместить это в «кармашках» лэпбука.
Воспитатель: Нужно бережно относиться к природе, к воде, не засорять водоемы. А что вам больше всего понравилось в нашей лаборатории
Дети: Опыты и изготовление лэпбука
Воспитатель: На этом наша работа закончена