Наталья Савельева
Конспект НОД «Экономика для дошкольников» по познавательному развитию в старшей группе (5–6 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект педагогического мероприятия
«Экономика для дошкольников»
Образовательная область:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Возрастная группа – старшая (5-6 лет).
Воспитатель: Савельева Наталья Владимировна
(1 квалификационная категория)
Тип занятия: интегрированная педагогическая деятельность.
Цель: продолжать знакомить детей с основами экономического воспитания посредством формы организации образовательной деятельности – конференция.
Публикация «Конспект НОД „Экономика для дошкольников“ по познавательному развитию в старшей группе (5–6 лет)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Задачи приоритетной педагогической деятельности:
Познавательное развитие: формирование предпосылок экономического сознания детей старшего дошкольного возраста, экономического мышления; познакомить детей с элементарными экономическими понятиями; учить решать простейшие экономические задачи.
Задачи образовательных областей в интеграции:
Речевое развитие: расширять активный словарный запас дошкольников экономическими терминами: бартер, доход, расход и т. д. ; продолжать учить детей составлять развернутый ответ на вопрос.
Социально-коммуникативное развитие: организовать работу детей в группах посредством свободного по деятельности выбора партнеров; способствовать развитию позитивных, доброжелательных отношений между детьми при работе в группах; соблюдать правила совместной работы.
Формирование предпосылок учебной деятельности: формирование умения слушать и слышать.
Оборудование для детей:
• Бейджики
• Книги, иллюстрации, словарь
• Планшеты, ноутбук
• Денежные купюры, монеты
• Электронные весы
• Карточки с заданиями по номиналу монет.
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Проблемная ситуация.
Дети с воспитателем заходят в группу, здороваются с гостями. Встают полукругом.
Воспитатель: «Ребята, сегодня я вас приглашаю на необычное занятие-конференцию по математике «Экономика для дошкольников»! Это будет очень интересно, вы согласны?».
Ответы детей.
Воспитатель: «Ребята, мы приглашены на конференцию, а вы знаете, что такое конференция? Конференция – это собрание по определённой теме, а тему мы с вами уже знаем, экономика. Ребята, а математика и экономика связаны между собой? Чем?»
Ответы детей (цифрами и расчетами).
Воспитатель: «Так что же такое – экономика? Экономика – это наука о том, как правильно, бережливо вести хозяйство». То есть мы выбираем экономическое направление. А каким образом мы можем передать наши сообщения на конференцию?
Ответы детей: записать видео и отправить электронной почтой.
Устанавливается видеокамера для записи сообщений на конференции.
Прикрепление бейджика каждому из участников.
Воспитатель: «Уважаемые участники конференции, мы уже немного знакомы с экономикой, давайте откроем наш экономический словарик:
Что такое?:
o Деньги – разрешенное государством и законом средство обмена.
o Цена – количество денег, которое нужно заплатить за товар.
o Доход – это деньги, которые получает (зарабатывает) семья и человек.
o Реклама – информация о товарах с целью их продажи, а также способ распространения своего товара.
o Товар – это то, что люди производят, продают и покупают. Каждая вещь – это товар.
Наше выступление на конференции посвящено истории денег и тому, где хранят деньги. Работать мы с вами будем в группах, информацию для своего сообщения получать вы будете из разных источников: схемы, картинки, распечатки из детских энциклопедий».
Воспитатель предлагает детям разделиться на две группы по свободному выбору партнеров. Для каждой группы подготовлены столы с необходимым информационным материалом.
Воспитатель:
1 группа работает по теме «История денег».
2 группа работает по теме «Дом, где живут деньги».
Основной этап (деятельный этап)
Сообщение 1 группы «История денег»:
Было время, когда человечество, еще не знало, что такое деньги. Это был древний мир. Люди просто обменивались полезными необходимыми вещами. Деньги заменяли ракушки, шкуры животных, фигурки из слоновой кости, украшения, бусины, камушки и многое другое. Гончары менялись горшками, земледельцы – зерном и маслом, скотоводы – шерстью, мясом. Так люди обменивались различными предметами своего труда. Но это было не всегда удобно. Постепенно роль денег перешла к металлам. Сначала деньги имели форму металлической полосы, пластины, тарелки или кольца. У металлических денег есть недостаток – они тяжелые и занимают много места, так появились маленькие металлические круглые монеты, а затем и бумажные деньги (купюры).
Воспитатель: «Ребята, видите, как было неудобно обмениваться друг с другом без денег, необходимо было носить товар для обмена с собой. Спасибо за доклад вашей группе. Ребята второй группы, вам был интересен доклад, что нового вы узнали?».
Ответы детей.
Воспитатель: Предлагаю вам всем поиграть в игру.
Игра «Обмен»:
Дети делятся на пары, каждому из них раздаются товары для обмена. Задача: произвести обмен между собой, чтобы получить нужную вещь. Начинаем, например, с фразы «Возьми мою машинку, потому что она… (призыв, реклама). Дети стараются произвести обмен.
Воспитатель: «Понравилось вам обмениваться товаром? Получили желаемый результат? Какие вы молодцы, справились с задачей и обменяли один товар на другой. Состоялся обмен, а в экономике он называется бартер».
Сообщение 2 группы «Дом, где хранят деньги».
С того времени, как появились монеты и бумажные деньги, люди стали бояться за свои капиталы, которые хранились дома. И люди стали сдавать свои деньги на хранение в банк. Банк – это место, где хранятся деньги в специальных сейфах и строго охраняются. От хранения денег в банке есть выгода – банк платит проценты за хранение денег. Положишь в банк 100 рублей, а через год получишь 110 рублей. А платит банк проценты потому, что ему есть польза от тех денег, которые кладут на хранение, например выдача кредитов. От любых действий с деньгами банк получает прибыль – значит можно и проценты платить. В банк мы приносим деньги не только для хранения, мы оплачивает разные услуги: плата за квартиру, детский сад, телефон и многое другое.
Воспитатель: «Спасибо вам, юные экономисты, за ваши сообщения! Ребята, мы много говорим о деньгах. А умеют ли деньги говорить? (ответы детей). Давайте поэкспериментируем: возьмите монеты в руки и потрясите ими, что вы слышите? Звон! А теперь возьмите бумажные купюры – помните их, что вы слышите? Шуршание! Значит и деньги умеют по-своему говорить! Посмотрите на монеты, лежащие перед вами, чем они отличаются? (ответы):
- размером;
- номиналом (пояснение для детей - официально объявленная стоимость);
- годом выпуска;
- весом.
Хотите проверить, какая монета сколько весит?».
Работа в парах:
Дети делятся на пары, чтобы взвесить монеты. Сопоставить номинал монеты с ее весом (карточкой количества грамм).
Воспитатель: «Ребята, мы с вами можем сложить вес монет и узнать, сколько весят две и три или пять различных монет. Вот и еще одна наглядная связь математики и экономики.
Мы с вами пользуемся российскими монетами и купюрами, так как мы живём в России, а в других государствах есть свои денежные знаки. Называются они все – иностранная валюта, а вот какие денежные знаки вы знаете? Может наши гости нам помогут?».
Ответы гостей и детей.
Дети стоят полукругом.
Воспитатель: «Юные экономисты, вы любите играть? Предлагаю вам экономическую игру «Скажи наоборот»:
Купить – продать Взять – отдать
Рубль – евро Дорогой – дешевый
Доход – расход Металлическая – бумажная
Премия – шраф Экономия - растрата
Рефлексия:
Воспитатель: «Вот и подошло время заканчивать сообщение для конференции «Экономика для дошкольников». Давайте вспомним, какие новые слова мы с вами сегодня узнали:
- конференция
- экономика
- бартер (обмен)
- капитал (накопленные деньги)
- проценты
- купюры
- валюта (иностранные деньги)
- номинал (официально объявленная стоимость).
Ребята, возьмите по одной монетке. У нас есть два кошелька (зеленый и красный, если вам была интересна наша встреча на конференции и наши сообщения, и вы считаете, что вам сегодня всё удалось, разместите монеты в кошелек зеленого цвета, а если что либо не удалось – монеты в кошелек красного цвета».
Воспитатель спрашивает у детей, размещающих монеты, почему тот или иной ребенок (1-2) положил монеты в данный кошелек.
Воспитатель: «Спасибо всем участникам конференции за активную работу!».