Лучший педагог года

Конспект НОД «Знакомство детей с бытом, ремеслами и традициями Руси»

надежда трапезникова
Конспект НОД «Знакомство детей с бытом, ремеслами и традициями Руси»

Методическая разработка

Приобщение детей к истокам русской народной культуры

НОД по познавательному развитию

«Знакомство детей с бытом, ремёслами, традициями Руси».

(Средняя- старшая группа)

Подготовила: Трапезникова Н. Э., старший воспитатель

обособленного структурного подразделения

«Шалакушский детский сад»

Шалакушской СШ

Цель:

Публикация «Конспект НОД „Знакомство детей с бытом, ремеслами и традициями Руси“» размещена в разделах

Продолжать формировать у детей представление о прошлом нашей Родины, учить делать сравнительную характеристику жизни детей в древности и современности. Познакомить детей с основными правилами народного этикета. Поддерживать интерес к миру взрослых, вызывать желание следовать тому, что достойно подражания. Развивать чувство национального достоинства и гордости за творческое наследие наших предков. Продолжать знакомить детей с особенностями русской избы. Обогатить и расширить представление детей о быте и ремёслах, утвари наших предков. Вызвать эмоциональную отзывчивость к увиденному и услышанному в ходе познавательной и творческой деятельности.

Предшествующая работа:

Посещение русской избы, чтение сказок, беседа «Предметы домашней утвари из бересты», рассматривание иллюстраций «Ремёсла старины», разучивание народных игр, загадок и др., занятия по изодеятельности (северодвинская роспись, НОД «Край мой северный», пополнение родителями атрибутами русской избы и др., рисунки родителей о старине.

Материал: столы для работы детей «плетение коврика из полосок бумаги»

Организация: оформление выставки работ родителей, выставка одежды из старины, выставка иллюстраций по ремёслам,, аудиозапись.

Методическиеприё мы:

Рассказ-беседа, загадки, пословицы, народная игра «Арина», творческая деятельность, поощрения.

Ход занятия: - Дети, хотите отправиться в путешествие, в прошлое нашей Руси? И оправимся мы с вами в русскую избу. Но для этого надо вспомнить правила народного этикета. (домашнее задание детям)

- Входя в дом, гость обязательно снимал шапку и крестился на образа, а затем кланялся, приветствуя хозяев, этим гость показывал, что пришёл в дом с добрыми намерениями.

- Его приглашали откушать хлеба-соли и сажали за стол на самое почётное место – у икон, рядом с хозяином.

- Когда семья собиралась за столом, все сидели чинно, спокойно, ели не торопясь. А если какой-нибудь ребёнок вёл себя чересчур шумно, то получал в наказание деревянной ложкой по лбу.

- При прощании гость кланялся хозяевам – это демонстрация уважения, пожелания добра.

Воспитатель в роли Хозяюшки.

Приход в избу. -Усаживаемся поудобнее (лавочки с половиками, низкие табуреточки, сундук)

- Наша изба ровно тепла, домом жить –не лукошко шить, домом жить – не развеся уши ходить, домом жить- обо всём тужить, дом вести –не лапти плести. - У нас в избе много старинных предметов. Угадайте, о чё м я говорю:

- Мать толста, дочь красна, сын сокол, под небеса ушёл. (печь)

- У неё в печурочке –золотые чурочки. (дрова в печи)

Рассматривание утвари и загадывание загадок. Игра с бубном: «Ты, катись весёлый бубен, быстро, быстро по рукам. У кого весёлый бубен, тот загадку скажет нам.»

- Четыре брата под одной крышей стоят. (стол)

- Чёрный конь, скачет в огонь. (кочерга)

- Не бык, а бодает, не ест, а еду хватает, что схватит –отдаёт, сам в угол идёт.

(ухват)

- Стоит попадья, тремя поясами подпоясана. (кадка)

- Рыба в море, хвост на заборе. (ковш)

- Сверху дыра, снизу –дыра, а по середине – огонь и вода. (самовар)

- Все голубки вокруг одной прорубки. (ложки с блюдцем)

Рассматривание утвари, посуды: чугуны, горшки, крынки, глиняные миски, берестяные короба, лукошки и др. (их назначение)

Колыбель с куклой. – Баю, баю, баиньки, купим сыну валенки…

- Это, дети, люлька, в которой спали маленькие дети. Здесь спит берегиня Дрёма. Убаюкивала мама своего малыша и Дрёму укладывала рядышком. Такую берегиню она делала ещё до рождения малыша, чтобы оберегать малыша от плохих снов, чтоб малыш спал спокойно и рос здоровым. Делали берегиню из ткани, простого полена. Для игр также шили кукол из материи; мастерили из глины, дерева, природного материала различные игрушки (сравнение с современными игрушками).

- Славился наш народ уменьем и сноровкой. Посмотрите, какие половики ткали, на специальных станках в доме, потому и значение «домотканый» объясняет это слово. В старину во всех избах стояли ткацкие станки.

- «Сия прялка изрядна –хозяюшка обрядна». Прялка тоже в каждой избе была. Раньше в крестьянской семье начинали прясть с детства. Она была самым почитаемых предметом в доме, отец заказывал для своей дочери ко дню свадьбы подарок –прялку – у лучшего деревенского мастера. Русская прялка состоит из стояка с гребнем и лопастью, к которой прикрепляется кудель, а также донца, на которое садится пряха (рассказ с показом прялки).

- Выставка одежды (подборка родителей, поделок из бересты и капа (умельца Шалакуши- Лыкова Л. Н.). В ходе рассматривания педагог ведёт рассказ, можно и меньше слов о каждом ремесле или отдельно о каждом в течение уч. года. (по усмотрению педагога)

Народная вышивка. – Одно из древних художественных ремёсел –это вышивка. С давних времён сеют на нашей земле лён и ткут из него холст на ткацком станке. Небогатый гардероб был у наших предков. У крестьянок платье из века в век одно и то же – сарафан да рубаха. Вот скатерть на сундуке, полотенце на зеркале, и подзор на кровати –из льна. И всё одного цвета-белого. Но вот взялась русская женщина за иголку. Легла на крестьянский стол расписная скатерть- и в избе стало светлее. Стало нарядным полотенце. А ведь бывало без полотенца никуда, ни одно крупное событие не обходилось без него: и свадьба, и рождение, и похороны.

Одна другой краше выходили в праздник девушки на гулянье. С великим мастерством расшиты сарафаны, у парней рубашки вышивкой украшены. (косоворотка, рубаха, кофта, сарафан, узоры – птица, конь, чудо-дерево, волшебные цветы).

Предметы из бересты и капа (можно отдельно на занятиях по народному творчеству, а на открытых лишь маленькую часть).

- Практическая часть. Дети, хотите стать настоящими мастерами. Сейчас мы попробуем плести ковёр из полосок бумаги. (заранее приготовлены заготовки, звучит народная музыка, дети выполняют и дарят гостям). Подведение детей к пословицам : «Мал золотник да дорог», Трудиться- всегда пригодится», «Труд кормит, а лень портит». – Понравилось ли вам путешествие в прошлое? Что нового и интересного вы узнали? Хозяйка избы приглашает детей в гости в следующий раз. Прощаются.

Литература:

1. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Авт. сост. Натарова В. И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005

2. Знакомство детей с русским народным творчеством. Авт. Сост. А. С. Кукрина и др. – СПб: «Детство-Пресс»,-2001

Публикации по теме:

Ежедневное планирование «Знакомство с народной культурой и традициями» — «Дымковская игрушка» Непосредственно образовательная деятельность Образовательная деятельность в режимных моментах Создание предметно-пространственной развивающей.

Фотоотчет «Знакомим детей с казачьим бытом через театрализованную деятельность»Фотоотчет «Знакомим детей с казачьим бытом через театрализованную деятельность» Чтобы познакомить ребенка с чем то и он это хорошо запомнил, лучше всего использовать тактильные методы или непосредственное участие в этом.

Художественно-познавательный проект в старшей группе детей с ООП «Знакомство с культурой, традициями и искусством Японии» Художественно-познавательный проект в старшей группе (5- 6 лет) детей с ООП Проектная идея: Провести цикл мероприятий по художественно-эстетической.

Календарно-тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с бытом и культурой русского народаКалендарно-тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с бытом и культурой русского народа ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СТАРШЕЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ ТЕМА "Русская изба" Цель:формирование у детей представлений о культуре быта русского.

Занятие в старшей группе «Знакомство с народной культурой и традициями» Задачи: -Формировать эстетическое отношение и развивать творческие возможности детей в процессе интеграции различных видов деятельности:.

Конспект занятия «История Руси»Конспект занятия «История Руси» Цель: Закреплять и расширять знания детей о прошлом нашей Родины; формировать представление о Руси способствовать проявлению интереса к.

Конспект мастер-класса «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными ремеслами»Конспект мастер-класса «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными ремеслами» Творческая мастерская. Мастер класс «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными ремеслами».

Широкая Масленица. Знакомство детей с народными традициями и обрядами ВидеоШирокая Масленица. Знакомство детей с народными традициями и обрядами Видео Сколько открытий делает ежедневно малыш! Они овеяны особым эмоциональным отношением, которое проявляется только в детстве. И, хотя многие.

Воспитание детей на Руси "Старых чти, как отца, а молодых как братьев. Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, оттого ведь душа погибнет и тело. Что имеет хорошего,.

Опыт работы «Знакомство дошкольников с обычаями и традициями русского народа» В этом году тема Августовской педагогической конференции называлась «Проектирование и реализация основных и дополнительных программ в дошкольной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Знакомство детей с бытом, ремеслами и традициями Руси»
Опубликовано: 24 декабря 2019 в 12:04
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД