Получи документы

Конспект НОД «Золотая соломинка» в подготовительной группе

Любовь Тепайкина
Конспект НОД «Золотая соломинка» в подготовительной группе

Конспект НОД в подготовительной группе

«Золотая соломинка»

Воспитатель: Тепайкина Л. Н.

Цель: Знакомство с природным материалом – соломой, способах её использования. Привитие интереса к декоративно-прикладному творчеству, формирование эстетического вкуса и практических навыков.

Программное содержание:

Образовательные задачи:

формировать ценностное отношение к истории (люди, животные, предметы быта);

Публикация «Конспект НОД „Золотая соломинка“ в подготовительной группе» размещена в разделах

знакомить с особенностями фактуры природного материала;

знакомить с творчеством народных мастеров;

усвоить правила и приемы выполнения аппликации из соломы.

Развивающие задачи:

развивать интерес к работе с природным материалом – соломой, желание овладеть соломенным мастерством;

развивать творческое мышление, трудолюбие, терпение и усидчивость;

развивать согласованность глаза и руки, совершенствовать гибкость и точность в выполнении действий.

Воспитательные задачи:

воспитывать уважение к народным традициям;

заложить основы художественного вкуса.

Словарная работа: солома, крестьяне, изба, лапти.

Материал и оборудование: мультимедийное оборудование, аудиозапись музыкальных композиций, тряпичный мешочек, клубочек, солома, лапти, макет избы, макет скотного двора, игрушечные домашние животные, сундучок, соломенные куклы, лоскутки ткани, нитки, картины из соломы, соломка, клей ПВА, калька, тазик с водой, ножницы, салфетки на каждого ребенка.

Методы и приемы: словесный, наглядно–демонстрационный, практический

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Ход НОД

В. Сегодня солнечный ясный денек. Ребята, давайте потянемся к солнышку, лучик возьмем, к сердцу прижмем, и друг другу отдадим.

В. Ребята, совсем недавно я нашла волшебный мешочек своей бабушки и вспомнила, как давно в детстве она удивляла меня разными чудесами, которые прятались в этом мешочке. Хотите узнать, какие чудеса в нем прячутся?

Ответы детей.

В. Слушайте загадку, ребята:

Рос на поле колосок -

Молотил его мужичок.

А все что после колоска останется

Как называется?

Д. Солома.

Звучит таинственная музыка, воспитатель открывает мешочек и достает горсть соломы.

В. Что такое солома?

Д. Солома — сухие стебли зерновых растений, после того, как их обмолотили, т. е. освободили от зерна.

В. Речь сегодня пойдет о соломе. Вы мне можете возразить: «Что же в ней чудесного?» Но, обо всем по порядку. Вы готовы слушать?

Ответы детей.

В. В старину далекую у крестьян была поговорка «Солома и согреет, и от ветра укроет, и накормит, и спать уложит, и развеселит, и позабавит, и радость принесет». Ну как солома может спать уложить или развеселить? Она - такая хрупкая и ломкая. Ребята, получается какая-то загадка. Давайте ее разгадаем.

В. Для этого нам необходимо перенестись в прошлое. А поможет нам в этом клубочек моей бабушки.

Ты катись, катись, клубочек

По лесам и по лугам,

Укажи ты путь-дорожку,

Чтоб не заблудиться нам.

В старину нас проведи

И о многом расскажи.

Звучит музыка, дети оказываются в атмосфере старинного быта.

В. Ребята, что это?

Д. Лапти и солома.

В. Что такое лапти?

Д. Это обувь крестьян. Лапти были очень удобными, легкими. Их плели из полосок коры деревьев.

В. Правильно, ребята. В лаптях крестьяне ходили и летом и зимой. В зимнее время для тепла в лапти набивали солому. Так ногам было тепло. Вот и первое чудесное свойство соломы – солома греет.

В. Посмотрите, что вы видите?

Д. Дом.

В. Как в старину назывался дом у крестьян?

Д. Изба.

В. Что необычного для вас в этой избе?

Д. У неё крыша из соломы.

В. «Под соломенной крышей зимой в избе теплее, а летом прохладнее», — утверждали крестьяне. Соломенной крыше никакой ветер не страшен. Вот и второе чудесное свойство соломы – солома от ветра укроет.

В. Посмотрите, что это?

Д. Скотный двор.

В. Кого вы там видите?

Д. Животных.

В. Издавна повелось - в зимнее время животных кормить соломой. Они едят солому с удовольствием. Это, конечно, не основной корм для животных, но в нем содержится много питательных веществ. Вот и разобрались мы в том, что солома накормит.

В. Посмотрите, ребята, какая перинка лежит на лавочке. Потрогайте её. Из чего она сделана?

Д. Это матрас, набитый соломой.

В. На Руси соломенный матрас считался целебным. В него также добавляли лекарственные травы. Сельские люди - крестьяне - любили спать на соломе – все лучше, чем на голой лавке. Вот почему говорят - солома спать уложит.

В. Ребята, обратите внимание, какой красивый сундучок стоит на столе. Интересно, что в нем лежит? «Сундучок мой, сундучок, приоткрой нам свой бочок».

Воспитатель открывает сундучок.

В. Что лежит в сундучке?

Д. Куклы.

В. Ребята, согласитесь, что куклы эти необычные. Что в них необычного?

Д. Они сделаны из соломы.

В. У вас дома или в детском саду есть такие куклы? Где мы можем их видеть?

Д. У нас нет таких кукол, их можно увидеть в музее, на выставках декоративного творчества.

В. Первые соломенные игрушки родились прямо в поле, куда женщины брали с собой малых детей. Чтобы дети не капризничали, мать делала куклу из пучка соломы. Ребята, вам нравятся такие игрушки?

(Ответы детей)

В. А ещё деревенские ребятишки любили наряжать такие куколки. Как вы думаете, что служило одеждой для кукол?

Д. Лоскутки ткани.

В. А вы бы хотели, нарядить эти куклы?

Ответы детей.

В. Я заранее для вас заготовила разноцветные лоскутки. Из них мы можем сделать юбку. Чтобы сделать юбку, нужно обернуть нижнюю часть туловища тканью и зафиксировать ее нитками.

Воспитатель демонстрирует все на примере одной куклы, затем дети работают самостоятельно.

В. Как преобразились ваши куклы! Молодцы. Ребята, придумайте для своей куклы имя.

Воспитатель обращается к детям со словами: «, как зовут твою куклу?»

Дети отвечают: «Мою куклу зовут…».

В. Ребята, забавные куклы у нас получились?

(Ответы детей)

В. Вот ещё одно чудесное свойство соломы – солома позабавит.

В. Ребята, сейчас я предлагаю поиграть в русскую народную игру. А соломинка нам в этом поможет.

Проводится РНИ «Соломинка».

Дети встают в круг, прячут руки за спину. Воспитатель произносит слова: «Хожу, разглядываю, кому быть соломинкой – загадываю», одному из детей кладет соломинку в руку. Все хором произносят: «Выходи соломинка, выходи. Что ребятам делать – покажи». Тот, у кого оказалась соломинка, показывает движения, которые повторяют все ребята.

В. Ребята, вам понравилось играть, весело ли вам было?

(Ответы детей)

В. Вот почему про солому говорят, что она развеселить умеет.

В. Теперь нам осталось разобраться, какую радость солома приносит? Хотите узнать?

(Ответы детей)

В. Для вас у меня – особый рассказ.

Давайте-ка сядем рядком, так и дело пойдет ладком.

Пусть наши глазки все видят, ушки все слышат.

Голова запоминает, а ротик ей не мешает.

Демонстрируется презентация на экране с одновременным рассказом воспитателя.

Сказка о царевне Золотая Соломинка.

Однажды вот что произошло. Упал с воза пучок соломы, да так и остался лежать, никто его не заметил. Пришла осень, и стал поливать его дождь, а потом засыпало снегом - так и остались зимовать тонкие желтые соломинки.

Но вот, пришла, наконец, весна. Стал таять снег. Взглянули соломины друг на друга и горько заплакали:

Наш пришел последний час,

Затоптали в луже нас.

Услыхало солнышко грустную песенку соломинок, прикоснулось к ним, и произошло чудо! Соломинки превратились в нарядных красивых девушек, очень похожих друг на друга.

Солнышко прошептало:

- Отныне у вас будут золотые руки, и вы сможете из простых соломинок творить золотые чудеса.

Оглянулись девушки и увидели прекрасный терем.

Стали жить в сказочном тереме сестрицы-мастерицы. Рядом с теремом вырос удивительный городок, и все, кто в нем жил, научились превращать обыкновенную солому в чудесные картины.

Прослышали люди о чудо-городке, и стали приходить да приезжать туда, чтобы научиться соломенному мастерству. С тех пор славятся золотые картины на весь свет!

В. Ребята, моя бабушка тоже бывала в гостях у сестер-мастериц и научилась работать с золотой соломкой. Свое мастерство мне передала. Посмотрите, какие картины я изготовила по сюжетам русских народных сказок. Какие сказки напоминают вам эти картины?

Д. Колобок.

Д. Курочка-ряба.

Д. Теремок.

Д. Репка.

Д. Соломенный бычок – смоляной бочок.

Д. Царевна-лягушка.

Д. По щучьему велению.

В. Ребята, а вам понравились сказочные картины? Какие чувства у вас возникли, глядя на эти необычные картины?

Д. Восхищение, удивление, радость.

Д. Вот и последняя разгадка – красивые картины из соломы приносят людям радость.

В. Ребята одну картину я не успела закончить. Как вы думаете, чего не хватает на этой картине? (демонстрируется незаконченная картина с соломенным бычком).

Д. Можно сделать бабочек, травку, цветочки, солнышко и т. д.

В. А вы мне поможете закончить картину?

(Ответы детей)

В. Ну что ж, садитесь за стол, мы вместе будем работать.

Дети с воспитателем садятся за стол.

В. Я вас познакомлю с процессом изготовления картин из соломы. Сначала солому необходимо подготовить к работе. Нужно развернуть соломенную трубочку. Ребята, попробуйте развернуть соломинку, чтобы получилась ленточка.

Сухая соломенная трубочка ломается, расщепляется.

Воспитатель погружает соломку в таз с теплой водой на несколько минут и предлагает ее развернуть вновь. Сырая соломка легко разворачивается.

В. Сырая соломка легко разворачивается – так получается соломенная лента. После того, как смоченную в воде ленточку развернули, её нужно просушить. Ребята, понюхайте соломенные ленточки. Чем они пахнут?

Дети нюхают соломенные ленточки.

Д. Они пахнут хлебом, пирогами, печеньем.

В. Ребята, опишите соломенные ленточки. Какие они?

Дети рассматривают соломенные ленты.

Д. Лента имеет две стороны. Первая - блестящая, желтая, гладкая; вторая - не блестит, белая, шершавая.

В. Сравните соломенные ленты по оттенкам.

Д. Глянцевые поверхности имеют разныe оттенки - от серебристо-белого, ярко-желтого до темно-коричневого.

В. Соломенные ленты нужно наклеить на лист бумаги, плотно состыковывая между собой. После этого нужно наметить деталь, вырезать и приклеить на выбранный фон. Чаще всего фон выбирается темный, так как на темном фоне золотая соломка выглядит особенно привлекательно.

В. Прежде чем приступить к работе, подготовим наши ручки.

Наши пальчики

Неугомонные, как зайчики

Режут, клеят, мастерят –

Удивить народ хотят.

Мы ладошки разогреем

И покажем, что умеем.

В. Давайте приступим к работе. У меня есть готовые соломенные детали. Разложите все заготовки около бычка. А затем каждую из них приклейте с помощью клея и кисточки.

Дети совместно с воспитателем работают под музыку.

В. Вот и готова наша картина. Посмотрите, как радуется бычок. Ребята, вам понравилась картина, которую мы сделали вместе?

(Ответы детей)

В. Мне тоже очень понравилась картина, после того, как мы её доработали. Ребята, вы настоящие мастера, вы хорошо поработали. Теперь пришло время возвращаться в детский сад. Нам опять поможет клубок моей бабушки. Но где же он?

Ребята находят клубочек.

В. Клубочек-клубок, приведи нас в детский сад «Теремок».

Дети идут за клубочком и садятся на стульчики.

В. Ребята, что нового и интересного вы сегодня узнали?

(Ответы детей)

В. Вам понравилось быть творцами-мастерами?

(Ответы детей)

В. Ребята, мне очень понравилось с вами работать, спасибо. Вам я приготовила угощение.

Публикации по теме:

Занятие по чтению русской народной сказке «Пузырь, соломинка и лапоть» во второй младшей группеЗанятие по чтению русской народной сказке «Пузырь, соломинка и лапоть» во второй младшей группе Чтение художественной литературы Вторая младшая группа Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть» Задачи: учить слушать и пересказывать.

Конспект НОД по чтению художественной литературы в подготовительной к школе группе «Золотая рыбка»Конспект НОД по чтению художественной литературы в подготовительной к школе группе «Золотая рыбка» Тема: «Путешествие в сказку А. С. Пушкина» Цель: Закрепить содержание сказки «О рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина. Задачи: Формировать умение.

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Осень золотая» Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Осень золотая» Цель: активизация и актуализация словаря по теме «Осень». Задачи:.

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Золотая осень!» Цель: Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Задачи: 1. Закрепить умения устанавливать связь между.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть» Конспект НОД по развитию речи в средней группе на тему: "Пересказ сказки "Пузырь, соломинка и лапоть" Задачи: - учить детей подбирать.

Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе «Золотая осень»Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе «Золотая осень» Программное содержание: • Учить отражать в рисунке впечатления от золотой осени, передавать ее колорит. • Закреплять умение рисовать разнообразные.

«Золотая осень». Конспект НОД в средней группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №49» Конспект непрерывной образовательной деятельности в группе.

Конспект НОД в старшей группе «Золотая хохлома»Конспект НОД в старшей группе «Золотая хохлома» Конспекты занятия по изобразительной деятельности в старшей группе «Золотая хохлома» Программное содержание: Знакомить с красивым искусством.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Пузырь, соломинка и лапоть» Программные задачи: связная речь: учить пересказывать короткую сказку, выразитель-но передавать диалог персонажей, словарь и грамматика:.

НОД по рисованию методом тычка в подготовительной группе «Осень золотая»НОД по рисованию методом тычка в подготовительной группе «Осень золотая» НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) в подготовительной группе + Фотоотчет Тема: «Осень золотая» Программное содержание:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Золотая соломинка» в подготовительной группе
Опубликовано: 15 декабря 2018 в 11:08
+41Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД