Елисеева Светлана
Конспект обобщающей беседы для детей старшей группы «Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование обобщенного представления детей о зиме, о состоянии живой и не живой природы.
Задачи: 1. Закреплять представления детей о характерных признаках зимы. 2. Развивать умение устанавливать простейшие причинно - следственные связи в живой и не живой природе, сравнивать, делать выводы. 3. Формировать эмоционально-эстетическое отношение к зимним явлениям природы.
4. Воспитывать бережное отношение к природе, заботу о братьях меньших.
Оборудование: магнитная доска, ящик, шишки.
Наглядный материал: иллюстрации о зиме и зимних явлениях, зимующих птицах, о жизни животных зимой.
Публикация «Конспект обобщающей беседы для детей старшей группы „Зима“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Предварительная работа: чтение художественной литературы; наблюдения в природе; рассматривание картин и иллюстраций о зиме и зимних явлениях, зимующих птицах, о жизни животных зимой.
Раздается стук в дверь. Входит Чебурашка.
Ч. : Здравствуйте, ребята. Давненько я у вас не был. У меня столько интересных новостей и я очень хочу ими с вами поделиться.
В. : Здравствуй, Чебурашка! И мы по тебе тоже соскучились. А что ты прячешь за спиной? Ч. : Сейчас все покажу и расскажу. (Из-за спины протягивает ящик). В. : Ты принес апельсины? Ч. : Нет. Давайте, ребята, садитесь поудобнее. Скажите, пожалуйста, вы любите загадки? (Да). Тогда слушайте внимательно.
Белое покрывало
На земле лежало.
Лето пришло —
Оно всё сошло. (Снег)
Морковка белая
Всю зиму росла.
Солнышко пригрело
И морковку съело. (Сосулька)
Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно. (Лёд)
Все его зимой боятся —
Больно может он кусаться.
Прячьте уши, щёки, нос,
Ведь на улице. (Мороз)
Покружилась звёздочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка)
Мы слепили снежный ком,
Шляпу сделали на нём,
Нос приделали, и в миг
Получился. (Снеговик)
Кто зимой метёт и злится,
Дует, воет и кружится,
Стелет белую постель?
Это — снежная. (Метель)
Ч. : - О каком времени года идет речь в загадках? Как вы догадались? - Какие признаки зимы вы знаете? (Ответы детей). - Молодцы, ребята, правильно ответили.
Ч. : Ребята, я ведь раньше никогда зимы не видел и очень переживал за зверей и птиц, которые остаются в лесу на всю зиму. Но меня успокоил крокодил Гена и рассказал о том, как зимуют в лесу звери и птицы. А вы знаете? (Ответы детей). - Как называются птицы, которые остаются с нами зимовать? (зимующие). Назовите зимующих птиц (голубь, воробей, ворона, сорока) - Как можно помочь птицам зимой? Почему мы должны им помогать? (Птицам тяжело найти корм, они могут замерзнуть и умереть, мы развешиваем кормушки, кормим птиц семенами). - Какая птица в январские морозы выводит птенцов? Почему? (Клесты выводят своих птенцов в январе, потому что на елках много шишек. Семенами шишек кормят клесты маленьких птенцов).
- Почему некоторые звери меняют цвет шерсти на более светлый? (Чтобы замаскироваться, стать незаметными).
- Расскажите как зимуют животные. (Медведь, заяц, белка, лиса).
(Медведь ложится в спячку, питается накопленным за лето жиром. Заяц меняет цвет шерсти с серой на белую, питается корой деревьев, молодыми веточками. Белка готовит запасы на зиму в кладовых, меняет шерсть с рыжей на серую. Лиса охотится на мышей и зайцев, в непогоду прячется в норе).
Ч. : Ух ты, как много вы, ребята, знаете!
В. : Чебурашка, ребята, я вам предлагаю отправиться с помощью игры в зимнее путешествие.
«В лесу»
Весь засыпан снегом лес.
(повернулись вправо, правую руку отвели назад,
повернулись влево, левую руку отвели назад)
Здесь по снегу скачет зайка. (прыгаем)
Там синичек села стайка. (машем руками, как крыльями)
Здесь лисичка за кустом. (приседаем, смотрим направо)
Там в дупле бельчонка дом. (встаём, поднимаем руки вверх)
Ч. : Зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад. Я буду называть природное явление, а вы отвечайте.
Мороз (что делает) – трещит, щиплет, кусает.
Метель (что делает) – вьется, бушует, воет, метет.
Снег (что делает) – идет, летит, падает, кружится.
Снежинки зимой (что делают) – падают, кружатся, блестят, тают.
Лед на солнце (что делает) – блестит, сверкает, искрится.
Зимой звери (что делают) – спят, меняют шубку, зимуют.
Дети на зимней прогулке (что делают) - гуляют, катаются, играют, веселятся. Что можно сделать из снега и льда зимой на улице?- снеговика, крепость, снежный город, ледяные фигуры, каток.
В: А, сейчас я буду зачитывать вам приметы зимы, если вы согласны со мной, то хлопните в ладоши, если не согласны – топайте ногами.
Падает снег.
Летают бабочки.
Метёт метель.
Цветут одуванчики.
Наряжают ёлку. Лепят снеговика.
Рисуют мелом на асфальте.
Замерзают реки.
Загорают на пляже.
Катаются на санках.
Играют в снежки.
Катаются на велосипеде.
Тепло одеваются.
Играют в песке.
Лепят снеговиков.
Встречают Новый год.
Купаются в море.
Строят снежную горку.
Зеленеют листья на деревьях.
Падают снежинки.
Ч. : Молодцы, ребята, ничего не перепутали. А вот у меня еще один вопрос имеется. Поможете разобраться?
В. : Конечно, Чебурашка.
Ч. : (Чебурашка открывает ящик, а в нем шишки). – Когда мы с Геной гуляли по зимнему лесу, я увидел странную картину. Зелеными были только елки и сосны, а с остальных деревьев кто-то сорвал все листья. Я не стал об этом спрашивать у Гены и вот пришел к вам.
В. : Ребята, что происходит с растениями зимой? (Деревья и кусты стоят без листьев, они погружаются в сон. Зимой мало влаги, света, питательных веществ, поэтому еще осенью деревья сбрасывают листву. Весной, когда снова выглянет теплое солнышко, на деревьях и кустах вырастут новые листочки).
Ч. : Ну что ж, с нетерпением буду ждать весну и понаблюдаю за этим явлением.
В. : Чебурашка, а шишки зачем принес?
Ч. : Ребята, помогите, пожалуйста, превратить эти шишки в лесных жителей.
В. : Обязательно поможем. Ребята, сначала подумайте, кого вы хотите сконструировать, что вам для этого необходимо, как вы будете скреплять шишки и другие детали. Если будут трудности, то на столе у вас есть подсказки – технологические карты. Готовы? Можете начинать волшебное превращение шишки в лесного жителя.
Ч. : Ребята, какие вы молодцы! Какие замечательные лесные жители у вас получились из шишек. Я обязательно покажу их моему другу Гене и расскажу ему, как зимуют звери, птицы, растения. До свидания, ребята.
В. : Вы, ребята, молодцы справились со всеми заданиями нашего гостя. Ну а мы с вами будем ждать наступления весны!