Папки-передвижки

Конспект образовательной деятельности для старших дошкольников «Эколог — профессия будущего»

Елена Набиуллина
Конспект образовательной деятельности для старших дошкольников «Эколог — профессия будущего»

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Центр развития ребенка. Детский сад №32»

Авторы составители:

Набиуллина Елена Анатольевна

Воспитатель высшей

квалификационной категории

Поныровская Татьяна Ивановна

Воспитатель высшей

квалификационной категории

За генеральную уборку

Пора приняться нам, Земля!

Что в говорильне нашей толку?

Природа плачет о себе!

Сумеют выжить только крысы,

Чертополох и таракан,

Ворона тоже будет лысой!

Приятно ль жить с такими нам?

Эколог – друг, защитник жизни,

Все человечество любя,

Не дай пропасть родной Отчизне,

Публикация «Конспект образовательной деятельности для старших дошкольников „Эколог — профессия будущего“» размещена в разделах

Мы будем слушаться тебя.

Актуальность

В современных условиях проблема профессиональной ориентации приобретает особую актуальность. Сегодня каждому необходимо владеть информацией о себе (своих уровне знаний и умений и др., меняющемся мире профессий.

Ознакомление с миром профессий начинается в дошкольном возрасте и осуществляется за счет развития эмоционального отношения к окружающим, к профессиональной деятельности родителей. Профессиональная ориентация дошкольников направлена на расширение представлений о мире труда и профессий, формирования ценностного отношения к труду.

В наше время достаточно часто можно услышать профессию эколог, но мало кто знает, чем на самом деле занимается этот специалист. Его работа оказывает огромный вклад в окружающую среду.

Эколог – специалист, который анализирует и разрабатывает меры по уменьшению вреда, оказываемого людьми на окружающую среду. На сегодняшний день очень остро стоит проблема сохранения природы и улучшения её состояния. Деятельность заводов, горные разработки, добыча полезных ископаемых, продукты жизнедеятельности людей – всё это неблагоприятно сказывается на окружающей среде. В скором времени спрос на профессию эколога будет резко возрастать, и она станет самой востребованной профессией в мире.

Профессия эколог - описание

Экологи изучают причины, по которым высыхают водоёмы, ухудшается состояние воды, воздуха, степень воздействия на природу и животный мир человека и промышленных производств. Они легко выявляют степень загрязнения окружающего мира, а также какое воздействие оказывают ядерные или ракетные испытания на экологическую обстановку в целом.

Цель: Формирование у дошкольников интереса к области трудовой и профессиональной деятельности эколога.

Задачи:

• Способствовать ранней «предпрофессиональной ориентации» детей старшего дошкольного возраста

• Познакомить детей с профессией эколог, определить её значение для нашего города;

• Формировать представления о том, что разные виды труда позволяют обеспечивать разные потребности;

• Обобщить знания детей дошкольного возраста о разнообразии растительного и животного мира Прибайкалья;

• Воспитание гуманно-ценностного отношения ко всему живому в окружающей среде.

Дети отправляются в путешествие по Байкалу. Входят в зал и видят за деревьями зацепившийся воздушный шар.

Сюрпризный момент. Появляется девочка Саманта.

Саманта: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Саманта, я путешествую по разным странам, городам и красивым местам всего мира. Я летела на озеро Байкал, на остров Ольхон, я правильно приземлилась? Куда я попала?

Дети отвечают: Нет, это не озеро Байкал. А прилетела ты в город Братск на улицу Юбилейная 9, в детский сад 32 «Рябинка».

Саманта : Сейчас я посмотрю на карте, где это находится. Воспитатель обращает внимание на стену с картой Иркутской области, дети показывают, озеро Байкал (красный флажок, город Братск отмечают флажком зеленого цвета.

Воспитатель обращается к Саманте: Ребята наши члены исследовательского клуба «Защитники природы». Они добрые, отзывчивые и любят природу родного края. Сделали много хороших дел, мы тебе сейчас покажем, а ты попробуй отгадать. Подвижная игра «Что мы видели, не скажем, а что делали, покажем». Дети движениями отображают различную созидательную деятельность человека (посадка деревьев, цветов, уборка мусора, опавших листьев, перекопка цветников, подкормка птиц и др.) После игры воспитатель предлагает Саманте разглядеть фотовыставку «Наши добрые дела».

Саманта: Мне очень приятно с вами познакомиться и подружиться. Может быть, вы мне подскажите, как добраться до Байкала, до острова Ольхон.

Воспитатель: А мы как раз собирались в путешествие на Байкал, можешь отправиться вместе с нами.

Саманта предлагает полететь на воздушном шаре.

Воспитатель: Ребята, но прежде чем отправиться, нам нужно взять необходимые вещи для путешествия.

Д/игра «Собери рюкзак» дети передают рюкзак по кругу, называют предметы, необходимые для путешествия. Саманта путает детей, кладет не нужные вещи. Рюкзак готов. Все вещи собраны.

Звучит аудиозапись музыки, дети рассаживаются на стульчики, представляют полет и смотрят на слайды.

Воспитатель (комментирует полет): Наш воздушный шар поднялся над детским садом, и воздушные потоки несут нас вперед. И вот мы над зеленым массивом, это тайга. Воздух чистый, дышится легко и приятно (слайды чистого зеленого леса)

ФОТО 1. ФОТО 2.

Дыхательная гимнастика «Чистый воздух».

А теперь, подул ветер и мы летим вправо (дети наклоняются вправо, затем влево) и наш шар оказывается над заводами с высокими трубами, из которых идет едкий дым (фото4). Трудно дышать, мы кашляем. В небе нет ни птиц, ни насекомых. Вода в реке, протекающей рядом с заводом грязная и мутная (фото 5, а она впадает в Байкал. Недалеко от реки свалка мусора – очень некрасивое зрелище (слайды заводов, загрязненных рек, фото 6).

Воспитатель: Вижу под нами какое- то здание, это экологическая лаборатория исследований природы на Байкале. Давайте приземлимся и посмотрим, чем же там занимаются ученые - экологи.

На земле детей встречает Эколог Миша и приглашает в лабораторию.

Воспитатель: Здравствуйте, мы пролетали над вашей лабораторией и решили познакомиться с профессией эколога, чем вы занимаетесь

Эколог: Мы всегда рады гостям, нам очень приятно, что дети интересуются нашей работой. В наше время достаточно часто можно услышать профессию эколог, но мало кто знает, чем на самом деле занимается этот специалист. Его работа оказывает огромный вклад в окружающую среду.

Эколог – специалист, который анализирует и разрабатывает меры по уменьшению вреда, оказываемого людьми на окружающую среду. На сегодняшний день очень остро стоит проблема сохранения природы и улучшения её состояния

Экологи изучают причины, по которым высыхают водоёмы, ухудшается состояние воды, воздуха, степень воздействия на природу и животный мир человека и промышленных производств. Они легко выявляют степень загрязнения окружающего мира.

В нашей лаборатории мы проводим опыты, эксперименты, проверяем чистоту воздуха, почвы и воды. Если обнаруживаем нарушения, то сообщаем лесникам, ученым, в природоохранные службы.

Воспитатель: Уважаемый эколог Миша, а мы когда летели, видели кучи свалок на берегу рек и озера, это очень опасно и вредно для природы?

Эколог: А вы как ребята думаете, наносят вред окружающей среде свалки мусора? Ответы детей. Эколог Миша предлагает провести

Эксперимент «Свалка и дождь»

Цель: показать, как загрязняющие вещества со свалки проникают в почву и, как долго она остается загрязненной.

Материал: емкость с прозрачными стенками, песок, губки, пипетка, шприц, лейка с водой, чернила, подставка под емкость.

Ход: насыпьте на дно контейнера слой песка, на него положите губки - это почва. Один край контейнера поставьте на подставку, чтобы он был наклонен. Наберите в пипетку несколько капель чернил и капните на губки - представляем что это свалка, на свалку попало какое- то ядовитое вещество, бездумно брошенное человеком или предприятием. (Привести примеры вредных веществ). Показать капли чернил, кажется, что их совсем мало и лежат они сверху, никому не мешая. Но вот пошел дождь, (Полейте на губку воду из лейки) что происходит? Очистилась ли губка (почва? Исчезло ли ядовитое вещество? Если нет, то куда оно делось? После этого предложите детям шприцем откачать воду из песка в опущенной части контейнера. Какого цвета вода? Почему? (если бы здесь был колодец). Можно ли пить эту воду? А если в этом месте растет яблоня? Можно ли есть ее яблоки? Эксперимент продолжается пока вода в шприце не станет чистой. Каждый раз дети оценивают чистоту воды и подсчитывают количество «дождей», понадобившихся для полной очистки почвы.

Вывод: заводы и фабрики, которые сбрасывают в почву ядовитые вещества, наносят вред природе и здоровью человека. Опасные вредные вещества нужно сдавать в специальные места, где их перерабатывают и обезвреживают. На свалке может быть много вредных веществ, которые просачиваются в почву. Нельзя собирать ягоды, фрукты, грибы или брать воду из колодца, если они находятся рядом с заводом, фабрикой или свалкой.

Саманта: А я видела, когда мы летели мутную коричневую речку, с черными пятнами по воде. Это в Сибири такие реки?

Эколог Миша: Нет, дорогая Саманта реки такими не должны быть, они должны быть прозрачными, голубыми, чистыми. А грязными они становятся от чего? Как вы думаете ребята?

Ответы детей(человек загрязняет: выбрасывает мусор, моет машины, заводы и фабрики сбрасывают отходы производства, нефть разливается в моря и реки).

Эколог Миша: Для животных и растений это опасно? Давайте проведем еще один эксперимент Птицы и нефть

Цель: Помочь детям понять, как загрязнение водоемов нефтью влияет на водоплавающих птиц.

Материал: Птичьи перья и любое растительное масло.

Ход: Подбросим перышко и внимательно проследим за его полетом. Теперь обмакнем перо в растительное масло и еще раз подбросим его вверх. (Обращаем внимание детей на то, как быстро, перо «камнем» падает вниз).

Вывод: Строение перьев помогает летать, «отталкивая» крыльями воздух вниз; сами же они при этом поднимаются вверх. Когда водоплавающая птица садится на воду, покрытую нефтяной пленкой, ее перья загрязняются. Они слипаются и теряют способность «отталкивать» воздух, а значит, птица не может взлететь и становится легкой добычей хищника.

Воспитатель: Спасибо уважаемый ученый эколог за интересные эксперименты, за то что ты познакомил нас с профессий эколога. Ммы обязательно придем еще, а сейчас нам пора двигаться дальше.

Саманта: Как пить хочется. Достает из рюкзака бутылку, но она пустая (закрыли плохо крышку и вода вытекла). Идет к озеру, набирает воду и предлагает детям (вода грязная).

Воспитатель: Ребята, можно такую воду пить? В путешествиях и походах лучше сырую воду не употреблять, ее нужно очистить. Как? Дети предлагают способы очистки воды, показывают опыт «Чистая вода»(использовать активированный уголь и вату), а затем обязательно прокипятить.

Саманта: Какая прозрачная вода в Байкале!

Фото8

Интересно почему вода в Байкале чистая? В байкальской воде (от поверхности до дна) живут разнообразные животные и растения, многие из которых не встречаются больше нигде в мире. Живые санитары Байкала играют важную роль в жизни озера. Именно они, профильтровывая воду, делают её чистой и прозрачной.

Это пресноводные губки- самые древние обитатели Байкала. Всю свою жизнь они проводят на одном месте: прикрепляются к камням и растут. Через множество пор губки втягивают воду. Бактерии и частицы водорослей приклеиваются к липким воротничкам, которые находятся внутри губок, а чистая профильтрованная вода выводится через специальные отверстия – устья. И губки насыщаются, и вода становится чистой. Фото 9.

Воспитатель. Разместите на карте озера Байкал этих удивительных животных.

Дети находят картинки с изображением губок и помещают их на карте.

Воспитатель. А это моллюски – раковинные животные. Раковины надежно укрывают их мягкие нежные тела. Если раковины состоят из двух створок с плотно смыкающимися краями, моллюсков называют двустворчатыми. Эти моллюски, как и губки, фильтруют воду. Вылавливая из неё мельчайшие организмы, которые служат им пищей.

Фото 10.

Ломкая бенедикция

Байкальская затворка

В байкальской воде водятся и ракообразные животные. Они тоже являются фильтрами. Рачки – настоящие санитары Байкала. Они поедают останки рыб и других животных, очищая воду озера.

Фото 11

Самый знаменитый рачок Байкала – эпишура. Он обитает только в этих водах. В его ротовом аппарате есть многочисленные щетинки, образующие ловчую сеть, в которую попадают бактерии и водоросли.

Дети находят картинки с изображением ракообразных и моллюсков, размещают их на карте Байкала.

Воспитатель: кто еще помогает в трудном деле очистки воды губкам, рачкам и другим животным?

Дети: водоросли, населяющие как толщу воды, так и дно озера. Они не только выделяют кислород, необходимый для дыхания водных животных, но и служит им пищей. В Байкале живет множество видов водорослей.

Саманта: А что произойдет, если в Байкале исчезнут водоросли? (Ответы детей).

Саманта: А что произойдет, если исчезнут рачки, губки и моллюски?

(Ответы детей) Правильно вода постепенно становится мутной и затянется илом.

Воспитатель. Ученые пытались выращивать губок и рачков в других водоемах, но они не прижились и погибли. Поэтому надо очень бережно относиться, к этим уникальным обитателем Байкала, которые делают воду чистой. На территории Байкала находятся несколько заповедников. А для защиты окружающей среды вокруг озера создана санитарная зона. Все мы жители Прибайкалья должны бороться за чистоту и красоту природы нашего края.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете (слышали) как говорят про Байкал? (Уникальное озеро, Жемчужина Сибири, Байкал называют колодцем планеты, голубой жемчужиной, памятником природы). Как вы думаете, почему?

Дети: Байкал – озеро с самым большим на Земле запасом пресной воды. Это озеро очень красиво.

Саманта: Я тоже кое, что слышала о Байкале, что все реки втекают в него. Воспитатель: Ребята, разве все реки втекают в Байкал? Дети: В Байкал втекает 336 рек и речек, а вытекает только одна Ангара.

Воспитатель: Давайте пойдем по берегу и полюбуемся красотой озера.

Саманта плачет:

Ой-ой, не могу идти наступила на сучок и поцарапала ногу. Помогите мне.

Дети высказывают варианты помощи (в рюкзаке есть аптечка, подорожник можно приложить). Катя Б. рассказывает о подорожнике если придет. Оказав помощь, любуются Байкалом

. Фильм о Байкале.

Саманта: Сколько животных я увидела, а вы, каких животных увидели? Рассказы детей о лосе, медведе, олене и др.

Из-за ширмы появляется белек (нерпа). Тревожно оглядывается по сторонам. Увидев детей, очень пугается. Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кого и чего боится нерпа? Разве у нее есть враги? Дети отвечают: охотники, черные вороны, выброс в озеро ядовитых веществ, загрязнение окружающей природы все это грозит жизни байкальской нерпы.

Саманта: Чем же питается нерпа?

Дети называют рыбу, которая водится в Байкале: омуль, осетр, щука, хариус. Нерпа: Есть рыба, которую я люблю больше всех других. Загадывает загадку.

Что за рыбка-невеличка –

меньше вашей рукавички?

А на солнце рыбка тает,

рыбьим жиром истекает.

Что за рыбка-иностранка?

Рыбка эта. (голомянка)

Д/и «Найди на картинке». Детям предлагаются картинки с рыбами озера Байкал и перепутанные буквы. Дети выбирают рыбу и выкладывают рядом ее название. Можно разделить на три команды и каждая команда выкладывает свою рыбу.

Саманта: Нерпа когда загадывала загадку, сказала, что на солнце рыбка тает. Это как?

Воспитатель: А мы тебе сейчас покажем.

Опыт «Прозрачная рыбка»

(На листок бумаги выложить кусочек масла и нагреть лампой, останется жирное пятно, вывод: голомянка если долго лежит на солнце, то может растаять)

Подвижная игра «Нерпа на охоте». На удочку подвязана рыбка, ведущий стоит в середине круга и закидывает удочку по кругу, дети стараются наступить или поймать руками.

Воспитатель: Давайте отметим на карте животных, которые живут на Байкале. Дети прощаются с нерпой и идут дальше.

Воспитатель: Вот мы и дошли до острова Ольхон. Ребята, а что вы знаете об этом острове? Фото 12

Дети: На Байкале 27 островов, самый крупный из которых Ольхон, его площадь около 700 кв. км. Ольхон находится на территории Прибайкальского национального парка и по достоинству считается одним из красивейших мест Байкала.

Существует, по крайней мере, две версии происхождения названия острова, обе проистекают из языка коренных жителей Ольхона - бурят. Согласно первой, название острова произошло от слова «ойхон» - «лесистый», согласно второй - от «ольхан» - «сухой». Обе вполне соответствуют облику Ольхона - он одновременно и сухой, и лесистый, поэтому отдать предпочтение какому-нибудь одному варианту затруднительно.

Саманта: А что это с деревьями? Кедры совсем голые стоят? Фото13

Саманта: Разве у вас осенью все деревья сбрасывают листву?

Воспитатель: Ребята, какие деревья сбрасывают листву? Хвойные или лиственные? Дети (лиственные сбрасывают всю листву, а хвойные сбрасывают хвою, но только не всю и медленно). Какие хвойные деревья вы знаете? Какие лиственные?

Воспитатель: Значит, с деревьями случилась беда. Что же это может быть?

МашаФ. Рассказывает про вредителей. Можно спросить, откуда она знает.

Дети проводят исследование «Гусеницы на деревьях». С лупами рассматривают кедры, обнаруживают гусениц.

Эксперимент «Размножение гусеницы» Гусеница может откладывать до 300 яиц. Веточку хвойного дерева обмакнуть в клей ПВА, а затем в манку. Таким способом гусеницы прилепляют свои яйца на деревьях. Дети думают, как можно помочь деревьям (привлечь птиц, обратиться к взрослым, что бы опрыскать деревья и др.)

Воспитатель: Эти деревья уже не спасти их нужно спилить и посадить другие. Этим занимаются специальные природоохранные службы, мы обязательно сообщим экологам, как только вернемся в детский сад. А мы давайте соберем кедровые шишки, чтобы посадить новые деревца. Только шишки все перепутались.

Д\И «С какого дерева шишка»

Помещают на карте деревья, которые растут на Байкале.

Саманта: Ребята, только насекомые могут наносить вред природе? А как себя должен вести человек в природе, чтобы ей не навредить? Д\И «Выбери правило» (карточки с правилами поведения)

Дети вместе с воспитателем: Люди должны с большой бережностью относиться к богатствам родного края и окружающей природе. Ведь она нас кормит, согревает, мы любуемся красотой лесов, полей, рек, гор и тех, кто живет там.

Давайте подарим Саманте на память Красную книгу Иркутской области, которую мы с вами сделали, а почему она так называется, вы расскажите? Ответы детей. Запомните растения и животных, которые внесены в красную книгу и особенно бережно относитесь к ним.

Звучит музыка, дети представляют полет (показ Байкала) фото14.

Приземляются в детском саду, предлагают Саманте вместе с ними посадить кедровые орешки, дарят ей на память кедровые шишки и отправляют в дальнейшее путешествие. Выпуск воздушного шара в окно.

Вывод:

- Важная профессия эколог? Да. Эклог – это тот человек, который оберегает и помогает нашей природе.

- Что мы должны сделать, чтобы помочь природе? (не мусорить, не брать диких животных домой, не разорять гнезда и т. д.)

-Как вы думаете, а нашему городу необходимы экологи? Конечно, необходимы. В нашем городе много заводов и фабрик, за работой которых необходимо следить.

– Ребята, что вы узнали о профессии эколог?

- Кто из вас хочет выбрать эту профессию и помогать природе всегда и везде?

Список использованных источников:

«Миры» на Байкале http://go.mail.ru/s; http://www.ocean.ru/content/view/556/41/

Экспедиция «Миры» на Байкале http://ru.wikipedia.org/wiki/

Тайны озера Байкал http://tainy.net/12537-tajny-ozera-bajkal.html

Уникальный мир Байкала http://www.mokrousova.ru/0001_mir_baikaka.htm

Турист 21 века http://turist-21v.ru/articles/ozero-bajjkal---dusha-rossii.html

Якиманская, И. С. Технология личностно-ориентированного образования / И. С. Якиманская. – М. : Сентябрь. – 176 с.

Публикации по теме:

«Интересная профессия — строитель». Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе Цель: Формирование представлений о труде взрослых, его роли в обществе; расширять представление детей о профессиях. Задачи: закрепить  знания.

Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной группе «Спор повара и пекаря, чья профессия важнее» Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной группе «Спор повара и пекаря, чья профессия важнее» Интеграция.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Профессия» для детей 6–7 лет Тема: «Юный пекарь» Возраст: подготовительная группа Вид детской деятельности: продуктивная, познавательно-исследовательская. Интеграция.

Конспект непрерывной образовательной деятельности «Курская битва» для старших дошкольников Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе «Курская Битва» Цель: формирование патриотических чувств на основе обогащения.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Путешествие муравья» для старших дошкольников Программное содержание: - обобщить представления детей о многообразии насекомых; - упражнять в различении и назывании ярких признаках (величина,.

Конспект открытой нетрадиционной образовательной деятельности «Профессия — воспитатель» Муниципальное автономное образовательное учреждение «Детский сад № 291» г. Пермь Конспект открытой нетрадиционной образовательной.

Конспект познавательной непосредственно образовательной деятельности для старших дошкольников ДОУ «Путешествие по профессиям»Конспект познавательной непосредственно образовательной деятельности для старших дошкольников ДОУ «Путешествие по профессиям» Конспект познавательной непосредственно образовательной деятельности для старших дошкольников ДОУ «Путешествие по профессиям». Автор: Федосеева.

Проект «Наука и профессия будущего»Проект «Наука и профессия будущего» Проект «Наука + профессия будущего» Участники проекта: Дети старших групп, воспитатели, родители. Продолжительность проекта: краткосрочный.

Презентация «Проект по лего-конструированию на тему «Профессия будущего — архитектор виртуальной реальности» Информационные технологии – одна из наиболее быстро развивающихся сфер экономики. Происходящие в ней изменения открывают новые, фантастические.

Воспитание старших дошкольников в продуктивных видах деятельности в дошкольной образовательной организации Воспитание – одна из главных задач общества. Это общественно значимый процесс и одна из основных категорий педагогики. Актуальность темы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект образовательной деятельности для старших дошкольников «Эколог — профессия будущего»
Опубликовано: 14 октября 2019 в 13:08
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД