Папки-передвижки

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Архитектура Тюмени»

Ксения Губанова
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Архитектура Тюмени»

1. Программное содержание: формирование представлений об особенностях архитектуры города Тюмени, ее видах, материалах для строительства, знакомство с деревянным зодчеством, резьбой по дереву как традиционным народным промыслом, воспитание уважения к труду других людей и восхищения своими земляками - мастерами, расширение словарного запаса.

2. Интеграция образовательных областей : познавательное развитие (формирование целостной картины мира, формирование элементарных математических представлений, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Публикация «Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию „Архитектура Тюмени“» размещена в разделах

3. Предварительная работа: знакомство с атрибутикой города Тюмени, основными современными достопримечательностями, дидактические игры (пазлы "Собери достопримечательность и др., изготовление макета "Проулки по улицам Тюмени", просмотр фильма Валентина Угрюмова "Тюмень. Фильм о городе", просмотр фото с изображением различных видов Тюмени.

4. Материалы и оборудование: у каждого ребенка на груди приклеена эмблема, на эмблемах изображены материалы, - дерево, кирпич, или камень (таким образом дети разделены на три группы, три стола, на них соответственно - маленькие кирпичики, деревянный конструктор - кубики и камешки, на 4-ом столе - различные предметы из дерева (ложка, игрушка - лошадка, игрушечные санки, маленький стульчик, гребешок - расческа). Картинки (или презентация) : памятники архитектуры Тюмени, различные постройки из дерева, необычные современные здания, изображение деревянного дома с отмеченными "частями", дидактическая игра "Собери наличник".

Ход организованной деятельности

Воспитатель приглашает детей подойти к столам. Дети рассматривают, трогают материалы.

Воспитатель: ребята, как вы думаете, что общего между всеми этими предметами?

Рассуждения детей.

Воспитатель: конечно, из этих материалов мы можем что-нибудь построить, давайте представим себя в роли строителей и построим домики, как настоящие, только маленькие. Хотите попробовать?

Дети: да!

Воспитатель: тогда для начала нам нужно узнать кое-что о строительстве. Современные дома строят множество машин, подъемные краны, бетономешалки и другая различная техника, но ведь у нас с вами этого нет и мы будем строить дома своими руками, также как наши предки в далеком прошлом. В нашем городе есть старинные дома - памятники архитектуры, возможно, вы видели некоторые из них.

Воспитатель показывает изображения памятников архитектуры Тюмени.

Воспитатель: первый дом построен из кирпича, второй - из камня, а третий - из дерева. Все они находятся в центре Тюмени, так как эта часть старейшая и с нее начинался наш город. Дома были построены в конце XIX - начале XX веков, то есть, им уже более ста лет! Все они являются памятниками архитектуры, а это значит, что их ни в коем случае нельзя сносить и разрушать. Как вы думаете, почему?

Рассуждения детей.

Воспитатель: безусловно, увидев и как следует разглядев старинные дома, а может быть, и побывав в некоторых из них, мы сможем многое узнать о жизни наших предков, полюбоваться необычной красотой домов и восхититься мастерством великих мастеров - строителей.

Сперва в этих домах жили купцы со своими семьями, ну а теперь некоторые из них переданы городу под музеи и другие учреждения, а в других располагаются рестораны.

А теперь давайте приступим к строительству. Каждая команда будет строить из того материала, который изображен на эмблемах.

Дети строят домики из кирпичиков, камешков и деревянных кубиков.

Воспитатель: замечательные у нас получились домики! А как вы думаете, из какого материала наши предки строили больше и чаще? Почему?

Рассуждения детей.

Воспитатель: разумеется, кирпичные и каменные дома очень прочные, не горят, не гниют, но все же, чаще строили из дерева, потому что оно было гораздо доступнее. ведь раньше у нас не было своего завода по производству кирпичей, материалы приходилось привозить издалека, это было трудно и дорого, ведь еще не было ни хороших дорог, ни транспорта. Люди, которые не могли себе позволить кирпич и камень, строили свои дома из дерева, но и эти здания сохранились ничуть не хуже и до сих пор радуют нас своей красотой и изысканностью. Кроме того, дерево очень теплое и легко обрабатывается несложным инструментом. Вообще дерево играло огромную роль в жизни наших предков.

Воспитатель приглашает детей к следующему столу, на котором разложены предметы из дерева.

Воспитатель: посмотрите на все эти предметы, что же еще можно делать из дерева?

Ответы детей.

Воспитатель: молодцы! Раньше, когда другие материалы были доступны не для всех, а некоторые - вообще еще не изобрели, из дерева делали посуду, игрушки. средства передвижения, - сани и телеги, мебель и другие предметы быта. А строили из дерева не только дома. Что же еще могли строить?

Ответы детей (бани, церкви, конюшни, амбары.)

Воспитатель: верно. Искусство проектировать и строить здания из дерева называется деревянное зодчество, а мастер, который работает с деревом, - зодчий.

Воспитатель показывает детям картинки с изображением красивых, цветных и ярких современных домов.

Воспитатель: современные архитекторы могут придумать дома необычной формы, разных цветов, строители могут сделать балконы причудливой формы, выложить яркий узор прямо из кирпичей или цветных плиток, украсить дом с помощью иллюминации. Но ведь людям всегда хотелось. чтобы дом выглядел красиво. Как же люди раньше могли украшать свои дома?

Рассуждения детей.

Воспитатель: изнутри дома, конечно, расписывали масляными красками, но снаружи их не раскрашивали, ведь из-за сильных морозов и частых осадков, краска не смогла бы продержаться долго. Был другой способ украшения.

Воспитатель показывает изображение деревянного дома с резными украшениями.

Воспитатель: искусство обрабатывать дерево, придавать ему правильную форму и вырезать на нем узоры называется резьба по дереву. В те времена, когда строительство было преимущественно деревянным, мастера были такими искусными, что могли создавать уникальные украшения для домов так, что ни один дом не был похожим на другой, у каждого был свой особенный "наряд".

Были такие мастера своего дела и в Тюмени, и делали они свою работу настолько качественно, что мы и сегодня можем прогуляться по исторической части города и полюбоваться красотой тюменского деревянного зодчества.

Давайте посмотрим, из каких частей состояли деревянные дома.

Воспитатель показывает изображение дома, показывает и называет его части (чело, крылья, наличники, приизба, подкрылки, веранда, полица).

Воспитатель: теперь, когда мы узнали о частях дома, давайте найдем их в домах нашего города.

Воспитатель показывает памятники деревянного зодчества Тюмени, вкратце рассказывает о них.

ДОМ - УСАДЬБА КОЛОКОЛЬНИКОВЫХ

Сейчас в усадьбе располагается музей истории семьи и города, который может посетить любой желающий.

ДОМ ВАСИЛИЯ БУРКОВА

В доме проживал купец с семьей. Он активно участвовал в жизни города, внес значительный вклад в духовное развитие и образование горожан. Теперь здесь Центр эстетического развития детей.

ДОМ СЕМЬИ ЧИРАЛОВЫХ

В доме проживала семья купцов. Теперь здесь расположен ресторан.

Ребята, а какая часть дома вам кажется наиболее красивой и нарядной?

Ответ детей.

Воспитатель: да, пожалуй это наличники. Мастер уделяли им больше внимания, иногда их украшали не просто узорами, а целыми сюжетными картинами. Причем каждый элемент что-то символизировал и мог рассказать прохожих о проживающих в доме людях. Например, свиток (грамота) говорил от том. что хозяева дома - образованные грамотные люди, а грозди или листья винограда символизировали, что хозяева богатые зажиточные люди., ведь для холодной Сибири виноград был тогда экзотическим "заморским" плодом. У некоторых домов украшали только наличники.

Кроме того, дом сравнивали с головой человека. Фасад, - переднюю часть дома (чело) - с лицом, верхнюю часть фасада, - со лбом, полотенца называли бровями, ну а окна?

Дети: глазами!

Воспитатель: верно, окна так и называли глаза дома. Еще и потому, что через окно мы можем видеть окружающий мир, через них мы смотрим. Поэтому окна старались особенно украсить резными наличниками. Давайте и мы представим себя в роли резчиков по дереву и попробуем правильно подобрать и собрать наличники к окнам тюменских домов.

Дети снова разбиваются на группы в соответствии с эмблемами, каждая группа получает по 2 окна (фото памятников архитектуры Тюмени, части их наличников, перепутанных между собой. Нужно правильно подобрать и собрать наличник к каждому окну.

Воспитатель: а теперь, команды, проверьте друг у друга, все ли справились с заданием?

Молодцы! отлично справились! Теперь расскажите мне, пожалуйста, о своих наличниках, какие геометрические фигуры и узоры вы в них разглядели, как вы думаете, что за люди могли жить в домах с такими наличниками?

Рассуждения детей.

Воспитатель: спасибо за ваши мнения! Сегодня мы с вами хорошо потрудились и узнали много нового, а кроме того, сами построили замечательные домики!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Берегите птиц» Тема «Берегите птиц». Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Части тела»Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Части тела» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Дорога для машины»Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Дорога для машины» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». Цель: развивать.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию «Снежинки» Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе Департамент образования Администрации города Ноябрьска МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВОЛОШКА» МУНИЦИПАЛЬНОГО.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием ЭОР «Путешествие в лес» Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием ЭОР «Путешествие в лес» Возрастная группа: старшая Тема недели:.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Путешествие в Волшебный город» Цель: развитие представлений детей о геометрических фигурах. Название: «Путешествие в Волшебный город». Образовательные области: «познавательное.

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Кот Леопольд в гостях» Цель занятия: формировать представление детей о транспорте, о пра-вилах дорожного движения, о дорожных знаках. Задачи: Образовательные:.

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Морские чудеса» Цель: способствовать формированию познавательной компетенции старших дошкольников через расширение представлений о морских обитателях. Задачи:.

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Как устроена природа» Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию тема: «Как устроена природа» подготовительная к школе группа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Архитектура Тюмени»
Опубликовано: 8 января 2016 в 20:46
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД