Анна Ишина
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Путешествие к матушке природе» для детей среднего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей среднего дошкольного возраста на тему:
«Путешествие в гости к Матушке - Природе»
Автор: воспитатель I квалификационной категории Ковалева Мария Петровна
Редактор: воспитатель Ишина Анна Андреевна
Цель: создать условия для формирования у детей среднего дошкольного возраста элементарных представлений о лекарственных растениях.
Задачи:
Публикация «Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию „Путешествие к матушке природе“ для детей среднего возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
1. Продолжать формировать представления детей о природе, обратить внимание на то, что природа – не только источник красоты, но и пользы. Расширить и дополнить представления о травянистых растениях леса, о целебных свойствах лекарственных растений: шиповника, ромашки аптечной, подорожника. Закрепить элементарные представления о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для человека, о правилах сбора растений лесной аптеки.
2. Продолжать совершенствовать диалогическую речь, умение участвовать в беседе, отвечать на вопросы. Пополнять словарный запас детей. Развивать познавательный интерес детей к растениям.
3. Воспитывать бережное, чуткое отношение к окружающей природе, доброжелательность, стремление помочь к ближнему.
Материалы и оборудование: иллюстрации лекарственных растений, фитобар, самовар, чашки, сборы трав, мешочки-саше с травами, куклы-травницы, магнитофон, фонограммы с записью звуков природы, эмблемы защитников природы, куклы-сороки, костюм для игрового персонажа Антошки.
Предварительная работа: рассказы воспитателя о пользе лекарственных растений; рассматривание иллюстраций из пособия «Зелёная аптека», альбомов о целебных травах; использование фитотерапии в оздоровительной работе с детьми, заваривание чая из трав, рисование растений, лепка из пластилина (пластилинография); дидактические игры «Лекарственные растения «Кировской области», разучивание стихотворений о природе, знакомство с Красной книгой, рассматривание трав.
Ход занятия
Воспитатель – Ребята,давайте поиграем в игру «Здравствуйте».
Здравствуйте, - ладошки –хлоп – хлоп.
Здравствуйте, - ножки- топ- топ.
Здравствуйте, щечки- плюх – плюх.
Здравствуйте, губки -чмок –чмок.
Здравствуйте, зубки- щёлк, щелк.
Здравствуйте, гости- Здравствуйте!
Воспитатель- Сегодня, я предлагаю вам совершить путешествие в чудесный дом,в котором дружно растут и никогда не ссорятся большие и маленькие растения, животные и птицы,грибы и ягоды. Как называется этот дом? Послушайте,пожалуйста загадку про этот чудный дом.
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт,
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нём. Дети- Это лес.
Воспитатель - правильно,этот дом называется лес. Я предлагаю отправиться в путешествие пешком,это полезно для здоровья. Возьмитесь за руки, чтобы никто не потерялся.
Мы к лесной полянке вышли,
Поднимайте ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенёчки.
Воспитатель - Вот мы и добрались -Я спрошу сейчас у Матушки- Природы, пустит ли она нас в свой дом.
Здравствуй, Матушка-Природа!
В гости мы к тебе пришли.
Подай знак,что нас ты слышишь,
Ведь ты не хочешь, чтоб мы ушли?
Дети прислушиваются (Звучит фонограмма с записью голосов природы: завывание ветра, шорох веток деревьев,пересвисты птиц,поскрипывание стволов.)
Воспитатель: Тайны своей лесной книги,Матушка-Природа открывает не каждому человеку: только доброму,чуткому, умеющему восхищаться и удивляться. Я всегда знала, что вы именно такие, и поэтому все из вас услышали «Голос природы» .
Главное правило Матушки-Природы: «спокойно разговаривать, иметь зоркие глаза,и чуткое сердце,и тогда каждый из вас не только увидит прекрасную книгу природы, но бережно прикоснувшись к ней сумеет её прочитать»
Лес-это кладовая поистине неисчислимых богатств. Деревья, кустарники,цветы, не только радуют нас своей красотой,но и лечат нас. Лесные растения -это жизнь и здоровье!
Воспитатель: вы никого не встречали в лесу?
Дети:-Нет.
Воспитатель: А может, заметили что- то необычное? Посмотрите, пожалуйста вокруг себя.
Дети:--Нет.
Под музыку входит сорок (девочка подготовительной группы).
Сорока –Я,Сорока –Белобока,все зовут меня «Лесной газетой».По лесу летаю,все новости знаю. На хвосте их разношу,ничего не утаю. Вот,вчера летала, конвертик увидала. Очень ярок и красив,попросила тетушку Ворону письмо в нём прочитать,так как сама ещё не научилась. Вот она мне и рассказала на какую полянку мне лететь и кому отдать мне эту новость. На полянку,где растёт много малины,там в гости к Матушке-Природе пришли детки- ягоды-малинки.
Это вы?
Воспитатель - да, это мы, сладкие малинки. Спасибо тебе за письмо. Из службы доставки нам позвонили, что приносили письмо в детский сад, но видимо нас не застали,и письмо по лесной дороге потеряли.
Воспитатель - (Читает письмо).Ну что,ребята, поможем маме Жени.
А пока Антошка не знает где мы находимся, я хочу спросить у вас.
Воспитатель: Ребята,скажите,пожалуйста, когда вы заболеете,к кому надо обратиться?
Дети:--В поликлинику к врачу;
Дети:--врач послушает и назначит лечение.
Воспитатель: А какое лечение назначает вам врач?
Дети:--лечение таблетками, горчичники;
Дети:--сиропы сладкие, капли в нос, когда насморк;
Дети:--если болит ухо - капли в ухо, прогревание;
Дети:--уколы.
Воспитатель: А где можно приобрести, купить лекарства?
Дети:--в аптеке ;
Дети:--аптека -Это лечебный магазин,где продаются лекарства.
Воспитатель: -Правильно!
Все,что назначает нам врач,продаётся в аптеке Молодцы ребята,но сегодня я вам расскажу,что лекарства можно и не покупать в аптеке, а лечиться лекарствами,которые растут в природе. Эти лекарства приносят человеку большую пользу. Употребление таблеток приводит к развитию многообразных осложнений. Во многих случаях лечение только травами может оказать помощь больному. Нужно только знать где их взять,как правильно с ними обращаться, и для этого вовсе не нужно платить за них деньги. Природа-Матушка даёт нам всё бесплатно, мы только должны бережно, с любовью распоряжаться её дарами,надо только сохранить их и правильно ими пользоваться. Это древнейший, но не устаревший способ лечения. Около половины всех лекарств готовят из растений. Перед нашими зелёными помощниками не устоят и домашние враги –моль,тараканы, муравьи и мыши.
-Ребята,вы слышали: кто-то к нам пришёл –выйду,посмотрю, кто же это (заходит Антошка с перевязанным горлом,кашляет).
Антошка: Здравствуйте, ребята.
Меня зовут Антошка.
Заболел я,друзья, немножко:
Кашель мучает,горло хрипит,
А таблетки я не люблю пить.
Я из больницы прямо к вам.
О вашем методе леченья
Идет хорошая молва.
Вы лечите травами успешно.
Помогите – я буду очень прилежный!
Воспиатель: Ребята,давайте подумаем : как же можно помочь Антошке и его брату Жене? Дети предлагают Антошке выпить чашечку целебного чая из трав.
-Дорогой наш гость Антошка,
Ты чайку попей немножко.
Чай этот лечебный,снимет кашель как рукой,
И горло успокоит настой из трав простой. (Антошка пьет чай) .
Антошка : - Ой, и, правда, легче стало. Прямо какой – то волшебный чай!
- Антошка, чай этот волшебный,потому, что в нем спрятана волшебная целительная сила разных трав и растений.
Антошка : - Ой, как же хочется посмотреть на эти растения!
-Антошка, ты еще не совсем поправился,тебе пока нельзя гулять,давай ты вернешься к нам в группу,отдохнёшь,а мы с ребятами насобираем эти растения и покажем их тебе.
Воспитатель – скажите пожалуйста,какие части растения обладают целебными свойствами?
Дети:--корни и листья;
Дети:--цветки и плоды;
Дети:--кора;
Воспитатель – давайте поближе познакомимся с некоторыми растениями Матушки-Природы. Отгадайте,пожалуйста,загадку :
Я на розу так похож,
Как она,красив,пригож!
А красивые плоды,
Всем пригодны для еды (шиповник) .
Зачем шиповнику иголки?
Дети:--чтобы защищаться от птиц,мышей и медведей ;
Дети:--чтобы больше плодов оставалось для сбора человеку.
Чем полезен для нас шиповник?
Дети:--в его плодах содержится много витамина С ;
Дети:--из плодов делают полезные чаи и компоты ;
Дети:--из семян шиповника делают кофе ;
Дети:--чтобы не болеть простудой, надо заваривать плоды шиповника и пить чай;
Дети:--шиповник чемпион по витамину С;
Дети:--шиповник добавляют в крем для лица,чтобы кожа всегда была молодой.
Как раньше в народе относились к шиповнику?
Дети:--во время цветения,шиповник сравнивают с невестой в подвенечном платье;
Дети:--у многих народов – шиповник священное и любимое растение;
Дети:--из его цветков плели гирлянды для невест, поэтов и героев;
Дети:--у славянских народов шиповник-символ красоты, молодости,любви.
Значит,как можно назвать шиповник?
Дети:--доктором,лекарем ;
Дети:--кладовой витаминов.
Послушайте,пожалуйста,внимательно еще одну загадку : «Тонкий стебель у дорожки,на конце его сережки. На земле лежат листки – маленькие лопушки «. Что же это за растение?
Дети:-- подорожник.
Как еще называют подорожник?
Дети:--попутчик, порезник ;
Дети:-- растет у обочин дорог.
Можно ли подорожник назвать жизнелюбивой, терпеливой травкой и почему?
Дети:-- подорожник, очень терпеливая,беззлобная травка ;
Дети:-- по ней ходят сапогами, «бьют «колесами машины, а он ни на кого не обижается, все терпит.
Но, несмотря на это, подорожник приносит нам огромную пользу. Какую же?
Дети:-- можно промыть листок подорожника и приложить к ушибу или порезу ;
Дети:-- можно спастись от комаров, размять подорожник между пальцами и соком смазать место укуса, кожа не будет чесаться ;
Дети:-- листья подорожника используют при кашле,заваривают чай и делают сиропы.
Как можно сказать про подорожник?
Дети:-- дорожный доктор.
Е. Серова «Маленький доктор». (Максим расскажет стих) .
Кто поранил пятки?
Подходи ребятки.
Подорожник выручит,
Подорожник вылечит :
У него листок – доктор с ноготок.
А сейчас, мы познакомимся с маленьким,ароматным, красивым растением, которое живет на лугу, но очень вам знакомо.
Душистое растение живет здесь на лугу.
Сорвать иль растоптать его никак я не могу,
Его зовут в народе белоголовкой нежной,
Сестрою милосердия оно слывет прилежно.
На вас тепло посмотрят солнечные глазки,
И вы тогда поймете, что оказались в сказке.
- это ромашка аптечная.
Что интересного вы можете рассказать о ромашке?
-ромашковый чай пьют с мёдом и сахаром;
-кто часто умывается настоем ромашки,у того гладкая и нежная кожа;
-делают ингаляции, когда болит горло;
-моют волосы,избавляются от перхоти, волосы становятся шелковистыми, бархатистыми;
-влюблённые гадают на ромашке: любит -не любит;
Помогает ли нам в жизни ромашка, что мы можем сказать про неё?
-ромашка – лесной доктор, очень полезная;
-помогает людям – в России - ромашка символ любви и верности.
Знаете ли вы ещё какие либо растения в лесу,которые приносят пользу людям и являются лесными докторами?
-настоем пижмы «выгоняют» паразитов из кишечника;
-соком из мать – и - мачехи закапывают нос при насморке;
-листьями берёзы лечат больные суставы;
-валерьянку используют для лечения сердца;
-для улучшения аппетита используют полынь горькую;
Ну,а сейчас, мы сделаем маленькую динамическую разминку.
1-я точка-начало надбровных дуг: «В гости к бровкам мы пошли,пальчиками их нашли».
2-я точка-переносица : «Пальчиком нашли мосток,по нему мы скок-поскок»
3-я точка- крылья носа: «Опустились чуть-чуть ниже и на пальчики подышим».
4-я точка -углы нижней челюсти: «Вот мы к шейке прикоснулись и пошире улыбнулись».
5-я точка -мочки ушей: «Надо ушки растереть,что -бы больше не болеть».
6-я точка -ладони: «Ручки надо растереть,чтобы больше не болеть».
7-я точка-спина : «И про спинку не забыть чтобы стройными нам быть».
8 – я – ладонь : «На ладонь скорей нажми,силу ты в нее вотри» .
Заканчивая точечный массаж,дети говорят : «Хотим мы быть веселыми, красивыми, здоровыми. Эти слова – своеобразная установка для них на весь день.
Матушка – Природа не любит шума, поэтому давайте спокойным голосом, словно боясь кого-то разбудить, например кого?
- птички спят;
- деревья отдыхают;
-ветер спит после шумной ночи.
Правильно, вы молодцы, ребята. Прочтите наши любимые стихи о растениях.
1. Путника друг, подорожник, МИША
Скромный, невзрачный цветок,
Ты на порезанный палец
Влажной заплаткою лег.
Путника друг, подорожник,
Многим из нас невдомек,
Что отыскалось лекарство
Тут же на тропке у ног.
2. Все знают меня от мала до велика, АНДРЕЙ
В соцветиях моих тайна сокрыта,
Сорвешь мой цветок, заваришь водою,
И боль твою в горле я успокою.
Живу на лугу, возле речки я,
Узнали меня? Я…ромашка аптечная!
Лечу я людей с великим усердием!
В народе зовут меня сестрой милосердия!
Но грустно, что часто человек меня губит,
Хоть и зовет меня «любит – не любит».
3. Расхвастался шиповник: ДИМА
- Не нужен мне садовник!
Пускай я роза дикая,
Но польза всем великая
От славных ягодок моих –
Ведь витаминов уйма в них!
Воспитатель:: Давайте вспомним пословицы о целительных травах.
1) От простуды и от гриппа,
Лечит лучший доктор липа.
2) Как без муки нельзя испечь хлеба,
Так без зверобоя не вылечить человека.
3) Одна крапива заменяет семерых врачей – говорит народная мудрость.
4) Царь лесных растений – женьшень.
Воспитатель: Как заботиться Природа-Матушка о своих детях-растениях?
- Ветер поет растениям свои песни свободные;
- это наши маленькие друзья;
- сказки им лес говорит;
- растения отдают нам свою силу, бодрость, здоровье;
- дождик водой умывает; ранним утром росой;
- солнышко лучами ласкает.
Воспитатель: Правильно ребята, так они вырастают и набираются сил.
А что нужно знать, чтобы правильно собрать целебные растения для лесной аптеки?
- нельзя рвать растения охапками, повреждать их корни;
- их нельзя собирать в дождливую погоду а утром надо подождать, когда они обсохнут от росы;
- нельзя сушить их на солнце, надо сделать навес-зонтик, или сушить на чердаке, на воздухе, где
хорошая вентиляция;
- правильно их хранить в полотняных мешочках, или в пакетах от чая или кофе;
- корни, плоды сушат в духовках, на батарее;
- нельзя хранить сухие травы в банках, полиэтиленовых пакетах, так как растения теряют целебные свойства:
- нельзя собирать растения вблизи дороги, так как там ездят машины и выпускают ядовитые газы;
-нельзя собирать растения, которые занесены в Красную книгу, так как их очень мало, надо их беречь, охранять;
- для лечения детей следует использовать травы, которые назначает врач;
Воспитатель: – Ребята, нам пора прощаться с Матушкой-Природой. Антошка, нас наверное уже заждался. Давайте встанем в круг, поднимем руки к солнышку. Оно согреет наши ладошки, как будто иголочки дотрагиваются до кончиков пальцев. Давайте скажем волшебные слова: «Небо, солнце, Матушка-Природа! Дайте здоровья мне, моим друзьям и родным». Постоим так немножко, подышим чистым воздухом – сделаем глубокий вдох. И послушаем слова поэта Всеволода Рождественского:
И в зарослях лесных,
В полях и на лугах,
Где все для сердца мило,
Где чистым воздухом так сладостно дышать
Есть в травах и цветах
Целительная сила,
Для всех умеющих
Их тайну разгадать.
Матушка- Природа гостеприимно приняла нас в своем доме, давайте мы на прощание порадуем ее – пообещаем всегда заботиться о ее детях растениях, беречь их.
Ребята, нам пора прощаться с Матушкой-Природой. Антошка, нас, наверное, уже заждался.
Дети произносят обещание:- Растения леса, луга и поля!
Мы вам обещаем друзья,
Хранить и беречь вас
Прилежно мы будем
Потомство зеленое
Мы сбережем!
Воспитатель: Ребята, я думаю, Матушка-Природа услышала вас. До свидания Матушка-Природа! Спасибо. что разрешила нам побывать у тебя в гостях. Мы постараемся выполнять твои правила,беречь тебя.
Вот слышите, как Матушка-Природа прощается с нами. Запись на фонограмме : «Молодцы, ребята! Я думаю,вам очень понравилось у меня в гостях. Меня вы очень порадовали своими знаниями о природе Кировской области! Знаете много о лесных травах, как используют их в народной медицине, умеете беречь мой огромный дом. Я с радостью принимаю вас в отряд своих защитников природы и надеюсь, что вы будете верны своим обещаниям, и всегда будете их выполнять.
-Дети собирают растения в мешочки, чтобы отнести их в группу и показать Антошке.
-А теперь закройте глаза и я произнесу волшебные слова : «Раз, два, три повернись, снова в группе окажись!»
- Вот,мы снова в группе. А где наш больной Антошка?
Антошка : - А я совсем уже и не больной! Помог мне ваш волшебный чай, всегда бы такой пил, чтоб никогда не болеть!Только у меня трав таких нет.
-А мы принесли такие травы, тут и ромашка, и шиповник. Ребята, поделимся с Антошкой с травами, которые нам подарила Матушка – Природа? (Дети дарят Антошке несколько мешочков с травами,Антошка нюхает их.)
АНТОШКА : - Ой, как приятно и ароматно пахнут травы! Вот прийду домой и заварю из трав вкусный и полезный чай. (Обращает внимание на фитобар, в котором стоит самовар с чаем,лежат коробочки с травами и полотняные мешочки, красивые куклы- травницы.)
Антошка : - Ой, как тут красиво! А это что за мешочки такие, и куклы красивые,только без лица.
-Предлагаю детям рассказать о растениях в мешочках и куклах- травницах.
А что еще мы можем сказать про растения, которые находятся в мешочках?
- они охраняют нас от болезней;
- мы вдыхаем их аромат и лечимся.
- охраняют от злых людей, злых духов;
- растения в мешочках – это обереги, их нужно повесить над дверью в доме, чтобы никто не сделал ничего плохого хозяевам дома.
Воспитатель: Для чего изготавливали куклы-травницы?
- Это тоже обереги, они охраняли дом;
- и лечили детей, их клали младенцам в коляски;
- так они дышали травами, с помощью кукол-травниц.
-Предлагаю Антошке еще попить целебного чая.
Антошка: - Ой,как хорошо,я поправился совсем!
-И верно!Чай из трав творит чудеса!
-Богаты лекарствами ваши леса!
-Спасибо,поеду домой и всем расскажу,
- Что вашу лесную аптеку лучшей я нахожу!
Воспитатель :-Окончен приём,и закрыта аптека,
-Но коль заболел и тебе не до смеха,
-Не надо бояться, не надо грустить,
-Спеши поскорей к нам,у нас травами лечись.
Антошка :-Моя мама просила передать вам угощение к вашему целебному чаю -пирог в виде ромашки.
(Дети благодарят Антошку,и Антошка уходит домой, чтобы рассказать маме о целительной силе трав,а мама поскорее вылечила бы Женю и он снова пришел бы в детский сад.
Воспитатель :-наше путешествие по лесной аптеке завершается. Надеюсь,что вы многое узнали о целебный травах, и когда заболеете,будете знать какими травами вам нужно лечиться, и расскажете об этом вашим родителям. Каждая моя травинка,цветочек, листик, корешок,вобрали в себя силы целебные Земли -Матушки, Солнышка Красного. Берите их,заваривайте чай и пейте на здоровье и будьте всегда здоровы. Приходите в гости к нам,в любой день и любой час.
Воспитатель :-ребята, скажите пожалуйста,что самое интересное запомнилось вам во время нашего путешествия?
Ответы детей.
Воспитатель :-какие трудности вы испытали во время нашего путешествия?
Ответы детей.
Воспитатель :-понравилось ли вам рассказывать в присутствие гостей,помогать бабушке-травнице?
Ответы детей.
Воспитатель :-Вы, ребята, чудо, право!
-Постарались вы на славу!
-Молодцы,не скучно с вами!
-Будете профессорами,будущими экологами, защитниками природы.
За то,что вы показали хорошие знания,и готовы идти в старшую группу,я хочу вас наградить медалями, с изображением лесной аптеки. А для всех гостей исполнить песню бабушки-травницы.
Песня бабушки-травницы
Я вам сейчас секрет открою,
Нас малинками зовут.
Вы почаще к нам в гости заходите,
Целебным чаем, я вас угощу.
А может быть секрет открою,
Как лесную аптеку используем мы.
Дети :-Ой,чай,чай из трав,пейте чай- чаёчек.
Чтоб здоровье приносил каждый день-денёчек.
В нашей лесной аптеке,
Нет таблеток и пилюль.
Зато есть травы, травы лесные-
Зверобой,ромашка и лопух.
Приходите, все кто болен,
Я вам травку подберу.
Припев :
От любой болезни, хвори
Травами вас исцелю.
С природой вы, друзья, дружите.
И не болеть вам до ста лет.
Пусть вас БОГ хранит от всех болезней,
И целебный оберег дарим вам мы.
Вместе с детьми : «А жизненным девизом для вас станет :
Врач лечит – природа исцелит «.
Дети раздают гостям мешочки с травами,куклы- травницы. Все они являются оберегами с целебными травами «хмель, зверобой, пустырник,валериана, душица, мелисса и мята», приготовленные совместно с родителями.
Занятие заканчивается,дети делятся своими впечатлениями о путешествии по лесной аптеке с гостями занятия.