Папки-передвижки

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «От Древней Руси до наших времен»

Инна Федорова
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «От Древней Руси до наших времен»

Цель:формирование представлений об истории, духовных и культурных ценностях русского народа.

Задачи:

Воспитательные:

Воспитывать уважение к обычаям и культуре народа, прививать интерес к русскому народному творчеству, развивать у детей национальное самосознание.

Воспитывать нравственно-эмоциональные качества: трудолюбие, терпение и аккуратности.

Развивающие задачи :

Развивать социальные навыки, художественно-эстетические качества, творческую активность, внимание, память, мышление.

Развивать сенсорные и трудовые навыки.

Публикация «Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе „От Древней Руси до наших времен“» размещена в разделах

Совершенствовать мелкую моторику рук, координацию движений.

Активизация словаря.

Образовательные задачи :

Расширять знания о жизни народа на Руси, закреплять знания о народных промыслах, русских обычаях и культуре.

Работа над словарем: славяне, бортничество, мостовая, промысел, гончар, зыбка.

Приемы руководства деятельностью детей :

1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей : упражнение на создание положительного эмоционального взаимодействия, определение проблемы и способов ее решения.

2. Приемы активизации деятельности детей в процессе образовательной деятельности : сюрпризный момент, создание мотивации для деятельности.

3. Приемы организации практической деятельности детей : слайд-шоу, набор различных продуктов, корзина, поднос, «люлька» с младенцем, тазик с водой, заготовки кукол-ангелов, необходимый дополнительный материал для их изготовления

4. Приемы поддержания интереса у детей: часы «с обратным ходом», видеозагадки, проведение народного обряда купания младенца, слушание колыбельной динамическая пауза, музыкальное сопровождение, чередование детской деятельности, продуктивная деятельность.

5. Приемы оценки и самооценки: анализ совместной деятельности, подведение итогов.

Создание среды для организации и проведения образовательной деятельности : часы с «обратным ходом», набор продуктов, корзина, поднос, люлька с младенцем, тазик с водой, монетка, зерно, уголек, заготовки кукол-ангелов.

Виды детской деятельности в образовательной деятельности :

Игровая.

Коммуникативная.

Познавательная

Музыкальная

Планируемые результаты:

Личностные: развитие навыков взаимодействия и сотрудничества, проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со сверстниками, воспитание нравственных качеств, умение понимать поставленную задачу и выполнять ее, умение правильно оценивать свое поведение и поведение других.

Интеллектуальные: развитие навыков познавательной деятельности, развитие общих речевых навыков, творческое мышление.

Физические: способность сосредоточенно действовать в течении 20-25 минут

Критерии оценки деятельности детей в образовательной деятельности :

1. Активность

2. Самостоятельность.

3. Взаимодействие со сверстниками и взрослым.

4. Сопереживание.

5. Эмоциональность

6. Самооценка

7. Способность адекватно оценивать результаты деятельности

План образовательной деятельности

1. Вводная часть:

- проведение упражнения на создание положительного эмоционального фона

-сюрпризный момент- тиканье часов, приглашение совершить экскурс в прошлое, рассаживание на стульях (сопровождение -бой курантов)

2. Основная часть

- видеослайды

- игра «Разложи правильно»

- игра «Из какой росписи узор?»

- народный обряд купания младенца

- слушание колыбельной, укачивание младенца

- изготовление куклы-ангела

3. Заключительная часть:

- анализ совместной деятельности

- подведение итогов

- возвращение

Ход образовательной деятельности

Дети заходят в зал, приветствуют гостей.

В-ль: ребята, я знаю, что у вас сегодня прекрасное настроение и это потому, что мы друг другу пожелали что? Правильно, «доброго утра!». Давайте и нашим гостям пожелаем это.

Дети желают «доброго утра» присутствующим.

В-ль обращает внимание детей на звук – это тикают часы.

В-ль: ребята, это не обычные часы. Их стрелки идут не вперед, а назад. И с их помощью мы можем перенестись в прошлое, узнать много нового и интересного. Хотите? Тогда я предлагаю занять места перед экраном. (Пока дети рассаживаются, звучит бой курантов).

В-ль: Скажите, как называется страна, в которой мы живем? Верно, Россия.

А в древности она носила красивое название – Русь, а народ, наши предки, назывались славяне, русичи.

- Как вы считаете, наш город большой? (ответы детей).

- А много ли народа в нем живет? (ответы детей).

- Давным-давно, когда Русь только зарождалась, города, а точнее поселения, были совсем небольшие, дома были деревянными, народа в них было мало.

- слайд № 1, 2

В-ль: Люди жили дружно, трудились вместе – рыбачили (рыболовство, разводили пчел (бортничество, пахали и засеивали землю (земледелие). Тем самым обеспечивали себя пищей.

-слайд № 3, 4, 5

- Скажите, в настоящее время, что делают люди, если им нужны продукты?

Ответы детей: идут в магазин, на рынок.

- Наверное, и наши предки, древние славяне, тоже ходили в магазин? (ответы детей)

В-ль: Я предлагаю вам игру «Разложи правильно»

Правило: из предлагаемого набора продуктов, дети по очереди берут по одному и раскладывают следующим образом : если они считают, что данный продукт мог быть на столе у древних славян – кладут его в корзину, нет – на поднос.

В конце игры воспитатель вместе с детьми проверяет результаты выполнения задания, по необходимости вносит коррективы, объясняя почему.

В-ль: Шло время, города росли, укреплялись, возводились крепости, которые спасали от набегов врагов. Рубежи, границы древней Руси надежно охраняли воины-богатыри.

- слайд № 6, 7

Внутри города тоже менялись – дома стали каменными, мостовые мостились камнем, досками.

- слайд № 8

В-ль: Появилось много мастеров, люди научились делать из железа и стали оружие, отливать из чугуна пушки, ткать и шить красивую одежду, гончары - делать посуду из глины, также делали посуду, домашнюю утварь из дерева и много других ремесел и промыслов.

- слайд № 9, 10, 11, 12, 13, 14

В-ль: А чтобы посуда, утварь были красивыми, радовали глаз, люди придумали ее расписывать. Вы уже знакомы с видами народной росписи, и я предлагаю вам игру «Отгадай, из какой росписи узор». Если вы ответите правильно, на экране появится изображение предметов, ею расписанных.

Проводится игра, слайд № 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20

В-ль: А каким же был быт славян?

- слайд № 21, 22

Внутри деревянной избы непременно была печь (вопрос «для чего?», ответы детей, большой стол, к потолку была подвешена люлька (зыбка). Кому она предназначалась?

Ответы детей.

Воспитатель приглашает детей подойти к подвешенной люльке, берет из нее «младенца».

Посмотрите, малыш. С давних времен, когда ребенок рождается, родители придумывают ему имя. Давайте и мы придумаем нашему малышу имя, старинное. Вы знаете старинные имена? У нас в группе есть такие имена? (Ответы детей)

Давайте назовем его Егорушкой. Егорушка – хозяин земли. Когда так называли ребенка, хотели, чтобы у него в будущем было много земли, и чтобы он был богат и счастлив.

Я хочу рассказать вам о некоторых народных обычаях, традициях.

Дети подходят к столу, на котором стоит тазик с водой, лежат монетки, уголек и зернышко.

В-ль: Ребята, здесь для Егорушки приготовлены вещи, вы знаете для чего нужны все эти предметы? Ответы детей.

- Эти вещи клали воду, когда купали первый раз малыша.

Сейчас мы будем «купать» младенца, кто-то из вас положит по – одному эти предметы, а я скажу, для чего он нужен.

Воспитатель опускает куклу в тазик, ребенок кладет в воду уголек.

В-ль: Привыкай. Егорушка, к домашнему теплу.

Ребенок кладет монетку.

В-ль: Будь, Егорушка, всегда богат.

Ребенок кладет зернышко.

В-ль: Будь, Егорушка, всегда сыт.

Ну вот, Егорушку мы искупали, а после всегда мамы приговаривали: «На кота-потягушки, а на дитя –подрастушки, с гуся –вся вода, а с дитя- вся худоба» (выполняется с детьми как мини-динамическая пауза).

- А что же делали мамы, чтобы успокоить ребеночка, чтобы он уснул? Правильно, пели ему колыбельные песни. Давайте мы сейчас вместе под колыбельную «убаюкаем» нашего Егорушку.

Дети «укачивают» Егорушку, звучит старинная русская колыбельная.

В-ль: И, конечно же, для деток мастерили кукол. Делали их из ниток, соломы, мешковины. Интересно, что лица у кукол не пририсовывали. Эти куклы были не только игрушками, но и оберегами, т. е. оберегали ребеночка от бед, болезней.

- слайд № 23

Я предлагаю вам изготовить куклу ангелочка, это тоже оберег.

Дети проходят к столам, на которых лежат заготовки, материал, необходимый для работы.

Продуктивная деятельность проходит в сопровождении русской народной мелодии.

- Раздается «тиканье» часов», воспитатель говорит, что часы вернули нас в настоящее, дети рассматривают свои работы, подводится итог занятия.

Публикации по теме:

«Россия — Родина моя». Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе«Россия — Родина моя». Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе Цель: Формировать у детей представление о Родине - России, стране, в которой мы живём, её символах. Задачи: Образовательная: -Познакомить.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Наше здоровье в наших руках» Цель: приобщение детей к здоровому образу жизни. Задачи: Образовательные: Расширить и закрепить знания детей о влияние на здоровье двигательной.

Конспект непосредственной-образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «От колоска до каравая» Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему: «От колоска до каравая».

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Вода. Свойства воды» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 27 общеразвивающего вида Петродворцового района Санкт-Петербурга.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе «Эти удивительные растения» Цель: Дать детям понятие о многообразии и красоте растительного мира. Задачи: 1 познакомить детей с условиями жизни некоторых растений,.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Мы пешеходы»Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Мы пешеходы» Цель:Закреплять знания о правилах дорожной безопасности. Предупреждение детского травматизма. Формирование грамотного поведения рядом с проезжей.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Юные огородники»Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Юные огородники» Цель: познакомить детей с экосистемой огород; закрепить у детей знания об огороде, какие овощи они знают; развивать память, мышление, воображение.

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «День народного единства» Программное содержание: 1. Познакомить детей с историей возникновения праздника «День народного единства». 2. Развивать сообразительность,.

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы по познавательному развитию «Полет в космос» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №6» г. Михайловск Конспект организованной образовательной.

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Чудо-вода» в старшей группе Цель: совершенствование представлений детей о разнообразных свойствах воды. Задачи: -способствовать накоплению у детей конкретных представлений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «От Древней Руси до наших времен»
Опубликовано: 23 сентября 2016 в 12:07
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД