Наталья Мельникова
Конспект образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной группе «История часов»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
городского округа Королёв Московской области
«Гимназия «Российская школа»
141060 г. Королёв Московской области, мкр. Болшево,
ул. Школьная, 19
Тел. факс:8 (495)519-99-31; rus-school@mail.ru
Конспект образовательной деятельности
по ФЭМП
Публикация «Конспект образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной группе „История часов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
на тему «История часов».
Цель: Познакомить детей с разнообразием видов часов, с историей их изобретения, назначением и областями применения.
Задачи:
Образовательные-
- познакомить детей с различными видами часов и историей их появления;
- расширить знания детей об умениях людей ориентироваться во времени с древних времен и по сей день;
- упражнять детей в определении времени по часам с точностью до часа;
- расширять активный словарь детей по теме «Время» : Часы, час, минута, секунда.
Развивающие -
- развивать познавательные способности и познавательную активность детей;
Воспитательные –
- воспитывать у детей любознательность, активность, упорство в достижении цели.
Использование современных образовательных технологий :
- Проблемно-игровая технология
(проблемные ситуации – проблемные вопросы)
- Здоровьесберегающая технология – пальчиковая гимнастика
«Сова»
Оборудование:
- иллюстрации - различные виды часов;
- наглядные пособия, представленные в мини – музее «Часы» : песочные, настенные, настольные, наручные часы различных видов;
- круглые картонные модели часов с часовой и минутной стрелкой;
- рабочие листы с заданиями для самостоятельной деятельности детей.
Предварительная совместная деятельность :
- Дидактические игры и упражнения для знакомства детей с временным отрезком «час»;
- Дидактические игры и упражнения для определения времени по часам с точностью до часа.
- Дидактические игры и упражнения для развития чувства времени с помощью песочных часов (1 минута, 2 минуты, 5 минут,
- Выставка рисунков «Мир часов»
Ход совместной образовательной деятельности:
Дети сидят полукругом перед воспитателем.
Воспитатель загадывает детям загадку:
Нет ног, а ходим,
Рта нет, а скажем:
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать.
- Как вы думаете, что это? Правильно, это часы!
Совместная образовательная деятельность сопровождается демонстрацией различных видов часов и иллюстраций различных видов часов.
- А что такое часы?
Часы - прибор для определения текущего времени суток и измерения продолжительности временных интервалов.
- Как вы думаете, часы существовали всегда? Кто-нибудь знает, как люди раньше определяли время, когда не было часов? (ответы детей)
Давным-давно, когда еще не было часов, люди узнавали время по солнцу. Взошло солнце – пора вставать, темнеет – пора спать.
Но однажды люди заметили, что тени от всех предметов движутся по кругу, становятся длиннее и короче, в зависимости от положения солнца на небе. Так человек придумал солнечные часы - самые древние часы.
Циферблат часов устанавливался на открытое, хорошо освещенное солнцем пространство. Вместо стрелки ставили в серединке стерженёк, который отбрасывал тень. Солнце всходило, и тень от стерженька начинала двигаться вокруг него. Но был у этих часов один недостаток.
- Как вы думаете какой? (ответы детей)
Правильно, часы были всем хороши, но без солнца они не работали.
Тогда люди изобрели водяные часы. Они состояли из двух сосудов, по капелькам вода перетекала из одного сосуда в другой и по тому, сколько вытекло воды, определяли, сколько прошло времени.
- Какой же недостаток, по-вашему, был у них? (ответы детей)
В них нужно было все время подливать воду.
- Из древности к нам пришли и другие часы – песочные часы. Они состояли из 2-х стеклянных сосудов, соединенных вместе, внутри был насыпан песок. Объем песка указывал на определенный промежуток времени. Они сохранились до нашего времени. Эти часы были очень точными, но был и у них недостаток.
- Как вы думаете какой? (ответы детей)
Правильно, их нужно постоянно переворачивать.
Когда-то были и огневые часы. На свечу наносили деления, в нижнее деление втыкали иголку с привязанным грузом. Свеча догорала до иголки, груз падал. Это означало, что прошел определенный промежуток времени.
Безопасны ли были такие часы? (ответы детей)
Свеча может упасть и случится пожар.
Существовали и живые, природные часы. Какие, как вы думаете? (ответы детей)
- Петух – поет с восходом солнца;
- Цветы – часы, бутоны которых раскрываются и закрываются с заходом солнца.
Но все эти часы не точны, или неудобно ими пользоваться.
- И со временем люди изобрели механические часы (в которых используется механизм, затем электрические часы (работают от электричества, электронные часы (на батарейках).
Пальчиковая гимнастика "Часы"
Мышь полезла в первый раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: “Бом!”,
(Один хлопок над головой)
Мышь скатилась кувырком.
(Руки «скатываются» на пол)
Мышь полезла второй раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: “Бом, бом!”
(Два хлопка).
Мышь скатилась кувырком.
Мышь полезла в третий раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: “Бом, бом, бом!”
(Три хлопка).
Мышь скатилась кувырком.
- А вы знаете, как устроены часы?
(Дети отвечают, что часы имеют корпус, часовой механизм, циферблат и стрелки).
- Сколько стрелок может быть у часов?
Как правило - 2 или 3:
- Толстая короткая, которая движется очень медленно и показывает часы.
- Толстая длинная, движется быстрее и показывает минуты.
- Тоненькая длинная, быстробегущая – секундная.
Из секунд складываются минуты, из минут – часы. В минуте 60 секунд, а в часе 60 минут.
Из часов складываются дни, из дней – недели, из неделей – месяцы, из месяцев – год и т. д.
Если минутная стрелка совершает круг вокруг циферблата, то проходит час, короткая при этом передвигается на одну цифру. Между цифрами есть деления, одно деление равно 1 минуте. Когда секундная стрелка проходит круг – минутная передвигается на 1 деление. При перемещении минутной стрелки от одной цифры до другой проходит 5 минут.
(Свой рассказ воспитатель демонстрирует на модели часов).
- А как же называют часы, которые:
Находятся на башне - … башенные
Висят на стене – настенные
Стоят на полу - … напольные
Носят на руке - … наручные
Лежат в кармане - … карманные
Стоят на камине - … каминные
Стоят на столе - …настольные
- А чем же все часы похожи? (они все показывают время, есть цифры).
-А чем отличаются часы друг от друга? (формой, величиной, цветом, местом расположением, разными стрелками по длине).
- Ребята, человек, который делает и ремонтирует часы, называют мастер часов или часовщик. Место, где собирают часы-часовой завод, мастерская по ремонту часов называется – часовая мастерская.
Давайте теперь посмотрим, какие же самые известные, красивые и необычные часы изобрели люди (рассматривание иллюстраций).
- Мы с вами хорошо сегодня постарались, вы много нового и интересного узнали. Расскажите, что же больше всего вас заинтересовало, удивило, что понравилось?
В завершение занятия детям предлагается самостоятельная работа: на листах нарисовать часы, которые им понравились. По окончанию занятия, просмотр рисунков и оформление выставки «Мир часов».