Папки-передвижки

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Такая разная почва»

Светлана Орехова
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Такая разная почва»

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Такая разная почва».

Цель: Дать детям знания о том, что состав и свойства почвы отличаются, в зависимости от особенностей местности, закрепить знания о почве методом опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

- формировать у детей представление о значении почвы в природе; познакомить с составом почвы, с некоторыми ее свойствами.

Публикация «Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе „Такая разная почва“» размещена в разделах

- продолжать упражнять в умении сравнивать, анализировать, делать выводы на основе экспериментальной деятельности;

- развивать познавательную активность, интерес к объектам неживой природы, развивать умение устанавливать взаимосвязь между живой и неживой природой;

- ввести в активный словарь детей слова: черноземная, регион Центрального Черноземья, плодородная, водопроницаемая, перегной;

- формировать коммуникативные навыки, умение работать в парах.

- воспитывать чувство гордости за малую Родину – Белгородчину, любовь к родной земле и России.

Предварительная работа: наблюдение за почвой и песком после дождя; «изготовление» воспитателем почвы из Алушты (с большим количеством песка, глины и камней небольшого размера); просмотр презентации «Почва -это верхний слой земли», заучивание с ребенком стихотворения о почве.

Оборудование и материалы: письмо детей, диск с фотографиями огорода и видами города Алушта, карта России и центрального черноземья; пластиковые тарелки с двумя видами почвы, два пустых пластиковых стаканчика и два с водой, ложечки, салфетки, лупы, воронки, фотографии на ПК с видами города Алушта.

Ход деятельности:

Организационный момент:

Воспитатель: Ребята, я рада приветствовать вас в нашей лаборатории. Чем мы обычно здесь занимаемся? (ответы детей).

Воспитатель: Совершенно верно, это значит, что вы - юные ученые будете узнавать что-то новое и экспериментировать.

Мотивационно - ориентировочный этап:

Уважаемые Ребята, на адрес нашей группы пришла посылка, диск с фотографиями и письмо. Это письмо от детей из города Алушта, который находится в Крыму. (Воспитатель открывает конверт, читает письмо)

«Здравствуйте, ребята из города Белгорода! Пишут вам дети из детского сада города Алушта. Наш город не очень большой, но очень красивый. Он находится в Крыму. Алушта – курортный город, который располагается на берегу Черного моря и его окружают горы. Недавно к нам в детский сад привезли картофель. Он выглядел странно для нас, потому что был покрыт чем – то черным. Наша воспитательница объяснила, что этот картофель покрыт остатками особой почвы – черноземом и привезли его из Белгородской области. У нас почва совсем другая. Чтобы вырастить хороший урожай на огороде, нам приходится удобрять почву, часто и много поливать растения. Может, вы догадаетесь, почему? Высылаем диск с фотографиями нашего города и огорода, образец нашей почвы и ждем для исследований ваш чернозем.

Поисковый этап:

Воспитатель: Какого цвета почва на огороде? Что окружает город Алушту? Чем покрыт пляж и дно моря? (ответы детей). Ну что, поможем ребятам из Алушты? У вас есть предположения, почему им приходится часто и много поливать растения на огороде? (Предположения детей.)

Воспитатель: Давайте вспомним, что нужно растениям для его хорошего роста? (Ответы детей: почва, солнечный свет, воздух, и влага).

Воспитатель: Совершенно верно, растениям нужен свет, воздух, вода, и, конечно же, питание, которое они получают из плодородной почвы. На нашем огороде растения растут в плодородной почве – черноземе. Даже в жаркие летние дни, нам достаточно поливать один раз в день.

Практический этап:

(На столах находятся пластиковые две тарелки с образцами черноземной почвы и почвы, присланной из Алушты, пластиковые стаканы пустые и с водой, пластиковые ложки, лупы, воронки, схемы).

Воспитатель: Уважаемые, юные ученные, предлагаю распределиться по парам и подойти к столам. Что вы видите? (дети перечисляют).

Воспитатель: Совершенно верно. Как вы думаете, чем сейчас вы займетесь? (Ответы детей: изучать, проводить опыты.)

Опыт № 1: «Из чего состоит черноземная почва».

Воспитатель: У вас на тарелках лежат два вида почвы. Сначала необходимо внимательно рассмотреть и изучить нашу черноземную почву. При помощи чего это лучше делать? (ответы детей – с помощью лупы). Какого цвета Белгородский чернозем? Какие частицы вы видите? (дети перечисляют: мелкие камушки, песок, травинки, глина, остатки листьев).

Воспитатель: Правильно, наша почва практически черная. Это из – за большого количества перегноя, который образуется из остатков растений, погибших и насекомых. Именно перегной является «пищей» для растений и делает почву плодородной.

Опыт № 2: «Из чего состоит почва, которую прислали из Алушты».

Воспитатель: Теперь изучим почву, которую прислали дети из города Алушта. Что вы скажете о цвете почвы? Какие частицы вы видите? (Ответы детей).

Воспитатель: Назовите отличия этой почвы от черноземной почвы. (Ответы детей: почва коричневого цвета, в ней много песка, камней и мало перегноя).

Воспитатель: Скажите, ребята, если мало в почве перегноя, какой вывод можно сделать? (Ответы детей: значит в ней мало «пищи» для растений).

Воспитатель: Чтобы быть полностью уверенными в правильности ваших ответов, предлагаю исследовать два вида почв другим способом. Посмотрите, что находится у вас на столе. Как вы думаете, каким способом можно еще обследовать состав почвы? Что нужно сделать? (дети высказывают свои предположения).

Опыт № 3: «Состав черноземной почвы и почвы из Алушты».

Воспитатель: Для проведения опыта вы должны действовать в паре: один ученый проводит опыт с черноземной почвой, другой – с почвой, которую нам прислали. Договоритесь между собой, кто из вас с какой почвой будет действовать (дети решат между собой, с какой почвой они будут работать).

Воспитатель: Набираем 1 ложку почвы и размешиваем ее в стакане с водой и ждем несколько минут результата. (дети выполняют задание).

Воспитатель: Что вы видите? Посмотрите на почву в воде у своих напарников. Обсудите между собой: есть отличия или нет. (Дети сравнивают и обсуждают).

Воспитатель: Кто готов разъяснить, увиденное? (предположительные ответы детей: вода с черноземной почвой имеет оттенок черного цвета, на поверхности плавает много частиц перегноя, на дно осел небольшой осадок из песка и камушков; вода с почтой из Алушты имеет оттенок желтого цвета, на поверхности плавает мало частиц перегноя, на дне много осадка из песка и камушков).

Воспитатель: Как вы считаете, наши исследования с помощью воды подтверждают ваши предположения о разном составе почв (ответы детей). Вот мы и получили ответ, почему ребятам из Алушты приходится удобрять почву. Молодцы, справились с первым заданием. Чтобы продолжить наши исследования, нужно немного отдохнуть.

Физкультминутка.

«Огородница»

Лида вынесла лопатку, (несут воображаемую лопатку)

У крыльца вскопала грядку. («копают»)

И зарыла у крыльца, (приседают)

Семена от огурца. («зарывают»)

Урожая Лида ждет, (встают)

Поливает огород. (наклоны вправо, влево)

Воспитатель: Теперь нам предстоит узнать, почему почва, которую нам прислали, нуждается в частом поливе. Для этого необходимо узнать способность почвы удерживать в себе влагу (воду).

Опыт № 4: «Сравнение впитывания влаги черноземной почвы и почвы из Алушты».

Воспитатель: Для дальнейшего исследования почв, вам снова необходимо работать в паре (дети решат между собой, с какой почвой они будут работать). Воспитатель: Вам нужен пустой пластиковый стаканчик, стаканчик с водой, воронка, пластиковая ложка. В проведении опыта этом поможет таблица. Рассмотрите ее внимательно и расскажите последовательность действий (дети изучают таблицы). (предположительные ответы детей: сначала берем пустой стакан, в него помещаем воронку, затем в воронку кладем почву и выливаем на нее воду из стаканчика).

Воспитатель: Все согласны? Есть другие предположения? Для проведения опыта есть условие: в воронки помещаем одинаковое количество почвы – три ложки. Проверьте, у вас одинаковое количество воды? Это тоже важное условие. (С помощью таблицы дети проводят данный опыт.)

Воспитатель: Определите, через какую почву больше прошло воды? Какая почва больше впитала в себя воду (ответы детей: больше воды вылилось из почвы, которую нам прислали, черноземная почва больше впитывает воду).

Воспитатель: Ребята, как вы можете описать черноземную почву? (Предполагаемые ответы детей: наша почва темного цвета, в ней содержатся мелкие камни, глина, песок, перегной, она, пропускает и хорошо впитывает воду, черноземная почва плодородная).

Воспитатель: Наша страна Россия – обладательница уникального природного богатства – черноземов. Не случайно именно чернозем считается «царем почв». Белгородская область является частью центра Черноземья России. Кроме нашей области, в регион с плодородными землями входят соседние области: Воронежская, Курская, Тамбовская и Липецкая. Это изображено на кате основных черноземных регионов.

В России находится более половины запасов черноземов от всех запасов на земном шаре. Многие страны готовы купить нашу почву за большие деньги, но это запрещено законом. Как вы думаете, почему? (предположительные ответы детей).

Воспитатель: Вы правы, ведь чернозем – это наше богатство. Во Франции, в национальном агрономическом институте, хранится чернозем из нашего Черноземного региона, как образец самой лучшей плодородной почвы. Издавна на Руси люди с уважением относились к земле, называли ее Земелюшкой, Матушкой и Кормилицей. Послушайте стихотворение, которое выучила Катя.

Здесь почва жирная кругом,

Она от жира вся сочится,

Она под золотым лучом

Блестящей влагою искрится.

Посей зерно в закатный час –

Ростки взойдут уж на восходе.

«На хлеб ту землю мажь!» – у нас

По праву говорят в народе.

Попробуй по траве пройти –

Как бархат, светлый луг лоснится.

Какое счастье здесь расти!

Какое счастье здесь родиться!

Воспитатель: Как вы понимаете выражения: «жирная почва», «почва влагою искрится», «на хлеб ту землю мажь»? (дети высказывают свое мнение).

Воспитатель: Ребята, как вы можете описать почву, которую нам прислали дети из Алушты? (Предполагаемые ответы детей: эта почва коричневого цвета, в ней содержится много камней, глины и песка, перегноя мало, она, хорошо пропускает воду, но не впитывает ее).

Воспитатель: Да, возможно, в Алуште не такая плодородная почва, как у нас. Но у них есть свои богатства: много солнечных дней в году, красивые горы, лечебное море и воздух. Ребята, возможно, вы готовы объяснить, почему в почве, которую нам прислали, так много песка и камней? (предположения и ответы детей. Если они затрудняются с ответом, воспитатель обращает внимание детей на фотографию города, окруженного горами, разъяснив, что песок и камни образуются при медленном разрушении гор).

Воспитатель: Уважаемые ученые, изучив два вида почвы, мы должны точно определить, как ответить на вопрос детей из Алушты: «Почему для того, чтобы вырастить хороший урожай на огороде, им приходится удобрять почву, часто и много поливать растения. (предположительные ответы детей: ваша почва не такая плодородная, как чернозем, в ней мало перегноя, много песка и камней. Ваша почва, пропускает, но впитывает воду).

Воспитатель: Предлагаю, во время прогулки собрать в контейнер образец черноземной почвы для изучения детьми из Алушты, а вечером напишем письмо с ответами на их вопросы.

Публикации по теме:

«Такая разная осень». Стихотворения Дизайн счастья Каждый час юной Осени дорог. Очень многое нужно успеть: Сшить роскошных нарядов ворох: Серость будней – в праздник одеть.

Такая разная Швейцария. Два города — Цюрих и Люцерн (фоторепортаж)Такая разная Швейцария. Два города — Цюрих и Люцерн (фоторепортаж) Совсем недавно я рассказывала о Рейнском водопаде, который находится в Швейцарии. Сегодня предлагаю немножко познакомиться с двумя городами.

Информационно-исследовательский проект «Такая разная капуста!» Дружкова М. А. Цель: Создание мотивации у детей подготовительной группы на ЗОЖ с помощью постановки и разрешения проблемы с включением в.

Конспект комплексного познавательного занятия «Такая разная обувь» для детей средней группыКонспект комплексного познавательного занятия «Такая разная обувь» для детей средней группы Цель: уточнить и расширить представления детей о обуви; вызвать желание порадовать маму новым подарком. Задачи: - уточнить и расширить.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Почва» КОНСПЕКТ НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «ПОЧВА» Цель: Ознакомление детей с понятием.

Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Почва»Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Почва» КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «Почва» Образовательная область: Познавательное развитие. Воспитатель.

Осеннее оформление группы детского сада «Такая разная осень!»Осеннее оформление группы детского сада «Такая разная осень!» При оформлении группового помещения к осеннему сезону были поставлены следующие задачи: 1. Улучшение эстетического состояния группы, создание.

Проект «Такая разная одежда» для детей 5–7 лет с ТНРПроект «Такая разная одежда» для детей 5–7 лет с ТНР Тип проекта: краткосрочный. Вид проекта: познавательно - творческий. Участники проекта: дети 5-7 лет с ТНР, воспитатели, специалисты, логопед,.

Проект «Такая разная вода» для дошкольников средней группыПроект «Такая разная вода» для дошкольников средней группы Актуальность В обычной жизни люди редко задумываются о роли воды на нашей планете. Между тем, ничто живое не может появиться, развиться.

Социально-значимый познавательно-исследовательский проект «Такая разная — страна бумажная» в старшей группеСоциально-значимый познавательно-исследовательский проект «Такая разная — страна бумажная» в старшей группе Фотоотчёт о реализации социально-значимого познавательно-исследовательского проекта «Такая разная - страна бумажная» На занятии по продуктивной.

Автор публикации:
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Такая разная почва»
Опубликовано: 10 февраля 2023 в 19:24
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД