Татьяна Андреева
Конспект образовательной деятельности в средней группе «Животные зимой»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности в средней группе Тема : «Животные зимой»
Воспитатель Андреева Т. В.
Интеграция образовательных областей : художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, познавательное развитие и речевое развитие.
Программное содержание:
Публикация «Конспект образовательной деятельности в средней группе „Животные зимой“» размещена в разделах
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
Цель: Формировать представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Закрепить умение рисовать стилизованные образы животных, на основе круглых форм используя разные приёмы и материалы, для создания выразительности рисунка: акварель, восковые карандаши.
Задачи:
Образовательные :
- Учить передавать в рисунке картину зимнего пейзажа. - Конкретизировать и углублять знания детей о жизни обитателей зимнего леса; - Устанавливать связь между особенностями внешнего вида, поведения диких животных в условиях зимнего сезона; - Формировать познавательный интерес и умения разрешать проблемную ситуацию: «а как вы думаете? «что сделать?. - Продолжать формировать умение располагать предметы на всем листе.
Развивающие:
- Развивать активную речь детей; - Развивать зрительное внимание, память; - Совершенствовать словарно-логическое мышление; - Умение составлять рассказ с опорой на зимний пейзаж, сказочных зверей и рассказ воспитателя; - Развивать конструктивизм, творческое мышление, мелкую моторику пальцев.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к разным видам деятельности; - Любовь к природе, животным, стремление помочь им в трудных условиях; - Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Оборудование:
Демонстрационный материал: «письмо-снежинка», кукла «Старичок – лесовичок», круги из цветной бумаги разного размера на каждого ребенка, силуэты животных, деревьев; компьютерная презентация на тему «Животные зимой».
Методы и приемы:
Наглядные: моделирование игровой ситуации с целью постановки проблем и создания мотивации (снежинка – письмо от Зайца).
Словесные: образец воспитателя, вопросы, речевые упражнения.
Практические: коллективная работа по созданию зимнего пейзажа, дидактическая игра «Оживи круг», индивидуальная работа по созданию стилизованного образа животных на основе круга.
Активизация словаря: «мышкует», «петляет», лютый мороз, обгладывает кору.
Здоровьесберегающие технологии: дыхательное упражнение, динамическая пауза, пальчиковая гимнастика.
Предварительная работа:
1. Чтение и пересказ Е. Чарушина «Заяц», сказки А. Черныш «Заяц–хвастун».
2. Беседа «Дикие животные зимой».
3. Отгадывание загадок о животных.
4. Д/игра «Путешествие в зимний лес».
5. Составление рассказа по сюжетным иллюстрациям.
6. Просмотр мультфильма «Смешарики».
7. Рисунки деревьев для создания зимнего пейзажа.
Оформление: слайды, коллаж «Зимний лес»
Образовательные ресурсы :
Ушакова О. С., Струнина Е. М. Программа по развитию речи детей 4 -5 лет
Лыкова И. А Программа «Цветные ладошки» изобразительное творчество детей дошкольного возраста.
Лыкова И. А., Васюкова Н. Е. Интеграция искусств в детском саду. Изодеятельность и детская литература.
Лыкова И. А., Шипунова В. А. Народный календарь «Зима-чародейка»
Соломенникова О. А. Формирование элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. Дыбина О. В. Ребенок и окружающий мир. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»
Ход занятия
1 этап: мотивационно - ориентированный
Ребята, какое время года за окном? А вы любите зиму? (ответы детей) Какая погода? (обращает внимание на большую снежинку, приклеенную с обратной стороны стекла). Ой, а что это за большая снежинка? Да это не просто снежинка. Это письмо. Вот оно. (Показывает детям).
Так… прекрасно… Адрес точный. Наш указан детский сад. Ребята оказывается, чудеса еще не закончились, наверное, это дедушка Мороз постарался. Давайте посмотрим, от кого письмо.
«Здравствуйте, дорогие ребята! Помогите мне. Я не хочу жить в магазине на полке. Решил уйти в настоящий лес. Расскажите мне, как живые звери живут в лесу зимой и как они спасаются от хищных зверей» Ваш зайчик.
- Друзья, поможем зайчику? (ДА)
- Предлагаю отправиться в зимний лес. Садитесь на стулья. Воспитатель обращает внимание детей на лист ватмана с нарисованными снежными холмами. – Ребята, эта поляна похожа на зимний лес? (нет) - Чего здесь не хватает? (деревьев) - А вы хотите мне помочь создать зимний лес? (да) Воспитатель обращает внимание детей на силуэты деревьев (нарисованные ребятами на прошлых занятиях). – Как мы будем создавать зимний лес? (надо приклеить деревья на снежную поляну). Замечательно! Представьте, что мы в лесу. Дует ветер и нам на ладоши падают снежинки. Дыхательное упражнение. Воспитатель раздаёт всем детям кусочек ваты. – Надо подуть на снежинки так, чтобы они летали. Вот летят, кружась, снежинки кружевной плетут узор, На поляны, на тропинки ляжет сказочный ковёр.
2 этап: познавательный
Вот теперь настоящий зимний лес. Садитесь. (Обращает внимание на экран). Презентация «Дом зверей»
слайд №1 Воспитатель читает стихотворение А. С. Пушкина
Вот север тучи нагоняя,
Дохнул, завыл - и вот сама
Идет волшебница зима!
- Ребята, а вы рады приходу зимы? (да) Почему? (ответы детей)
Блеснул мороз. И рады мы проказам матушки зимы!
- Ребята, а как вы думаете, животные и птицы в лесу рады проказам матушки - зимы?
- Хорошо ли им зимуется в лютые морозы, вьюги, снегопады? Ответы детей.
Воспитатель: А теперь давайте поиграем. Встаньте в круг. Повторяйте за мной.
Чистоговорка «Зима» Дети проговаривают вместе с воспитателем. Ма, ма, ма, ма, ма, ма, ма! Наступила зима. Ме, ме, ме, ме, ме, ме, ме! Мы готовы к зиме! Ми, ми, ми, ми, ми, ми, ми! Эй, Мороз, пургу уйми!
Молодцы, ребята! Садитесь. Ой, ребята, а кто это там кряхтит? :
- Здравствуйте детишки
Девчонки и мальчишки.
Рад видеть всех я вас!
Я старичок – лесовичок, вам загадки загадаю. Вы любите отгадывать загадки? (да)
Тогда слушайте: компьютерная презентация «Кто живёт в лесу?»
Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу. В дупле на старом дубе орешки я грызу. (Белка)
Вопросы: Чем питается белка на дереве? (шишками, плодами деревьев) Что ей помогает ловко передвигаться по деревьям? (цепкие лапки) Что защищает её от холода? (мех и пушистый хвост)
2. Следующая загадка: Хитрая плутовка, Рыжая головка, Хвост пушистый – краса, А зовут её ….(лиса)
Вопросы: Чем питается зимой? (ловит мышей - мышкует) Как спасается от врага? (быстро бегает, хвостом заметает следы)
3. Следующая загадка: Маленький, беленький, По лесочку прыг – прыг! По снежочку тык – тык! (заяц)
Вопросы: Чем питается зимой? (грызёт кору деревьев - обгладывает) Что ему в этом помогает? (острые зубы) Как спасается от врагов? (быстро бегает, путает след – петляет) Что ему помогает выдержать холода? (мех)
4. Следующая загадка: Он и смелый, он и быстрый, У него рога ветвисты. Средь заснеженных болот Он лишайник вкусный рвет. (лось)
Вопросы: Чем питается зимой? (ветками деревьев) Как лось защищается от врагов? (сильными копытами и рогами)
Здравствуй, царь-олень лесной! Как ты выживешь зимой?
Буду веточки жевать, мох под снегом добывать, Крепкий наст копытом рыть и врагов рогами бить.
Дидактическое упражнение «Что ты знаешь об этих животных?
Ребята, скажите мне, лиса какая? Например - Лиса хитрая, рыжая и пушистая, заметает следы хвостом.
Заяц, какой? Например - зайка трусливый, белый и пушистый, быстро прыгает, путает следы.
3 этап: Экспериментально-исследовательский
Эксперимент «Маскировка» :
Ребята у зайца нет ни норы, ни гнезда. Он прячется под кустом, а иногда ямку в снегу выкопает – там и ночует. Я вам сейчас покажу опыт, называется маскировка: как заяц прячется среди снега от врагов.
Модель маскировки (показать фигурку зайца то на пестрой, то на белой части модели).
Подводит детей к выводу: маскировочная окраска зайца делает его не заметным, если он находится на фоне, который по цвету совпадает с его окраской. При этом зверек должен быть не подвижным (замереть на месте).
Кто теперь заметит зайку, в белой шубке на снегу? Ну-ка, где он? Угадай-ка? В поле или на лугу?
А теперь ребята, выходите и встаньте в круг. Слушайте внимательно и повторяйте за мной движения.
Динамическая пауза Зайцы скачут скок – скок - скок! Да на беленький снежок. Приседают, слушают, Не идет ли волк. Раз – согнуться, разогнуться. Два – нагнуться, потянуться. Три – в ладоши три хлопка. Головою три кивка,
Молодцы ребята, садитесь. Поиграем с пальчиками. Раз-два, раз-два начинается игра.
4 этап: Практический
Пальчиковая гимнастика «Лесной лекарь». Дятел на суку сидит, («дерево»-локти согнуты, пальцы растопырены) Дятел дерево долбит, («птица долбит дерево»-локти согнуты, ладонь
вертикальна, все пальцы соединены «смотрят» вниз) Лечит дятел старый дуб, (дерево) Добрый дятел дубу люб. («птица летит»- большие пальцы соединены, остальные
раскрыты, имитируют крылья)
Дидактическая игра «Оживи круг» Воспитатель показывает детям вырезанный из бумаги круг и спрашивает: что это? (круг). А вам нравится мультфильм «Смешарики»? (да) На экране слайд «Смешарики».
Чем «смешарики» похожи друг на друга? (Они все круглые). А чем они отличаются друг от друга? (У них разные уши и лапы).
- Вы хотите «оживить круг» и превратить его в какое-нибудь животное? (Да) Воспитатель показывает детям бумажные разноцветные круги и спрашивает: «Какого зверя можно нарисовать из оранжевого круга? (лису и белку). А из коричневого круга? (медведя и лося). Из серого?» (мышку и волка).
После этого воспитатель на примере фигурки зайца показывает, как можно передать не только внешний вид, но и разные движения зверя.
– Ребята, поставьте свой стул к столу и садитесь. У вас на столах бумажные круги разного цвета и размера. Приклейте любой круг на лист бумаги и дорисуйте образ животного. А для этого у вас есть клей карандаш, акварельные краски, кисточка и ватная палочка, баночка с водой, восковые карандаши и фломастеры, салфетки.
Обращает внимание : А вот и наша «сказочная лесная поляна».
Когда вы нарисуете своего зверя, поселите его здесь на сказочной полянке. Им здесь понравится, они будут дружно играть с зайчиком. И ни в какой другой лес нашему зайцу ненужно идти. Детское творчество.
4 этап: Рефлексивно - оценочный:
Вот, ребята, теперь мы знаем, как трудно и опасно зайцу жить в зимнем лесу. На зайца все охотятся и человек, и хищники. Зайцу надо обязательно иметь острые зубы, быстрые ноги и шерсть белой окраски. Наш зайка из магазина совсем не такой. Не сможет он жить в лесу среди диких животных. Не стоит ему идти туда. А вы как думаете? (ответы детей) Давайте ребята, пригласим его к нам в группу на сказочную лесную поляну, будем заботиться о нем, играть с ним и с его лесными друзьями.
Ребята, помогли мы зайцу, который нам прислал письмо? (да) А как помогли? Рассказали мы ему, как опасно жить в настоящем зимнем лесу? (да) Почему опасно? Да еще нарисовали весёлых зверей, друзей для зайчика. Старик-лесовик: Спасибо вам ребята. Молодцы! Зайчик прислал вам в благодарность за помощь подарки. Это маски животных. Вы их раскрасите, вырежете и будете играть. Ребята, мне пора отправляться по своим леcным делам. До свидания, друзья!