Конспект ООД для детей подготовительной логопедической группы «Узоры татарстана»

Светлана Утимишева
Конспект ООД для детей подготовительной логопедической группы «Узоры татарстана»

Цели:

1. Образовательные:

• продолжать знакомить детей с татарскими национальными костюмами и узорам;

• учить детей на силуэтах, составлять узор из элементов татарского орнамента: листочки, тюльпан, веточки;

• познакомить детей с разновидностями татарского орнамента (цветочно-растительный, геометрический, зооморфный) и его особенностям.

• закрепить и обобщить знания детей о государственной символике России (герб, флаг, гимн).

2. Развивающие:

• развивать творческие способности дошкольников, навыки работы с цветом и умение видеть прекрасное;

• развивать чувство цвета, формы и композиции;

• развивать связную речь, память, внимание мышления.

3. Воспитательные:

• побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов, любоваться образцами народно-прикладного творчества;

• формировать чувство гордости за Родину, поддерживать интерес к истории и культуре России и народов, её населяющих;

• воспитание у детей гражданственности, патриотизма, чувство гордости за свой край.

Оборудование:

Иллюстрации, рисунки, альбомы, куклы в национальных костюмах (девочка, магнитофон, диски с татарской национальной музыкой, мультимедийное сопровождение.

Предварительная работа:

Беседы с детьми о малой и большой Родине. Чтение и заучивание стихов о Родине, заучивание пословиц и поговорок. Рассматривание иллюстраций с изображением флага и герба России и Татарстана. Слушание гимна России. Рассматривание кукол в татарских национальных костюмах. Беседа о праздниках.

Рассматривание наборов открыток, иллюстраций книг с изображением достопримечательностей Татарстана. Прослушивание избранных музыкальных произведений Р. Яхина, Н. Жиганова и С. Сайдашева. Рисование простейших узоров татарского орнамента, закрашивание карандашами и акварельными красками.

Дети входят в группу, здороваются с гостями

Дети: Придумано кем-то просто и мудро,

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро доверчивым лицам!

И каждый становиться добрым, доверчивым.

Доброе утро длится до вечера.

и выстраиваются в большой круг.

Воспитатель: Давайте возьмемся за руки, посмотрим на того, кто стоит рядом с нами, и улыбнемся соседям своей самой доброй улыбкой. А теперь закроем глаза; не отпуская рук, вытянем их вперед и соединим в центре круга. Представьте себе, что каждый из вас сейчас теплый солнечный лучик. Вы чувствуете рядом с собой такие же теплые лучики. Откройте глаза. У нас накопилось очень много тепла, и мы готовы поделиться им со всем миром! Потому что все вместе мы — большое яркое солнце! Мы связаны крепкой дружбой, и никакие тучи не смогут нас разъединить. Теперь мы можем опустить руки, но сила и дружба останутся с нами. Как мы с вами дружим, так же дружат все люди в нашей огромной многонациональной стране. Но у каждого человека есть самый любимый, самый родной уголок. Как вы думаете что это? (Ответы детей).

Воспитатель: Правильно, это наша Родина, наш родной город, где вы родились. Родина - это место, где вы живёте, где живут ваши родители, друзья; город, страна, в которой вы живёте.

Слайд 1. Карта России.

Воспитатель:

На карте мира не найдешь,

Тот дом, в котором ты живешь,

И даже улицы родной

Мы не найдем на карте той.

Но мы всегда на ней найдем

Свою страну – наш общий дом.

Словесная игра «Я начну, а вы продолжите» (с мячом)

1. Наша страна называется …

2. Наша страна очень …

3. В ней много …

4. Люди, которые живут в нашей стране, называются…

5. Столица России…

6. Основные символы страны…

Воспитатель: Молодцы. Давайте займём свои места.

Дети садятся на стульчики

- Внимательно посмотрим на герб и флаг России.

Слайд 2. Герб, флаг, кремль.

Слайд 3. Герб.

Дети рассказывают о гербе:

Герб — это эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, документах, денежных знаков.

У России величавой,

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он России дух свободный.

Орел — символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия.

Слайд 4. Флаг.

Флаг. Белый цвет - это цвет мира. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая. Синий цвет - это вера, верность. Народ любит свою страну, верен ей. Красный цвет - это символ силы. Наша страна сильная.

Воспитатель:

А что такое гимн? И что вы знаете о нем? (Ответы детей).

Гимн — торжественная песня, символ государства. Гимн исполняют и слушают стоя.

Слайд 5.

Воспитатель: Наша страна великая сильная и красивая. Но страна - это не только леса, поля, реки и города. Страна - это прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов её населяющих.

Слайд 6.

Живут в России разные народы с давних пор.

Одним – тайга по нраву, другим – степной простор.

У каждого народа язык свой и наряд.

Один - черкеску носит, другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья, другой – оленевод.

Один кумыс готовит, другой – готовит мёд.

Одним милее осень, другим милей весна.

А Родина Россия у нас у всех – одна.

Воспитатель: Люди, каких национальностей живут в нашей стране? (Ответы детей: русские, чуваши, башкиры, чукчи, татары и др.)

Воспитатель: Каждый народ говорит на своём языке, имеет свою историю, культуру, традиции. Но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России. Каждый народ по капле вносит свой вклад в сокровищницу культуры и истории нашего государства. У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы. Но у всех у нас одна Родина – Россия.

Недавно мы с вами побывали в гостях у нашей знакомой девочки татарочки Алсу, которая живёт в республике Татарстан и узнали о татарских традициях и обычаях. Познакомились с гербом и флагом Татарстана.

Слайд 7. Символика Татарстана.

Воспитатель:

Что изображено на гербе Татарстана? (Ответы детей).

Какие цвета на татарском флаге и что они обозначают?

Как называется столица Татарстана?

Воспитатель.

Предлагаю поиграть в игру.

Дидактическая игра: «Россия и Татарстан»

Дети делятся на две команды. Первая команда отбирает иллюстрации, относящиеся к России, вторая к Татарстану.

Воспитатель: Молодцы! Сегодня утром я получила письмо от Алсу, она приглашает нас к себе в гости в Казань. На чём мы можем добраться до Казани?

Дети: (самолётом, поездом, автобусом).

Воспитатель: Молодцы, конечно, мы можем доехать на поезде или автобусе, долететь на самолёте, но предлагаю вам «волшебный» способ. Произносите волшебные слова вместе со мной:

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы хотим в Казань попасть.

Влево, вправо повернись

И в Казани очутись.

(Дети повторяют слова)

Слайд 8. Город Казань.

Воспитатель:

Ребята посмотрите, мы с вами попали в Казань и нас встречает Алсу. (кукла Алсу).

Алсу: Здравствуйте, мои друзья. Исанмесез. Предлагаю отдохнуть с дороги и поиграть в татарскую национальную игру «Тимербай».

Играющие, взявшись за руки, встают в круг. Выбирают водящего – Тимербая. Он становится в центре круга.

Водящий:

Пять детей у Тимербая,

Дружно, весело играют.

В речке быстрой искупались,

Нашалились, наплескались,

Хорошенечко отмылись

И красиво нарядились.

И ни есть, ни пить не стали,

В лес под вечер прибежали,

Друг на друга поглядели,

Сделали вот так!

С последними словами «вот так» водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.

Воспитатель: Алсу приготовила для нас фильм, рассказывающий об одежде, которую носили ее прабабушка и прадедушка.

Слайд 9. Татарский женский национальный костюм состоит из платья, затем одевают камзол или фартук, сапоги - ичиги. Слайд 10.

Слайд 11. Мужской костюм состоит из рубахи, поверх одевается камзол, шаровары- штаны, сапоги-ичеги.

Слайд 12. Женщины одевали калфак, мужчины тюбетейку.

Слайд. 13, 14, 15. Все расшито орнаментом, который включает элементы узора (цветы-тюльпаны, листья, гвоздика, шиповник, тысячелистник) - это цветочно - растительный орнамент. Таким орнаментом украшали концы полотенец, занавески, коврики, покрывала, фартуки, платья, обувь (сапожки-ичиги, валенки, туфли, головные уборы (калфак, тюбетейки, платки).

Каждый элемент в орнаменте имеет своё значение. Например:

Горизонтальные, прямые линии – поверхность земли, волнистые линии – вода, кружок, квадрат, ромб – луна.

Цветок роза – признак красоты и любви.

Шиповник, рябина считались растениями приносящими счастье.

Астры считаются символом долгой жизни.

Тюльпан означает изменение, обновление.

Букет цветов – символ жизненного источника.

Воспитатель: Алсу приглашает нас в Художественную мастерскую, где мы украсим цветочно- растительным орнаментом калфак и тюбетейку.

Дети проходят к столам и выполняют аппликацию из готовых элементов под татарскую мелодию.

Воспитатель: Ребята, молодцы, какие красивые получились поделки. Все очень постарались, у всех работы получились разные и интересные.

Воспитатель: (берет в руки куклу Алсу). Ребята, Алсу благодарит нас за то, что мы приехали к ней в гости. На прощание предлагает поиграть в татарскую национальную игру «Тюбетейка».

Дети под быструю татарскую мелодию одевают на голову тюбетейку и передают ее следующему. На ком музыка остановится - выполняет задание.

Воспитатель: Ребятки, нам пора возвращаться домой. Давайте поблагодарим Алсу за интересный рассказ, за веселые игры и попрощаемся с ней. До свидания! Саубул. (Дети прощаются).

Воспитатель: Что бы вернуться домой надо произнести «волшебные слова»:

Раз, два, три, четыре, пять

Мы хотим домой попасть.

Влево, вправо повернись

И в детсаде очутись.

Дети произносят слова.

Воспитатель: Вот мы и дома. Вам понравилось путешествие? Что вам запомнилось больше всего? (Ответы детей).

Прикреплённые файлы:

k-zanjatiyu-uzory-tatarstana_jm2ep.pptx | 3580,35 Кб | Скачан: 13
 
Публикации по теме:

Конспект ООД для детей подготовительной к школе группы «Ёжик на полянке» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №85 Приморского района Санкт-Петербурга конспект организованной.

Дидактическая игра «Народные узоры» для детей подготовительной группыДидактическая игра «Народные узоры» для детей подготовительной группы Русский народный промысел объединяет в себе огромный пласт культуры. Особенность нашей страны еще и в том, что практически каждый ее уголок,.

Конспект итоговой интегрированной ООД для детей подготовительной группы в форме КВН Цель: Обобщить и систематизировать знания, полученные за год. Программные задачи: Коррекционно-обучающие: • Выявить умение детей производить.

Конспект ООД для детей подготовительной к школе группы (6–7 лет) «Домашние животные» Цель: Расширение и систематизация знаний и представлений детей о домашних животных. Коррекционно-образовательные задачи: закрепить и уточнить.

Конспект ООД по познавательному развитию для детей подготовительной группы «Экскурсия в сквер» Цель: познакомить с разнообразными деревьями, находящимися на участке д/с, изменениями в окраске листьев в осенний период; закрепить знания.

Конспект ООД с использованием пластилинографии для детей старшей логопедической группы «Путешествие в страну Здоровья»Конспект ООД с использованием пластилинографии для детей старшей логопедической группы «Путешествие в страну Здоровья» Программные задачи: Формировать представления детей о том, что здоровье - главная ценность человеческой жизни. Уточнить представления о.

Конспект ООД «Путешествие по городам Татарстана» Конспект ООД Тема: «Путешествие по городам Татарстана». Одинцова Ольга Николаевна (высш. кат) воспитатель МБДОУ «Центр развития ребенка –.

Конспект ООД в подготовительной логопедической группе «Для чего нужны нам правила дорожного движения» задачи: образовательные: научить детей различать и понимать дорожные знаки, предназначенные для пешеходов; сформировать умение ориентироваться.

Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной логопедической группы «Составление рассказа о пчеле» Составление описательного рассказа о пчеле Цели: 1. Образовательная: обучать детей составлению описательного рассказа с опорой на схему;.

Открытое интегрированное занятие в логопедической подготовительной группе «Зима. Зимние узоры» Программное содержание. 1. Закреплять знания детей по лексической теме «Зима»; расширить представления детей о явлениях зимней природы.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Народные промыслы
Автор публикации:
Конспект ООД для детей подготовительной логопедической группы «Узоры татарстана»
Опубликовано: 9 марта 2018 в 01:31
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 июля. День первых в истории автогонок

22 июля 1894 года в 8 часов утра в Париже был дан старт первым в истории автомобильным гонкам. Хотя из 28 автомашин до финиша добралось лишь 17, а наибольшую скорость (целых 22 км/ч) смог развить паровой...

22 июля. День божьих коровок на МААМ

У всех народов мира божьи коровки пользуются большой симпатией и любовью. Этих милых жучков в каждой стране называют похожими именами: во Франции — курочкой Бога, в Сербии— божьей овечкой, в Болгарии —...

Лэпбук «Мир морей и океанов»
Представляю свою новую работу- лэпбук "Мир морей и океанов " Предыдущий мой лэпбук "Экология" был прекрасным помощником в занятиях с детьми, это очень...
Паспорт группового участка
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5» Паспорт прогулочного участка Цель: Улучшение экологического и эстетического...
Мастер-класс по изготовлению картины из пластилина «Летом на лугу»
Картины из пластилина – это целое направление в искусстве лепки из пластилина. У этого направления есть даже свое название – пластилинография. Отличие...