МААМ-картинки

Конспект ОД педагога-психолога по развитию звуковой культуры речи в группах ОНР с использованием кейс-технологий

Надежда Пушкарева
Конспект ОД педагога-психолога по развитию звуковой культуры речи в группах ОНР с использованием кейс-технологий
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект ОД педагога-психолога по развитию звуковой культуры речи в группах ОНР с использованием кейс-технологий

"Волшебные и бранные слова"

Возрастная адресованность: дети логопедической подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи (6-7лет).

Программное содержание:

• Освоение форм речевого этикета, формирование культуры речевого общения;

• Обогащение речи детей словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми;

Публикация «Конспект ОД педагога-психолога по развитию звуковой культуры речи в группах ОНР с использованием кейс-технологий» размещена в разделах

• Знакомство детей со словом «вульгаризм», формирование желания отказаться от грубых и бранных слов в собственной речи;

• Формирование у детей различных способов установления контактов со сверстниками на основе этикетных норм;

• Получение навыка решения проблем, формирование умений оперировать знаниями, выстраивая логические схемы решения проблемы, аргументировать свое мнение.

Материалы: пакет кейс-технологий по формированию норм речевого этикета, пластмассовая сетка клумба, разноцветные прищепки с цветами, прищепки темного цвета с цветами-сорняками, кукла-перчатка «Незнайка», бумажные пальчиковые куклы, сундучок с мелкими вещицами и игрушками.

Ход деятельности

Педагог : Ребята, я спешу с вами поздороваться, и сделаю это

сегодня необычно: на нескольких языках – «хеллоу»,

«гуд монин», «гутен таг», «здравствуйте», «салам

аллейкум». Вы всё поняли? Почему вы не всё поняли?

Какое слово самое знакомое? А мы с вами на каком

языке говорим?

Дети. На русском.

Педагог : Сегодня я хочу познакомить вас с языком, на котором с

вами всякий захочет разговаривать, на котором мы только

и можем понять друг друга. Как вы думаете, что это за

язык? Я вам подскажу – это доброта. Доброта избавляет

нас от одиночества и обид. Добрые люди пользуются

«волшебными» словами, от которых становится теплее и

радостнее. Доброе слово может подбодрить человека в

трудную минуту, рассеять плохое настроение. В народе

говорят: «Добрые слова дороже богатства». А какие

«волшебные» слова знаете вы?

Дети: (перечисляют)

Педагог : Молодцы! Много волшебных слов знаете!

(Воспитатель берет куклу-перчатку «Незнайка». И обращает внимание детей, что сказочный герой чем-то недоволен. Воспитатель пересаживается с куклой от детей в угол, скрещивает руки на груди и хмурится.)

Педагог : Дети, посмотрите, кто к нам пришёл!

Дети: Незнайка!

Педагог : А почему Незнайка молчит? Пришёл, не поздоровался с

нами, ничего не говорит. Что с тобой случилось?

Незнайка: Сегодня я играл с ребятами из другого детского сада и

поссорился с ними.

Педагог : Незнайка, а почему ты поссорился с ними?

Незнайка: Сначала я захотел красивую машину и отобрал её у

мальчика. Потом мне надоело играть с машинкой и я

сломал её. Увидел у девочки красивую куклу и отобрал

её. Надоело с ней играть, стал дёргать девочек за

бантики, а мальчиков за уши. Ребята рассердились на

меня и прогнали из детского сада.

Педагог : Ребята, как вы думаете, почему Незнайку прогнали и

не захотели с ним играть? (Ответы детей.) Да,

Незнайка, оказывается, не умеет быть вежливым,

добрым, отзывчивым. (Обращается к Незнайке) Когда

ты хочешь поиграть игрушкой товарища, что ты будешь

делать, Незнайка?

Незнайка: Я отберу эту игрушку.

Педагог : А что вы будете делать, ребята?

Дети: Мы скажем: «Дай, пожалуйста, поиграть».

Педагог : Незнайка, когда тебя угощают, что ты говоришь?

Незнайка: Ничего, просто возьму и съем!

Педагог : А вы что говорите, ребята?

Дети: Мы говорим: «Спасибо!»

Педагог : А скажите, ребята, а вы слышали грубые слова? Не

повторяйте их. Эти слова называются вульгаризмами –

это слово означает «грубый». А человек, который

произносит эти слова, - вульгарный, грубый. А как вы

думаете, когда человек произносит эти слова?

Дети: Когда не знает, что это плохо. Когда он плохо воспитан.

Педагог : Наша Родина Россия живёт много лет. Вместе с ней

живёт и родной русский язык. Раньше на Руси слово

«брань» означало «войну» (поле брани). Потом о тех,

кто ссорится словами, стали говорить «бранятся», а

грубые слова стали называть бранными, бранью. Если

два человека или несколько бранятся, к чему это

может привести? К брани – драке, войне. Во все

времена на Руси брань считалась грехом, то есть это

было стыдно.

Педагог : Ребята, давайте научим Незнайку «волшебным»

словам. Вам в помощь я прочитаю стихотворение

Д. Смирнова «Букет из слов»

Собираю я букет из слов,

Не было подобного букета.

Он из слов – по духу близнецов:

Не замёрзнет ни зимой, ни летом

«Здравствуйте» мы часто говорим.

Я в букет возьму такое слово!

Нам тепло на свете всюду с ним,

Даже если жжёт зима сурово.

А потом «пожалуйста» возьму.

Это слово открывает двери,

Грубость не позволит никому.

Понимают это даже звери.

В самом центре слово помещу

Самое уютное – «спасибо».

Кто его забудет, не прощу:

Значит, он холодный, словно рыба.

Собирать закончу я букет

Важным пожеланьем и советом:

«Будь здоров» на много-много лет

И не забывай слова букета.

Педагог : Чтобы Незнайка не забыл волшебные слова,

«посадим» красивые, вежливые слова на яркую,

благоуханную клумбу, а плохие, «бранные» слова –

на клумбу сорняков.

Игра - динамическая пауза

«Клумбы из слов»

Дети по кругу берут яркие прищепки с разноцветными цветами называют вежливые слова и цепляют прищепку на пластмассовый кусочек сетки, таким образом, они формируют яркую клумбу вежливых слов. Воспитатель обращает внимание дошкольников на то, что клумба сорняков пока пустая и все ребята постараются не говорить грубых слов, чтобы клумба подольше была пустая, ну а если кто-то совершит ошибку, то обязательно исправится и грубое словечко отправит к сорнякам, прицепив прищепку темного цвета с цветком-сорняком к второму кусочку пластмассовой сетки.

Педагог : Ты всё запомнил, Незнайка?

Незнайка: Я всё понял и запомнил. Теперь я всегда и везде

буду говорить «волшебные» слова с вашей клумбы.

Ведь они такие красивые, и когда их слышат, то все

становятся добрыми и приветливыми. Спасибо вам

друзья за помощь. Мне пора, до новых встреч!

Дети: До свидания, Незнайка!

Педагог : Так, здорово, что нам удалось всё объяснить

Незнайке. А мы с вами, ребята, давайте будем

помнить два правила: Во-первых, никогда не

произносить бранных слов, это не красиво, эти

слова обижают. Во-вторых, если всё же вы

нечаянно обидели кого-то, извинитесь.

Далее воспитатель предлагает ребятам игру малой подвижности. Объясняет правила.

Подвижная игра «Пожалуйста»

В игре используется волшебное слово «пожалуйста». Воспитатель просить исполнить дошкольников определенные команды. Дети их выполняют только тогда, когда взрослый произносит слово «пожалуйста». Если педагог произносит команду без «волшебного слова», то команду выполнять нельзя. Примеры команд: «Попрыгай на одной ножке…; Покружись…; Погладь себя по животу…; Похлопай в ладошки…; Покружись…; Дотронься до…; и т. д.)

Далее воспитатель приглашает детей поиграть с пальчиковыми бумажными куклами.

Педагог : Вежливым и добрым быть не так-то просто, ребята.

Не только Незнайка совершает ошибки, они

случаются и у многих девочек и мальчиков.

Давайте поможем и им ребята?

Дети: Поможем!

Воспитатель ведет беседу с ребятами используя бумажные пальчиковые куклы. После прочтения игровой проблемной ситуации пальчиковые куклы уже используют дошкольники, предлагая решение из неправильной ситуации.

Педагог : зачитывает игровые ситуации, вопросы и задание к ним.

Кейс «Знакомство»

Катя и Лиза прыгают через скакалку. Рядом стоит незнакомая девочка. Ей тоже хочется попрыгать, но она не решается подойти к веселым подругам. Катя и Лиза не замечают девочку. Им хорошо вдвоем.

Вопросы:

Как вы думаете, правильно ли поступили Катя и Лиза?

Что они должны были сделать?

Какие волшебные слова помогут девочкам познакомиться?

Как бы вы поступили на месте Кати и Лизы?

Кейс «Благодарность», «Прощание»

Бабушка гостила у Даши и ее родителей целый месяц. Вот было здорово! Бабушка с Дашей все делали вместе: ходили в зоопарк, пекли пирожки, мастерили поделки. И вот пришло время уезжать. Бабушка поедет поездом домой в другой город. Мама помогает ей собирать чемодан, папа уже вызвал такси, чтобы ехать на вокзал. В комнату вбежала Даша: — Бабушка, уезжаешь? Ну ладно, пока!

Внучка развернулась и убежала в свою комнату.

Вопросы:

Как вы думаете, можно ли назвать Дашу вежливой девочкой? Почему?

Что она сделала неправильно? Как должна была поступить Даша?

Какие формы речевого этикета она могла использовать, чтобы поблагодарить бабушку и попрощаться с ней?

Кейс «Разговор по телефону»

Аня звонит Маше по телефону.

— Маш, привет.

— Это не Маша. Это ее мама.

— А мне Маша нужна.

— Сейчас я ее позову.

— Маш, это ты? Привет. Слушай, принеси мне завтра журнал «Смешарики»!

— Хорошо.

— Ну ладно, пока!

Вопросы и задание:

Можно ли назвать Аню воспитанной девочкой? Почему?

О каких правилах речевого этикета забыла Аня? Какие ошибки допустила?

Предложите свой вариант разговора по телефону. Разыграйте ситуацию.

Кейс «Просьба»

— Пап, привет! Отремонтируешь мне велик, хорошо? — крикнул Сережа, поставил велосипед и опять убежал на улицу.

Вопросы:

Как вы думаете, поможет ли папа Сереже? Почему?

Вежливо ли обратился Сережа к папе? Какие ошибки он допустил?

Как бы вы поступили в данной ситуации? Предложите свои варианты разговора с папой.

Педагог : Ребята, какие вы молодцы! Каждого из вас можно

сегодня похвалить за такие правильные решения.

Каждым из вас можно гордиться.

Вам в награду я каждому дарю маленький секретик,

с которым можно поиграть.

Игра «Секрет»

Из красивого сундучка педагог раздает детям по «секрету» (пуговицу, бусинку, брошку, мелкую игрушку и т. д., кладет «его» в ладошки ребят, а они зажимают его в кулачок. Дальше каждый из ребят ищет способы уговорить друзей показать свой секрет.

Педагог : следит за процессом обмена секретами, помогает наиболее робким детям найти общий язык со всеми участниками игры.

Список использованных источников и литературы:

1. Шимутина Е. Н. Кейс-технологии в учебном процессе // Образовательные технологии. 2009. № 1.

2. Юркова С. Г. Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности в ДОУ // журнал «Справочник старшего воспитателя» 2012. № 2.

3. Яхнин Л. Л. Азбука вежливых слов. Стихи. /Л. Л. Яхнин; - М. : Оникс, 2012.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОД

по развитию звуковой культуры речи с использованием кейс-технологии

«Волшебные и бранные слова»

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»

Цель: формирование навыков речевого этикета

Задачи:

«Социально-коммуникативное развитие»

• Формирование у детей различных способов установления контактов со сверстниками на основе этикетных норм;

• Создание условий для активной деятельности детей, проявлений самостоятельности и инициативности;

«Познавательное развитие»

• Формирование навыка решения проблем, умений оперировать знаниями, выстраивать логические схемы решения, аргументировать свое мнение.

«Речевое развитие»

• Освоение форм речевого этикета, формирование культуры речевого общения;

• Обогащение речи детей словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми;

• Знакомство детей со словом «вульгаризм», формирование желания отказаться от грубых и бранных слов в собственной речи.

Методы и приемы:

практические: решение проблемных ситуаций, приемы активизации самостоятельного мышления детей игра малой подвижности «Пожалуйста»; игра - динамическая пауза «Клумбы из слов», игра «Секрет».

наглядные: показ способов действия; сюрпризный момент

словесные: беседа, занимательные вопросы, рассказ педагога, чтение художественной литературы, вопросы-ответы, объяснение.

Используемые технологии : кейс - технология (или метод анализа конкретных ситуаций).

Материалы и оборудование: пластмассовая сетка клумба, разноцветные прищепки с цветами, прищепки темного цвета с цветами – сорняками, кукла-перчатка «Незнайка», бумажные пальчиковые куклы, сундучок с мелкими вещицами и игрушками.

Публикации по теме:

«Кейс технология». Использование в работе педагога современных образовательных технологий Кейс-технологии в дошкольном образовании. В современном российском образовании начался процесс не на словах, а на деле к субъект-субъектному.

Картотека игр по развитию звуковой культуры речи Картотека игр по развитию звуковой культуры речи (старшая группа) Старшая группа Упражнения на закрепление правильного произношения и дифференциацию.

Конспект ООД по развитию речи в средней группе с использованием технологий «Звуковая культура речи. Звуки [р]-[р’]» Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе с использованием технологий: игровой, сотрудничества,.

Конспект по развитию речи в средней группе с использованием здоровьесберегающих технологий «Здравствуй, лето!» Конспект по развитию речи в средней группе с использованием здоровьесберегающих технологий "Здравствуй, лето!» Цель: Формирование у детей.

Конспект по развитию речи во 2 младшей группе «Какая ты, рыбка?» с использованием мнематических технологий.Конспект по развитию речи во 2 младшей группе «Какая ты, рыбка?» с использованием мнематических технологий. Цели и задачи: 1 расширять представления об особенностях проживания и строения рыб 2 воспитывать интерес к окружающему миру и живой природе.

Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи в старшейКонспект занятия по развитию звуковой культуры речи в старшей Тема: «Путешествие в страну звуков и буквкв»[/b] Цель: Обобщение у дошкольников знаний и умений, полученных на занятиях по обучению грамоте.

Конспект занятия по формированию звуковой культуры речи «Песня воздушного шарика» Конспект НОД по развитию речи в средней группе на тему: Звуковая культура речи «Песня воздушного шарика». Воспитатель: Шигеева Л. В..

Применение «Кейс-технологий» в ДОУ. Технология «Кейс-ситуации-иллюстрации»Применение «Кейс-технологий» в ДОУ. Технология «Кейс-ситуации-иллюстрации» Кейс-метод (стади)-интерактивная техника обучения, использующая описание реальных или вымышленных ситуаций. Под ситуацией (кейсом) понимается.

Воспитание звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста с использованием художественной литературы ТЕМА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ: «ВОСПИТАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ».

Конспект ООД по развитию звуковой культуры речи Цель Создание условий для фонематического. восприятия детей. Задачи : 1. Учить определять позицию звука в слове на слух. 2. Формировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ОД педагога-психолога по развитию звуковой культуры речи в группах ОНР с использованием кейс-технологий
Опубликовано: 29 августа 2017 в 15:37
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект ОД педагога-психолога по развитию звуковой культуры речи в группах ОНР с использованием кейс-технологий» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Пушкарева (УИ 1245758) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД