Нина Кочеткова
Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи в старшей
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Путешествие в страну звуков и букв
кв»[/b]
Цель: Обобщение у дошкольников знаний и умений, полученных на занятиях по обучению грамоте.
Задачи:
-развивать у детей словесно – логическое мышление;
-развивать фонематический слух, артикуляционный аппарат, слуховое восприятие;
-выделять звуки; устанавливать их место в слове;
-Закреплять умение читать слоги и составлять из них
слова.
-Продолжать упражнять детей в определении
количество слогов в словах.
Публикация «Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи в старшей» размещена в разделах
-Развивать логическое мышление, произвольное внимание, интерес к учебной деятельности.
-Воспитывать уверенность, самостоятельность, активность.
Методические приёмы:
игровой- использование сюрпризных моментов.
наглядный — использование карточек, игрушек, интерактивное оборудование «Мимио», ноутбук, проектор, экран.
словесный — вопросы воспитателя, ответы детей, указания, обобщение.
Посмотрите, дети, что за чудесный цветок появился у нас в группе – что это за цветок?
- А кто из вас знает, из какой сказки он к нам попал?
Да, конечно же, из сказки В. Катаева «Цветик - семицветик».
.- Это не простой цветок, а волшебный. В чем заключается волшебство?
- Да, волшебство заключается в том, что если сказать волшебные слова, сорвав лепесток, то исполняются желания девочки Жени.
- В сказке Жене помогала волшебница, а сегодня ей поможем мы. И желания эти будут необычные. Волшебница превратила их в задания, которые помогут нам совершить интересные путешествия по стране «Звуков и букв» Подуем на цветок и скажем вместе: “Раз, два, три, волшебство, скорей приди!”
Вот мы оказались в волшебной стране.
Давайте вспомним волшебные слова, которые говорила Женя:
Лети, лети лепесток
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли
Быть, по-моему, вели.
Вспомните первое желание девочки.
(чтобы баранки были целые)
Чтобы исполнить желание девочки
попробуем составить «цепочку слов»
Цель: упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.
Игровой материал: карточки с предметными картинками (Баранки- иголка – астра - арбуз – зонт – телефон – носорог – гриб – бегемот –
Первое желание Жени исполнилось. Она вернулась домой с баранками.
Давайте поможем Жене, чтобы исполнилось второе желание. А какое было желание?
(разбитая вазочка сделалась целой).
Нужно вспомнить, чем буквы отличаются от звуков?.
(Буквы мы видим, пишем, читаем, а звуки мы слышим и произносим).
- Ребята, на какие две группы делятся все звуки?.
(Гласные и согласные).
- Чем отличаются гласные звуки от согласных?
(Звуки, которые тянутся и поются, когда мы их произносим, воздух проходит свободно, не мешают ни губки, ни зубки, ни язычок, называются гласными.
- Каким цветом обозначаем гласные звуки?. (Красным).
- Какие звуки называются согласными?
(Согласные звуки не поются, не тянутся. Когда мы их произносим, мешают губки зубки и язычок).
- Согласные какими бывают (Звонкими и глухими, твердыми и мягкими).
- Каким цветом обозначаем твердые согласные? (Синим)
- Мягкие согласные? (Зеленым).
Вот и второе желание Жени исполнилось, вазочка целая.
-Каким было третье желание Жени?
Жене очень захотелось побывать на Северном полюсе. Давайте поможем осуществить ее желание. Кого можно встретить на Северном полюсе
(каких животных)
Д/И «Верни гласный звук» (с мячом)
Я кидаю мяч а вы называете гласный звук и вернёте мяч мне)
(Бак, мак, гол, дым, душ, нос, шум, рот, пар, сам, сом….)
А какое четвертое желание было у девочки?
Правильно, ей стало холодно, и она захотела вернуться назад.
Лети, лети лепесток
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли
Быть, по-моему, вели.
Чтобы девочка вернулась назад
Женя вернётся,когда поможете медведям собрать любимые игрушки на звук М,МЬ.
(Дети собирают игрушки в названии которых есть звук (М (МЬ) и определяют позицию звука в слове)
Игрушки со звуком (М) в начале слова, кладут на верхнюю полочку,
---в середине слова – на среднюю полочку,
---в конце слова – на нижнюю полочку.
- Вот и помогли медведю собрать его любимые игрушки. Давайте мы с ним попрощаемся и продолжим наше путешествие. Дружно пойдем по тропинке.
Физминутка.
Спал цветок волшебным сном
Спал он крепко, а потом показался лепесток,
а за ним его дружок,
вот и третий не проспал
и четвёртый не отстал,
вот и пятый лепесток
и раскрылся наш цветок
А какое следующее желание было у девочки?
Женя пожелала, чтобы у нее были все игрушки мира.
Пятое задание. Д/И «Собери бусы». Они перепутались. Надо глазами проследить по ниточке и собрать слова из бусинок. (Показывает карточки с «бусами»)
С О К Д У Ш М А Л
6. В сказке у Жени стало бесчисленное множество игрушек. Что она захотела?
Назовем игрушки ласково и разделим их на слоги: Ведро, Лопата, Кукла, Совок, Коляска, Скакалка, Лейка, Дудка.
Мы справились с заданием.
-Какое было последнее желание девочки?
-Чтобы Мальчик Витя выздоровел.
-Ребята, мы с вами попали в необычную полянку.
(На ковре лежат вырезанные из бумаги «облака».)
- Посмотрите, сколько «облаков на полянке».
- Кто скажет, «облака» какие? Что можем сказать о них? (воздушные, голубые, легкие, кучерявые).
Физминутка.
Каждый из детей встает на облачко, и под музыку В. Шаинского» «летят на облаках»)
(На интерактивной доске появляются картинки леса, речки, детского сада.)
- Что мы видим внизу? (Лес, речку).
- Значит,где мы летим? (Мы летим над лесом, над речкой.)
- А сейчас где пролетаем? (Мы пролетаем над нашим садиком.)
- Значит, возвращаемся в сад.
6. Чтение слогов и составление из слогов слова.
- Ребята, возьмите свои «облака» и прочитайте,что в них написано. (Дети читают слоги и прикрепляют их на фланелеграфе).
РА СА ДА ПА ЛА
ША МА ДЫ
- А сейчас нужно из этих слогов составить слова. (Дети составляют из слогов слова)
Что же Жене помогло? Давайте это слово расшифруем.
1 5 2 4 6 3 7
Д О О Р Т Б А
Молодцы! Скажите, какое желание Жени было самое доброе и полезное?
Как бы вы поступили? А еще на какие добрые поступки можно потратить лепесток?
А теперь нам пора возвращаться.
Скажем: “Раз, два, три, вокруг себя повернись, в группе снова окажись”. Вот мы и в детском саду. Понравилось ли вам путешествие? Что понравилось больше всего?
Вы сегодня все были такие молодцы! Все старались. Вы очень меня порадовали! Всем спасибо за внимание!
9. Итог занятия.
- Ребята, понравилось наше путешествие?. А какие задания вам понравились больше всего?
-Какие задания вам показались трудными?.