Бондаренко Надежда
Конспект ООД по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Знакомство с основами финансовой грамотности»
Цель: формирование основ финансовой культуры дошкольников через основные экономические понятия в процессе игровой деятельности.
Публикация «Конспект ООД по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Образовательные задачи: дать представление о составляющих семейного бюджета и его расходной части,познакомить детей с понятием «потребности человека»; подвести дошкольников к пониманию разумности потребностей; закрепить понятия «семейный бюджет», «доходы», «расходы».
Развивающие задачи: развивать логическое мышление, диалогическую речь, любознательность, внимание.
Воспитательные задачи: воспитывать нравственные качества.
Ход деятельности:
Дети заходят в группу и встают полукругом.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей на занятие. Давайте поздороваемся с гостями.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Теперь я предлагаю вам поздороваться друг с другом.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Нам здороваться не лень
Всем привет и добрый день.
Воспитатель: Прежде чем мы начнем заниматься, давайте построим гору дружбы, соединив наши руки.
Воспитатель протягивает руку, на нее кладет руку ребенок и т. д.
Воспитатель: Посмотрите, какая высокая получилась гора, какая крепкая наша дружба. С такими друзьями любая работа по плечу. А это нам сегодня пригодится.
Воспитатель: Ребята, прежде чем начать наше занятие, давайте с вами вспомним, что же такое экономика и поиграем в игру.
Игра – упражнение: «Всё это экономика» - с мячом.
Правила игры: Воспитатель предлагает детям устно определить, являются ли названные понятия предметом изучения экономики. Отвечает ребенок, получивший мячик от воспитателя.
Профессии – да.
Мяч – нет.
Арбуз – нет.
Цена – да.
Производство – да.
Завод – да.
Стул – нет.
Доход – да.
Фабрика – да.
Кошка – нет …
Расход –да.
Бюджет –да.
Воспитатель: У каждого из вас есть семья. Давайте вспомним, из кого она состоит? (ответы детей). Семья состоит из мамы, папы, бабушки, дедушки и старшего брата. Воспитатель: Каждый из вас живет в доме или квартире, пользуется вещами, готовит пищу. Но для того чтобы иметь все, что нас окружает, как вы думаете, что необходимо иметь?
Но прежде, чем ответить отгадайте пожалуйста загадку
В кошелёк мы их кладём,
С ними в магазин пойдём. (Деньги.)
Дети: деньги.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня в руках деньги. Как называются деньги на синей тарелке? (Монеты.) А в правой руке? (Банкноты.) Рассмотрим их. (Детям раздаются монеты и банкноты. Далее проводится игра «Скажи наоборот».)
Воспитатель: Я называю признак монеты, а вы называете признак банкноты и наоборот.
Монета круглая, а банкнота. (Прямоугольная.)
Банкнота бумажная, а монета. (Металлическая.)
Монета звенит, а банкнота. (Шуршит.)
Монета металлическая, а банкнота. (Бумажная.)
Банкноту можно помять, а монетку. (Нельзя.)
Монету нельзя порвать, а банкноту. (Можно.)
Банкнота в воде мокнет и не тонет, а монетка. (Тонет.)
(Дети проверяют ответы экспериментально.)
Воспитатель: Ребята, подскажите мне пожалуйста, что же такое деньги?
Дети: ответы детей (Это то, на что мы покупаем товары в магазине).
Воспитатель: Правильно, деньги, это такая вещь, которой измеряют стоимость всех товаров. На деньги мы можем что-либо купить, приобрести
Воспитатель: Хорошо. Молодцы. Подскажите пожалуйста, а без денег мы можем прожить?
Дети: Нет
Воспитатель: Для чего нужны вашей семье деньги?
Дети: Деньги нужны семье, чтобы покупать одежду, продукты, игрушки, сладости, лекарство, платить за детский сад.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, деньги на деревьях растут?
Дети: нет.
Воспитатель: Может они падают с неба, как дождь или снег? (Ответы детей.)
Дети: нет.
Воспитатель: Откуда тогда взрослые берут деньги? (Ответы детей.) Правильно, ваши родители ходят на работу, трудятся и получают за это заработную плату, то есть заработанные деньги, которые коротко называют «зарплата». Все деньги, которые получают члены семьи, как называются.
Ответ детей : доходом.
Воспитатель: правильно доходом семьи или семейным бюджетом. Скажите пожалуйста, а что является составляющим семейного дохода?
Ответ детей :
Воспитатель: Ни один человек не может обойтись без того, чтобы не расходовать деньги. То есть всё, что мы тратим, как называется.
Ответ детей : расходом.
Воспитатель: правильно расходом. Скажите, пожалуйста, на что можно потратить деньги?
Ответы детей.
Воспитатель: Я вас приглашаю на весёлую физкультминутку. (Проводится физкультурная пауза «Будем денежки считать».)
Воспитатель: Сейчас с помощью наших пальчиков расскажем, на что мы расходуем деньги. (Проводится пальчиковая гимнастика «Будем деньги считать».)
Раз, два, три, четыре, пять, (Идут пальцы по столу.)
Будем деньги мы считать. (Сжимаем и разжимаем пальцы.)
На первую и вторую монетку заплатим за дом, (Загибаем мизинец и безымянный палец.)
За дом, где с семьёй мы живём.
На третью монетку надо обувь купить, (Загибаем средний пальчик.)
На четвёртую монетку купим есть и пить, (Загибаем указательный пальчик.)
Ну а пятую пока спрячем на дно кошелька! (Спрятать большой палец в кулак.)
Воспитатель: Вот сколько расходов у наших родителей. Поэтому, прежде чем просить у них игрушки, подумайте, есть ли деньги, а может важнее купить хлеб или лекарство.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Что такое расход и доход». (На мольберте выставляются картинки с изображением двух кошельков.) В один кошелёк деньги залетают (доход, из другого – вылетают (расход). (Дети соотносят картинки в соответствии с заданием. Остальные дети пользуются кошельками.)
Мама получила зарплату – … (Доход.)
Бабушка купила лекарство – … (Расход.)
Дедушка выиграл приз – … (Доход.)
Сестра потеряла кошелёк – … (Расход.)
Заплатили за квартиру – … (Расход.)
Мама нашла монетку – … (Доход.)
Бабушка получила пенсию – … (Доход.)
Купили игрушку – … (Расход.)
Продала бабушка картошку - ….(Доход)
Ребята, подумайте, а может расходов быть больше, чем доходов? Посмотрите у вас в кошельках есть деньги?
Итог: значить мы с вами умеем планировать доходы и расходы.
Рисование монеток в технике «Фроттаж».
Воспитатель: Ребята, а теперь я предлагаю вам сделать свои денежки. Для этого мы возьмем монетки, положим на них бумагу и потрем восковым карандашом. Видите, они у нас отпечатались! У нас появятся настоящие деньги, в которые мы будем с вами играть.
Рефлексия
Воспитатель: А теперь, ребята, наше занятие заканчивается. Сегодня вы узнали, что у каждой семьи есть свой бюджет. Деньги не просто берутся в банкомате, их нужно зарабатывать. Мы надеемся, когда вы станете взрослыми, то будете хорошими хозяевами, умеющими планировать свой семейный бюджет.
Понравилось вам занятие?
А что больше всего понравилось?
Какое задание было выполнить легко?
Важно ли тол, что вы сегодня узнали?
Для чего это пригодится в жизни?
Вы сегодня поднялись еще на одну ступеньку по лесенке знаний. До свидания!