Татьяна Панченко
Конспект ОД по обучению грамоте в подготовительной группе с использованием нетрадиционных форм обучения
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе с использованием нетрадиционных форм обучения
Подготовила :
Воспитатель старшей разновозрастной группы
Овсянникова Т. Н.
МБОУ «СОШ с. Орлик Чернянского района Белгородской области»,
детский сад «Золотая рыбка».
Тема: «Лесная школа»
Публикация «Конспект ОД по обучению грамоте в подготовительной группе с использованием нетрадиционных форм обучения» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
Цель. Учить составлять предложения по схеме с применением приема мне-мотехники, продолжать учить выполнять звуковой анализ слов, используя цветные фишки.
Программное содержание : закреплять умение определять количество слогов в слове, подбирать слова с заданным звуком, систематизировать знания детей о гласных и согласных звуках.
Развивать связную речь, фонематический слух. Воспитывать желание гово-рить правильно.
Оборудование: дидактическое пособие «Мнемодорожки, мнемотаблицы», дидактическое пособие «Картинки для звукобуквенного разбора». Карточки-схемы для составления предложений, фишки для звукового анализа, картинки животных, картинка с ребусом, картинки-сапожки – по кол-ву детей, картинка совы, картинки-символы, указка, магниты.
Предварительная работа: игры на развитие связной речи «Живые слова», «Мнемодорожки», слухового внимания «Родственные слова», «Скажи наоборот», составление предложений по схемам, работа над звуковым анализом слов.
Ход занятия.
Организационный момент:
Дети входят в группу.
- Ребята, у нас сегодня гости, и они очень рады видеть вас. Давайте поздороваемся со всеми. Ребята, я предлагаю вам игру «Волшебный колпачок». Пусть каждый из вас назовёт ласковое доброе слово и передаст колпачок товарищу по кругу, а последний передаст мне.
Сюрпризный момент.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, к нам в группу принесли письмо. На нем написано «Детям группы «Пчёлка»». Давайте прочитаем. «Дорогие дети, вы скоро пойдете в школу, поэтому должны много знать и уметь. Я приглашаю вас в свою «Лесную школу», и если вы справитесь с моими заданиями, я буду уверена, что вы готовы к школе!» А вот узнать, кто написал нам письмо, поможет подсказка. (Загадываю детям загадку о сове).
Два огромных страшных глаза
Кругом вертит голова,
Ты её узнаешь сразу,
Коль заухает … (сова).
- Правильно дети, это сова. Но прежде, чем пойти в лесную школу, давайте вспомним правила поведения в школе.
-Не кричать.
-Внимательно слушать учителя.
-Если знаешь ответ, подними руку.
А для того чтобы мы оказались в лесной школе, Сова нам приготовила волшебные сапожки. Они нам помогут пройти по дороге в лесную школу. Вам необходимо посмотреть на сапожек, на котором вы увидите схему, определяющую место звука [с] в слове: (начало, середина и конец). Вы кладёте сапожек на картинку, которая соответствует схеме.
- Вот мы и в лесной школе.
Дети здороваются с Совой и садятся за столы.
В: ребята, Сова приготовила для нас задания.
1. Первым заданием будет работа по мнемодорожкам. У каждого из вас есть дорожка-схема с картинкой. Дети, как вы думаете, что мы должны сделать? Ответы детей. Составить предложение.
А что такое предложение?
Да, дети, предложение - это несколько слов, которые дружат между собой. Скажите, что означает каждая полоска на схеме? Как пишем первое слово в предложении? Что ставим мы в конце предложения? Посмотрите на схемы, которые предложила для вас Сова, сколько слов здесь? Каждому из вас необходимо придумать предложение по своей схеме. А так как сейчас на улице весна, пусть оно будет тематическим, о весне. И помогут в этом подсказки - картинки. Не забываем, что сейчас …. Весна.
При помощи схем дети составляют предложения (метод мнемотехники).
В: молодцы! А сейчас, ребята, посмотрите, какая у меня большая таблица-схема. Здесь не одно, а много предложений, и все они связанны по смыслу. Давайте вспомним их. Дети читают стих о весне.
Звенит звонок.
- Ребята, наступила перемена. Сова говорит, что на переменах нужно разминаться, и я предлагаю вам весеннюю разминку:
Чтобы ровной была спинка, очень нам нужна разминка.
Утром солнышко встает, теплый лучик детям шлет (дети встают, разводят руками).
Здравствуй, солнышко, привет, без тебя нам жизни нет (кружатся вокруг себя, руками показывают лучи).
Землю солнышко пригрело, (разводят вокруг себя руками).
Птичка радостно запела (руками изображают взмах крыльями).
Зажурчали ручейки (ладошки сложить вместе, волнообразными движениями изобразить ручеек).
Зацвели вокруг цветы небывалой красоты (приседают и снова встают, руки поднимают вверх).
Звенит звонок, в лесной школе начинается 2 урок.
2. Ребята, Сова предлагает нам провести игру «Родственные слова».
Мы расскажем Сове, какие слова называются родственными. Сначала мы вспомним, какие слова мы называем родственными. (Это слова с общей одинаковой частью). Я предлагаю вспомнить такие слова и из картинок выбрать те, в которых мы слышим слово снег. А сейчас я прочту тексты, а вы послушаете внимательно и назовёте родственные слова, какие услышали.
Дождь – Весной часто бывает дождь. В дождливые пасмурные дни на улице холодно и сыро. С крыш стекает дождевая вода, а по стеклу бегут маленькие дождинки. Люди в такую погоду одевают плащи и дождевики.
Весна — Весной прилетают из теплых стран птицы. Дует легкий весенний ветерок. Люди одеты по-весеннему легко. У некоторых на носу уже появи-лись веснушки. На прогулке дети встречают весну хороводной игрой «Веснянка».
Солнце — Весной солнышко светит ярче и сильнее греет. От яркого солнца люди спрятали глаза под солнцезащитные очки. Весёлые солнечные зайчики забегали по стене. Солнце печёт, стало жарко. Летом на полях созреют желтые подсолнухи. Из них люди сделают душистое и полезное подсолнечное масло. Дети выполняют задание, называют родственные слова.
В: молодцы!
Звенит звонок.
Перемена (Подвижная игра).
Перемена, перемена, можно прыгать, можно бегать.
Можно просто посидеть, головою повертеть.
Слева друг и справа друг, справа другу поклонись, слева другу улыбнись.
Крепче за руки возьмитесь и по кругу пробегитесь.
Стоп, звонок, пора нам в класс ведь урок у нас сейчас.
3. Следующее задание от Совы: «Помогите расселить животных. У каж-дого из вас трёхэтажный дом и картинки животных. По названию определяем, сколько слогов в слове и заселяем в дом. На первом этаже живут животные, в названии которых один слог, на втором этаже – два слога, а на третьем – три слога. В: молодцы! Ребята, вы расселили животных, а теперь поменяйтесь домиками и проверьте друг у друга. Ребята, животные говорят вам … спасибо. (Предлагается прочитать ребёнку, умеющему читать). Правильно. Звенит звонок. А сейчас мы покажем Сове, как мы играем.
Нам понадобится мяч. Речевая игра «Скажи наоборот».
Много – (мало)
Добро – (зло)
День - (ночь)
Сахар - (соль)
Чисто - … (грязно)
Зима - (лето)
Потолок - (пол)
Узкая -… (широкая) дорога
Длинное - (короткое) платье
Мокрый – (сухой) платок.
Веселая - … (грустная) девочка
Высокий-… (низкий) человек
Смеется - (плачет) ребенок
Лежит - (сидит) собака
Закрыть - … (открыть) книгу
Взлетает - … (садится) самолет
Надевает -… (снимает) сапоги.
4. - Ребята, последнее задание. Просьба от Совы: «Перемешались у меня все фишки. А я, ребята, плохо вижу. Помогите мне, разложите правильно фишки, но для этого вы должны знать, как сделать звуковой анализ слов. Ребята, мы сначала вспомним всё о буквах и звуках. Скажите, чтобы уметь читать, мы должны знать что?. (буквы). В словах живут (буквы, а в буквах (звуки). Какие звуки вы знаете? (гласные и согласные). Чем они отличаются? Кто расскажет всё о согласных звуках? Согласные звуки бывают - твердые и мягкие, звонкие и глухие. А гласные звуки, какими бывают?
- У вас у каждого есть по картинке. Сначала мы вспомним, какого цвета нам понадобятся фишки для звукового анализа слов. (Красные фишки для гласных звуков, синие – твёрдые согласные, зелёные – мягкие согласные).
По желанию, более сильный ребёнок делает анализ слова у доски для показа. Работа детей. Первым, кто сделал анализ, предлагается помочь другим ребятам.
- Дети, я предлагаю вам сделать подарок для Совы. Мы все знаем, какая первая буква в слове Сова. Кто мне назовёт? (эс). У вас есть цветной песок. Тоненькой струйкой песка нарисуйте букву «эс» на салфетке. Дети выполняют задание.
Дети, Сова мне только что сказала, что вы готовы к школе. Значит, нам пора возвращаться в детский сад.
Возьмите друг друга за руки и закрывайте глаза.
Аутотренинг.
Ярко светит солнышко, дует легкий ветерок
Мы идем по лесу тихо, чтобы не вспугнуть лесных жителей.
Легкий ветерок качает деревца. Нам легко и приятно.
Вот мы и вернулись в группу.
Заключительная часть. Итог. – Ребята, вам понравилось в лесной школе? Какое задание вы считаете самым трудным? Какой урок для вас был легким? Давайте вспомним, что мы делали на каждом уроке? Вам помогут вот эти символы в виде картинок совят с табличками, на которых нарисованы подсказки. Ответы детей.
Рефлексия. Детям предлагается выбрать ромашку и приклеить её на полянку. Ромашка большая – я много узнал, мне было интересно, маленькая – мало, неинтересно.
- Дети, для вас подарки от Совы на память. (Конфеты - детский сувенир).