Конспект ООД по ознакомлению с картиной «На Севере диком» И. И. Шишкина. Образовательная область «Речевое развитие»

Алина Шовкунова
Конспект ООД по ознакомлению с картиной «На Севере диком» И. И. Шишкина. Образовательная область «Речевое развитие»

Тема: «Рассказывание по картине «На севере диком»

Цель:

Совершенствовать умение составлять рассказ по картине.

Задачи:

1. Обогащать речь детей существительными и прилагательными.

2. Развивать связную речь, мышление.

3. Использовать в речи разные образные слова и выражения.

4. Совершенствовать умение рассказывать связно, плавно, эмоционально.

5. Воспитывать любовь к природному окружению.

6. Помочь получить эстетическое наслаждение, чувства и переживания.

Методы и приёмы:

Практические – составление рассказа

Наглядные: картина «На Севере диком» И. И. Шишкин

Словесные – рассказы, чтение, беседа

Материал и оборудование: картина «На Севере диком» И. И. Шишкин, музыкальная запись произведения к картине (из к/ф «Гарри Поттер» мультимедиа – проектор.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Предварительная работа: беседа о дружбе и одиночестве, дидактическая игра «Скажи ласковое словечко». Наблюдения за зимними явлениями. Рассматривание картин и иллюстраций о зиме. Чтение и заучивание стихотворения «На Севере диком…» Ю. М. Лермонтов. Слушание музыкальных произведений П. И. Чайковского из альбома «Времена года».

Ход занятия.

Воспитатель: - Ребята, у вас есть друзья? (ответы детей)

О друзьях говорить всегда приятно. Давайте улыбнёмся друг другу и скажем ласковое словечко.

Игра «Назови своего друга ласково»

Дети придумывают ласковые эпитеты:

(Красивенький Денисочка, добренькая Дианочка, беленькая Ксюшенька, умненькая Сашенька, ласковый Вадимочка, и т. д.)

- Молодцы, вы хорошо относитесь друг к другу. А какие слова, сходные по звучанию, можно подобрать к слову «друг»?

(друг – дружба – дружелюбный – дружный – подруга – дружить и т. д.)

Воспитатель:

- Бывает, что у человека нет друзей, и он остаётся один.

- Какие слова можно подобрать к слову «один» (один – одинокая – одинокий – одиночество – одиноко и т. д.)

- Дети, как вы думаете, быть одному хорошо или плохо?

- Верно, не с кем поделиться со своими проблемами, ждать помощи в трудную минуту.

Посмотрите, перед вами репродукция картины И. И. Шишкина «На Севере диком». Вам нравится? Сейчас мы послушаем музыкальное произведение, и я вам предлагаю закрыть глаза и представить, что мы попали в эту картину и почувствовать всю красоту зимней природы.

- Какая музыка прозвучала? (печальная, грустная, тоскливая, задумчивая)

- Какие краски выбрал художник для написания этого пейзажа?

(синие, чёрные, белые, серые, голубые)

- Что изображено на переднем плане?

- Верно, на переднем плане изображена сосна.

- Дети, что вы можете сказать о сосне? Какая она?

(одинокая, печальная, лохматая, грустная, большая, старая)

- Молодцы, ещё можно добавить – величественная, задумчивая, могучая.

- Что изображено на заднем плане?

- Небо.

- Какими словами можно сказать о небе? Какое оно?

(хмурое, тёмное, холодное)

Физминутка «Станем мы деревьями».

Станем мы деревьями сильными, большими. Ноги на ширине плеч

Ноги – это корни, их поставим шире.

Чтоб держали дерево, падать не давали. Ставят один кулак на другой.

Наклоняются, складывают ладони чашечкой

Из глубин подземных воду доставали.

Наше тело – ствол могучий, Проводят ладонями вдоль тела вниз

Он чуть-чуть качается. Покачиваются из стороны в сторону

И своей верхушкой острой Складывают ладони шалашиком

В небо упирается. Поднимают соединённые руки над головой

Наши руки – ветки, крону образуют. Раскрывают ладони, разводят пальцы в стороны, смыкают.

Вместе им не страшно, если ветры дуют. Качают головой. Качают поднятыми руками

Воспитатель:

Поэт М. Ю. Лермонтов написал стихотворение к этой картине. Давайте послушаем, как Саша нам его прочтет.

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна.

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

Воспитатель:

Поэт изобразил заснувшую под пушистым снежным покровом сосну. Такую тихую, могучую, древнюю, мудрую, одинокую. А какая стоит тишина! Слышите? Вся вершина горы покрыта ослепительным белым снегом, и только в тени снег голубоватый и желтоватый. Холодно, морозно. Кажется, что даже воздух застыл.

- Как вы думаете, с каким настроением писал картину художник? (С грустью, тоской, печалью и т. д.)

- Как вы догадались об этом? Какие краски указывают на это? (Тёмно-голубая, чёрная, серая.)

- Какие детали картины говорят о тоске, задумчивости, грусти? (Вечернее холодное небо, хмурые тяжёлые облака и т. д.)

- Что в картине говорит о светлых чувствах, о чистоте? (Снег ослепительной белизны.)

- А что за яркий свет освещает вершину горы и часть сосны? (Лунный свет.)

- Много лет стоит одинокая сосна на горе. За это время у неё были беды, страдания, радости, счастье. Но имела ли возможность сосна рассказать о них кому-нибудь?

- С кем она могла общаться? (С ветром, солнцем, луной, снегом и т. д.)

- Как вы считаете, о чём думает сосна?

- Ребята, рисовать картину можно не только красками, но и словами. Послушайте, какой рассказ составила я.

Примерный рассказ

На вершине горы стоит одинокая сосна. Она грустная, печальная, усталая, красивая. У неё длинный ствол и пушистые ветви. На ветвях – сугробы снега, как белая шуба. По тёмно-голубому вечернему небу плывут хмурые облака. Кругом тишина. Лунный свет ласково освещает вершину сосны, и от этого она становится ещё великолепнее. Сосна тихо дремлет в зимней тиши. И снится ей замечательный сон.

Дети составляют рассказ.

Воспитатель: Молодцы! Хорошие рассказы у вас получились.

Рефлексия.

- Как называется картина, которую мы сегодня рассматривали? («На Севере диком»). Давайте вспомним, что же изображено на этой картине? (Изображена сосна). Я вам приготовила еще одно дерево, (на мольберте прикреплен силуэт дерева) и оно такое же одинокое и ему холодно. Я предлагаю укутать его снежком, но чтобы положить снежинку на веточку вы должны сказать, что вам понравилось на занятии.

Публикации по теме:

«Путешествие в страну книг». Итоговая НОД в областях «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»«Путешествие в страну книг». Итоговая НОД в областях «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» План – программа итогового НОД в областях «Речевое развитие». «Социально - коммуникативное развитие» с детьми средней группы на тему: «Путешествие.

Конспект НОД «Путешествие в страну сказок». Образовательная область «Коммуникация» Тема: «Путешествие в страну сказок». Цель: Закрепление умений передавать характерные черты героев сказки с помощью мимики и жестов. Развитие.

Конспект образовательной деятельности «Как мы помогали Мишке». Образовательная область «Познание». Средний возраст Тема: «Как мы помогали Мишке» Цель: обобщить знания детей о геометрических фигурах, цифрах, количественном и порядковом счете в пределах.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Лепка. Младший возраст Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Дикие животные
  • Дикие животные
Автор публикации:
Конспект ООД по ознакомлению с картиной «На Севере диком» И. И. Шишкина. Образовательная область «Речевое развитие»
Опубликовано: 17 января 2021 в 12:52
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 марта. День рождения Ирины Токмаковой

92 года исполняется со дня рождения замечательной детской сказочницы и поэтессы, переводчицы многих известных зарубежных книжек для детей, – Ирины Петровны Токмаковой. Предлагаем посвятить тематические...

3 марта. Всемирный день чтения вслух

«Чтение – это движение вперед!» — девиз очередного тематического дня, который посвящен чтению, книгам и красивой речи. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы не только почитать детям вслух, но...

Детский мастер-класс по аппликации «Разноцветные тюльпаны для любимой мамы» в младшей...
Детский мастер - класс по аппликации " Разноцветные тюльпаны для любимой мамы" в младшей группе ЦЕЛЬ: - Приготовить своими руками подарок...
Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте
Дошкольное детство - большой ответственный период психического развития ребёнка. По выражению А. Н. Леонтьева, это возраст первоначального становления...
Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Весна идет»
Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Весна идет» Образовательная область «Познание» Направление – «Познавательно-речевое развитие» Интеграция...